Решение №6331/АА Решение по делу от 10 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 060/01/10-522/2020

 

10 декабря 2020 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения оглашена 26 ноября 2020 года.

В полном объеме решение изготовлено 10 декабря 2020 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель комиссии:

<…>

Члены Комиссии:

<…>;

<…>;

<…>.

Рассмотрев материалы дела № 060/01/10-522/2020 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ЭКОПРОМ» пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в создании дискриминационных условий путем заключения договоров на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области без проведения торгов,

в отсутствии представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о дате, времени и месте заседания Комиссии Псковского УФАС России путем направления определения об отложении рассмотрения дела (исх. № 5923/АА от 03.11.2020) в адрес указанных лиц,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России), в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрены обращения ООО «АСПО» от 26.03.2020 № 177 (вх. №264-з от 26.03.2020), от 25.03.2020 № 170 (вх. 300-з от 02.04.2020), от 20.04.2020 № 226 (вх. № 589-п от 07.05.2020), направленные в адрес Псковского УФАС России Главным федеральным инспектором по Псковской области, руководителем приемной Президента Российской Федерации, а также заявление АНО «Коммунальный народный контроль по Псковской области» от 05.02.2020 № 20/01-01/ТКО (вх. № 122-з от 13.02.2020), приобщенное к материалам дела № 060/01/17-157 о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ», выразившихся, в том числе, в заключении договоров на транспортирование твердых коммунальных отходов без проведения торгов.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер, по устранению последствий такого нарушения. Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе и пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении, пункта 8 части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В связи с установлением в действиях ООО «ЭКОПРОМ» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, 26.06.2020 Псковским УФАС России было выдано предупреждение № 2669/АА о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства со сроком исполнения до 07.08.2020.

В установленный срок предупреждение исполнено не было.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

Приказом № 71 от 20.08.2020 в отношении ООО «ЭКОПРОМ» возбуждено дело № 060/01/10-522/2020 о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Псковского УФАС России установлено:

1. Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно части 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» и части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора, в соответствии со ст. 5 Закона об отходах производства и потребления, 06 июня 2018 года Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства с ООО «ЭКОПРОМ» были подписаны Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №1» (далее – Соглашение №1) и «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2» (далее – Соглашение №2).

Указанные соглашения размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестры», «Реестры информации об обращении с твердыми коммунальными отходами» (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/1f351e92-e0b3-4730-a2bc-bc092363d5b0), (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/2c270297-b2b7-4bdd-8015-d2646296c4c1

Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 4 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления).

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 20.12.2018 № 250-тко утверждены для ООО «ЭКОПРОМ» предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области на 2019 год.

Таким образом, ООО «ЭКОПРОМ» приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

2. Доминирующее положение.

В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, создание дискриминационных условий, а также  создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Согласно статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с результатами анализа состояния конкуренции на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, установлено, что ООО «ЭКОПРОМ» является единственным участником указанного рынка на территории Псковской области в Зоне деятельности № 1 и Зоне деятельности № 2.  Доля ООО «ЭКОПРОМ» на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Зоне деятельности № 1 и Зоне деятельности № 2 составляет более 50%.

В связи с чем, положение ООО «ЭКОПРОМ» на рынке услуг регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области в Зоне деятельности регионального оператора № 1 и в Зоне деятельности № 2 в силу действующего законодательства, признано доминирующим, что подтверждено аналитическим отчетом Псковского УФАС России.

3. Нарушение Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» (далее - Постановление № 1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Согласно пунктам 23 и 24 Постановления № 1156 в целях обеспечения транспортирования твердых коммунальных отходов региональный оператор вправе привлекать операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, на основании договора на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов по цене, определенной сторонами такого договора, за исключением случаев, когда цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора формируются по результатам торгов.

По договору на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, обязуется осуществлять транспортирование твердых коммунальных отходов, а региональный оператор обязуется оплачивать такие услуги.

Частью 3 статьи 24.8 Закона об отходах производства и потребления установлено, что Правительство Российской Федерации определяет случаи, при которых цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов, и устанавливает порядок проведения таких торгов, в том числе определяет случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и устанавливает порядок этого согласования.

Постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 «Об утверждении Правил проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» утверждены Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора (далее – Правила № 1133).

В соответствии с пунктом 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором (далее - соглашение с субъектом Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 Правил № 1133 торги проводятся в форме аукциона в электронной форме (далее - аукцион) в порядке, установленном Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), с учетом особенностей, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктами 6, 7 Правил № 1133 аукционы проводятся на электронных площадках, функционирующих в соответствии с Федеральным законом. Организатором аукциона является региональный оператор.

В силу пункта 8 Правил № 1133 организатор аукциона обязан провести аукцион, сформировав лоты в соответствии с пунктом 9 Постановления № 1133. В отношении каждого лота проводится отдельный аукцион.

Согласно пункту 9 Правил № 1133 услуги  по транспортированию твердых коммунальных отходов на определенной территории в зоне деятельности регионального оператора выделяются в отдельный лот. В целях формирования лотов территория, в отношении которой региональный оператор обязан провести аукцион, разбивается не менее чем на 3 лота (территории).

Согласно пункту 10 Правил № 1133 региональный оператор обязан провести аукцион в случаях, установленных:

а) подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, на которых образуется не менее 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора;

б) подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, - в отношении территорий, указанных в документации об отборе при проведении конкурсного отбора регионального оператора и соглашении с субъектом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 13 Правил № 1133 в случае если аукцион, в том числе аукцион, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, признан несостоявшимся по основаниям, указанным в части 4 статьи 71 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 настоящего Федерального закона, организатор аукциона вправе самостоятельно обеспечить транспортирование твердых коммунальных отходов или проводит аукцион повторно.

При этом под самостоятельным обеспечением транспортирования понимается выполнение работ без привлечения третьих лиц с использованием собственной техники и сотрудников. Заключение договора с единственным поставщиком в данном случае будет являться нарушением. Иная трактовка противоречит логике определения подрядчика по результатам проведения конкурентной процедуры, изложенной законодателем в пункте 13 Правил № 1133.

Данная позиция согласуется выводами, изложенными в письме ФАС России от 08.07.2020 № ИА/57450/20.

Таким образом, доводы, приведенные ООО «ЭКОПРОМ» в правовой позиции от 10288/20-РО от 14.09.2020, не соответствуют действующему законодательству.

В соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами Псковской области, утвержденной Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 № 127-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области», а также Соглашением № 1 и Соглашением № 2, в зону деятельности регионального оператора № 1 входят территории 12 муниципальных образований: г.Псков, Псковский район, Гдовский район, Порховский район, Дновский район, Плюсский район, Струго-Красненский район, Островский район, Печорский район, Палкинский район, Пыталовский район, Дедовичский район; в зону деятельности регионального оператора № 2 входят территории 14 муниципальных образований: г. Великие Луки, Великолукский район, Пушкиногорский район, Пустошкинский район, Невельский район, Новоржевский район, Новосокольнический район, Опочецкий район, Красногородский район, Бежаницкий район, Локнянский район, Куньинский район, Усвятский район, Себежский район.

Общий объем образования отходов на территории области составляет 1108591,5 куб. м. по объему и 221718,3 т. по массе в год.

На территории деятельности регионального оператора №1 объем образования отходов составляет 740709,6 куб. м., по массе 148141,92 т., что составляет 67% от общего объема образования отходов (по массе отходов) на территории области. Объем образования отходов на территории г. Пскова составляет 440075 куб. м., по массе 88 015 т., что составляет 59% от общего объема образования отходов (по массе отходов) в зоне деятельности Регионального оператора № 1 (740709,6 куб. м., по массе 148141,92 т.). Кроме того, на территории города Пскова образуется более 50 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся в зоне деятельности регионального оператора № 1.

На территории деятельности регионального оператора № 2 объем образования отходов составляет 367881,9 куб. м., по массе 73576,38 т., что составляет 33% от общего объема образования отходов (по массе отходов) на территории области.

Таким образом, и в зоне деятельности № 1 и в зоне деятельности № 2 образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации, что является основанием для проведения торгов.

Так же, в соответствии с 2.1.3. Соглашения № 1 и Соглашения № 2, региональный оператор в зоне своей деятельности обеспечивает транспортирование ТКО с привлечением операторов по обращению с ТКО цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов.

 

По результатам рассмотрения представленных материалов установлено, что торги по формированию цены на услуги регионального оператора по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов Региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» не проведены по следующим территориям муниципальных образований: г. Псков (условно Запсковье, Завеличье, Центр), Струго-Красненский, Плюсский, Гдовский, Порховский, Дновский, Дедовичский районы в зоне деятельности Регионального оператора № 1; Пушкиногорский, Пустошкинский, Невельский, Новоржевский, Опочецкий, Красногородский, Бежаницкий, Усвятский, Себежский районы в зоне деятельности Регионального оператора № 2.

Региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» без проведения процедуры торгов были заключены следующие договоры:

В зоне деятельности Регионального оператора № 1.

- Договор № 1 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 8 – территории размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов, указанных Приложении № 3 договора, в границах Муниципального образования «Город Псков» Псковской области от 30.12.2019. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА КЗН» сроком на 1 календарный год с 01.01.2020. Планируемый объем образования отходов 146691,67 куб.м. (расторгнут).

- Договор № 1 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 8 – территории размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов, указанных Приложении № 3 договора, в границах Муниципального образования «Город Псков» Псковской области от 28.02.2020. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 10 календарных месяцев с 01.03.2020. Планируемый объем образования отходов 122243,06 куб. м.

- Договор № 2 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 9 – территории размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов, указанных Приложении № 3 договора, в границах Муниципального образования «Город Псков» Псковской области от 30.12.2019. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА КЗН» сроком на 1 календарный год с 01.01.2020. Планируемый объем образования отходов 146691,67 куб.м. Согласно дополнительному соглашению от 28.02.2020 к договору № 2 от 30.12.2019 Стороны пришли к взаимному согласию о расторжении указанного договора с 01.03.2020.

- Договор № 2 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 9 – территории размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов, указанных Приложении № 3 договора, в границах Муниципального образования «Город Псков» Псковской области от 28.02.2020. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 10 календарных месяцев с 01.03.2020. Планируемый объем образования отходов 122243,06 куб. м.

- Договор № 6 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 7 – территории размещения мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов, указанных Приложении № 3 договора, в границах Муниципального образования «Город Псков» Псковской области от 01.04.2020. Заключенный с ООО «ПОЛИГОН 2007» на срок с 01.04.2020 по 30.06.2020 с 01.04.2020. Планируемый объем образования отходов 36672,92 куб. м. за 3 календарных месяца. Согласно дополнительному соглашению от 31.07.2020 к договору № 6 Стороны пришли к взаимному согласию о расторжении указанного договора с 01.08.2020.

- Договор № 7 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 1 – Струго-Красненский муниципальный район, Плюсский муниципальный район и Гдовский муниципальный район от 31.03.2020. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 3 календарных месяца с 01.04.2020. Планируемый объем образования отходов Струго-Красненский муниципальный район – 3525,5 куб. м. в Плюсский муниципальный район – 3631,5 куб. м., Гдовский муниципальный район – 4562,7 куб. м. всего за 3 календарных месяца 11719,7 куб. м.

- Договор № 8 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территория Лота № 2 – Порховский муниципальный район, Дновский муниципальный район и Дедовичский муниципальный район Псковской области от 31.03.2020. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 3 календарных месяца с 01.04.2020. Планируемый объем образования отходов в Муниципальном образовании «Порховский район» - 6911,7 куб. м. в муниципальном образовании «Дновский район» - 5648,25 куб. м. в муниципальном образовании «Дедовичский район» - 7012 куб. м. Всего 19571,95 куб. м. за 3 календарных месяца.

- Договор № 13 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах Территории Лота № 2 – Дедовичский муниципальный район Псковской области от 01.08.2020. Заключенный с Муниципальным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Дедовичского района  сроком на 5 календарных месяцев с 01.08.2020. Планируемый объем образования отходов – 11686,6 куб. м. за 5 календарных месяцев.

В зоне деятельности Регионального оператора № 2.

- Договор № 3 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 3 – в границах Муниципального образования «Невельский район» Псковской области и Муниципального образования «Усвятский район» Псковской области от 30.12.2019. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА КЗН» сроком на 1 календарный год с 01.01.2020. Планируемый объем образования отходов в Муниципальном образовании «Невельский район» - 12842 куб. м. в муниципальном образовании «Усвятский район» - 8293,5 куб. м. (расторгнут).

- Договор № 3 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 3 – в границах Муниципального образования «Невельский район» Псковской области и Муниципального образования «Усвятский район» Псковской области от 28.02.2020. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 10 календарных месяцев с 01.03.2020. Планируемый объем образования отходов в Муниципальном образовании «Невельский район» - 6842 куб. м. в муниципальном образовании «Усвятский район» - 7402,5 куб. м.

- Договор № 4 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 2 – в границах Муниципального образования «Опочецкий район», Муниципального образования «Красногородский район», Муниципального образования «Пустошкинский район», Муниципального образования «Себежский район» Псковской области от 30.12.2019. Заключенный  с ООО «МЕХУБОРКА КЗН» сроком на 1 календарный год с 01.01.2020. Планируемый объем образования отходов Муниципальное образование «Опочецкий район» - 27226 куб. м., Муниципальное образование «Красногородский район» - 7401 куб. м., Муниципальное образование «Пустошкинский район» - 14755 куб. м., Муниципальное образование «Себежский район» Псковской области – 23034 куб. м., а всего по Лоту № 2 – 72416 куб. м. в год. (расторгнут).

- Договор № 4 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 2 – в границах Муниципального образования «Опочецкий район», Муниципального образования «Красногородский район», Муниципального образования «Пустошкинский район», Муниципального образования «Себежский район» Псковской области от 28.02.2020. Заключенный  с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 10 календарных месяцев с 01.03.2020. Планируемый объем образования отходов Муниципальное образование «Опочецкий район» - 23704 куб. м., Муниципальное образование «Красногородский район» - 6081 куб. м., Муниципальное образование «Пустошкинский район» - 12468 куб. м., Муниципальное образование «Себежский район» Псковской области – 18468 куб. м., а всего по Лоту № 2 – 61099 куб. м. за 10 календарных месяцев. Согласно дополнительному соглашению от 31.07.2020 к договору № 4 от 28.02.2020 настоящий договор расторгнут в части оказания услуг по транспортированию ТКО на территории Себежского муниципального района и Пустошкинского муниципального района.

- Договор № 5 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 1 – в границах Муниципального образования «Пушкиногорский район» Псковской области, Муниципального образования «Новоржевский район» Псковской области, Муниципального образования «Бежаницкий район Псковской области от 30.12.2019. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА КЗН» сроком на 1 календарный год с 01.01.2020. Планируемый объем образования отходов Муниципальное образование «Пушкиногорский район» - 10695,4 куб. м., Муниципальное образование «Новоржевскийрайон» Псковской области - 6365 куб. м., Муниципальное образование «Бежаницкий район» - 16476 куб. м3., а всего по Лоту № 1 – 33536,4 куб. м. в год (расторгнут).

- Договор № 5 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 1 – в границах Муниципального образования «Пушкиногорский район» Псковской области, Муниципального образования «Новоржевский район» Псковской области, Муниципального образования «Бежаницкий район Псковской области от 28.02.2020. Заключенный с ООО «МЕХУБОРКА ПСКОВ» сроком на 10 календарных месяцев с 01.03.2020. Планируемый объем образования отходов Муниципальное образование «Пушкиногорский район» - 8555,4 куб. м., Муниципальное образование «Новоржевскийрайон» Псковской области – 5408,5 куб. м., Муниципальное образование «Бежаницкий район» - 14917,7 куб. м., а всего по Лоту № 1 – 28881,56 куб. м. за 10 календарных месяцев. Дополнительным соглашением к договору № 5 с 01.08.2020 настоящий договор расторгнут в части оказания услуг по транспортированию ТКО на территории Муниципального образования «Бежаницкий район».

- Договор № 14 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 2 - в границах Муниципального образования «Себежский район» Псковской области от 01.08.2020. Заключенный с Муниципальным унитарным предприятием «Райводоканал» Себежского района  сроком на 5 календарных месяцев с 01.08.2020. Планируемый объем образования отходов - 9234 куб. м. за 5 календарных месяцев.

- Договор № 12 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 2 - в границах Муниципального образования «Пустошкинский район» Псковской области от 01.08.2020. Заключенный с Муниципальным унитарным предприятием Пустошкинского района «Городское коммунальное хозяйство» сроком на 5 календарных месяцев с 01.08.2020. Планируемый объем образования отходов - 6423 куб. м. за 5 календарных месяцев.

- Договор № 11 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 1 - в границах Муниципального образования «Бежаницкий район» Псковской области от 01.08.2020. Заключенный с ООО «Комфорт» сроком на 5 календарных месяцев с 01.08.2020. Планируемый объем образования отходов – 7458,85 куб. м. за 5 календарных месяцев.

- Договор № 10 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 3 - в границах Муниципального образования «Невельский район» Псковской области от 01.07.2020. Заключенный с ИП Тузов Анатолий Валерьевич сроком на 6 календарных месяцев с 01.07.2020. Планируемый объем образования отходов – 6420 куб. м. за 6 календарных месяцев.

- Договор № 9 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области в пределах территории Лота № 3 - в границах Муниципального образования «Усвятский район» Псковской области от 01.07.2020. Заключенный с ИП Жуковский Александр Николаевич сроком на 6 календарных месяцев с 01.07.2020. Планируемый объем образования отходов – 4146,75 куб. м. за 6 календарных месяцев.

Также из материалов следует, что с 01.08.2020 Региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» было принято решение самостоятельно без привлечения третьих лиц обеспечивать транспортирование твердых коммунальных отходов на территории в границах муниципального образования «Город Псков» в пределах границ лота № 7, а также Струго-Красненского, Плюсского, Гдовского, Порховского, Дновского и Дедолвичского муниципальных районов Псковской области.

Рынок транспортировки твёрдых коммунальных отходов является взаимосвязанным с рынком по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Занятие ООО «ЭКОПРОМ» доминирующего положения на рынке по обращению с твёрдыми коммунальными отходами приводит (может привести) к негативным последствиям на связанном рынке по транспортированию твёрдых коммунальных отходов.

По результатам проведенного анализа[1], на территории Псковской области в 2019 году на данный вид деятельности имели лицензии 51 организация. Среди хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, наиболее распространенными являются организации частной формы собственности. Так, субъекты в форме обществ различных типов (всего 27 из 51) составляют 53 % от общего числа хозяйствующих субъектов. Второй по распространенности группой являются хозяйствующие субъекты с государственным и муниципальным участием (19 из 51) и составляют 37 % от общего числа хозяйствующих субъектов.

\s Фактически осуществляли деятельность по сбору и транспортированию ТКО в 2017-2018 годах 30 хозяйствующих субъектов, в 2019 году 17 хозяйствующих субъектов, что на 44% меньше чем в 2017-2018 годах.

По результатам проведенных анализа торгов и заключенных договоров в 2020 году установлено, что осуществляют деятельность по транспортированию ТКО 14 хозяйствующих субъектов, что на 18% меньше чем в 2019 году.

С 2019 года наблюдается значительное снижение числа хозяйствующих субъектов на рынке транспортирования ТКО.

По результатам анализа заключенных договоров между региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» и организациями по транспортированию ТКО в зоне деятельности Регионального оператора № 1 установлено, что ООО «ЭКОКОНТИНЕНТ» занимает 60% рынка транспортирования ТКО, ООО «МЕХУБОРКА КЗН» занимает 40% рынка транспортирования ТКО.

Доля ТКО по массе отходов, договоры на транспортировку которых:

- заключены в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 - 19,8%;

- заключены по решению РО в рамках гражданско-правовых отношений - 39,6%;

- заключены без проведения торгов в связи с признанием торгов несостоявшимися (допущен к участию на торгах 1 претендент) - 40,58%.

По результатам анализа заключенных договоров между региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» и организациями по транспортированию ТКО в зоне деятельности Регионального оператора № 1 установлено, что ООО «ЭКОТРАНС» занимает 65% рынка транспортирования ТКО, ООО «МЕХУБОРКА КЗН» занимает 35% рынка транспортирования ТКО.

Доля ТКО по массе отходов, договоры на транспортировку которых:

- заключены в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства РФ от 03.11.2016 № 1133 - 19,3%;

- заключены по решению РО в рамках гражданско-правовых отношений – 34,5%;

- заключены без проведения торгов в связи с признанием торгов несостоявшимися (допущен к участию на торгах 1 претендент) - 46,05%.

Таким образом, указанные договоры были заключены в нарушение пункта 3 Правил № 1133, а цена указанных договоров на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области, в нарушение с требований законодательства, не определена на торгах. Само непроведение торгов, проведение которых является обязательным в силу действующего законодательства, ограничивает конкуренцию на рынке по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены потенциальные желающие по оказанию данных услуг по оптимальной цене, доступ которых к соответствующему товарному рынку закрыт. (Данная позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 № 14686/10; Постановлении Президиума ВАС РФ № 8799/11 от 29.11.2011; Определении Верховного Суда РФ от 24.07.2017 № 309-КГ17-8796).

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Отказ ООО «ЭКОПРОМ» от проведения обязательных торгов для формирования цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов, а также решение о самостоятельном обеспечении транспортирования твердых коммунальных отходов, создаёт преимущественные условия доступа ООО «ЭКОПРОМ» на рынок по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в зоне деятельности № 1 и зоне деятельности № 2.

ООО «ЭКОПРОМ», в силу своего статуса регионального оператора занимающее доминирующее положение на рынке оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в границах зон деятельности, не проводя аукционы, злоупотребляет своим доминирующим положением, что приводит и может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на связанном товарном рынке – оказания услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов, поскольку создает для хозяйствующих субъектов, работающих на данном товарном рынке, дискриминационные условия доступа и осуществления хозяйственной деятельности на рассматриваемом товарном рынке.

Данный вывод подтверждается ответами хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортированию твёрдых коммунальных отходов: МП Новоржевского района «Энергоресурс» (письмо от 25.09.20 № 236), ООО «АСПО» (письмо от 24.09.2020 № 459), ООО «ЭКОТРАНС» (письмо от 23.09.2020 № 441), ООО «Полигон 2007» (письмо от 21.09.2020 № 91), ООО «Мехуборка Псков» (письмо от 21.09.2020 № 89), МУП «Горкомхоз» Пустошкинского района (письмо от 21.089.2020 № 144), МУП «Коммунсервис» Опочецкого района (письмо от 21.09.2020 № 259), ООО «ЭКОКОНТИНЕНТ» (письмо вх. № 2239-р от 22.09.2020), из которых следует, что в случае, если бы региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» проводились торги для формирования цены на услуги по транспортированию твёрдых коммунальных отходов в зоне деятельности № 1 и зоне деятельности № 2, они приняли бы участие в данных торгах.

Кроме того, рассматриваемые действия ООО «ЭКОПРОМ» могут также привести к таким негативным последствиям, как ущемление интересов неопределенного круга потребителей его услуг, поскольку расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов в силу положений Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2016 № 1638/16, включаются в единый тариф регионального оператора.  При этом при определении расчетных значений расходов на транспортирование ТКО, учитываемых при установлении единых тарифов, орган регулирования учёл собственные расходы регионального оператора на транспортирование ТКО, которые, возможно, выше тех значений расходов на транспортирование ТКО по ценам, которые бы сформировались в результате проведения соответствующих торгов, что может привести к необоснованному завышению единого тарифа.

Позиция Комиссии согласуется с выводами ФАС России, изложенными в письме от 11.04.2019 № ИА/29791/19.

Пунктами 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами своим доминирующим положением в виде создания дискриминационных условий и препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Таким образом, указанные действия регионального оператора ООО «ЭКОПРОМ» нарушают требования пунктов 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Закона о защите конкуренции, Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «ЭКОПРОМ» нарушившим пункты 8, 9 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем создания дискриминационных условий, препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам, при заключении договоров на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов в зоне деятельности регионального оператора № 1, зоне деятельности регионального оператора № 2 и обеспечении самостоятельного транспортирования твердых коммунальных отходов на территории Псковской области без проведения торгов.

2. Выдать ООО «ЭКОПРОМ» обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения административного расследования по статье 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                                 <…>

 

 

Члены комиссии:                                                                                          <…>

 

                                                                                                                        <…>

 

                                                                                                                         <…>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 


[1] Аналитический отчет по результатам анализа состояния конкурентной среды на рынке услуг по транспортированию ТКО  и конкуренции на аукционах на право заключения договора на оказание услуг по транспортированию ТКО на территории Псковской области от 17.08.2020 – Том 9, дело № 060/01/17-157/2020. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны