Решение б/н Решение по делу № 52/17/15-АМ от 12 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
 по делу 52/17/15-АМ

27 октября  2015 года                                                                                                                                                                                  г. Псков

 Резолютивная часть решения оглашена 13 октября 2015 года.
 В полном объеме решение изготовлено 27 октября 2015 года.

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии – Руководителя Псковского УФАС России «___________»;
Членов комиссии:
- начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России «___________»;
- главного государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Псковского УФАС России «___________»
- в присутствии представителей ответчика:
Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области: «__________», (распоряжение Администрации области от 12.08.2009 № 176-рк), «__________» (доверенность от 15.04.2015 № 06-06/1608), «________» (доверенность от 12.10.2015 № 06-06/4114), "______" (доверенность от 13.08.2015 № 06-06/3387), «_______» (доверенность от 10.09.2015 № 06-06/3793), «__________» (доверенность от 10.09.2015 № 06-06/3794)
Заместителя председателя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике - заместителя председателя Конкурсной комиссии – «__________» (паспорт __________);
Членов Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств»: «________________»(паспорт <...> «__________»(паспорт <...> «__________» (сл. удостоверение № 27 от 15.12.2011г.).
- в присутствии представителей заинтересованного лица: «_______» (паспорт <...> «_________» (доверенность от 10.09.2015), «________» (доверенность от 10.09.2015)

УСТАНОВИЛА:
09 июня 2015 года в адрес Управления федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило обращение (вх. № 272) от Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Псковской области «Псковский фермер» (далее - Ассоциация), на действия Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области – Уполномоченного органа и Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств».
По мнению Ассоциации, Уполномоченным органом и Конкурсной комиссией были допущены следующие нарушения действующего законодательства:
- допущена заявка «__________» на участие в конкурсе, при том, что он является учредителем ООО «АЛЕРО» и не проживает по месту ведения хозяйства;
- предоставлен грант на развитие семейной животноводческой фермы КФХ «_____________»;
- не включены в состав Конкурсной комиссии представители Ассоциации в количестве 4 человек.
Указанные действия, по мнению Ассоциации, нарушают требования Приказа Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области от 27.03.2015 № 62 «О реализации основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования» государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы»), а также имеют признаки нарушения ст. 15, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции).
Учитывая изложенное Псковским УФАС России было возбуждено 09.07.2015 года антимонопольное дело № 52/17/15-АМ (приказ Псковского УФАС России от 09.07.2015 года № 152, Определение Псковского УФАС России от 10.07.2015 года № 2462/ВВ).
Ответчик – Уполномоченный орган с данной позицией не согласен, по следующим основаниям:
Из представленных объяснений представителей Уполномоченного органа, начальника управления, председателя Конкурсной комиссии «_____________», специалиста управления, секретаря Конкурсной комиссии «_____________» следует, что «_____________»подал заявку в установленные сроки 05.05.2015 года, при этом указал в заявке, что на момент подачи заявки он не являлся учредителем, какого-либо юридического лица, за исключением того, что он является главой крестьянского (фермерского) хозяйства. Также «_____________»пояснил, что планирует переехать на постоянное место жительство в Печорский район Псковской области по месту ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (материалы дела – заявка «_____________»).
Заявка «_____________» содержала документ, а именно Решение №1 от 20.01.2013 о том, что он с 20.01.2013 года не является учредителем ООО «АЛЕРО». Уполномоченным органом 12.05.2015 года по всем заявкам всех потенциальных участников Конкурса был сделан запрос в УФНС по Псковской области. Управлением федеральной налоговой службы по Псковской области 18.05.2015 № 2.7-17/03989 была представлена следующая информация, по сведениям ЕГРЮЛ на 18.05.2015 года «_____________»является учредителем действующей организации ООО «АЛЕРО» (материалы дела).
Определяющим при принятии решения о допуске заявки до участия в конкурсе явилось Решение №1 от 20.01.2013 года, представленное «_____________» в составе заявки (материалы дела – порядковый номер <...> описи документов заявки КФХ «_____________»).  
Относительно не правомерности предоставления субсидии по основному мероприятию «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», согласно Протоколу №1 от 26.05.2015 за заявку «_____________» проголосовало большинство членов Конкурсной комиссии, в связи с чем, его заявка была признана участником основного мероприятия, т.е. победителем – получателем гранта.
Также представители Уполномоченного органа пояснили, что состав Конкурсной комиссии сформирован исходя из требований федерального законодательства и на основании регионального законодательства, а также отметили, что представитель Ассоциации входит в состав Конкурсной комиссии – Глава КФХ «Надежда» «_____________»
Учитывая изложенное, Уполномоченный орган считает, что в его действиях, а также в действиях Конкурсной комиссии отсутствуют нарушения норм федерального и регионального законодательства (материалы дела – письма Уполномоченного органа от 18.06.2015 № 09/02-2645, 08.09.2015 № 09/02-3764, 30.09.2015 № 05-22/4045).

Рассмотрев все представленные документы и письменные объяснения, Комиссия установила:
Постановлением Правительства РФ от 28.02.2012 № 165 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие семейных животноводческих ферм» (далее - Правила) утверждены Правила предоставления субсидий субъектам Российской Федерации.
Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении мероприятий по предоставлению грантов на развитие семейных животноводческих ферм в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы».
Подпунктом в) пункта 2 Правил установлено, что «грант на развитие семейной животноводческой фермы» - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет главы крестьянского (фермерского) хозяйства, открытый в кредитной организации, для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Программой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства, включая:
разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
покупку сельскохозяйственных животных.
Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. № 165» утвержден Порядок отбора региональных программ развития семейных животноводческих ферм и Требования по отбору семейных животноводческих ферм.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.06.2015 № 1107-Р утвержден перечень субъектов Российской Федерации по распределению субсидий, предоставляемых в 2015 году из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по предоставлению грантовой поддержки на развитие семейных животноводческих ферм.
Наименование субъекта
Российской Федерации    Размер субсидии
(тыс.руб.)
Псковская область    20995
Согласно ч.3 ст. 6 Закон Псковской области от 10.01.2013 № 1245-ОЗ «О развитии сельского хозяйства Псковской области» (принят Псковским областным Собранием депутатов 25.12.2012), к полномочиям органа исполнительной власти области в сфере развития сельского хозяйства (далее - уполномоченный орган) относятся разработка и реализация государственных программ Псковской области в сфере развития сельского хозяйства.
Постановлением Администрации Псковской области от 11.04.2013 № 161 «Об утверждении Государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы», утверждена Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования».
Подпрограммой «Поддержка малых форм хозяйствования» предусмотрена реализация Основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств».
В связи с тем, что средства федерального бюджета предоставляются на условиях софинансирования Законом Псковской области от 29.12.2014 № 1475-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (принят Псковским областным Собранием депутатов 25.12.2014), на реализацию основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» предусмотрено финансирование в размере 3700 тыс. руб.
Учитывая то, что Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области были соблюдены условия Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 № 165 и требования Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и подана заявка на получение федерального финансирования, 05.02.2015 было подписано Соглашение № 70/17-с с Министерством сельского хозяйства РФ о предоставлении Псковской области субсидий из федерального бюджета (на развитие семейных животноводческих ферм в размере – 11 041 тыс.руб.), а также 6 апреля 2015 было подписано дополнительное соглашение № 357/17-с с Министерством сельского хозяйства РФ о предоставлении дополнительных субсидий Псковской области из федерального бюджета (на развитие семейных животноводческих ферм в размере – 13 654 тыс.руб.) (материалы дела).
Согласно ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные ассигнования на предоставление в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, в том числе предоставляемых на конкурсной основе.
Постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 № 296 «О порядке предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейной животноводческой фермы главам крестьянских (фермерских) хозяйств» утверждено положение о порядке предоставления из областного бюджета грантов на развитие семейной животноводческой фермы главам крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что главным распорядителем средств областного бюджета, выделяемых на предоставление грантов, является Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области (далее - Уполномоченный орган).
Пунктом 5 Положения установлен максимальный размер гранта по направлениям животноводства в расчете на одно крестьянское (фермерское) хозяйство составляет 5670 тыс. рублей и не может быть более 60% затрат на развитие семейной животноводческой фермы.
Пунктами 3,4 Положения предусмотрено, что гранты предоставляются по результатам проведения конкурса по отбору участников основного мероприятия (далее - Конкурс). Конкурс проводит конкурсная комиссия по отбору участников основного мероприятия (далее – Конкурсная комиссия). Состав Конкурсной комиссии, положение о Конкурсной комиссии, порядок и сроки проведения конкурса, форма заявки на участие в конкурсе, перечень документов, необходимых для получения гранта, а также порядок принятия решения о включении глав крестьянских (фермерских) хозяйств в состав участников основного мероприятия определяются актом Уполномоченного органа.
Учитывая изложенное, уполномоченным органом был разработан и принят Приказ Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области от 27.03.2015 № 62 «О реализации основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» подпрограммы «Развитие малых форм хозяйствования» государственной программы «Развитие сельского хозяйства Псковской области на 2013 - 2020 годы», а также «Положение о Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Положение о порядке и сроках проведения конкурса по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Порядок принятия решения Конкурсной комиссией по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», «Порядок принятия решения о включении Глав крестьянских (фермерских) хозяйств в состав участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств») (далее – Приказ № 62).

В соответствии с условиями Приказа №62 Уполномоченный орган объявляет прием заявок от крестьянских (фермерских) хозяйств на получение субсидий в виде грантовой поддержки в срок с 03.04.2015 по 05.05.2015. Информация о проведении конкурса была размещена на официальном сайте Уполномоченного органа http://cx.pskov.ru и в официальном печатном издании газете «Псковская правда» (№ 34 от 03.04.2015г.) (раздел.1 Приложения № 3 к Приказу № 62).
В ходе рассмотрения дела установлено, что реестр приема заявок Уполномоченным органом не ведется, а фиксация приема заявок осуществляется подписью должностного лица на описи предоставленных крестьянскими (фермерскими) хозяйствами заявок (порядок регистрации заявок положениями Приказа № 62 не установлен).
В связи с чем, установить количество поданных заявок представляется возможным только из Протокола № 1 от 26.05.2015 заседания Конкурсной комиссии (далее – Протокол №1), т.е. по итогам проведения второго этапа Конкурса.
На Конкурс согласно Протокола № 1 от 26.05.2015 заседания Конкурсной комиссии поступило 11 заявок (КФХ «_____________»- № 1, КФХ «_____________»- № 2, КФХ «_____________»- № 3, КФХ «_____________»- № 4, КФХ «_____________» - № 5, КФХ «_____________» - № 6, КФХ «_____________»- № 7, КФХ «_____________»- № 8, «_____________» - № 9, КФХ «_____________»- № 10, КФХ «_____________»- № 11).
В соответствии с Приложением №1 к Приказу № 62 утвержден состав Конкурсной комиссии по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», а именно:
Романов
Николай Александрович    - начальник Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - председатель Конкурсной комиссии
Марков
Сергей Михайлович    - Заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике - заместитель председателя Конкурсной комиссии (по согласованию)
Рогаткина
Виктория Алексеевна    - начальник отдела социального развития села Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - секретарь Конкурсной комиссии
Члены
Конкурсной комиссии:    
Руденко
Валерий Васильевич    - заместитель Главы Администрации Бежаницкого района, председатель комитета по делам села и АПК (по согласованию)
Рассадинова
Ольга Леонидовна    - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (по согласованию)
Журавлева
Светлана Ивановна    - директор Фонда гарантий и развития предпринимательства Псковской области (по согласованию)
Кипяткова
Надежда Тимофеевна    - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства "Надежда" (по согласованию)
Козлов
Андрей Григорьевич    - генеральный директор ОАО "Красное знамя" Новосокольнического района Псковской области, председатель комитета по АПК и природопользованию Псковского областного Собрания депутатов (по согласованию)
Тихомиров
Александр Анатольевич    - директор Псковского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» (по согласованию)
В соответствии с п. 2 Приложения № 4 к Приказу № 62 первый этап Конкурса проходит следующим образом: Конкурсная комиссия не позднее чем через 15 рабочих дней после окончания приема заявок на заседании рассматривает в присутствии заявителей заявки  и документы к ним на определение соответствия заявителей условиям участия в Конкурсе, т.е. разделу 2 Приложения № 3 к приказу № 62.
Следовательно, заявки потенциальных участников Конкурса должны были быть рассмотрены до 26.05.2015 года Конкурсной комиссией в присутствии заявителей.
Пунктом 3 Приложения № 4 к Приказу № 62 установлено, что заявки, которые не соответствуют условиям участия в конкурсе, определенным Приложением №2 к Приказу № 62, Комиссией не рассматриваются.
П.4 Приложения № 4 к Приказу № 62 установлено, что оценка заявок возможна только при наличии двух и более заявок, соответствующих условиям участия в конкурсе. Каждая заявка оценивается по следующим критериям: объем предполагаемой реализации продукции, актуальность бизнес-плана, количество вложенных собственных средств, предполагаемая результативность и эффективность проекта развития крестьянского (фермерского) хозяйства, сроки реализации проекта.
Пунктом 6 Приложения № 4 к Приказу № 62 установлено, что решение принимается большинством голосов.
Пунктом 7 Приложения № 4 к Приказу № 62 установлено, что решение Конкурсной комиссией оформляется протоколом.
Под основным мероприятием понимается предоставление субсидий в форме гранта на развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств.
Согласно п. 8 Приложения №4 к Приказу № 62 основанием для включения заявителя в состав участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» является:
полнота и достоверность документов, представленных заявителем в соответствии с приложением № 1 к Приложению № 3 к Приказу № 62, а именно:
1. Копия паспорта (все страницы);
2. Копия Соглашения о создании фермерского хозяйства;
3. Копии паспортов членов крестьянского (фермерского) хозяйства (все страницы);
4. Копия свидетельства о регистрации К(Ф)Х или ИП - Главы крестьянского (фермерского) хозяйства;
5. Копия уведомления о постановке на учет в органах государственной статистики;
6. Выписка из ЕГРИП сроком не более 1 месяца;
7. Копия свидетельства о праве собственности на земельный участок и производственные объекты (или договора аренды);
8. Копии статистических форм отчетности (1-фермер, 2-фермер, 3-фермер) и 1-КФХ, 2-КФХ за предыдущий год;
9. Справки об отсутствии задолженности в ПФ, ФСС, ФОМС, ИФНС;
10. Бизнес-план по развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием с обоснованием создания, реконструкции, модернизации сроком окупаемости не более 8 лет;
11. Справки, подтверждающие отсутствие получения заявителем выплат, полученных на содействие самозанятости безработных граждан, или подтверждение расходов указанных выплат;
12. Копии действующих или предварительных договоров на поставку с/х продукции на сумму более 30 тыс. рублей;
13. План расходов средств гранта;
14. Иные документы по усмотрению заявителя;
15. Опись документов в 2-х экземплярах.
соответствие заявителя условиям участия в конкурсе, а именно разделу 2 Приложения №3 к Приказу № 62:
Пунктом 2.1. предусмотрено, что в конкурсе может принять участие гражданин Российской Федерации - Глава крестьянского (фермерского) хозяйства (далее - хозяйства), подающий заявку в Конкурсную комиссию по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее - Комиссия) для признания его участником основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" и соответствующий следующим условиям:
П.п. 2.1.1. соглашается на передачу и обработку его персональных данных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
П.п. 2.1.2. члены хозяйства также являются гражданами Российской Федерации (не менее двух, включая Главу хозяйства), состоящие в родстве и совместно осуществляющие производственную деятельность, основанную на их личном участии;
П.п. 2.1.3. срок деятельности хозяйства на дату подачи заявки на конкурс превышает 12 месяцев с даты регистрации;
П.п. 2.1.4. хозяйство зарегистрировано на территории Псковской области;
П.п. 2.1.5. Глава и члены хозяйства постоянно проживают в муниципальном образовании по месту нахождения и регистрации хозяйства;
П.п. 2.1.6. хозяйство соответствует критериям микропредприятия в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
П.п. 2.1.7. хозяйство предусматривает условия для создания собственной или совместно с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями кормовой базы, либо готовит предложения по заключению договоров (предварительных договоров) на приобретение кормов;
П.п. 2.1.8. Глава и члены хозяйства ранее не являлись получателем грантов на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам, грантов на развитие семейных животноводческих ферм (далее - грант), либо с даты полного освоения гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров, гранта на развитие семейных животноводческих ферм прошло не менее трех лет;
П.п. 2.1.9. хозяйство имеет или планирует создать не более одной семейной животноводческой фермы по одному направлению деятельности (одной отрасли) животноводства, которое предусмотрено региональной программой развития семейных животноводческих ферм с учетом балансов производства и потребления сельскохозяйственной продукции и противоэпизоотических мероприятий;
П.п. 2.1.10. хозяйство планирует реконструировать не более одной семейной животноводческой фермы;
П.п. 2.1.11. при отсутствии в хозяйстве собственной базы по переработке животноводческой продукции и (или) в случае, если хозяйство не является членом сельскохозяйственного потребительского кооператива, то планируемое хозяйством поголовье сельскохозяйственных животных к развитию семейной животноводческой фермы не должно превышать: крупного рогатого скота - 100 голов основного маточного стада молочного или мясного направления продуктивности, страусов, коз (овец) - 300 голов;
П.п. 2.1.12. представлен бизнес-план по созданию и развитию семейной животноводческой фермы с высокопродуктивным скотом и высокотехнологическим оборудованием по направлению деятельности (отрасли) животноводства, увеличению объема реализуемой животноводческой продукции, обоснование строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы со сроком окупаемости не более 8 лет;
П.п.2.1.13. представлен план расходов с указанием приобретаемого имущества, выполняемых работ, оказываемых услуг, их количества, цены, источников финансирования согласно приложению N 3 к настоящему Положению;
П.п. 2.1.14. представлено обязательство по созданию трех постоянных рабочих мест;
П.п. 2.1.15. представлено обязательство оплачивать не менее 40% стоимости каждого из наименований приобретений, указанных в плане расходов, в том числе и непосредственно из собственных средств не менее 10% стоимости каждого из наименований приобретений;
П.п. 2.1.16. представлено обязательство осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения Гранта;
П.п. 2.1.17. строительство, реконструкция, модернизация и ремонт семейной животноводческой фермы ранее не осуществлялись с использованием средств государственной поддержки;
П.п. 2.1.18. представлено обязательство использовать Грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет главы хозяйства и использовать имущество, закупаемое за счет Гранта, исключительно на развитие и деятельность семейной животноводческой фермы;
П.п. 2.1.19. представлены документы согласно приложению 1 к настоящему Положению. Копии документов заверены заявителем;
П.п. 2.1.20. представлена Заявка участника по форме согласно приложению N 2;
П.п. 2.1.21. заявитель постоянно проживает или обязуется переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства, которое является единственным местом трудоустройства Главы хозяйства;
П.п. 2.1.22. заявитель не является учредителем (участником) коммерческой организации, за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, Главой которого является;
П.п. 2.1.23. в крестьянском (фермерском) хозяйстве отсутствует просроченная задолженность по страховым взносам, пеням, штрафам.
П. 2.2. Грант должен быть направлен на:
П.п. 2.2.1. разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейных животноводческих ферм;
П.п. 2.2.2. строительство, реконструкцию или модернизацию семейных животноводческих ферм;
П.п. 2.2.3. строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;
П.п. 2.2.4. комплектацию семейных животноводческих ферм и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой, а также их монтаж;
П.п. 2.2.5. приобретение сельскохозяйственных животных.
П. 2.3. Реквизиты всех документов, подаваемых заявителем, вносятся в опись, составляемую в 2-х экземплярах. Первый экземпляр описи с отметкой о дате, времени и должностном лице, принявшем документы, остается у заявителя, а второй экземпляр прилагается к заявке и документам, рассматриваемым Комиссией. Заявки на конкурс принимаются в течение срока, указанного в извещении.
П. 2.4. Лицо, подавшее заявку, может ее отозвать путем письменного уведомления Комиссии до окончания срока подачи заявок.
П. 2.5. Ответственность за достоверность предоставленных уполномоченному органу документов на получение гранта несет заявитель.
П. 9 Приложения № 4 к Приказу № 62 установлено, что основанием для не включения заявителя в состав участников основного мероприятия является:
- недостоверность документов, представленных заявителем.
-. несоответствие заявителя условиям участия в конкурсе.
Согласно п.3 Приложения №5 к Приказу № 62 заявки, соответствующие требованиям, допускаются ко второму этапу рассмотрения - оценке.
Исходя из требований п.п. 8, 9 Приложения №4 к Приказу № 62 по итогам рассмотрения заявок на первом этапе Конкурса, заявки не соответствующие условиям Конкурса должны не рассматриваться на заседании Конкурсной комиссии, а заявки, допущенные до второго этапа участия в Конкурсе должны полностью соответствовать условиям Конкурса.
Учитывая изложенное, Уполномоченный орган в лице Начальника Управления «_____________» должен был организовать заседание Конкурсной комиссии, согласно вышеуказанных требований.

В ходе рассмотрения антимонопольного дела установлено и представителями Уполномоченного органа не отрицается (материалы дела – протоколы Заседания Комиссии Псковского УФАС России, пояснения «_____________»,«_____________»,«_____________», объяснения «_____________»), что первый этап Конкурса проводился не в соответствии с Приложением № 4 к Приказу № 62, а согласно следующей процедуре:
- Начальником управления, председателем комиссии и специалистом управления, секретарем комиссии  (Приложение №1 к Приказу № 62) государственными гражданскими служащими Уполномоченного органа (нарушение п.2 Приложения № 4 к Приказу № 62), а именно:
«_____________»- начальником Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - председателем Конкурсной комиссии;
«_____________»- начальником отдела социального развития села Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области - секретарем Конкурсной комиссии.
- без уведомления остальных членов Конкурсной комиссии о дате, времени и месте проведения заседания Конкурсной комиссии. (члены Конкурсной комиссии «_____________»,«_____________»,«_____________»данный факт подтвердили в ходе рассмотрения дела (нарушение п.2 Приложения № 4 к Приказу № 62);
- без уведомления заявителей подавших заявки на Конкурс (нарушение п.2 Приложения № 4 к Приказу № 62);
- без составления Протокола заседания Конкурсной комиссии (нарушение п. 7 Приложения № 4 к Приказу № 62);
Факт проведения заседания Конкурсной комиссией при участии только специалистов управления подтверждается и единоличным подписанием начальником Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области «_____________» (далее – Начальник Управления) 25.05.2015 писем № 09/02-2400 (по всем 4 заявкам) о невозможности принятия участия в Конкурсе по заявкам №1,2,3,4, т.к. они на соответствовали требованиям Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и Приказа № 62.
Учитывая изложенное, Комиссия Псковского УФАС России установила, что заседание Конкурсной комиссии Уполномоченным органом в лице Начальника Управления «_____________»организовано в нарушение Приложения № 4 к Приказу № 62. Решение о допуске и отказе в допуске заявок участников Конкурса ко второму этапу Конкурса принималось Уполномоченным органом в лице Председателя Конкурсной комиссии «_____________»и Секретаря Конкурсной комиссии «_____________».
По результатам рассмотрения первого этапа конкурса протокол не составлялся, а также не был представлен в ходе рассмотрения дела в Псковское УФАС России.
Указанные действия нарушают требования п.п. 2,3,4,7,8,9 Приложением № 4 к Приказу № 62 и  п.3 Приложения № 3 к Приказу № 62.

Изучив заявки № 1,2,3,4 Комиссией Псковского УФАС России  управления было установлено, что действительно:
Заявка №1 не соответствовала требованиям подпункта «б» пункта 2 Приложения № 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и требованиям подпункта 2.1.3. пункта 2 Приложения №3 к Приказу №62, а именно срок действия хозяйства на дату подачи заявки на конкурс составлял менее12 месяцев с даты регистрации, регистрация КФХ 24.03.2015.
Заявка № 2 не соответствовала требованиям подпункта «г» пункта 2 Приложения № 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и требованиям подпункта 2.1.8. пункта 2 Приложения №3 к Приказу №62, а именно с момента получения гранта не прошло трех лет.
Заявка № 3 не соответствовала требованиям подпункта «г» пункта 2 Приложения № 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и требованиям подпункта 2.1.8. пункта 2 Приложения №3 к Приказу №62, а именно с момента получения гранта не прошло трех лет.
Заявка № 4 была отозвана заявителем по заявлению от 05.05.2015 и не принимала участие в конкурсе, что предусмотрено подпунктом 2.4. пункта 2 Приложения № 3 к Приказу № 62.
П. 3 Приложения № 5 к Приказу № 62 установлено, что заявки, которые не соответствуют требованиям, Комиссией не рассматриваются и выбывают из участия в Конкурсе. Несмотря на это заявки №1,2,3,4 были допущены Начальником Управления «_____________»на рассмотрение Конкурсной комиссией на второй этап Конкурса, что отражено в Протоколе № 1.
Оценив все заявки Комиссией Псковского УФАС России, также было установлено, что заявки №5,6,7,8,9 также не соответствуют условиям допуска ко второму этапу Конкурса.
Заявка №5 была подана 30.04.2015 года.
В соответствии с пп. 2.1.19 Приложения №3 к Приказу № 62 установлено, что обязательным документами входящими в состав заявки являются справки об отсутствии задолженности в ПФ, ФСС, ФОМС, ИФНС.
Справка об отсутствии задолженности перед Фондом социального страхования Псковской области была предоставлена Заявителем 07.05.2015 года, что подтверждается датой выдачи справки (материалы дела - заявка), то есть выдача справки и включение этого документа в состав заявки находится за пределами окончательного срока подачи заявок, а именно 05.05.2015 года, согласно Извещения о проведении Конкурса от 03.04.2015.
Справка Федеральной налоговой службой Псковской области представлена 15.05.2015, а также копия договора на поставку с/х продукции представлена 15.05.2015, что подтверждается датой выдачи справки и датой подписания договора (материалы дела - заявка), то есть выдача справки, заключение Договора и включение этих документов в состав заявки находится также за пределами окончательного срока подачи заявок, а именно 05.05.2015 года .
Условия подачи дополнительных документов после даты окончания приема заявок требованиями Приказа № 62 не предусмотрены.
Следовательно, заявка на момент окончания срока подачи не содержала полного комплекта документов, а следовательно не соответствовала требованиям, установленными Положением и не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса (нарушение требований п. 2.1.19 Приложения №3 к Приказу № 62).
Заявка № 6 была подана 30.04.2015. Пункт 6 Приложения №2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и подпункт 2.1.21. п.2 Приложения № 3 к Приказу № 62 установлено, что хозяйство является единственным местом работы Главы КФХ. В заявке отсутствует подтверждение того, что КФХ является единственным местом трудоустройства главы хозяйства (материалы дела – опись к заявки, материалы заявки).
Следовательно, заявка на момент окончания срока приема заявок не содержала полного комплекта документов, в нарушение требований п. 2.1.21 п.2 Приложения №3 к Приказу № 62 и не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса.
Заявка № 7 была подана 22.04.2015. Пунктом 7 приложение №1 к Приложению №3 к Приказу установлено, что обязательными документами, входящими в состав заявки является копия свидетельства о праве собственности на земельный участок (или договора аренды). В заявке отсутствует документ, свидетельствующий о наличии у хозяйства земельного участка в собственности или аренде (материалы дела – опись к заявке, материалы заявки).
Следовательно, заявка на момент окончания срока приема заявок не содержала полного комплекта документов, в нарушение требований п. 7 Приложения №1 к Приложения №3 к Приказу № 62 и не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса.
Заявка № 8 подана 29.04.2015, п.6 Приложения №2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и подпункта 2.1.21. п.2 Приложения № 3 к Приказу № 62 установлено, что хозяйство является единственным местом работы Главы КФХ, в заявке отсутствует подтверждение того, что КФХ является единственным местом трудоустройства главы хозяйства (материалы дела – опись к заявки, материалы заявки). Следовательно, заявка на момент окончания срока приема заявок не содержала полного комплекта документов, в нарушение требований п. 2.1.21 п.2 Приложения №3 к Приказу № 62 и не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса.
Заявка № 9 была подана 05.05.2015, подпунктом «т» пункта 2 Приложения № 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198, пп. 2.1.23 п. 2 Приложения №3 к Приказу № 62 установлено, что глава хозяйства не является учредителем (участником) коммерческой организации за исключением крестьянского (фермерского) хозяйства, главой которого он является. Следовательно, заявка на момент окончания срока приема заявок не соответствовала условиям участия в Конкурсе и не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса.
Согласно ст.25.11.НК РФ Федеральная налоговая служба ведет реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и вносит в него все необходимые сведения, включая сведения об учредителях. Ч.4. ст.84 НК РФ установлено, что сведения об изменении каких-либо данных о юридическом лице осуществляется внесением записи в ЕГРЮЛ налоговым органом по месту регистрации юридического лица в течение пяти дней.
П. д), ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что сведения об учредителях вносятся в единый государственный реестр юридических лиц. Согласно ч.3 ст.19 указанного закона, изменения, внесенные в учредительные документы, приобретают силу с момента уведомления регистрирующего органа о таких изменениях.
Уполномоченному органу на момент проведения заседания Конкурсной Комиссии 25.05.2015 было известно, что «_____________» является учредителем действующей организации Общества с ограниченной ответственностью «АЛЕРО». Данный факт подтверждается информацией Управления федеральной налоговой службы по Псковской области от 18.05.2015 № 2.7-17/03989, по сведениям ЕГРЮЛ «_____________»является учредителем действующей организации ООО «АЛЕРО» (материалы дела).
Также указанная информация была подтверждена в ходе рассмотрения дела. Псковским УФАС России был сделан запрос в УФНС по Псковской области, в ответ на который 24.08.2015 за № 2.7-17/07023 УФНС сообщило о том, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, только 29.05.2015 Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области внесена запись (ГРН 2156027074795) содержащая информацию о прекращении участия «_____________»в ООО «АЛЕРО», т.е. даже на дату принятия решения о предоставлении КФХ «_____________»субсидии в форме гранта (26.05.2015 года) «_____________»являлся учредителем ООО «АЛЕРО» (материалы дела).
Следовательно, заявка КФХ «_____________»на момент окончания срока приема заявок не соответствовала условиям участия в Конкурсе, так как им были предоставлены недостоверные сведения, что является нарушением п. 9 Приложения № 4 к Приказу № 62, Также заявка КФХ «_____________»не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса, а также «_____________»не мог являться получателем гранта, поскольку Уполномоченному органу уже 18 мая 2015 года  был известен факт о том, что «_____________»не соответствует требованиям, предъявляемым к претендентам на грант.
В представленной заявке (материалы дела – опись к заявке) отсутствует также подтверждение намерения «_____________»переехать из г. Великие Луки в Печорский район Псковской области, что является нарушением п.6 Приложения № 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и подпунктов 2.1.5., 2.1.21. пункта 2 Приложения №3 к Приказу № 62. На момент вынесения решения по делу № 52/17/15-АМ «_____________» был зарегистрирован по адресу: г. Великие Луки, __________________(материалы дела – копия паспорта). Иных документов не представлено ни в заявке, ни в ходе рассмотрения дела.
Следовательно,  и по указанному основанию заявка КФХ «_____________»не должна была быть допущена до участия во втором этапе Конкурса и тем более претендовать на получение гранта.
Учитывая вышеизложенное, Комиссией Псковского УФАС России установлено, что ко второму этапу Конкурса должны были быть допущены заявки №10, № 11, т.е. заявки КФХ «_____________», КФХ «_____________», так как они были поданы, в установленные сроки 28.04.2015 и в соответствии с требованиями Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и Приказа № 62.
Тем не менее, Начальником Управления «_____________» заявки № 5,6,7,8,9 были допущены до второго этапа конкурса 26.05.2015, в нарушение требований Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и Приказа № 62.

Из Протокола № 1 следует, что ко второму этапу проведения Конкурса были допущены заявки №5,6,7,8,9,10,11.
Согласно, пп. 2,3,4,5,6,7,8,9 Приложения № 5 к Приказу № 62 второй этап конкурса должен проходить следующим образом.
П.2. рассмотрение заявок осуществляется членами Комиссии путем их проверки и оценки на соответствие требованиям п.п. 2.1, 2.2, 2.3 раздела 2 Приложения №3 к Приказу № 62.
П. 3. заявки, которые не соответствуют требованиям, Комиссией не рассматриваются и выбывают из участия в конкурсе. Заявки, соответствующие требованиям, допускаются ко второму этапу рассмотрения - оценке.
Таблицей 1 Приложения №5 к Приказу № 62 утверждена шкала критериев:
№    Содержание критерия    Количество баллов
1    Проживание Главы КФХ по месту ведения хозяйственной деятельности    
    Фактически проживает и зарегистрирован в муниципальном образовании по месту ведения хозяйственной деятельности    10
    Зарегистрирован в муниципальном образовании области, где хозяйственная деятельность не ведется    8
2    Наличие земельных участков сельскохозяйственного назначения у Главы К(Ф)Х    
    Наличие в собственности    10
    Наличие в аренде    8
3    Качество подготовки бизнес-плана (в соответствии с Положением о порядке и сроках проведения конкурса по отбору участников основного мероприятия "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств")    
    высокое    10
    удовлетворительное    8
    недостаточная степень проработки разделов бизнес-плана    6
4    Наличие материально-технической базы для хозяйственной деятельности    
    наличие в собственности производственного здания, помещения и оборудования, с/х техники    10
    наличие в аренде производственного здания, помещения и оборудования, с/х техники    7
5    Наличие созданных на момент подачи документов на конкурс рабочих мест
    от 3 (включая) до 5 (не включая) новых рабочих мест    10
    от 1 (включая) до 3 (не включая) новых рабочих мест    6
    рабочие места не созданы    0
6    Наличие собственных каналов сбыта производимой сельскохозяйственной продукции    
    Наличие действующих договоров на поставку продукции    10
    Наличие предварительных договоров на поставку продукции    8
7    Наличие сельскохозяйственных животных    да - 10
нет - 0
П. 4. если на рассмотрение Комиссии поступила только одна заявка, конкурс признается несостоявшимся.
П. 5. после рассмотрения заявок Комиссия открытым голосованием большинством голосов определяет участников основного мероприятия.
П. 6. основанием для включения заявителя в состав участников основного мероприятия является:
полнота и достоверность документов, представленных заявителем в соответствии с приложением № 1 к Приложению № 3 к Приказу № 62;
соответствие заявителя условиям участия в конкурсе;
решение Комиссии о предоставлении Гранта с учетом шкалы критериев согласно таблице 1 настоящего Порядка.
П.7. основанием для не включения заявителя в состав участников основного мероприятия является:
недостоверность документов, представленных заявителем;
несоответствие заявителя условиям участия в конкурсе;
решение Комиссии большинством голосов о не предоставлении Гранта.
П. 8. в течение семи дней после принятия решения Комиссия направляет извещения о результатах конкурса участникам конкурса по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.
П. 9. с победителем конкурса в 30-дневный срок с момента принятия решения Конкурсной комиссией Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области заключает Соглашение о предоставлении Гранта.

Из объяснений членов Конкурсной комиссии в ходе рассмотрения дела было установлено, что второй этап Конкурса проводился следующим образом:
Члены Конкурсной комиссии письменно не уведомлялись о дате, времени и месте проведения заседания Конкурсной комиссии, информация было сообщена им устно посредством телефонной связи.
При непосредственном заседании 26.05.2015 Конкурсной комиссии происходила презентация бизнес-планов участников Конкурса (материалы дела – Объяснения участников Конкурса). Указанная процедура проходила в нарушение утвержденного порядка Приказа № 62, и указанным приказом не предусмотрена.
Из Прокола № 1 следует, что голосование проходило не по баллам, согласно шкале критериев, а по собственному мнению, сложившемуся в ходе презентации бизнес-планов участниками Конкурса (материалы дела – пояснения А.Г.Козлова, Н.Т.Кипятковой).
Довод Начальника Управления «_____________»о том, что голосование членами Конкурсной комиссии проходило, в том числе с учетом баллов, но по собственному убеждению каждого члена Конкурсной комиссии, не нашел своего подтверждения, т.к. в ходе рассмотрения дела информации о количестве баллов по заявкам каждого из участников Конкурса в Псковское УФАС России представлено не было, количество полученных баллов по каждой заявке никем не фиксировалось.
Следует учесть то, что порядком утвержденным Приказом № 62 не установлено возможности оценки заявок с учетом субъективного мнения членов Конкурсной Комиссии, а напротив голосование должно проводиться с учетом выставленных баллов согласно шкале критериев.

Таким образом, голосование проходило с нарушением п.5 Приложения №4 к Приказу № 62.
При этом в Протоколе № 1 указано, что голосование проходило по всем заявкам №5,6,7,8,9,10,11, хотя фактически процедура оценки заявок должна быть проведена только, в отношении заявок № 10 КФХ «_____________», № 11 КФХ «_____________»
Указанные процедуры проведения второго этапа Конкурса, проведены Уполномоченным органом в лице председателя Конкурсной комиссии «_____________» в нарушение норм положений Приказа № 62 и Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198.
Комиссий Псковского УФАС России была проведена оценка заявок по шкале критериев определенных Приложением №5 к Приказу № 62 исходя из представленных Уполномоченным органом заявок с описями документов участников Конкурса (материалы дела), а также согласно экспертиз, бизнес-планов проведенных независимой экспертной организацией (материалы дела):
№ п/п    ФИО Главы КФХ    Количество баллов*    Место по всем заявкам    Место заявок соотвест. условиям Конкурса
1     Я «_____________»    62    3    2
2    М«_____________»    60    4    -
3    Л«_____________»    64    2    -
4    Б«_____________»    46    7    -
5    Б«_____________»    54    6    -
6    К«_____________»    56    5    -
7    Б«_____________»    66    1    1
*Анализ расчета Количества баллов в материалах дела № 52/17/15-АМ (Том № 1).
Количество баллов, которые набрали заявки не соответствующие условиям участия в Конкурсе №5,6,7,8,9, не могли быть учтены членами Конкурсной комиссии при принятии решения, так как не могли быть допущены до голосования на втором этапе по допуску к получению грантов. Следовательно, только две заявки могли претендовать на получение грантов.
Учитывая изложенное, а также исходя из максимальной суммы гранта на развитие семейных животноводческих ферм в размере 5670 тыс. рублей, утвержденной Постановлением Администрации Псковской области от 15.06.2012 № 296, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о том, что государственная поддержка должна была быть предоставлена «_____________» и «_____________», как заявкам соответствующим требованиям Приказа № 62 и допущенных до участия во втором этапе Конкурса и набравших  «66» и «62» балла соответственно.

В соответствии с Приказом № 62 Уполномоченным органом является Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, Начальником Управления в соответствии с распоряжением Администрации области от 12.08.2009 № 176-рк является «_____________», председателем Конкурсной комиссии в соответствии с Приложением № 1 к Приказу № 62 является «_____________».

Таким образом, Уполномоченным органом в лице начальника Управления «_____________»был нарушен порядок организации, проведения и определения участников основного мероприятия, заключены Соглашения на предоставления субсидий в форме грантов ненадлежащим лицам и незаконно выплачены средства в размере 11 041 тыс.руб (материалы дела – Протокол №1, Соглашения с КФХ «_____________»,«_____________», объяснения «_____________», платежные поручения представленные «_____________»09.09.2015).
Довод Ассоциации о неправомерности формирования Конкурсной комиссии Уполномоченным органом не нашел своего подтверждения, так как согласно пункту 1.4. Приложения №2 к Приказу № 62 в состав Комиссии включаются государственные служащие Псковской области (менее половины состава комиссии), представители юридических лиц, Главы крестьянских фермерских хозяйств, осуществляющих деятельность в сфере агропромышленного комплекса. В состав Комиссии могут быть включены представители органов местного самоуправления, кредитных, научных, образовательных, юридических, консультационных, консалтинговых, аудиторских, ревизионных и общественных организаций, физические лица.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о том, что состав Конкурсной комиссии Уполномоченным органом сформирован исходя из требований Приказа № 62.
В действиях Конкурсной комиссии отсутствуют признаки нарушения ст.17 Закона о защите конкуренции, поскольку торги в соответствии со статьей 17 Уполномоченным органом не проводились.

В силу статьи 1 Закона о защите конкуренции закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями (часть 1); его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2).
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. На основании пункта 4 данной статьи товарный рынок - сфера обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Согласно пункту 3 части 3 статьи 5 Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная аграрная политика основывается на принципе единства рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и обеспечение равных условий конкуренции на этом рынке.
Продуктовые границы, на которых субъекты - сельхозтоваропроизводители, могут реализовать свое право на получение государственной поддержки из средств областного и федерального бюджетов в форме субсидий, определены рынком государственной поддержки в форме субсидий (ст.78 Бюджетного Кодекса РФ).
В целях рассмотрения дела № 52/17/15–АМ географические границы рынка государственной поддержки в форме субсидий сельхозтоваропроизводителей определены границами субъекта Российской Федерации Псковской областью, т.к. согласно подпункта «в» пункта 2 Приложения 2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 хозяйство должно быть зарегистрировано на территории того же субъекта Российской Федерации, где подается заявка участие в конкурсе.
Таким образом, любой сельхозтоваропроизводитель области имел равную с другими сельхозтоваропроизводителями области возможность получить средства государственной поддержки при соблюдении установленных условий, общих для всех, то есть это зависело о воли и желания сельхозтоваропроизводителя получить средства государственной поддержки при выполнении установленных условий предоставления бюджетных средств.
Количество поданных заявок на Конкурс в несколько раз превышало объем средств регионального и федерального бюджетов, т.е. 11 заявок претендовало на 2 субсидии в форме гранта. Все 11 заявок были поданы главами крестьянских (фермерских) хозяйств, которые имели право претендовать на участие в конкурсе на получение государственной поддержки, что свидетельствует о том, что между ними существуют конкурентные отношения в рамках указанного Конкурса и подтверждает тот факт, что данный рынок конкурентен.
Неправомерные действия Уполномоченного органа по проведению конкурсных процедур, определению участников основного мероприятия, заключению соглашений с победителями Конкурса, выделение субсидий в форме гранта победителем Конкурса, не позволило «_____________» и КФХ «_____________». реализовать свои проекты согласно бизнес – плану, не смотря на то, что их заявки соответствовали условиям федерального и регионального законодательства, что в конечном счете и приводит или может привести к недопущению, ограничению, или устранению конкуренции на рынке государственной поддержки в форме субсидий сельхозтоваропроизводителям, и как следствие на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. № 14686/10  по делу А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции.
Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области не приведено соответствующей нормы права, позволяющей ему, в нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции нарушать процедуру определения участника основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» при проведении конкурса по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», что создало условия, для наступления негативных последствий в виде ограничения конкуренции.
Кроме того, Комиссией Псковского УФАС России установлено, что действия Уполномоченного органа при проведении Конкурса создали такие условия, при которых Комиссией невозможно было правильно определить участника для получения гранта, т.е., Уполномоченный орган, в нарушение Приказа № 62 провел процедуру конкурса формально, а решение о распределении грантов принималось Комиссией по недостоверным данным.  
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Псковского УФАС России считает, что действия Уполномоченного органа создали условия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, или устранению конкуренции на рынке государственной поддержки в форме субсидий сельхозтоваропроизводителям.

Изучив имеющиеся в деле материалы, пояснения лиц, участвующих в деле, и на основании вышеизложенного Комиссия Псковского УФАС пришла к выводу о том, что в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области при проведении конкурса по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» выявлены следующие нарушения норм Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198 и Приказа № 62,
- п.п. 2,3,4,8,9 Приложения № 4 к Приказу № 62 - нарушен порядок проведения первого этапа Конкурса;
- п.2 Приложения №4 к Приказу № 62. – подготовка и направления писем по заявкам КФХ «_____________», КФХ «_____________», КФХ «_____________», КФХ «_____________». о несоответствии их требованиям федерального и регионального законодательства за подписью Начальника Главного государственного управления сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области «_____________»;
- п.6 Приложения №2 Приказа Минсельхоза России от 22.03.2012 № 198, п.2 Приложения № 3 к Приказу № 62 - допуск заявок КФХ «_____________», КФХ «_____________», КФХ «_____________», КФХ «_____________», КФХ «_____________» до участия во втором этапе Конкурса;
- пп.3,4,5,6,7,8, 9 Приложения № 5 к Приказу № 62 – нарушен порядок определения участника основного мероприятия (победителя);
- предоставление субсидии в форме гранта КФХ «_____________»,«_____________»
которые нарушают ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции и приводит или может привести к недопущению, ограничению, или устранению конкуренции при проведении вышеуказанного конкурса.

На основании ст. 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела № 52/17/15-АМ установлены признаки нарушения ст. 16 Закона о защите конкуренции, в части предоставление субсидии «_____________»в нарушение норм регионального и федерального законодательства.
Комиссией Псковского УФАС России, при рассмотрения дела № 52/17/15-АМ, в действиях должностного лица - Начальника Управления «_____________» усматриваются признаки нарушения ч.1 ст. 293 УК РФ, а именно халатность, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе.
Согласно, выписки из ЕГРЮЛ с 20.10.2015 Главное государственное управление сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области переименовано в Главное государственное управление сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия Псковского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Главного государственного управления сельского хозяйства и государственного технического надзора Псковской области нарушение части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в нарушении процедуры определения участника основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств» при проведении конкурса по отбору участников основного мероприятия «Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств», что приводит или может привести к ограничению конкуренции на рынке государственной поддержки в форме субсидий сельхозтоваропроизводителям.
2. Предписание не выдавать, в связи с заключением Главным государственным управлением сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области Соглашений на предоставление субсидии в форме гранта с КФХ «_____________»и с КФХ «_____________».
3. Передать материалы дела № 52/17/15-АМ уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством РФ об административных правонарушениях.
4. Передать материалы дела № 52/17/15-АМ уполномоченному сотруднику Псковского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела по признакам нарушения ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
5. Передать материалы дела компетентным правоохранительным органам (приказ № 77/12220/208 от 23.10.2015) для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ч.1 ст.293 УК РФ.           

Председатель Комиссии                                                                  «_____________»

Члены Комиссии                                                                             «_____________»

                                                                                                                   «_____________»

Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны