Постановление №5008/ет ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении № 0... от 14 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017 тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53 e-mail: to60@fas.gov.ru
_________________№ _____________
на № __________ от _____________
|
ООО «КИНГ» _______________________________ 180000, г. Псков, ул. Советская, д. 20, оф. 25
180002, г. Псков, ул. Мирная, д. 12
|
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении № 060/04/14.3-450/2020
13 августа 2020 года г. Псков
11 часов 00 минут
Я, <…>, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 29.07.2020 и материалы дела № 060/04/14.3-450/2020, возбужденного по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении ООО «КИНГ» (ИНН: 6027192614, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Советская, д. 20, оф. 25), в отсутствие привлекаемого лица, в извещении которого предприняты необходимые меры,
УСТАНОВИЛ:
Решением Комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе от 14.04.2020 по делу № 060/05/21-361/2019 реклама, распространенная ООО «КИНГ», была признана нарушающей требования пункта 1 части 3, пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 5 части 2, части 3 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Федеральный закон «О рекламе»).
Комиссией Псковского УФАС России также было принято решение о передаче материалов дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В результате рассмотрения материалов дела установлено следующее.
Актом осмотра от 20.11.2019 установлено размещение информации на фасаде здания по адресу: г. Псков, ул. Мирная, д. 12 с признаками рекламы следующего содержания:
1. «Самый большой выбор» с изображением двух кружек, наполненных жидкостью, похожей на пиво и набором закусок (далее – баннер № 1);
2. «АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное Германия) – 99р Бланш (нефильтрованное Бельгия) – 99р Жигулевское (светлое Россия) - 99р», расположенного справа от входа в магазин «Паб» (далее – баннер № 2) и на входной двери в магазин «Паб» (далее – баннер № 3);
3. «Низкие цены всегда» с изображением трех молодых людей, демонстрирующих употребление напитка, похожего на пиво (далее – баннер № 4);
4. «Супер акция 1 литр Остмарк (темное) – 69р Гессер (светлое) - 69р» (далее – баннер № 5);
5. «Напитки Табак Кафе ПАБ (Общество с ограниченной ответственностью «Белуга») Пиво Снеки» (далее – баннер № 6).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Вышеуказанная информация, размещенная на баннерах №№ 1, 2, 3, 4, 5 является рекламой, так как содержит признаки рекламы, установленные п. 1 ст. 3 Закона о рекламе:
1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама (п. 2 ст. 3 Закона о рекламе).
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции.
Алкогольная продукция подразделяется на спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.
В соответствии с п. 13.1 ст. 2 Федерального закона «О государственном регулировании алкогольной продукции», пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.
Исходя из положений вышеуказанных норм права, пиво относится к алкогольной продукции.
Учитывая, что информация на баннерах №№ 2, 3, 5 содержит в себе указание средств индивидуализации продукции и цены, то объектом рекламирования является товар алкогольная продукция – пиво.
Оценивая содержание баннеров № 1 и № 4, Комиссией принято во внимание, что пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» от 08.10.2012 № 58 разъяснено, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в данном случае для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.
Текстовое содержание баннера № 1: «Самый большой выбор» с изображением кружек с жидкостью, наполненной пенным напитком и закусками и текстовое содержание баннера № 4: «Низкие цены всегда» с изображением четырех мужских образов, держащих в руках кружки, наполненные пенным напитком, ассоциируется у потенциального потребителя именно с алкогольным напитком - пивом, а не любым другим напитком.
Объектом рекламирования на баннерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 является пиво.
2. Информация, распространенная на баннерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 адресована неопределенному кругу лиц, поскольку располагается на внешних стенах здания по адресу: ул. Мирная, д. 12, г. Псков; таким образом, указанная информация доступна для всех категорий населения и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования (алкогольной продукции - пиву) и поддержание интереса к товару.
Таким образом, вышеуказанная информация содержит признаки рекламы, перечисленные в статье 3 Федерального закона «О рекламе», и соответственно, признается рекламой алкогольной продукции.
Согласно пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Рассматриваемая реклама на баннерах № 1 и № 4 сопровождается словосочетаниями: «Самый большой выбор», «Низкие цены всегда».
Согласно пункту 29 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.
В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Согласно пункта 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
При этом, к признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.
Управлением установлено, что на баннере № 4 размещается рекламная информация алкогольной продукции (пива) с использованием четырех мужских образов, держащих в руках кружку, наполненную пенным напитком, что указывает на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции (пива), что противоречит требованиям п. 3 ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».
Статьей 21 Федерального закона «О рекламе» установлены требования к рекламе алкогольной продукции.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» не допускается размещение рекламы алкогольной продукции с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.
Рассматриваемая рекламная информация на баннерах № 1, № 2, № 3, № 4, № 5 нарушает требования, установленные п. 5 ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», поскольку размещена на внешних стенах здания и на входной двери кафе «Паб» (ином конструктивном элементе здания).
В соответствии с частью 3 статьи 21 Федеральный закон «О рекламе» реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).
В вышеуказанной рекламе алкогольной продукции отсутствует предупреждение о вреде чрезмерного потребления алкоголя, что является нарушением ч. 3 ст. 21 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
Деятельность по розничной продаже алкогольной продукции по указанному адресу при оказании услуг общественного питания осуществляет ООО «КИНГ» (ИНН 6027192614) на основании лицензии рег. № 60РПО0000241 от 06.09.2019.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 1 ч. 3, п. 3 ч. 5 ст. 5 Закона о рекламе несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований, установленных п. 5 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.
В соответствии с пунктом 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «КИНГ» как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы.
На основании части 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В силу части 7 статьи 38 Федерального закона "О рекламе" рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 18 Федерального закона "О рекламе".
Собранные по делу доказательства и установленные обстоятельства свидетельствуют о том, что нарушение законодательства о рекламе в данном случае содержится в действиях лица, осуществившего распространение рекламы – ООО «КИНГ»
Таким образом, ООО «КИНГ», имея возможность для соблюдения требований части 1 статьи 18 Федерального закона "О рекламе", не приняв все зависящие от него меры по их соблюдению, распространив рекламу, совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Документов и пояснений по делу от ООО «КИНГ» не поступало. Предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе не исполнено.
Место совершения административного правонарушения: г. Псков.
Время совершения административного правонарушения: 20.11.2019
Протокол об административном правонарушении составлен 29.07.2020 в отсутствие ООО «КИНГ».
Протокол об административном правонарушении, определение о назначении времени и месте рассмотрения дела, а также предписание об устранении нарушения законодательства РФ о рекламе (повторно) были направлены в адрес ООО «КИНГ» 31.07.2020. Согласно данным почтового отправления № 80094550627097, вышеуказанные документы были получены адресатом 03.08.2020.
На момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, не истекли.
Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение ООО «КИНГ» установленных Федеральным законом "О рекламе" требований, а также обстоятельства, вынуждающие его действовать в состоянии крайней необходимости, при рассмотрении дела не установлены.
При назначении наказания должностным лицом, рассматривающим дело № 060/04/14.3-450/2020, учитываются общие правила назначения административного наказания, предусмотренные статьей 4.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Материалами административного дела доказано событие и состав административного правонарушения, совершение его ООО «КИНГ», его вина, а также наличие всех необходимых оснований для привлечения к административной ответственности на основании ч. 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Сведений о привлечении данного лица ранее к административной ответственности не имеется.
На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства на сайте Федеральной налоговой службы России https://rmsp.nalog.ru подтверждают, что ООО «КИНГ» является субъектом малого и среднего предпринимательства – в категории «микропредприятие» (дата внесения сведений в реестр 10.10.2018).
Оценив характер и обстоятельства совершенного ООО «КИНГ» административного правонарушения, должностное лицо усмотрело основания для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 КоАП РФ, поскольку их применение в данной ситуации является справедливым, отвечающим принципу целесообразности юридической ответственности, характеру правонарушения и обстоятельствам его совершения, соответствует как интересам лица, привлекаемого к ответственности, так и интересам государства.
Учитывая, что факт возбуждения административного дела сам по себе уже выполняет предупредительную функцию, вынесение предупреждения по данному делу обеспечивает соответствующую защиту охраняемым законом государственным и общественным интересам.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 23.48, частью 1 статьи 29.9, 4.2, 4.3, 4.5, 2.2, 3.4, 4.1.1, а также частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ:
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «КИНГ» (ИНН: 6027192614, место нахождения: 180000, г. Псков, ул. Советская, д. 20, оф. 25) виновным в совершении административного правонарушения, состав которого предусмотрен частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа заменить на предупреждение.
В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.
<…>