Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 57/10/14-ЕМ от 12 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 57/10/14-ЕМ

 

09 декабря 2014 года                                                                                                                                                                                                                                                                                      г. Псков

                                                                                                             

Резолютивная часть решения оглашена 25 ноября 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 09 декабря 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства, рассмотрев дело № 57/10/14-ЕМ по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (место нахождения: 188300, Ленинградская область. Гатчинский район, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31, почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3, лит. А, ОГРН 1047855175785)  в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление «…», в котором сообщалось о неосуществлении ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в отношении принадлежащего ему энергопринимающего устройства технологического присоединения в установленные сроки.

Из материалов заявления следует, что 24.10.2013 «…» (далее – Заявитель) обратился в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» (далее – Ответчик, сетевая организация) с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в принадлежащем ему на праве собственности офисном помещении.

Между Ответчиком и Заявителем  был заключен Договор № 5523/13 от 13.11.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор). Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Дата подписания Договора Заявителем – 13.12.2013.

На момент подачи заявления в антимонопольный орган Ответчик мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств Заявителя не осуществил.

24.07.2014 Заявитель направил в сетевую организацию письмо (вх. № 1903/1010)  с просьбой предоставить информацию о выполнении условий Договора.

 04.08.2014 Ответчик в адрес Заявителя направил ответ (исх. № МР2/7/7.6-0810-21/4930), из которого следует, что в результате нарушения срока оплаты авансового платежа за технологическое присоединение сетевая организация приступила к исполнению своих обязанностей после 01.04.2014. Силами филиала разрабатывается документация, которая проходит стадию согласования. Предполагаемый срок получения согласований – 01.09.2014. Окончательный срок исполнения обязательств по договору не определен.

01.10.2014 Заявитель повторно направил в сетевую организацию письмо (вх. № 2041/1010)  с просьбой предоставить информацию о выполнении условий Договора.

14.10.2014 Ответчик в адрес Заявителя направил ответ (исх. № МР2/7/7.6-0810-21/6976), в котором указывается, что силами филиала разработана, согласована и утверждена проектно-сметная документация. Подготовлен пакет документов для проведения закупочных процедур, в настоящее время пакет находится на стадии согласования, после согласования будет известен срок проведения закупки для выполнения строительно-монтажных работ.

 На заседании Комиссии 25.11.2014 и в письменных пояснениях (вх. № 4688  от 18.11.2014) представитель  Ответчика пояснил следующее.

В связи с большим объемом работ у подрядных организаций, сотрудничающих с ОАО «МРСК Северо-Запада» в части выполнения проектно-­изыскательских работ по договорам технологического присоединения и невыполнением Заявителем условий договора по оплате, сетевая организация была вынуждена разработать проектную документацию по строительству кабельной линии 0,4-кВ хозяйственным способом.

Для выбора трассы прохождения этой линии по центру г.Пскова необходимо было получить согласование в следующих государственных органах:

  •  в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество) согласование проекта проходило в период со 02.06.14 г по 18.06.14 г.;
  •  в Управлении по градостроительной деятельности г. Пскова проект согласован 20.08.14г.;
  •  согласование плана благоустройства в Управлении городского хозяйства г. Пскова проходило с 21.07.14г. по 06.08.2014г.

Также необходимо было согласовать место установки кабельного разделителя с Заявителем и ООО «Псков-Инвест» (согласование получено 04.06.2014г.).

Учитывая, что энергопринимающие устройства Заявителя располагаются в плотно застроенной местности г.Пскова и стесненных условиях проложенных коммуникаций, проект в части прохождения KJI-0,4 кВ проходил согласование в следующих коммуникационных службах:

  •  МП г. Пскова «Горводоканал»;
  •  Комбинат благоустройства;
  •  ОАО «Псковская ГТС»;
  •  ОАО «Газпром газораспределение»;
  •  ОАО «Ростелеком».

В период с 25.08.2014 по 12.09.2014г. проект находился на согласовании в производственном отделении «Центральные электрические сети» филиала «Псковэнерго».

На основании экспертного заключения от 17.09.2014г. приказом директора филиала № 362 от 30.09.2014г. проектно-сметная документация была утверждена и принята к производству. В настоящее время документация проходит согласование в Исполнительном аппарате ОАО «МРСК Северо-Запада», после чего будет проведена конкурсная процедура для заключения договора подряда на выполнение строительно­-монтажных работ по выполнению мероприятий технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя.

Ответчик принимал все зависящие от него меры, однако, из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения.

Также Ответчик пояснил, что нарушение сроков исполнения обязательств по Договору № 5523/13 от 13.11.2013 вызвано большим количеством находящихся в работе договоров технологического присоединения.

Ответчик считает, что нарушение сроков исполнения договора вызвано объективными причинами и не является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Пункт 18 Договора содержит условие о неустойке в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения обязательств по Договору, таким образом, Ответчик может нести ответственность в гражданско-правовом порядке.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Следовательно,  Ответчик как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010  № 220,  не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов)  в случае,  если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5  Закона о защите конкуренции положение Ответчика на данном товарном рынке признается доминирующим.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии Ответчик обязан соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

         Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению составляет 1 год - для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет менее 670 кВт, если более короткие сроки не предусмотрены инвестиционной программой соответствующей сетевой организации или соглашением сторон.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен в заключенном Ответчиком с Заявителем Договоре об осуществлении технологического присоединения и составляет 6 месяцев. Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил технологического присоединения договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно было быть осуществлено до 13.06.2014.

Как следует из положений пунктов 3 и 16 Правил технологического присоединения в их совокупности сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения в установленный законодательством срок.

Ответчик по состоянию на 25.11.2014  не исполнил возложенные на него обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя, расположенного в принадлежащем ему на праве собственности офисном помещении по адресу: г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 10, что является нарушением пункта 3  и подпункта «б» пункта 16  Правил технологического присоединения.

3. Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что срок технологического присоединения не соблюден по объективным причинам.

Наличие большого количества заявок на осуществление технологического присоединения и большой объем строительных работ, которые было необходимо в связи с этим выполнить, не относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, освобождающим сетевую организацию от выполнения требований Правил технологического присоединения и условий договоров.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Ответчик в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имел реальную возможность выполнить мероприятия по технологическому присоединению по Договору в срок, установленный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры.

Анализ имеющихся в деле документов показал следующее:

13.11.2013 между Ответчиком и  Заявителем был заключен Договор № 5523/13 от 13.11.2013 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Договор №  5523/13 от 13.11.2013  Заявителем был подписан 13.12.2013.

01.04.2014 Заявителем была произведена оплата.

        Ссылка сетевой организации на просрочку авансового платежа, в связи с которой выполнение работ производилось только с 01.04.2014 не правомерна, так как сетевая организация может в гражданско-правовом порядке взыскать неустойку, но это не является основанием для переноса срока начала выполнения работ по технологическому присоединению. В соответствии  с п. 17 Договора № 5523/13 от 13.11.2013 данный договор может быть расторгнут по требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ. Также, согласно п. 19 Договора № 5523/13 от 13.11.2013 в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения обязательств по договору такая сторона в течение 10 рабочих дней со дня наступления просрочки уплачивает другой стороне неустойку, рассчитанную как произведение 0,014 ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, установленной на дату заключения настоящего договора, и общего размера платы за технологическое присоединении по договору за каждый день просрочки.

В период с 25.08.2014 по 12.09.2014г. проект находился на согласовании в производственном отделении «Центральные электрические сети» филиала.

На момент рассмотрения дела технологическое присоединение не осуществлено.

4. Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика  нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Таким образом, Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что его взаимоотношения с Заявителем не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», выразившихся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение № 5523/13 от 13.11.2013 в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, были ущемлены права и законные интересы Заявителя.

Негативным последствием действий Ответчика является необоснованное лишение Заявителя права на получение услуги по электроснабжению.  Рассматриваемые действия сетевой организации, публично осуществляющей присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8  Конституции РФ свободному перемещению товара -  электроэнергии для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заявителю ставятся необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя электроэнергии.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

 

РЕШИЛА:

 

            1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов «…» путем неисполнения в установленный п. 16 Правил технологического присоединения и договором № 5523/13 от 13.11.2013 срок технологического присоединения энергопринимающего устройства «…», в принадлежащем ему на праве собственности офисном помещении.

            2. Выдать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»  предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны