Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 57/14 от 12 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 57/14

о назначении наказания по делу об административном правонарушении  

                                                                                                                                       

«10» декабря  2014 года                                                                                                                                                                                                                                                                                 г. Псков

 

Я, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Псковское УФАС России), рассмотрев протокол и материалы дела № 57/14 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо–Запада» (далее - ОАО «МРСК Северо-Запада») место нахождения: 188300, Ленинградская область. Гатчинский район, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31; почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д. 3, лит. А, ОГРН 1047855175785,

УСТАНОВИЛА:

Поводом к возбуждению дела № 57/14 об административном правонарушении явилось принятие Комиссией Псковского УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 48/10/14-ЕМ от 20.10.2014 г.

Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

При этом Комиссия исходила из следующего.

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление «…», в котором сообщалось о неосуществлении ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в отношении принадлежащего ему энергопринимающего устройства технологического присоединения в установленные сроки.

.Из материалов заявления следует, что 18.02.2014 «…» обратился в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Псковская область, «…».

Между «…» и ОАО «МРСК Северо-Запада»  был заключен Договор № 76-00632/14 от 27.02.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор). Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Дата подписания Договора Заявителем – 03.03.2014.

На момент подачи заявления в антимонопольный орган мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств «…»не осуществлено.

18.08.2014 «…» направил в сетевую организацию письмо (вх. № 5339М/1010)  с просьбой предоставить информацию о выполнении условий Договора.

 01.09.2014 Сетевая организация  направила ответ в адрес «…» (исх. № 1000/1353), из которого следует, что по данному объекту выполнена проектная документация на выполнение воздушной линии, проект проходит согласование, планируемый срок окончания работ ноябрь-декабрь 2014 года.

На заседании Комиссии 14.10.2014 и в письменных пояснениях (вх. № 4239  от 09.10.2014) представитель  ОАО «МРСК Северо-Запада» пояснил следующее.

02.07.2014 в целях исполнения обязательств по Договору были организованы и проведены конкурсные процедуры по запросу цен. По результатам запроса цен с ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж» был заключен Договор на выполнение проектных и изыскательных работ (Договор № 141-14-ПИР от 14.07.2014).

Согласно п. 3.1 указанного договора  срок выполнения работ составляет не более 2-х месяцев с даты подписания договора. Обязательства подрядной организации не выполнены, проект находится на стадии согласования. После согласования проекта будут проведены необходимые конкурсные процедуры для заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по выполнению мероприятий технологического присоединения энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям.

Сетевая организация принимала все зависящие от нее меры, однако, из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения.

Также было пояснено, что нарушение сроков исполнения обязательств по Договору № 76-00632/14 от 27.02.2014 вызвано большим количеством находящихся в работе договоров технологического присоединения.

Представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» считает, что нарушение сроков исполнения договора вызвано объективными причинами и не является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Пункт 18 Договора содержит условие о неустойке в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения обязательств по Договору, таким образом, сетевая организация может нести ответственность в гражданско-правовом порядке.

Исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Следовательно,  ОАО «МРСК Северо-Запада» как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010  № 220,  не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов)  в случае,  если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5  Закона о защите конкуренции положение ОАО «МРСК Северо-Запада» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии ОАО «МРСК Северо-Запада» обязано соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей - физических лиц не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

         Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и в заключенном ОАО «МРСК Северо-Запада» с Морозовым В.С. договоре об осуществлении технологического присоединения. Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил технологического присоединения договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно было быть осуществлено до 04.09.2014.

Как следует из положений пунктов 3 и 16 Правил технологического присоединения в их совокупности сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения в установленный законодательством срок.

ОАО «МРСК Северо-Запада» по состоянию на 14.09.2014  не исполнило возложенные на него обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства «…», расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Псковская область, «…»,  что является нарушением пункта 3  и подпункта «б» пункта 16  Правил технологического присоединения.

Рассматриваемый срок закреплен императивной нормой, и запрет на его изменение следует из положений статьи 450 ГК РФ. Согласно письму (Исх. № 1000/1353 от 01.09.2014) ОАО «МРСК Северо-Запада» в одностороннем порядке продлило срок выполнения работ до ноября-декабря 2014 года.

3. Комиссия не приняла довод ОАО «МРСК Северо-Запада» о том, что срок технологического присоединения не соблюден по объективным причинам.

Наличие большого количества заявок на осуществление технологического присоединения и большой объем строительных работ, которые было необходимо в связи с этим выполнить, не относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, освобождающим сетевую организацию от выполнения требований Правил технологического присоединения и условий договоров.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

ОАО «МРСК Северо-Запада» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имело реальную возможность выполнить мероприятия по технологическому присоединению по Договору в срок, установленный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры.

27.02.2014 между ОАО «МРСК Северо-Запада» и  «…» был заключен Договор № 76-00632/14 от 27.02.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

Договор № 76-00632/14 от 27.02.2014  «…» был подписан 03.03.2014.

До 02.07.2014 доказательств принятия мер для своевременного исполнения обязательств по договору № 76-00632/14 со стороны ОАО «МРСК Северо-Запада» не представлено.

02.07.2014 ОАО «МРСК Северо-Запада» объявило запрос цен на изготовление проекта электроснабжения строительной площадки в «…» Псковского района (№ 100704020209 от 02.07.2014).

09.07.2014  состоялось заседание Комиссии по выбору победителя запроса цен. Поскольку единственным критерием для определения победителя является наименьшая цена, то победителем было выбрано ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж».

14.07.2014 между ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж» и ОАО «МРСК Северо-Запада» был заключен договор на выполнение проектных и изыскательных работ, срок выполнения работ по договору составляет не более 2 месяцев. Таким образом, подрядная организация должна была выполнить работы еще до 14.09. 2014 года.

На момент рассмотрения дела ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж» не выполнило свои обязательства по договору, при этом ОАО «МРСК Северо-Запада» не представлены доказательства принятия каких-либо мер в отношении ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж» в целях своевременного исполнения последним обязательств по договору от 14.07.2014.

Иных документов, подтверждающих осуществление работ в период до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссии не представлено.

 4. Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада»  нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Таким образом, Комиссия не приняла довод ОАО «МРСК Северо-Запада» о том, что его взаимоотношения с «…» не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», выразившихся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение № 76-00632/14 от 27.02.2014 в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, были ущемлены права и законные интересы «…».

Негативным последствием действий ОАО «МРСК Северо-Запада» является необоснованное лишение «…» права на получение услуги по электроснабжению.  Рассматриваемые действия сетевой организации, публично осуществляющей присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8  Конституции РФ свободному перемещению товара -  электроэнергии для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции.

   Таким образом, «…» ставились необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя электроэнергии.

На основании изложенного, Комиссия Псковского УФАС России приняла следующее решение по делу № 48/10/14-ЕМ от 20.10.2014.

            1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов Морозова В.С. путем неисполнения в установленный п. 16 Правил технологического присоединения и договором № 76-00632/14 от 27.02.2014 срок технологического присоединения энергопринимающего устройства «…», расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Псковская область, «…».

            2.   Выдать ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада»  предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

            3.  Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

В действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» по нарушению требований части 1 статьи 10 Закона о защиты конкуренции в части злоупотребления доминирующим положением на рынке услуг по передаче электрической энергии, результатом которого явилось ущемление интересов «…» путем непринятия своевременных мер по осуществлению технологического присоединения его энергопринимающего устройства  к электрическим сетям в установленный срок, мною усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ и квалифицируется как «совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации».

Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

В действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» по нарушению требований части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, мною установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения имело место.      

 Должностным лицом Псковского УФАС России 26.11.2014 был составлен протокол № 57/14 об административном правонарушении в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада».

 В письменных объяснениях, представленных в ходе составления протокола  представитель юридического лица указывает, что в его действиях отсутствуют нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Считаю, что на основании исследованных по делу доказательств, факт наличия состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада» установленным, вину ОАО «МРСК Северо-Запада» в совершении административного правонарушения полностью доказанной.

При назначении наказания учитываются характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных частью 1 статьи 4.2 КоАП РФ, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, а также пунктом 3 Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, не установлено.

Административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

На основании изложенного с учетом Примечания к статье 14.31 КоАП РФ, с учетом Методических рекомендаций по расчету величины штрафа, налагаемого на юридических лиц за совершение административных правонарушений в редакции письма ФАС России от 19.01.2012 № ИА/1099, размер административного штрафа, предусмотренный санкцией части 2 статьи 14.31 КоАП РФ в отношении ОАО «МРСК Северо-Запада», составляет  1 449 (одна тысяча четыреста сорок девять) руб. 01 коп.

Так как в соответствии с частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ административный штраф на юридических лиц не может быть менее ста тысяч рублей, руководствуясь статьями 23.48, 29.9, а также статьями 4.1, 14.31 КоАП РФ

ПОСТАНОВИЛА:

Привлечь ОАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности по части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и наложить на ОАО «МРСК Северо-Запада» административный штраф в размере 100 000 (ста тысяч) руб. 00 коп.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со  дня  вступления  постановления  о  наложении  штрафа  в законную  силу  либо  со  дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет Российской Федерации в полном объеме перечислением в УФК по Псковской области (Псковское УФАС России), р/с 40101810400001010002 Отделение Псков г. Псков, БИК 045805001,   ИНН 6027026536,  КПП  602701001,  код 161 116 02010016000140,  ОКАТО 58401000000.

 Назначение платежа: денежные взыскания (штраф) за нарушение  антимонопольного законодательства.

Согласно  части  4 статьи 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об  уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности,  направляет  должностному  лицу,  вынесшему  постановление.

Согласно  части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок  влечет  наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с пунктом 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение одного года со дня их вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.    

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны