Определение б/н Определение о назначении дела к рассмотрению от 12 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 060/01/10-113/2021

О НАРУШЕНИИ АНТИМОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

12 марта 2021 года                                                                                                      г. Псков

 

Председатель Комиссии Псковского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства <…>, на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Псковское УФАС России) от 11.03.2021 года № 14 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Муниципальным предприятием Псковского района «Коммунальные услуги» (далее – МП «КОМУСЛУГИ») пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, путем начисления абонентам платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения и в отсутствии подтверждения факта превышения установленных показателей, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

УСТАНОВИЛ:

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России), в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрено заявление Частного лечебно-профилактического учреждения «Санаторий «Череха» от 16.12.2020 № 348 (вх. № 1073-з от 16.12.2020) по вопросу нарушения МП «Комуслуги» порядка ценообразования при начислении и взимании платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и начислении платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, без факта нарушения со стороны абонента, что, по мнению заявителей, нарушает порядок ценообразования.

В ходе проведения проверки фактов, изложенных в обращении, установлено следующее.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МП «Комуслуги» осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЕД 35.30 «Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха», а также дополнительные «код 37.00 – Сбор и обработка сточных вод».

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем относятся к сфере естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, МП «Комуслуги» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и водоотведения в границах Псковского района

Согласно пункту 1 части 1 статьи 4, пункту 3 части 11 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) холодное водоснабжение и водоотведение осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации и определяющими, в том числе требования к составу и свойствам сточных вод, сбрасываемых в централизованные системы водоотведения, которые устанавливаются в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, в том числе с учетом таких систем.

Согласно части 10 статьи 7 Закона о водоснабжении и водоотведении в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 30.3 Закона о водоснабжении и водоотведении контроль состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Порядок осуществления организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией, в том числе транзитной организацией, контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации), определен постановлением Правительства РФ от 22.05.2020 № 728 «Об утверждении Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод и о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»  (далее – Правила № 728).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 728 при осуществлении контроля состава и свойств сточных вод организация, осуществляющая водоотведение, проверяет фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах (фактические показатели состава сточных вод) и (или) фактические показатели свойств сточных вод, сбрасываемых абонентами в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - фактические показатели состава и свойств сточных вод), на соответствие фактическим показателям состава и свойств сточных вод, указанным абонентами в декларации о составе и свойствах сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - декларация), и (или) нормативам состава сточных вод, требованиям к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованные системы водоотведения, установленным Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Правила № 644) в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (далее - требования, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения).

Согласно пунктам 5 и 6 Правил № 728 организацией, осуществляющей водоотведение, осуществляется плановый и внеплановый контроль состава и свойств сточных вод.

Периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод в отношении объектов абонентов определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц и реже 1 раза в календарный год (за исключением случаев, указанных в абзаце втором настоящего пункта).

Для объектов абонентов, объем сбрасываемых сточных вод с которых в среднем составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта абонента (при условии отведения сточных вод в централизованную систему водоотведения, имеющую канализационные очистные сооружения), периодичность планового контроля состава и свойств сточных вод определяется организацией, осуществляющей водоотведение, и не может быть чаще 1 раза в календарный месяц.

Согласно пункту 25 Правил № 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам сбрасываемых сточных вод, установленные Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и настоящими Правилами, нормативы по объему отводимых в централизованные системы водоотведения сточных вод (в случае установления таких нормативов в порядке, предусмотренном разделом Х настоящих Правил) и нормативы состава сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.

Согласно пункту 113 Правил № 644 запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению № 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению № 4(1). Кроме того, значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению № 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

В силу пунктов 118, 119 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами. Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно:

по формулам, предусмотренным пунктами 120 и 123 настоящих Правил, на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктом 120, абзацем восьмым пункта 123, пунктами 123(2), 123(4), 130 - 130(3) настоящих Правил, на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение;

по формуле, предусмотренной пунктом 123(4) настоящих Правил, при наличии условий, указанных в данном пункте.

Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Согласно пункту 123(4) Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил;

с которых осуществляется отведение (сброс) сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов,

расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении сточных вод, сбрасываемых указанными абонентами (П) (рублей), определяется по формуле:

П = К x Т x Qпр1,

где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод. В случае если организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, принимает сточные воды от другой организации, осуществляющей водоотведение, значение Qпр1 такой организации уменьшается на объем хозяйственно-бытовых сточных вод, отведенных в ее канализационные сети товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами, собственниками и (или) пользователями жилых помещений в многоквартирных домах или жилых домов.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод зафиксирован сброс сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 113 настоящих Правил, или произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля декларации в отношении данных объектов абонентов, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения в отношении указанных объектов абонентов определяется в соответствии с пунктами 120 и 123 настоящих Правил.

Согласно пункту 194 Правил № 644, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, абонент обязан внести организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.

В соответствии с пунктом 195 Правил № 644 расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации, и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 настоящих Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.

Согласно пункту 203 Правил № 644 для объектов абонентов (при наличии любого из условий):

среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод с которых менее указанного в абзаце первом пункта 124 настоящих Правил, используемых (в том числе фактически, без государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) без указания соответствующего вида экономической деятельности в учредительных документах юридического лица или Едином государственном реестре юридических лиц) в целях осуществления деятельности гостиниц, предприятий общественного питания, полиграфической деятельности, деятельности по складированию и хранению, деятельности бань и душевых по предоставлению общегигиенических услуг, деятельности саун, деятельности сухопутного транспорта, розничной торговли моторным топливом в специализированных магазинах, предоставления услуг парикмахерскими и салонами красоты, производства пара и горячей воды (тепловой энергии), производства пищевых продуктов, производства стекла и изделий из стекла, производства строительных керамических материалов, производства керамических изделий, производства огнеупорных керамических товаров, производства стекловолокна, производства изделий из бетона, цемента и гипса, производства химических веществ и химических продуктов, производства кожи и изделий из кожи, производства одежды из кожи, обработки кож и шкур на бойнях, производства меховых изделий, производства электрических аккумуляторов и аккумуляторных батарей, гальванопокрытия, металлизации и тепловой обработки металла, производства лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, производства резиновых и пластмассовых изделий, мойки транспортных средств, стирки или химической чистки текстильных и меховых изделий, сбора, обработки или утилизации отходов, обработки вторичного сырья, предоставления услуг в области ликвидации последствий загрязнений и прочих услуг, связанных с удалением отходов;

с которых осуществляется сброс сточных вод с использованием сооружений и устройств, не подключенных (технологически не присоединенных) к централизованной системе водоотведения, а также при неорганизованном сбросе поверхностных сточных вод в централизованные ливневые или общесплавные системы водоотведения;

расположенных во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, оборудованного канализационным колодцем;

для отбора сбрасываемых с которых сточных вод отсутствует контрольный канализационный колодец, а также иной канализационный колодец, в котором отбор проб сточных вод абонента может быть осуществлен отдельно от сточных вод иных абонентов;

расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод (Пнорм. сост.) (рублей) определяется по формуле:

Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

В случае если организацией, осуществляющей водоотведение, в соответствии с Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод произведен отбор проб сточных вод абонентов, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, а также в случае принятия организацией, осуществляющей водоотведение, для осуществления контроля состава и свойств сточных вод декларации в отношении данных объектов абонентов расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод определяется в соответствии с пунктом 197 настоящих Правил.

Таким образом, нормами действующего законодательства предусмотрено, что абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод, в случае если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие установленным требованиям, а также содержат загрязняющие вещества, концентрация которых превышает установленные нормативы состава сточных вод, на основании контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения (канализации), проведенного организацией, осуществляющей водоотведение.

Вместе с тем, согласно представленным материалам, МП «Комуслуги», несмотря на физическую возможность отбора проб сточных вод, вышеуказанные платы начисляются по объекту Заявителя, среднесуточный объем сбрасываемых вод с которого по всем канализационным выпускам составляет менее 30 куб. метров в сутки (в отсутствии декларации), без отбора и последующего анализа проб сточных вод, что не соответствует требованиям действующего законодательства.

            Так, МП «Комуслуги» проведен расчет платы с абонента за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения с учетом требований пункта 123(4) Правил № 644 для объекта заявителя, объем водоотведения которого, составляет менее 30 куб.м. по формуле: П = К x Т x Qпр1, где:

К - коэффициент компенсации, равный 0,5 (для поверхностных сточных вод, сбрасываемых с территории строительных площадок, равный 2,5);

Т - тариф на водоотведение, действующий для абонента, без учета налога на добавленную стоимость, учитываемого дополнительно (руб./куб. метр);

Qпр1 - объем сточных вод, отведенных (сброшенных) с объекта абонента, определенный по показаниям прибора учета сточных вод либо в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения или иными способами, предусмотренными Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.

В частности, за июль 2020 объем сточных вод, определенный суммарно по всем объектам, равен 977,78 куб.м., за август 2020 года равен 1143,096 куб.м. Согласно указанной формуле плата за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения составила:

за июль 0,5*55,24*977,78=27006,28 руб. без НДС;

за август 0,5*55,24*1143,096=31572,31 руб. без НДС.

Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов с учетом требований пункта 203 Правил № 644 для объектов, объем водоотведения которых составляет менее 30 куб.м. по формуле: Пнорм. сост. = 2 x Т x Qпр1.

Так, за июль, август 2020 года, согласно приведенной формуле, плата за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод составила:

за июль  2*55,24*977,78=108025,13 руб., без НДС;

за август 2*55,24*1143,096=126289,25 руб., без НДС.

На основании указанных расчетов сформирован платежные документы (Счет № 1034 от 31.08.2020 и Счет-фактура № 1049 от 31.08.2020) для оплаты за негативное воздействие на централизованные сети водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод на общую сумму 351471,57 руб.

Деятельность МП «Комуслуги» является естественно монопольной в сфере водоснабжения и водоотведения. МП «Комуслуги» занимает доминирующее положение на товарных рынках услуг холодного водоснабжения и водоотведения (включая транспортировку воды и сточных вод) с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в географических границах технологической инфраструктуры водопроводных и канализационных сетей, расположенных на территории Псковского района.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При изложенных обстоятельствах на МП «Комуслуги» распространяются требования и запреты, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изученные материалы, факты и обстоятельства, изложенные в обращениях и ответах на запросы информации, исходя из анализа нормативной правовой базы, Псковское УФАС России приходит  к выводу о том, что действия МП «Комуслуги» по начислению абоненту платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, сверх установленных нормативов, без проведения контроля состава и свойств сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения и в отсутствие подтверждения факта превышения установленных показателей, содержат признаки нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Руководствуясь частью 13, 14, 15 статьи 44 Федерального Закона о защите конкуренции,

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 060/01/10-113/2021 к рассмотрению на «15» апреля 2021 года на 10 часов 00 минут.

Рассмотрение дела будет проходить путем использования систем видеоконференц-связи с использованием личных устройств доступа. Ссылка для подключения будет направлена на адреса электронной почты.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

в качестве заявителя:

- Частное лечебно-профилактическое учреждение «Санаторий «Череха»

в качестве ответчика:

Муниципальное предприятие Псковского района «Коммунальные услуги»

3. Ответчику МП «Комуслуги» представить в срок до 05 апреля 2021 следующие документы и информацию:

1) правовую позицию по признакам нарушения, указанного в данном определении;

2) информацию о количестве абонентов (реестр юридических лиц) которым выставлена плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод без осуществления контрольных мероприятий (отбора и анализа проб сточных вод) с указанием суммы начисленных платежей;

3) схему подключения объекта, принадлежащего заявителю к централизованной системе водоотведения с приложением документов, подтверждающих технологическое присоединение и актов разграничения балансовой принадлежности;

4) информацию о начислении платы за негативное воздействие на работу центральной системы водоотведения (п. 123(4) Правил № 644) и платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов (п. 203 Правил № 644) с указанием реквизитов платежных документов, а также информацию по водопотреблению объекта заявителя в разрезе по месяцам с 01.07.2020 по 01.03.2021 согласно приложению.

5) сведения о лаборатории, осуществляющей анализ отобранных проб сточных вод;

4. Заявителю ЛПУ «Санаторий «Череха» представить в срок до 05 апреля 2021 следующие документы и информацию:

1) правоустанавливающие документы на объекты, подключенные к централизованной системе водоотведения, указанные в заявлении;

2) виды деятельности, осуществляемые на объектах, указанных в заявлении;

3) информацию о наличии (либо отсутствии) оборудования, использования веществ на объектах, указанных в заявлениях, применение которых может содержать загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу централизованной системы водоотведения, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 Правил № 644.

5. Всем сторонам, участвующим в деле, заранее направить доверенности представителей, оформленные соответствующим образом.

Приложение: форма предоставления информации на 1 л. в 1 экз.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны