Решение №60/10/15-ЕМ РЕШЕНИЕ по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 2 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

30 сентября 2015 года                                                                                         г. Псков

 

                                                                                                            

Резолютивная часть решения оглашена 17 сентября 2015 года.

Полный текст решения изготовлен 30 сентября 2015 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел  о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: «…» – руководитель Псковского УФАС России,

членов Комиссии: «…» - заместителя начальника отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» - ведущего специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий, «…» - главного специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 60/10/15-ЕМ по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» («…») в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление гр. «…», поступившее из прокуратуры города Пскова, в котором сообщалось о неосуществлении ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» в отношении принадлежащего ему энергопринимающего устройства технологического присоединения в установленные сроки.

Из материалов заявления следует, что 25.12.2014 гр. «…»  (далее – Заявитель) обратился в филиал ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» (далее – Ответчик, сетевая организация) с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, расположенных на принадлежащем ему земельном участке по адресу: «…»

Между Ответчиком и Заявителем  был заключен Договор № 76-06410/14 от 30.12.2014 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее – Договор). Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения Договора. Дата подписания Договора Заявителем – 12.01.2015. На момент поступления заявления в антимонопольный орган Ответчик мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающих устройств Заявителя не осуществил.

 06.07.2015 Заявитель направил в сетевую организацию письмо с просьбой предоставить информацию о выполнении условий Договора.

 20.07.2015  Ответчик в адрес Заявителя направил ответ ,из которого следует, что задержка исполнения договорных обязательств со стороны сетевой компании связана с  несвоевременной поставкой материалов.

По результатам рассмотрения представленных документов Псковское УФАС России приказом от 04.09.2015 №  178 возбудило дело № 60/10/15-ЕМ по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона  № 135- ФЗ «О защите конкуренции».

К участию в деле № 60/10/15 - ЕМ привлечен гр. «…»– в качестве заявителя (далее – Заявитель), ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» - в качестве ответчика по делу (далее – Ответчик, сетевая организация).

На заседании Комиссии 17.09.2015 представители  Ответчика пояснили следующее.

24.02.2015 в целях исполнения обязательств по Договору были организованы и проведены конкурсные процедуры по запросу цен. По результатам запроса цен с ООО «РосЭлектроСтрой» был заключен Договор на выполнение проектных и изыскательных работ (Договор № 37-15-ПИР от 10.03.2015).

Согласно п. 3.2 указанного договора  срок начала работ 10.03.2015, срок завершения работ 12.05.2015. Обязательства подрядной организации выполнены. Ответчик считает, что принимал все зависящие от него меры, однако, из-за обстоятельств, не зависящих от сетевой организации, срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения.

Также Ответчик пояснил, что нарушение сроков исполнения обязательств по Договору № 76-06410/14 от 30.12.2014 вызвано большим количеством находящихся в работе договоров технологического присоединения.

По мнению Ответчика, объективными причинами неисполнения договора являются:

- систематическое не включение Комитетом по тарифам Псковской области выпадающих доходов (более 300млн. рублей), в том числе и от льготного технологического присоединения за период 2009-2013гг.

- высокая закредитованность ПАО «МРСК Северо-Запада» и филиала «Псковэнерго», что снижает возможность привлечения заемных средств.

 Ответчик не признает нарушение ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) считает, что данный спор может быть решен в гражданско-правовом порядке согласно п. 18 Договора, содержащему условие о неустойке в случае нарушения одной из сторон сроков исполнения обязательств по Договору.

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Следовательно,  Ответчик как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010  № 220,  не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов)  в случае,  если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5  Закона о защите конкуренции положение Ответчика на данном товарном рынке признается доминирующим.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии Ответчик обязан соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей - физических лиц не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и в заключенном Ответчиком с Заявителем Договоре об осуществлении технологического присоединения. Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил технологического присоединения договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно было быть осуществлено до 12.07.2015.

Как следует из положений пунктов 3 и 16 Правил технологического присоединения в их совокупности сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения в установленный законодательством срок.

Ответчик 21.08.2015 исполнил возложенные на него обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающего устройства Заявителя, расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: «…», что подтверждается Актом технологического присоединения до 15 кВт № 38 от 21.08.2015.

3. Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что срок технологического присоединения не соблюден по объективным причинам.

Систематическое не включение Комитетом по тарифам Псковской области выпадающих доходов и высокая закредитованность ПАО «МРСК Северо-Запада» и филиала «Псковэнерго» не относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, освобождающим сетевую организацию от выполнения требований Правил технологического присоединения и условий договоров.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Ответчик в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имел реальную возможность выполнить мероприятия по технологическому присоединению по Договору в срок, установленный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры.

Анализ имеющихся в деле документов показал следующее:

25.12.2014 подана заявка  № 76-06410/14 на технологическое присоединение энергопринимающих устройств от Павлова И.О.

12.01.2015 между Ответчиком и  Заявителем был заключен Договор 76-06410/14 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.

24.02.2015 Ответчик объявил запрос цен на изготовление проекта электроснабжения строительной площадки в «…».

03.03.2015  состоялось заседание Комиссии по выбору победителя запроса цен. Поскольку единственным критерием для определения победителя является наименьшая цена, то победителем было выбрано ООО «РосЭнергоСтрой».

10.03.2015 между ООО «РосЭнергоСтрой» и Ответчиком был заключен договор на выполнение проектных и изыскательных работ, срок начала работ - 10.03.2015, срок завершения работ – 12.05.2015.

05.06.2015 Директором производственного отделения «Северные Электрические сети был подписан приказ № 599 «Об утверждении проектно-сметной документации инвестиционного проекта  № 001-73-1-01.41-0268».

08.06.2015 Директором производственного отделения «Северные Электрические сети был подписан приказ № 86 «О выполнении работ по технологическому присоединению хоз. способом».

         ПАО «МРСК Северо-Запада» утверждено Положение об организации работ по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям филиала «Псковэнерго», утвержденное приказом филиала № 71 от 20.03.2012 (далее – Положение).

Раздел 5 Положения устанавливает порядок заключения и исполнения договоров технологического присоединения в производственных отделениях филиала.

Согласно пункту 5.17 Положения при стоимости работ по договору ЛТП в сетях филиала 40 тыс. руб. и более производственное отделение в течение 10 рабочих дней приступает к выполнению проектно-изыскательских работ хозяйственным способом, либо заключает договор подряда на проектно-изыскательские работы.  

 Ответчиком на ПИР потрачено около  трех месяцев, в нарушение п. 5.17 Положения.

На основании пункта 5.19 Положения - в случае выполнения в сетях филиала строительно-монтажных работ стоимостью до 500 тыс. руб. подрядным способом в течение 10 рабочих дней после утверждения проектно-сметной документации производственное отделение оформляет договор подряда на СМР и осуществляет контроль за сроками и качеством исполнения работ в соответствии с регламентом работ по капитальному строительству филиала.

На строительно-монтажные работы  Ответчику потребовалось 2,5 месяца, в нарушение п. 5.19 Положения.

         Согласно пункту 8.2 Положения производственные отделения несут ответственность за установленные существующим законодательством сроки выполнения обязательств по договорам технологического присоединения, заключенным в производственном отделении.  

 Согласно Акту технологического присоединения № 38 от 21.08.2015  на выполнение  работ  затрачено 4 часа.  Учитывая значительные временные задержки перечисленных мероприятий, сроки вышли за рамки условий договора.

В соответствии с Разделом 5  утвержденного Положения об организации работ по технологическому присоединению энергопринимающих устройств Заявителя к электрическим сетям филиала «Псковэнерго» № 71 от 20.03.2012 Ответчик нарушил  сроки технологического присоединения по договору № 76-06410/14 от 12.01.2015г. Осуществив свои обязательства 21.09.2015 (Акт №  38), через 1.5 месяца после истечения срока договора.

Согласно Акту № 38 от 21.08.2015 и письму № 04/4530А от 11.09.2015в связи с отсутствием материалов на складе, использован демонтированный  (бывший в употреблении) неизолированный провод марки АС-25.

         Согласно Уведомления  от 07.09.2015 г. вх. № 6907 П/0810,  Заявителем были исполнены обязательства по договору № 76-06410/14, сразу же после осуществления п. 11 технических условий № 76-06410/14-001 Ответчиком.  Что говорит о его  намерении осуществить технологическое присоединение и быть потребителем электрической энергии.

Иных документов, подтверждающих осуществление работ в период до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, Комиссии не представлено.

 4. Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях Ответчика  нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Таким образом, Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что его взаимоотношения с Заявителем не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго», выразившихся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение № 76-06410/14 от 30.12.2015 в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, были ущемлены права и законные интересы Заявителя.

Негативным последствием действий Ответчика является необоснованное лишение Заявителя права на получение услуги по электроснабжению.  Рассматриваемые действия сетевой организации, публично осуществляющей присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8  Конституции РФ свободному перемещению товара -  электроэнергии для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции.

Таким образом, Заявителю ставятся необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя электроэнергии.

        Комиссия учитывает, что к моменту вынесения решения Ответчик исполнил мероприятия, возложенные на сетевую организацию договором № 76-06410/14 ,что является основанием для прекращения рассмотрения дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:

             1. Признать публичное акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов «…» путем неисполнения в установленный п. 16 Правил технологического присоединения и договором № 76-06410/14 от 30.12.2014 срок технологического присоединения энергопринимающего устройства «…», расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: «…»,к электрическим сетям.

 2. Прекратить рассмотрение дела № 60/10/15-ЕМ в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства. Предписание по делу № 60/10/15-ЕМ в отношении открытого публичного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» не выдавать.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                       «…»

 

 

Члены Комиссии:                                                                                     «…»

 

 «…»

 

 «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны