Решение б/н РЕШЕНИЕ № 61/10/14-ЕМ от 26 декабря 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 61/10/14-ЕМ

г. Псков                                                                                                      26 декабря 2014г.                                                                                                               

Резолютивная часть решения оглашена 17 декабря 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 26 декабря 2014 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

председателя Комиссии: <…>

 

членов Комиссии: <…> (далее - Комиссия), рассмотрев дело № 61/10/14-ЕМ по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» (место нахождения: 188300, Ленинградская область. Гатчинский район, г. Гатчина, ул. Соборная, д. 31, почтовый адрес: 196247, г. Санкт-Петербург, площадь Конституции, д.3, лит. А, ОГРН 1047855175785)  в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», 

УСТАНОВИЛА:

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства послужило заявление гр. <…> (вх. № 428 от 28.11.2014), в котором сообщалось о невыполнении ОАО «МРСК Северо-Запада» обязательств по договору технологического присоединения принадлежащего ему энергопринимающего устройства в установленные сроки.

Из материалов заявления следует, что 18.03.2014 <…> обратился в филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Богданово, с присоединяемой мощностью 15кВт.

Между ОАО «МРСК Северо-Запада» и <…> был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № 76-01142/14 от 28.03.2014, согласно п. 5 которого срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.

До настоящего времени ОАО «МРСК Северо-Запада» мероприятий по технологическому присоединению в отношении энергопринимающего устройства <…> не осуществило. 20.11.2014 заявителем было подано в сетевую организацию заявление о непроведении работ по договору. 28.11.2014 сетевая организация предоставила ответ на обращение, в котором указала, что по договору с <…> выполнена и согласована проектно-сметная документация, объект проходит согласование закупки, далее будет проведена торгово-закупочная процедура и заключен договор на строительно-монтажные работы. Предположительный срок окончания работ – январь 2015 г.

На заседании Комиссии 17.12.2014 и в письменных пояснениях от 15.12.2014 № МР2/7/7.6-2410-13 Ответчик пояснил следующее:

Договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств <…> подписан сторонами 02.04.2014. Окончание  срока исполнения обязательств по договору - 02.10.2014.

В целях исполнения обязательств по указанному договору в Производственном отделении филиала «Псковэнерго» - «Северные электрические сети» (далее – Отделение) с 03.07.2014 по 08.07.2014 была организована и проведена конкурсная процедура по запросу цен на право заключения договора на выполнение проектно-изыскательских работ. По результатам процедуры 09.07.2014 подписан Протокол выбора победителя, и заключен договор №140-14-ПИР от 14.07.2014 на выполнение проектных и изыскательских работ с ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж». Указанный договор предусматривал срок исполнения обязательств до 14.09.2014. Акт выполненных работ был подписан сторонами 03.12.2014. Приказом директора Отделения проектно-сметная документация была утверждена 04.12.2014.

12.12.2014 Отделением был объявлен запрос цен на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ по выполнению мероприятий технологического присоединения энергопринимающих устройств заявителя к электрическим сетям.

28.11.2014 заявителю направлен ответ на его обращение от 22.11.2014 по срокам исполнения договора с объяснением причин просрочки выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

Ответчик признает, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению вышел за пределы, установленные Правилами технологического присоединения.   

Нарушение сроков исполнения обязательств по указанному договору вызвано тем, что в работе у филиала в указанный период находилось большое количество договоров технологического присоединения – более 5000 договоров по филиалу в целом и более 3000 договоров по Производственному отделению «Северные электрические сети». Фактическая численность сотрудников  Производственного отделения «Северные электрические сети» 481 чел. – значительно меньше нормативной – 618 чел., необходимой только для текущего обслуживания объектов электросетевого хозяйства, не говоря о проведении дополнительных работ по осуществлению технологического присоединения. Сетевая организация испытывает финансовые затруднения, связанные с невозмещением затрат по льготному присоединению.

Ответчик считает, что нарушение сроков исполнения договора вызвано объективными причинами и не является нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

Ответчик указал, что со стороны заявителя также не исполнены обязательства по договору технологического присоединения.

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

  1. В соответствии с пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Следовательно,  ОАО «МРСК Северо-Запада» как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по передаче электрической энергии,  является субъектом естественной монополии.

Согласно пункту 1.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010  № 220,  не требуется проведение анализа состояния конкуренции на товарном рынке при установлении доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов)  в случае,  если хозяйствующий субъект осуществляет производство (реализацию) товаров в условиях естественной монополии.

Таким образом, в силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение ОАО «МРСК Северо-Запада» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно Правилам недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа), сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

В соответствии с пунктом 10 Правил недискриминационного доступа договор об оказании услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее заключения договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.

Из положений названных норм следует, что технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии, и осуществляется силами сетевой организации.

Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии, охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче энергии.

В силу своего доминирующего положения на рынке услуг по передаче электрической энергии ОАО «МРСК Северо-Запада» обязано соблюдать запреты,  установленные статьей 10  Закона о защите конкуренции,  в том числе не допускать действий,  которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение,  ограничение,  устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц.

2. В соответствии с частью 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в соответствии c Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения).

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти.

Согласно подпункту б) пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению для заявителей - физических лиц не может превышать шести месяцев в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Указанный срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению установлен и в заключенном ОАО «МРСК Северо-Запада» с Заявителем договоре об осуществлении технологического присоединения № 76-01142/14 от 28.03.2014. 

Согласно абзацу 13 пункта 15 Правил технологического присоединения договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.

Таким образом, применительно к вышеуказанному договору технологическое присоединение энергопринимающих устройств должно было быть осуществлено до 02.10.2014.

При этом согласно пункту 16.3 Правил технологического присоединения,  обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств,  максимальная мощность которых составляет до 15  кВт включительно и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,  распределяются следующим образом:

-  заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка,  на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя;

-  сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.

Как следует из положений пунктов 3 и 16 Правил технологического присоединения в их совокупности сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличии технической возможности технологического присоединения в установленный законодательством срок.

ОАО «МРСК Северо-Запада» по состоянию на 17.12.2014 не исполнило возложенные на него обязательства по осуществлению технологического присоединения энергопринимающих устройств <…>, используемых для электроснабжения объекта «дачный дом», расположенного на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Богданово,  что является нарушением пункта 3  и подпункта «б» пункта 16  Правил технологического присоединения.

Срок технологического присоединения по договору с <…> истек 02.10.2014. По истечении срока сетевая организация не уведомила заявителя о принимаемых мерах и не объяснила причин неисполнения своих обязательств. Только после обращения заявителя 22.11.2014 по срокам исполнения договора 28.11.2014 ему был направлен ответ с объяснением причин просрочки выполнения мероприятий по технологическому присоединению.

И только после обращения 28.11.2014 <…> с заявлением в Псковское УФАС России 03.12.2014 был подписан акт выполненных проектных работ и 04.12.2014 была утверждена проектно-сметная документация.

 

3. Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что срок технологического присоединения не соблюден по объективным причинам: в связи с большим количеством договоров в работе филиала, недостаточной численностью сотрудников и финансовым положением.

Материалами, имеющимися в деле, подтверждается, что Ответчик должен был выполнить небольшой, не трудоемкий объем работ для исполнения своих обязательств перед Заявителем. Согласно Техническим условиям на присоединение к электрическим сетям № 76-01142/14-001 от 28.03.2014 сетевая организация должна осуществить мероприятия по строительству необходимого количества ЛЭП-0,4 кВ от существующей ВЛИ-0,4 кВ Л-1 от ТП-520, ф.282-08 до точки присоединения объекта. Согласно приказу филиала от 04.12.2014 № 1278 «Об утверждении проектно-сметной документации» по договору № 76-01142/14 от 28.03.2014 предусматривается строительство линии электропередач длиной 88 метров и строительство 3-х опор.

Договор технологического присоединения с <…>. был подписан 02.04.2014.

03.07.2014 был проведен запрос цен на выполнение проектных работ, т.е. через 92 дня после подписания договора. 09.07.2014 был подписан Протокол выбора победителя, 14.07.2014 заключен договор №140-14-ПИР на выполнение проектных и изыскательских работ с ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж», срок исполнения которого заканчивался 14.09.2014. Однако акт выполненных работ был подписан сторонами только 03.12.2014 и 04.12.2014 была утверждена проектно-сметная документация.

15.09.2014 письмом № 04/3505а Производственное отделение «Северные электрические сети» обратилось к ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж» по неисполнению в срок договоров на выполнение проектных и изыскательских работ. Ответ ЗАО «ЭнергоСтройМонтаж» не предоставлен, и больше сетевой организацией никаких мер по исполнению договоров на выполнение проектных и изыскательских работ не принималось.

12.12.2014 Отделением был объявлен запрос цен №100704010342 на право заключения договора подряда на выполнение строительно-монтажных работ  по выполнению мероприятий технологического присоединения с датой окончания приема предложений 17.12.2014 и сроком выполнения работ 19.01.2015.     

На момент рассмотрения дела сетевая организация не приступила к выполнению строительно-монтажных работ, предусмотренных Техническими условиями.

Следовательно, сетевой организацией не принимались достаточные меры для соблюдения срока, предусмотренного договором технологического присоединения с <…>.

 

На заседании Комиссии <…> пояснил, что не мог исполнить свои обязательства, предусмотренные пунктом 12.3.1 Технических условий № 76-01142/14-001 от 28.03.2014, а именно установить на границе балансовой принадлежности сертифицированный шкаф учета электрической энергии со счетчиком электроэнергии, поскольку считает, что щит устанавливается на опоре, а опора еще не смонтирована сетевой организацией.

Управление считает, что выполнение мероприятий, возложенных на сетевую организацию, не зависит от мероприятий, возложенных на заявителя, мероприятия обоих не связаны друг с другом и действия заявителя никоим образом не препятствовали осуществлению мероприятий сетевой организацией.

Согласно пп. а) п. 25.1 Правил технологического присоединения в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 Правил, должны быть указаны: точки присоединения, которые не могут располагаться далее 25 метров от границы участка, на котором располагаются (будут располагаться) присоединяемые объекты заявителя. При этом в пункте 12.3.1 Технических условий №76-01142/14-001 от 28.03.2014, выданных <…>, определено установить щит на границе балансовой принадлежности, в то же время сама граница балансовой принадлежности не уточняется, т.к. пункт 7 Технических условий гласит, что она предварительно устанавливается в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон. В пункте 8 Технических условий указано, что точка присоединения – ближайшая проектируемая опора ВЛИ-0,4 кВ Л-1 ТП-520 ф.282-08. Таким образом, при заключении договора с <…> общество не указало в Технических условиях точку присоединения, определив точкой присоединения опору, которая будет спроектирована при выполнении обществом технических условий (п. 6.1 договора № 76-01142/14-001 от 28.03.2014).

Учитывая изложенное,  <…> не мог установить щит учета до установки опоры сетевой организацией, так как отсутствие в Технических условиях конкретной точки присоединения послужило препятствием для выполнения мероприятий, предусмотренных  техническими условиями с его стороны.

 

По мнению Комиссии, работы по технологическому присоединению энергопринимающих устройств <…> могли быть выполнены сетевой организацией в установленный срок независимо от большого количества договоров, находящихся в работе.

Наличие большого количества договоров на осуществление технологического присоединения и недостаточная численность сотрудников, не относятся к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, освобождающим сетевую организацию от выполнения требований Правил технологического присоединения и условий договоров.

Согласно части 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

ОАО «МРСК Северо-Запада» в отсутствие объективно непреодолимых препятствий, имело реальную возможность выполнить мероприятия по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение № 76-01142/14-001 от 28.03.2014 в срок, установленный нормами действующего законодательства, однако им не были приняты соответствующие меры.

4. Комиссия приходит к выводу о наличии в действиях ОАО «МРСК Северо-Запада»  нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 1 постановления Пленума от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее - Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30), Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота, в частности для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона о защите конкуренции. Требования антимонопольного законодательства применяются к гражданско-правовым отношениям.

Таким образом, Комиссия не принимает довод Ответчика о том, что его взаимоотношения с заявителем не подпадают под действие антимонопольного законодательства.

Пунктом 4 Постановления Пленум ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 разъяснено, что исходя из системного толкования положений ст.10 ГК РФ и ст.ст. 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (угрозы наличия) любого из перечисленных в ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

В результате действий ОАО «МРСК Северо-Запада», выразившихся в невыполнении мероприятий по технологическому присоединению по договору на технологическое присоединение № 76-01142/14-001 от 28.03.2014 в срок, установленный пунктом 16 Правил технологического присоединения, были ущемлены права и законные интересы Заявителя.

Негативным последствием действий Ответчика является необоснованное лишение <…> права на получение услуги по электроснабжению.  Рассматриваемые действия сетевой организации, публично осуществляющей присоединение энергопринимающих устройств заявителей к электрическим сетям, препятствуют гарантированному частью 1 статьи 8  Конституции РФ свободному перемещению товара -  электроэнергии для потребителей,  обеспечение которого является одной из целей Закона о защите конкуренции. Заявитель продал квартиру, построил жилой дом в д. Богданово, который отапливается электричеством, и намеревался жить в нем, но в связи с отсутствием электроснабжения проживать в доме не может и вынужден снимать квартиру и нести при этом дополнительные расходы.

Таким образом, Заявителю ставятся необоснованные условия реализации им своих прав как потребителя электроэнергии.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

РЕШИЛА:    

            1. Признать открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части ущемления интересов <…> путем неисполнения мероприятий, возложенных на сетевую организацию, в установленный п. 16 Правил технологического присоединения и договором № 76-01142/14-001 от 28.03.2014 срок технологического присоединения энергопринимающих устройств <…>, расположенных на принадлежащем ему земельном участке по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Богданово, к электрическим сетям.

2. Выдать открытому акционерному обществу «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада» в лице филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» «Псковэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

            3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 14.31 КоАП РФ.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                       <…>

 

 

Члены Комиссии:                                                                               <…>

 

                                                                                                         <…>

<…>

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2² статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны