Решение б/н Решение по делу от 28 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 060/01/16-332/2021

 

28 сентября 2021 года                                                                                   г. Псков

                                                                                                 

Резолютивная часть решения оглашена 16 сентября 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 29 сентября 2021 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

при рассмотрении дела №060/01/16-332/2021 по признакам нарушения Псковской таможни (местонахождение: ул. Воровского, д. 20, г. Псков, 180000), ООО «РОСТЭК-НТБ» (местонахождение: 180006,г.Псков ул.Труда д.15, помещение 1010), ООО «Транзит – Терминал» (местонахождение: 180007, г.Псков, ул.М.Горького д.1 офис 115), ООО «НСУ Логистик» (местонахождение:142100, Московская область, г.Подольск ул.Комсомольская д.1), ООО «Миком» (местонахождение:180006, г.Псков, ул.Верхнебереговая, д.3 пом.1005), статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона №135-ФЗ), выразившиеся в заключении соглашения и согласованных действий, которые создают препятствия для осуществления предпринимательской деятельности иным субъектам, действующим в сфере оказания услуг по хранению изъятых товаров (поскольку оказать услуги в данной сфере мог любой из субъектов, осуществляющих подобную деятельность,  в также ограничивают права потребителей,

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

25.08.2020 года от Псковской транспортной прокуратуры поступил запрос (исх.№23/2-2-2020) о предоставлении правовой позиции относительно заключения Псковской таможней с ООО «НСУ ЛОГИСТИК», ООО «РОСТЭК-Независимый Таможенный Брокер», ООО «Транзит-Терминал», ООО «Миком» гражданско-правовых договоров на оказание услуг по хранению изъятых таможенным органом товаров без проведения конкурентных процедур.

01.09.-01.10.2020 года Управлением в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 № 220, в объеме, необходимом для рассмотрения антимонопольного дела, был проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуг по хранению товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в регионе деятельности Псковской таможни, в том числе изъятых товаров и товаров, утративших статус вещественных доказательств, до окончания таможенного оформления.

Согласно указанному анализу на рынке оказания услуг по хранению изъятых товаров осуществляли деятельность 8 (восемь) хозяйствующих субъектов, находящихся в регионе деятельности Псковской таможни. Рынок услуг хранения товаров являлся конкурентным.

28.10.2020 года Псковским УФАС России (далее – Управление) в адрес Псковской транспортной прокуратуры направлен запрос (исх.№5885/НЮ) о предоставлении жалоб (обращений) владельцев товаров – участников внешнеэкономической деятельности (далее – участники ВЭД) на незаконные действие таможенного органа при хранении изъятых товаров, а также жалоб хозяйствующих субъектов, которым воспрепятствуют при осуществлении деятельности по хранению товаров.

30.11.2020 года от Псковской транспортной прокуратуры поступил ответ (исх.№23/2-2-2020) о том, что обращений от хозяйствующих субъектов и участников ВЭД не поступало.

01.12.2020 года ФАС России направило в Управление обращение Генеральной прокуратуры РФ (исх.№23/2-37-2020 от 16.11.2020г.) о признаках нарушения антимонопольного законодательства при заключении Псковской таможней договоров на оказание услуг по хранению на безвозмездной основе.

21.02.2021 года Управлением в адрес Псковской таможни направлен запрос (исх.№402/НЮ) о предоставлении информации о прекращенных в 2020 году делах об административных правонарушениях.

18.02.2021 года запрашиваемая информация поступила (исх.№36-10/06374) от Псковской таможни.

05.05.2021 года Управлением в адрес Псковской таможни направлен запрос (исх.№2084/НЮ) о предоставлении действующих договоров, заключенных на безвозмездной основе для хранения товаров и транспортных средств изъятых, арестованных по делам об административных правонарушениях, материалам проверок, уголовным делам, обращенных в федеральную собственность на безвозмездной основе.

26.05.2021 года Псковской таможней предоставлены (исх.№36-10/19792) копии следующих договоров:

- договор №1 от 06.06.2018 года, заключенный с ООО «НСУ ЛОГИСТИК»;

- договор №2 от 06.06.2018 года, заключенный с ООО «Транзит-Терминал»;

- договор №3 от 13.06.2018 года, заключенный с ООО «РОСТЭК-Независимый таможенный Брокер»;

- договор №1 от 09.01.2020 года, заключенный с ООО «МИКОМ».

06.05.2021 года  Управлением в адрес участников ВЭД – ООО «Шеф транспорт», ОАО «РЖД», ООО «ПРАМАК-Рус», ООО «Влантранс», ООО «Джетрико»,  ООО «Альянскаргорус» были направлены запросы о предоставлении информации, в том числе о  расходах, связанных с хранением товаров  после прекращения административного производства.

31.05.2021 года от ОАО «РЖД» поступил ответ, в том числе с указанием на то, что расходов, связанных с хранением не имеется.

31.05.2021 года ООО «Влантранс» сообщил, что отказался от таможенного оформления вещественных доказательств (пакеты в количестве 132 штук).

10.06.2021 года от ООО «ПРАМАК-РУС»  сообщил, что товар не изымался и не хранился после прекращения дела.

ООО «Шеф-транспорт», ООО «Джетрико»,  ООО «Альянскаргорус» на запрос Управления не ответили.

03.06.2021 года Управлением было возбуждено дело №060/01/16-332/2021 и создана Комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (материалы дела – Приказ №32 от 03.06.2021 года).

04.06.2021 года Управление в соответствии с ч. 13 ст. 44 Закона №135-ФЗ, вынесло определение о назначении дела №060/01/16-332/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению (№2652/НЮ). Рассмотрение дела назначено  на 24 июня 2021 года.

25.06.2021 года Управлением вынесено определение об отложении рассмотрении дела (исх.№2370/НЮ). Рассмотрение дела назначено  на 21 июля 2021 года.

06.07.2021 года Управлением в адрес Псковской таможни направлен запрос (исх.№2496/НЮ) о предоставлении информации о порядке и критериях отбора складов временного хранения (далее-СВХ), с подтверждающими данную процедуру документами.

16.07.2021 года от Псковской таможни поступила (исх.№36-10/2092) необходимая информация.

06.07.2021 года в адрес ООО «РОСТЭК-НТБ», ООО «Транзит – Терминал», ООО «НСУ Логистик», ООО «Миком» направлен запрос о предоставлении информации о выручке от оказания услуг по хранению после прекращения административного производства, а также общей выручке в разрезе клиентов СВХ по убыванию.

           16.07.2021 года информация от Обществ поступила (хранится отдельно, составляет коммерческую тайну).

19.07.2021 года Управление направлен запрос в ФАС России о предоставлении информации о рассмотрении заявлений ООО «РУС-СЕРВИС терминал» о возможном нарушении антимонопольного законодательства со стороны Псковской таможни, выразившееся в отказе от заключения договора на безвозмездное хранение товаров, изъятых по делам об административных правонарушениях.

21.07.2021 года Управление вынесло определение (исх.№2777/НЮ) об отложении рассмотрении дела на 30.08.2021 года, в связи с  необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых обстоятельствах ООО «Топтрансресурс» и ООО «Рус-Сервис терминал».

28.07.2021 года из ФАС России поступила информация о рассмотрении заявления ООО «Рус-Сервис». Принято решение об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

06.08.2021 года от Псковской таможни поступили (исх.№36-10/29739) документы подтверждающие проведение проверок в отношении СВХ подразделениями Псковской таможни (оперативно – розыскным отделом, отделом противодействия коррупции).  

31.07.2021 года Управление вынесло определение (исх.№3265/НЮ) об отложении рассмотрении дела на 14.09.2021 года, в связи с  необходимостью получения дополнительных доказательств и привлечения к участию в деле должностных лиц Псковской таможни.

14.09.2021 года от Псковской таможни поступили (исх.№36/10/35031) письменные пояснения.

 

Комиссия, исследовав доказательства по делу, выслушав и оценив позиции сторон, приходит к следующим выводам.

Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, установлены Законом № 135-ФЗ.

В силу части 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ его целями являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Нормой статьи 16 Закона № 135-ФЗ установлен запрет на заключение соглашения между федеральными органами исполнительной власти и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к:

1)      повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

2)      экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;

3)      разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4)      ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.

Согласно пункту 9 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 82 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации изъятые вещи и документы до рассмотрения дела об административном правонарушении, уголовного дела хранятся в местах, определяемых лицом, осуществившим изъятие вещей и документов, в порядке, установленном соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Порядок хранения указанных вещей, изъятых должностными лицами таможенных органов, регулируется Инструкцией, утвержденной приказом ФТС России от 18.12.2006 № 1339 «О порядке хранения изъятых вещей и документов, имеющих значение доказательств по делам об административных правонарушениях» (зарегистрировано в Минюсте России 07.05.2007 № 9403) (далее - Инструкция № 1339).

В соответствии с пунктом 13 инструкции № 1339 вещественные доказательства и документы после изъятия могут храниться в таможенных органах или в особых случаях в иных местах, определенных лицом, в производстве которого находится дело об АП, с учетом настоящей Инструкции.

Пунктом 35 Инструкции № 1339 установлено, что в случае невозможности хранения изъятых вещественных доказательств в таможенном органе в силу громоздкости (то есть если они по своим габаритам не могут быть помещены в камеру хранения вещественных доказательств, далее - КХВД) или иных причин (например, большое количество изъятых вещественных доказательств) они передаются на хранение организации, осуществляющей складские услуги. Вещественные доказательства, требующие особых условий хранения, передаются в соответствующие специализированные организации (учреждения) или государственные органы.

Согласно пункту 41 Инструкции № 1339 хранение автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств (в том числе плавучих), являющихся вещественными доказательствами, может производиться на специально отведенных охраняемых местах для хранения задержанных транспортных средств (специализированных стоянках).

Таким образом, Инструкция № 1339 определяет круг лиц, которые могут оказывать услуги таможенным органам по хранению изъятых вещей.

В соответствии с пунктом 36 Инструкции № 1339 обеспечение сохранности изъятых вещественных доказательств (товарного вида, комплектности, потребительских свойств и качеств и т.д.) при их передаче в организации, учреждения осуществляется таможенным органом посредством заключения с ними договора в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

Хранение изъятых вещей осуществляется либо в таможенных органах, либо в специализированных организациях путем заключения с ними договоров хранения. При организации хранения изъятых товаров приоритетным является организация хранения таможенными органами самостоятельно путем создания/расширения территорий/помещений, владельцами которых являются таможенные органы.

Врио руководителя ФТС России 30.07.2010 издан приказ №1421, согласно которому в целях совершенствования организации договорно-правовой работы в таможенных органах Российской Федерации приказано Таможенным органам Российской Федерации при составлении и заключении государственных контрактов (договоров) (за исключением случаев заключения государственных контрактов по результатам открытых аукционов в электронной форме) использовать, в том числе образец государственного контракта на оказание услуг по хранению товаров (приложение №6).

Согласно положению статей 899 и 900 Гражданского кодекса Российской Федерации отношения по хранению вещи прекращаются фактической передачей вещи хранителем поклажедателю или лицу, указанному им в качестве получателя, поскольку только поклажедатель может распорядиться судьбой переданной им на хранение вещи. До такой передачи вещи гражданско-правовые отношения между хранителем и поклажедателем сохраняются в силу закона и не могут быть изменены соглашением сторон договора.

Вместе с тем режим ответственного хранения товара как возникает не автоматически из факта изъятия товара, а только с момента передачи товара таможенным органом как поклажедателем хранителю на основании соответствующего гражданско-правового договора, заключенного между ними, так и прекращается не автоматически по факту вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении, а лишь после обратной передачи во исполнение такого постановления этого товара хранителем поклажедателю или назначенному им лицу.

 

Как следует из материалов дела, Псковская таможня (поклажедатель) заключила с ООО «РОСТЭК-НТБ», ООО «Транзит – Терминал», ООО «НСУ Логистик», ООО «Миком» (хранитель) договоры, предметом которых являлось хранение указанными лицами товаров, являющихся вещественными доказательствами по уголовным делам, делам об административных правонарушениях, задержанных товаров или товаров, обращенных в федеральную собственность.

Согласно условиям договоров Псковская таможня является поклажедателем, при этом пунктом 2.2. договора установлены обязанности, в том числе в случае перехода товара под юрисдикцию других уполномоченных органов власти и ином изменении правового режима переданного на хранение товара письменно уведомлять хранителя, в том числе:

-        о передаче уголовного дела, материалов проверки сообщения о преступлении, по которым товары хранятся у Хранителя, в иные органы по подследственности - в срок не позднее трех рабочих дней с даты их передачи;

-        о вступлении в силу решения суда о судьбе товара по уголовному делу - в срок не позднее трех рабочих дней с даты поступления Поклажедателю указанной информации;

-        о вынесении таможенным органом (Поклажедателем) постановления о передаче/возврате товара по уголовному делу в установленном законодательством Российской Федерации порядке - в срок не позднее трех рабочих дней с даты вынесения такого постановления.

-        о вступлении в силу постановления по делу об административном правонарушении, в котором решен вопрос о судьбе товаров, - в срок не позднее трех рабочих дней со дня вступления постановления по делу об административном правонарушении в законную силу либо с даты получения вступившего в законную силу постановления (решения) суда о судьбе товаров;

Из сравнительного анализа условий договоров и положений договора, образец которого утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 30.07.2010 № 1421 «О применении образцов государственных контрактов (договоров)», усматривается, что исследуемые договоры идентичны  названным  образцам.

Согласно пункту 1.4 Распоряжения Северо-Западного таможенного управления № 10-р от 22.02.2018 г. таможенный орган направляет запросы в территориальные органы Федеральной налоговой службы, органы Росреестра, кредитные организации, в которых у предполагаемых контрагентов открыты счета, с целью установления финансового и имущественного положения контрагентов.

Исходя из пояснений Псковской таможни статус «склад временного хранения» организация приобретает после включения ее таможенным органом в реестр владельцев складов временного хранения. Кроме того, учитывалась близость склада к государственной границе (таможенной границе), поскольку в подавляющем большинстве случаев, нарушения выявляются в ходе таможенного контроля на таможенной границе. С целью недопущения фактов физической утраты товара и (или) его потребительских свойств в процессе транспортировки, приоритетным является местонахождение склада вблизи границы и к месту изъятия данного товара.

Выбор непосредственной организации-хранителя осуществлялся исходя из:

-        наличие потребности таможни в заключении договора со сторонней организации;

-        согласие сторонней организации (СВХ) на заключение договора по хранению товаров на безвозмездной основе на предложенных условиях;

 -  соответствие организации критериям риска, утвержденным Распоряжением Северо-Западного таможенного управления от 22.02.2018 №10-р.

С иными хозяйствующими субъектами договоры на хранение не заключены исходя из следующего:

 ЗАО «Северо-Западный СВХ (г. Псков, ул. Экипажа Гудина, д. 7),  ООО «Элком-Термннал»  ответ на предложение о заключении договора не поступил;

 ООО СВХ «Рус-Сервис Терминал» (д. Овинки, Себежский район) - договор от 26.06.2018 № 4 расторгнут по инициативе таможни 31.12.2019 по причине допущенной складом утраты товара, помещенного на хранение;

ООО «Таможенно-Логистический терминал» (г. Великие Луки, ул. Запрудная, д. 1) договор не заключался по причине отсутствия необходимости в хранении товаров в г. Великие Луки;

ООО «Терминал М9» (д. Бурачки, 616 км автодороги М9, Себежский район). Между Себежской таможней и ООО «Терминал М9» был заключен договор № 357 от 30.12.2016. Псковской таможней 31.01.2017 со складом заключено дополнительное соглашение от 31.01.2017. По причине допущенной складом утраты товара, помещенного на хранение, договор на 2018 год пролонгирован не был. Общество ликвидировано 05.07.2019 года;

 ООО «Себежский        таможенный        терминал»(г. Себеж, ул. Первомайская, д. 63а). Между Себежской таможней и ООО «Себежский таможенный терминал» был заключен договор от 16.09.2015 № 188. Действие данного договора прекращено с 26.06.2017 по инициативе общества.

Фактов превышения стоимости услуг по хранению товаров, установленной ООО «РОСТЭК-НТБ», ООО «Транзит – Терминал», ООО «НСУ Логистик», ООО «Миком», по отношению к средней стоимости аналогичных услуг, сложившейся на конкурентном рынке услуг по хранению товаров материалами дела не установлено.

Управлением также установлено, что ООО «РОСТЭК-НТБ», ООО «Транзит – Терминал», ООО «НСУ Логистик», ООО «Миком», оказывают услуги по хранению, это является их обычной хозяйственной деятельностью, имеют собственные площади, включены в реестр СВХ, в качестве экономической выгоды оказания услуг на безвозмездной основе по хранению товаров, указывают на обеспечение интересов клиентов, обслуживающих на СВХ, а также с целью привлечения новых клиентов.

Для квалификации действий Псковской таможни и хозяйствующих субъектов, как не соответствующих статье 16 Закона о защите конкуренции необходимо установить наличие противоречащих закону соглашения между указанными лицами или их согласованных действий и наступление (возможность наступления) в результате этих действий (соглашения) последствий, связанных с недопущением, ограничением, устранением конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу об отсутствии достаточных доказательств, свидетельствующих о заключении ответчиками антиконкурентного соглашения.

Пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона №135-ФЗ установлено, что Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 3 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона "О защите конкуренции",

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение дела № 060/01/16-332/2021 в связи с отсутствием нарушений статьи 16 Закона №135-ФЗ в действиях Псковской таможни, ООО «РОСТЭК-НТБ», ООО «Транзит – Терминал», ООО «НСУ Логистик», ООО «Миком».

        

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны