Решение б/н Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на баннеров на фа... от 15 октября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


     

 

 

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ                            

  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА                        

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Псковской области

 

              ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

         тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53

                   e-mail: to60@fas.gov.ru

 

  _________________   №  ______________

 

 На №  ___________ от   _____________

 

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

                                                                         ООО «Сомелье»

______________________________

ул. Госпитальная, д.3 пом. 3, г. Псков, 180002;

 

ooo.pab1@gmail.com

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

060/05/21-564/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 октября 2021 года                                           г. Псков

В полном объёме решение изготовлено 15 октября 2021 года   

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

Агапов А.Н. – заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России

Члены Комиссии:

Кузьмин А.С. – главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

Тимофеева А.С. – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 060/05/21-564/2021, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сомелье» по признакам нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5; пункта 5 части 2, части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

в отсутствии представителя ООО «Сомелье», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы Псковской области (далее – Псковское УФАС России) установлен факт размещения баннеров на фасадах зданий, расположенных по адресам: г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 и Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а с признаками нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5; пункта 5 части 2, части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В ходе осмотра здания по адресу: г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 установлено размещение информации с признаками рекламы следующего содержания:

  1. «Дежавю, Общество с ограниченной ответственностью «Псковский алкогольный бренд» - №1;
  2. Надпись: «Напитки, закуски, снеки» с изображением 2 женщин и мужчины, держащих в руках бокалы, наполненные жидкостью, похожей на красное вино - №2;
  3. Надпись: «Салаты, снеки, пироги» с изображением 2-х мужчин и 4-х женщин, держащих бокалы, наполненные жидкостью, похожей на шампанское - №3;
  4. На входной группе размещен лист с надписью: «АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное) Германия – 119 р.л., Бланш (нефильтрованное) Бельгия – 119 р.л.,  Жигулевское (светлое) Россия – 119 р.л - №4.

В ходе осмотра здания по адресу: Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а установлено размещение информации с признаками рекламы следующего содержания:

  1. Баннер с надписью: «Мы открылись! Огромный выбор свежего разливного пива из Чехии, Германиии Бельгии, 24 часа, деликатесы из собственной коптильни» с изображением кружки с жидкостью, похожей на пиво и женщины, пьющей из кружки жидкость, похожую на пиво;

Содержание рекламной информации и её место размещения зафиксировано с помощью камеры мобильного телефона (фото прилагаются). Составлены акты осмотра от 30.08.2021.

Определением от 14.09.2021 №3451/АТ возбуждено дело № 060/05/21-564/2021 в отношении ООО «Сомелье» по признакам нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5; пункта 5 части 2, части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Рассмотрение дела назначено на 15 октября 2021 года. Согласно почтовому отправлению №80082964399730 Определение о возбуждении дела адресатом было получено 27.09.2021.  Согласно почтовому отправлению №80082964399624 Определение о возбуждении дела адресатом было получено 29.09.2021.

Каких-либо документов и пояснений в адрес Псковского УФАС России от ООО «Сомелье» представлено не было. Также Общество не обосновало невозможность их представления на стадии рассмотрения дела в антимонопольном органе по причинам, не зависящим от него.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам:

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – «Закон о рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

1. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Содержание вышеуказанных рекламных баннеров ассоциируется у потенциального потребителя с алкогольной продукцией, а также с определенными марками пива. Соответственно объектом рекламирования является алкогольная продукция.

  1. Информация адресована неопределенному кругу лиц.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007              № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама направлена на неограниченный круг лиц, в том числе и тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции, посредством рекламной конструкции обеспечивает ее свободное восприятие
для всех.

3. Информация, которая размещена на баннерах способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению товара на рынке.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому, пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Информация, размещенная на баннерах содержит квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к товару, а именно к алкогольной продукции.

Информация, размещенная на фасадах зданий по адресам г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 и Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а отвечает всем признакам рекламы в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой алкогольной продукции.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

К признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.

Управлением установлено, что по адресам:

  1. Октябрьский пр., д. 36: на баннере №2 размещается рекламная информация с использованием образов 2 женщин и мужчины, держащих в руках бокалы, наполненные жидкостью, похожей на красное вино;  на баннере №3 размещается рекламная информация с использованием образов 4 женщин и 2 мужчин, держащих в руках бокалы, наполненные жидкостью, похожей на шампанское, что указывает на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции;
  2. ул. Балтийская, д. 4а: на баннере размещается рекламная информация об алкогольной продукции «Огромный выбор свежего разливного пива из Чехии, Германиии Бельгии» с использованием образа женщины, пьющей из кружки жидкость, похожую на пиво, что также указывает на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции.

В статье 21 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции.

В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

На рекламных конструкциях:

  1. Октябрьский пр., д. 36: на баннерах №2 и №3 используются образы людей, что свидетельствует о нарушении пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
  2. ул. Балтийская, д. 4а:  используется образ женщины, что также свидетельствует о нарушении пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Как было установлено в ходе осмотра, информация, размещенная на баннерах расположенных по г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 и Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а  не содержит предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их.

Информация, размещенная на баннерах №2, №3, №4 по адресу по  ул. Октябрьский пр., д. 36 и по адресу ул. Балтийская, д. 4а  расположена на внешних стенах здания, окнах и на входной двери магазина (ином конструктивном элементе здания), что нарушает требования пункта 5 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 5 ст.5; п. 5 ч. 2, ч. 3, п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно ответу Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области (вх. 1619-р от 31.08.21 и вх. 1652-р от 06.09.21) по адресам: г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 и Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а осуществляет свою деятельность ООО «Сомелье» (ИНН 6027196538, 180002, г. Псков, ул. Госпитальная, д.3 пом.3), У ООО «Сомелье» имеется действующая лицензия на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания № 60РПО0000257 от 26 декабря 2019 г.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п.3 ч.5 ст.5  и п.6 ч.1 ст.21 Закона о рекламе несет рекламодатель, п.5 ч.2 ст.21 - рекламораспространитель, ответственность за нарушение требований, установленных ч.3 ст.21 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Сомелье» (ИНН 6027196538, 180002, г. Псков, ул. Госпитальная, д.3 пом.3), как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы посредством баннеров на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 и Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.11.2020 № 1922 (далее - Правила).

Согласно пункту 49 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 1, 3, 5, 21 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 49 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на баннеров на фасаде здания, расположенного по адресу: г. Псков, Октябрьский пр., д. 36 и Псковский район, д. Борисовичи, ул. Балтийская, д. 4а, так как она противоречит требованиям пункта 3 части 5 статьи 5;  пункту 5 части 2, части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «Сомелье» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Заместитель

председателя Комиссии                                                 _____________     Агапов А.Н.

               

Члены Комиссии:                                                           _____________     Кузьмин А.С.

 

                                                                                          _____________     Тимофеева А.С.

Связанные организации

Связанные организации не указаны