Предупреждение №1861/ОВ Предупреждение по признакам нарушения п.5 ч.1 ст.10 135-ФЗ А... от 20 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

АО «Газпром газораспределение Псков»

Генеральному директору

ООО «Газпром межрегионгаз Псков» - Управляющей организации АО «Газпром газораспределение Псков»

<……………………>

 

180007, г. Псков, Рижский пр., д. 20

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

         

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

В части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 данного Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пункта 5 части 1 статьи 10 названного Закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление ООО «ГазРесурс» (вх. № 399з от 21.04.2020) в отношении действий АО «Газпром газораспределение Псков» по отказу (уклонению) от заключения соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения (далее – АДО) внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее – ВДГО и ВКГО).

07.02.2020 ООО «ГазРесурс» направило в адрес АО «Газпром газораспределение Псков» (далее – ГРО)  для рассмотрения и подписания соглашение о взаимодействии аварийно-диспетчерских служб. В приложении № 1 к соглашению приведен перечень обслуживаемых многоквартирных жилых домов и перечень заключенных договоров на техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования.

27.02.2020 письмом № ОБ-ИА/2029 АО «Газпром газораспределение Псков» сообщило, что рассмотрело  соглашении, однако не подписало его и предложило ООО «ГазРесурс» на рассмотрение свой проект соглашения. При этом для подготовки соглашения запросило представить дополнительную информацию, а именно: для объектов ВДГО количество, тип оборудования, входящего в состав ВДГО, тип установленных ПУГ, дату заключения договоров на техническое обслуживание ВДГО и ВКГО и срок их действия.  Пунктом 5.1 проекта соглашения предусмотрена плата за АДО, которая состоит из абонентской платы и платы за выполненные работы в соответствии с Прейскурантом цен ГРО, причем размер платы в проекте соглашения не указан.

Таким образом, содержание письма от 27.02.2020 свидетельствует о признаках уклонения ГРО от подписания соглашения об АДО с ООО «ГазРесурс».

В соответствии с пунктом 1 статьи 4  Федерального закона от 17.08.1995  № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.  Следовательно,  АО «Газпром газораспределение Псков» как хозяйствующий субъект,  оказывающий услуги по транспортировке газа по трубопроводам,  является субъектом естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5  Закона о защите конкуренции положение АО «Газпром газораспределение Псков» на данном товарном рынке признается доминирующим.

В соответствии с определениями, приведенными в ст. 2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»  газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям;

газотранспортная организация - организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Согласно пункту 131 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных  постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, газоснабжение потребителя производится при условии организованных исполнителем и осуществляемых специализированной организацией аварийно-диспетчерского обеспечения, надлежащего технического обслуживания и ремонта внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, а также при условии технического диагностирования внутридомового газового оборудования и внутриквартирного газового оборудования, которые осуществляются по соответствующим договорам.

Вопросы организации АДО регулируются Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 № 410 (далее – Правила № 410).

В силу понятий, установленных п. 2 Правил № 410:

«аварийно-диспетчерское обеспечение» - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

«специализированная организация» - организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, в том числе газораспределительная организация, соответствующая требованиям, установленным разделом IX настоящих Правил, направившая в уполномоченный орган государственного контроля (надзора) уведомление о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в соответствии с пунктом 40 части 2 статьи 8 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно пункту 7 Правил № 410 аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию, предусмотренного пунктами 48 - 53 настоящих Правил, и (или) требования об уведомлении заказчика о предстоящем приостановлении подачи газа и его причинах, предусмотренного пунктом 81 настоящих Правил.

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящих Правил.

Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение).

Газораспределительная организация не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения.

Арбитражным судом Псковской области при рассмотрении дела № А52-1370/2019 установлено, что ООО «ГазРесурс» является специализированной организацией и по договорам, заключенным с управляющими компаниями, осуществляет содержание и ремонт внутридомового газового оборудования многоквартирных домов, имея в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Судом также установлено, что ООО «ГазРесурс» является газораспределительной организацией только в отношении газораспределительных сетей, находящихся в его собственности в д. Похвальщина.

Арбитражный суд Псковской области в решении от 05.07.2019, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 04.12.2019 по делу № А52-1370/2019 подтвердили, что обязанность заключения соглашения об осуществлении АДО со специализированной организацией возложена законодательством на газораспределительную организацию, имеющую обязанность по транспортировке газа, независимо от наличия аварийно-диспетчерской службы у специализированной организации.  

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.05.2020 Акционерное общество «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: 180017, Псковская обл., г. Псков, ул. Рабочая, 5, ИНН 6027015076) осуществляет в качестве основного вид деятельности «распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям» (код ОКВЭД 35.22).

В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 приказом ФАС России от 15.05.2015 № 153-э/16 утверждены тарифы на услуги по  транспортировке газа по газораспределительным сетям ОАО «Газпром газораспределение Псков» на территории Псковской области. 11.11.2015 ОАО «Газпром газораспределение Псков» переименовано в АО «Газпром газораспределение Псков».

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Псков» является газораспределительной организацией на территории Псковской области и оно не вправе отказать специализированной организации, не являющейся газораспределительной организацией, заключившей договор (договоры) о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования с заказчиком (заказчиками), в заключении соглашения  об аварийно-диспетчерском обслуживании (абзац 6 пункта 7 Правил № 410).

При этом положения Правил № 410 не предусматривают каких-либо выплат специализированной организацией в рамках исполнения обязанностей ГРО, имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу по оказанию аварийно-диспетчерского обслуживания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 19.12.2018 № АКПИ18-1084.

НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО:

 

В связи с наличием в действиях Акционерного общества «Газпром газораспределение Псков» (место нахождения: 180017, г. Псков, ул. Рабочая, 5; почтовый адрес управляющей организации ООО «Газпром межрегионгаз Псков»: 180007, г. Псков, Рижский пр., д. 20; ИНН 6027015076)  признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного  пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в уклонении от заключения соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении с ООО «ГазРесурс»,  не предусмотренного действующим законодательством,

Псковское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости прекращения указанных действий путем совершения действий, направленных на заключение соглашения об аварийно-диспетчерском обеспечении с ООО «ГазРесурс» в соответствии с требованиями Правил № 410

 

в срок до 01 июня 2020 г.

 

О выполнении предупреждения сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

 

 

Руководитель Псковского УФАС России                                  <……>

Связанные организации

Связанные организации не указаны