Решение б/н Решение по жалобе № 79/18.1/18-ТР от 25 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 79/18.1/18-ТР

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 декабря 2018 года.

Полный текст решения изготовлен 25 декабря 2018 года. г. Псков

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Ведущий заседание Комиссии:

«…» – начальник отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;

Члены Комиссии:

«…». – главный специалист–эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России,

«…» – главный специалист–эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России;

рассмотрев жалобу на действия организатора торгов конкурсного управляющего ЗАО «Термоком» «…» при проведении аукциона в электронной форме по продаже земельного участка (ЛОТ № 3, извещение № SBR013-1811020004),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба «…» (далее - Заявитель) (Вх. № 882 от 11.12.2018) на действия организатора торгов конкурсного управляющего ЗАО «Термоком» «…» при проведении аукциона в электронной форме по продаже земельного участка (ЛОТ № 3, извещение № SBR013-1811020004).

Жалоба подана в срок, установленный частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, подготовлена в соответствии с требованиями статьи 18.1 данного Закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению Псковским УФАС России.

Псковское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции организатору торгов было направлено уведомление от 14.12.2018 (Исх. № 3694/ДТ) о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу.

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 14.12.2018.

По мнению Заявителя, в сообщении о проведении торгов в газете «Коммерсантъ» № 173 от 22.09.2018 указаны реквизиты для перечисления задатка: р/сч 40702810368000001132 в Псковский РФ АО «Россельхозбанк». 03 декабря 2018 Заявитель перечислил задаток по реквизитам, указанным в сообщении (копия чека по операциям Сбербанк онлайн прилагается), и подал заявку на участие в торгах. Организатор торгов не допустил Заявителя до участия торгов, мотивируя это тем, что не оплачен задаток. По мнению Заявителя, организатором торгов грубо нарушены права потенциального участника торгов.

 

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения Организатора торгов, участвующего в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам:

1. В соответствии с п. 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы, в том числе на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В силу п. 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов. Согласно пункту 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016, рассмотрение жалоб на действия организаторов торгов, проводимых в рамках конкурсного производства в соответствии с Законом о банкротстве, относится к компетенции антимонопольного органа.

Решением Арбитражного суда Псковской области по делу № А52-3388/2011 Закрытое акционерное общество «Термоком» признано несостоятельным (банкротом). В отношении общества открыто конкурсное производство. Конкурсным управляющим утверждена «…».

Порядок проведения торгов в ходе процедуры банкротства определен Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

В ходе конкурсного производства принято решение о продаже имущества должника по Лотам № 1 - 3.

В соответствии с пунктом 3 статьи 139 Закона о банкротстве продажа имущества должника в ходе конкурсного производства осуществляется в порядке, установленном пунктами 3 - 19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Пунктом 3 статьи 111 установлено, что продаже на торгах, проводимых в электронной форме, подлежат:

- недвижимое имущество;

- ценные бумаги;

- имущественные права;

- заложенное имущество;

- предметы, имеющие историческую или художественную ценность;

- вещь, рыночная стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, в том числе неделимая вещь, сложная вещь, главная вещь и вещь, связанная с ней общим назначением (принадлежность).

В соответствии с п. 4 статьи 110 Закона о банкротстве продажа предприятия осуществляется путем проведения торгов в форме аукциона, за исключением имущества, продажа которого осуществляется путем проведения конкурса. Продажа предприятия осуществляется путем проведения открытых торгов.

В газете «Коммерсант» № 173 от 22.09.2018 организатором торгов – «…» опубликовано извещение о продаже посредством открытого аукциона в электронной форме имущества ЗАО «Термоком» по лотам № 1-3. Торги проводились в электронной форме на электронной площадке ЗАО «Сбербанк-АСТ» www.sberbank-ast.ru.

Условия торгов определены как: шаг аукциона - 5% от начальной цены лота. Для участия необходимо внести задаток в размере 5% от начальной цены имущества ЗАО «Термоком» на расчетный счет, открытый в Псковский РФ АО «Россельхозбанк», ИНН 7725114488, КПП 602743001, БИК 045805772, р/с 40702810368000001132, к/с 30101810900000000772. Срок внесения задатка: до 10.00 часов местного времени 21 октября 2018.

Указанные торги не состоялись по причине отклонения единственной поданной заявки.

01.11.2018 на официальном сайте ЕФРСБ опубликовано сообщение о проведении повторных торгов по реализации имущества (извещение № SBR013-1811020004).

Время начала подачи заявок – 05.11.2018 в 10.00;

Время окончания подачи заявок – 10.12.2018 в 10.00;

Дата и время торгов – 11.12.2018 в 10.00.

В объявлении указано, что с условиями торгов можно ознакомиться в номере № 173 от 22.09.2018.

При этом, согласно договору задатка, размещенному, как в ЕФРСБ, так и на электронной площадке, сторонами по договору выступают ЗАО «Сбербанк-АСТ» и участник торгов.

Согласно протоколу об определении участников аукциона Заявки «…». и «…». не допущены до участия в торгах по причине не поступления задатка на счета, указанные в сообщении о проведении торгов, на дату составления протокола. Заявки ООО «Д» и ООО «Ц» допущены до участия.

 

Комиссия Псковского УФАС России считает, что доводы, изложенные в жалобе, являются обоснованными ввиду нижеследующего.

 

Пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве в качестве организатора торгов выступает внешний управляющий или привлекаемая для этих целей специализированная организация, оплата услуг которой осуществляется за счет предприятия должника.

Пунктом 8 статьи 110 Закона о банкротстве также установлено, что одной из функций организатора торгов является заключение с заявителями договора о задатке.

Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2010 N 54 утвержден Порядок проведения открытых торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве (далее - Порядок).

На основании пункта 4.7 Порядка для участия в открытых торгах заявитель представляет оператору электронной площадки в электронной форме подписанный электронной цифровой подписью заявителя договор о задатке. Заявитель вправе также направить задаток на счета, указанные в извещении о проведении торгов без представления подписанного договора о задатке. В этом случае перечисление задатка заявителем в соответствии с извещением о проведении торгов считается акцептом размещенного на электронной площадке договора о задатке.

Согласно условиям договора, заключенного между организатором торгов и оператором электронной площадки, задаток от участников поступает на счет последнего.

К участию в торгах допускаются лица, которые могут быть признаны покупателями по законодательству Российской Федерации, своевременно подавшие заявку на участие в торгах, соответствующую требованиям, установленным законодательством и указанным в сообщении о проведении торгов, представившие документы, подтверждающих их право быть покупателем, оформленные надлежащим образом, заключившие договор о задатке и внесшие задаток в установленном порядке.

В соответствии с абзацем восьмым пункта 10 статьи 110 Закона о банкротстве в сообщении о продаже предприятия должны содержаться, в том числе, сведения о размере задатка, срока и порядка внесения задатка, реквизиты счетов, на которые вносится задаток.

Проект договора купли-продажи предприятия и подписанный электронной подписью организатора торгов договор о задатке подлежат размещению на электронной площадке и включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве без опубликования в официальном издании.

При этом, согласно п. 1 ст. 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и обеспечение его исполнения.

В силу норм статей 380, 448 ГК РФ, пункта 15 статьи 110 Закона о банкротстве задаток является средством обеспечения заключения договора с лицом, выигравшим торги. В соответствии с пунктом 4 статьи 448 ГК РФ участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.

В пункте 15 ст. 110 Закона о банкротстве установлена обязанность по возвращению суммы внесенных заявителями задатков всем заявителям, за исключением победителя торгов в течение пяти рабочих дней со дня подписания протокола о результатах проведения торгов.

Таким образом, одним из условий для участия в торгах является перечисление задатка на счет организатора торгов.

Как следствие, в соответствии с сообщением о торгах, размещенном организатором торгов в газете «Коммерсантъ», для участия в торгах претендент оплачивает задаток на расчетный счет должника, открытый в АО «Россельхозбанк».

Согласно же договору о задатке, размещенному в ЕФРСБ и на сайте электронной площадки, задаток необходимо было перечислить в адрес ЗАО «Сбербанк-АСТ».

В целях соблюдения принципов равноправия, справедливости, а также принципа информационной открытости торгов, обязательному доведению до сведения ее участников подлежит вся информация, касающаяся хода и результатов рассмотрения их заявок, поскольку упомянутые результаты напрямую затрагивают права и законные интересы таких участников.

Согласно пояснениям, данным конкурсным управляющим в ходе рассмотрения жалобы, ею допущена техническая ошибка на указание в повторных торгах ссылки на объявление в газете № 173 от 22.09.2018, задаток «Щ» уже возвращен.

Сведения о расчетном счете для поступления задатка являются противоречивыми, что ввело в заблуждение двух претендентов, подавших заявки на участие в торгах и перечисливших задаток на расчетный счет, указанный в газете «Коммерсантъ».

Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что у конкурсного управляющего отсутствовали правовые и фактические основания для отклонения заявки «…», в связи с тем, что противоречивые сведения о расчетном счете для поступления задатка ввели участников торгов в заблуждение и не позволили им принять участие в аукционе по лоту № 3.

Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к отчуждаемому имуществу путем подачи заявки, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований кредиторов должника.

Действуя разумно и добросовестно, в целях обеспечения равных прав и соблюдения законных интересов всех потенциальных покупателей, организатор торгов должен способствовать формированию наибольшего по количеству состава участников торгов.

В силу статьи 50 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и на основании вынесенного решения антимонопольный орган выдает предписание.

В соответствии с п. 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган выдает организатору обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, в том предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу о наличии правовых оснований для выдачи предписания об аннулировании торгов в связи с невозможностью восстановления нарушенных прав заявителя путем отмены итогового протокола, так как задаток «Щ» на момент вынесения настоящего решения уже возвращен.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу «…» обоснованной.
  2. Выдать предписание об аннулировании торгов.

 

Ведущий заседание Комиссии «…»

Члены Комиссии: «…»

«…»

решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны