Решение б/н Признать ненадлежащей рекламу размещения информации по адрес... от 27 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


     

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы

по Псковской области

 

ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

тел./факс (8112) 66-55-53

e-mail: to60@fas.gov.ru

 

                           №___________             

 

на № _________ от __________

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ООО «Изборск парк»

________________________                                                                                  ул. Печорская, д. 43, д. Изборск, Печорский район, Псковская область, 181518

 

Заявитель:
<…>

 

 

РЕШЕНИЕ

 ПО ДЕЛУ № 060/05/5-699/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена "23" декабря 2021 г.

Решение изготовлено в полном объеме "27" декабря 2021 г.                                          г. Псков

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

Члены Комиссии:

<…>– главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

<…> – ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев дело № 060/05/5-699/2021 в присутствии представителей ООО «Изборск парк» по доверенности от 15.12.2021 года <…>

  •  

УСТАНОВИЛА:

 

В Псковское УФАС России поступило заявление (Вх. №1078/АТ от 08.11.2021) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту размещения информации по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Изборск, ул. Печорская, д. 43 «Самое вкусное место Изборска». Заявление было направлено ФАС России с адреса электронной почты solutions@fas.gov.ru.

В соответствии с п. 7 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 Федеральная антимонопольная служба вправе поручить своему территориальному органу возбудить и (или) рассмотреть возбужденное дело по ходатайству своего территориального органа или по собственной инициативе независимо от места нахождения (места жительства) лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, или места распространения рекламы.

 Согласно статье 3 Закона о рекламе под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками: размещена на внешних конструктивных элементах здания, а также заборе; адресована неопределенному кругу лиц; направлена на привлечения внимания потребителей к услугам, предоставляемым соответствующим рекламодателем и осуществляемой им деятельности (услуги, оказываемые в ресторане – услуги общественного питания); объектом рекламирования выступают – услуги общественного питания; целью распространения рекламы является увеличение числа посетителей ресторана.

Частью 1 статьи 5 Закона о рекламе установлено, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 5 Закона о рекламе недобросовестная реклама - реклама, содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» при анализе информации, содержащейся в рекламе, судам необходимо иметь в виду, что рекламодатель несет ответственность за достоверность не только тех сведений, которые относятся к его собственной деятельности (товару), являющейся объектом рекламирования, но и тех сведений, которые относятся к деятельности (товару) его конкурентов, объектом рекламирования не являющейся.

Использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например, путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», «самый», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

В рассматриваемой рекламе использована сравнительная характеристика «самого вкусного места Изборска» с иными аналогичными услугами путем использования слов «самое вкусное» без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, и документального подтверждения достоверности указанного сравнения в части превосходства вкусовых качеств еды ресторана «Изборск парк» над вкусовыми качествами еды конкурентов.

При сравнении в рекламе собственных товаров с товарами конкурентов не допускаются сравнение, основанное на несопоставимых критериях, или неполное сравнение товаров, поскольку это искажает представление о рекламируемом товаре и не позволяет объективно оценить его свойства.

При этом, при наличии такого сравнения в форме использования слов в превосходной степени при отсутствии в рекламе прямого сравнения с конкретными товарами конкурентов (прямого их поименования), представляется возможным сделать вывод о том, что в рассматриваемом случае сравнение производиться со всеми другими представленными на данном рынке лицами, осуществляющими аналогичную деятельность.

Поэтому реклама может быть признана недостоверной и в том случае, когда сведения, не соответствующие фактическим обстоятельствам, касаются деятельности конкурентов.

В своих пояснения Ответчик указал, что данная информация размещена исходя из анализов официальных рейтингов заведений общественного питания д. Изборск в информационной сети Интернет, а именно сайта https://www.tripadvisor.ru/ и поисковой сети Яндекс.

В ходе рассмотрения дела Псковским УФАС России проведен анализ страниц сайта https://www.tripadvisor.ru/ (Акт осмотра от 22.12.2021).

Согласно данным страницы сайта https://www.tripadvisor.ru/:

Ресторан «Изборск-Парк» имеет рейтинг 4 из 5;

Ресторация «Изборск» имеет рейтинг 4 из 5;

Кафе «Изборская слобода» имеет рейтинг 4,5 из 5;

Кафе «Блинная» имеет рейтинг 4 из 5;

Кафе «Крестьянская усадьба» имеет рейтинг 4 из 5;

Исходя из анализа данных сайта https://www.tripadvisor.ru/ (на которые ссылается Ответчик) сделан вывод, что рейтинг кафе «Изборская слобода» выше, чем ресторана «Изборск-парк». Следовательно, утверждать, что самая вкусная еда именно у ресторана «Изборск-парк» неверно.

Информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

Между тем, для восприятия рядового потребителя характерно множественное понимание смысла того или иного текста, зависящее от социального и индивидуального опыта человека, в силу чего словосочетание «Самое вкусное место Изборска» может восприниматься потребителем как наличие самой вкусной еды именно у ресторана «Изборск парк», в том числе в сравнении с остальными хозяйствующими субъектами, предоставляющими услуги общественного питания на территории д. Изборск.

Потребитель при выборе товара посредством восприятия рекламы делает свой выбор, исходя из самой понятной и необходимой, в его понимании, информации. В большинстве случаев используемые в рекламной информации фразы трактуются рядовым потребителем рекламы буквально. Потребитель не имеет возможности проводить анализ рекламы, проверять достоверность и достаточность заявленных в ней сведений.

В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем вышеуказанной рекламы является ООО «Изборск парк» (ИНН 6015778690, адрес: 181518, Псковская область, Псковский район, д. Изборск, ул. Печорская, д.43), как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы посредством размещения рекламных баннеров по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Изборск, ул. Печорская, д.43.

Руководствуясь  частью  2  пункта  1  статьи  33частью  1  статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения   антимонопольным   органом  дел,  возбужденных  по  признакам

нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу размещения информации по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Изборск, ул. Печорская, д. 43 «Самое вкусное место Изборска», поскольку в ней нарушены требования п. 1 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
  2. Выдать ООО «Изборск-Парк» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России  для  возбуждения  дела  об административном  правонарушении,  предусмотренном  статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть  обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Заместитель

председателя Комиссии                                               _____________       <…>.

          

Члены Комиссии:                                                         _____________       <…>.

 

                                                                             _____________      <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны