Предупреждение №1597/АА Предупреждение о прекращении действий по признакам нарушения... от 27 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ООО «Экопром»

Генеральный директор

 

Копия Филиал ООО «Экопром»  

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА,

ОБ УСТРАНЕНИИ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ТАКОГО НАРУШЕНИЯ, И О ПРИНЯТИИ МЕР

ПО УСТРАНЕНИЮ ПОСЛЕДСТВИЙ ТАКОГО НАРУШЕНИЯ  

 

27 апреля 2020 года                                                                                                      г. Псков

 

            В соответствии с частью 1 статьи  39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Частью 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции определено, что предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3 части 1 статьи 10, Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Псковское УФАС России), в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрено обращение Совета дома направленное ФАС России письмом от 12.03.2020 о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «ЭКОПРОМ» выразившихся в навязывании невыгодных условий договора потребителю услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

По мнению заявителей, пункты 9.2, 9.7 и 5.3.2 договора, заключенного УО с региональным оператором ООО «ЭКОПРОМ» от имени Потребителей (собственников жилья) не соответствуют действующему законодательству.

Изучив имеющиеся материалы, Псковское УФАС России приходит к следующим выводам.

1. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Согласно части 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ и части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

По результатам конкурсного отбора, в соответствии со ст. 5 Закона об отходах производства и потребления, 06 июня 2018 года Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства с ООО «ЭКОПРОМ» были подписаны Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №1» (далее – Соглашение №1) и «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2» (далее – Соглашение №2).

Указанные соглашения размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестры», «Реестры информации об обращении с твердыми коммунальными отходами» (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/1f351e92-e0b3-4730-a2bc-bc092363d5b0), (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/2c270297-b2b7-4bdd-8015-d2646296c4c1

Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 20.12.2018 № 250-тко утверждены для ООО «ЭКОПРОМ» предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области на 2019 год.

Таким образом, ООО «ЭКОПРОМ» приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

2. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Согласно статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с результатами анализа состояния конкуренции на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, проведенного в рамках рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/17-46/2019 установлено, что ООО «ЭКОПРОМ» является единственным участником указанного рынка на территории Псковской области в Зоне деятельности № 1 и Зоне деятельности № 2 доля ООО «ЭКОПРОМ» на данном товарном рынке составляет более 50%.

В зону деятельности регионального оператора № 1 входят территорий 12 муниципальных образований: г.Псков, Псковский район, Гдовский район, Порховский район, Дновский район, Плюсский район, Струго-Красненский район, Островский район, Печорский район, Палкинский район, Пыталовский район, Дедовичский район.

В зону деятельности регионального оператора № 2 входят территории 14 муниципальных образований: г. Великие Луки, Великолукский район, Пушкиногорский район, Пустошкинский район, Невельский район, Новоржевский район, Новосокольнический район, Опочецкий район, Красногородский район, Бежаницкий район, Локнянский район, Куньинский район, Усвятский район, Себежский район.

В связи с чем, положение ООО «ЭКОПРОМ» на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области в Зоне деятельности регионального оператора № 1 и в Зоне деятельности № 2 в силу действующего законодательства, признано доминирующим, что подтверждено аналитическим отчетом Псковского УФАС России от 15.10.2019.

3. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления установлены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах).

Согласно части 1 статьи 24.7 Закона об отходах региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Согласно части 2 статьи 24.7 Закона об отходах по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).

В силу части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Согласно части 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. 

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Пунктом 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).

Согласно части 5 статьи 24.7 Закона об отходах договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641» утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила № 1156), устанавливающие порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО и форма типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО.

Согласно пункту 4 Правил № 1156 обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

В соответствии с пунктом 8(1) Правил № 1156 региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся:

а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;

б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника;

в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно пункту 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 Пунктом 8(10) Правил № 1156 установлено, что в случае если в заявке потребителя имеются все необходимые сведения и документы, предусмотренные соответственно пунктами 8(6) и 8(7) настоящих Правил, региональный оператор в течение 15 рабочих дней со дня получения заявки потребителя направляет ему 2 экземпляра подписанного со своей стороны проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами любым способом, позволяющим подтвердить его получение потребителем. Проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами № 1156 (далее - типовой договор), и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.

Согласно пункту 8(12) Правил № 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) настоящих Правил.

Согласно пункту 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно пункту 8(19) срок действия договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами устанавливается указанным договором и не может превышать срок, на который юридическому лицу присвоен статус регионального оператора.

На сайте регионального оператора ООО «ЭКОПРОМ» (http://ro-pskov.ru/) в разделе «формы типовых договоров» (http://ro-pskov.ru/dokumenty/formy-tipovyh-dogovorov/) размещены формы типовых договоров: для физических лиц; для юридических лиц; для управляющих организаций; для бюджетных организаций; договор публичной оферты.

По результатам анализа договора для управляющих организаций установлено следующее.

Договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, направленного ООО «ЭКОПРОМ» в адрес УО, а также договором размещенном на сайте ООО «ЭКОПРОМ», предусмотрены разделы: «Термины и определения»; «1. Общие положения»; «4. Бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов»; «8. Порядок разрешения споров» не соответствующие форме типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами утвержденной Постановлением № 1156 (далее – форма типового договора).

Также, договором установлены пункты: 2.5; 3.2; 3.3; 3.5; 3.6; 3.7; 3.10; 3.11; 5.2.3; 5.2.4; 5.2.5; 5.2.6; 5.3.7; 5.3.8; 5.3.9; 5.3.10; 5.5; 5.5.1. – 5.5.5; 9.4 – 9.9; 11.1; 12.2; 12.5 - 12.14 не предусмотренные формой типового договора.

Кроме того, ряд пунктов по содержанию не соответствуют форме типового договора, в частности:

1) Пункт 2.1. По настоящему Договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – Договор) Региональный оператор обязуется обеспечить прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в настоящем Договоре, и их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Договором.

Согласно форме типового договора,

Пункт 1. По договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

2) Пункт 2.3. Способы складирования твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, определяются с учетом имеющихся технологических возможностей и осуществляются способами, указанными в приложении к настоящему Договору.

Согласно форме типового договора,

3. Способ складирования твердых коммунальных отходов -

__________________________________________________________________________,

      (мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры,

   расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости

         (указать какие), предоставленные региональным оператором,

                             - указать нужное)

    в том числе крупногабаритных отходов - ________________________________

__________________________________________________________________________.

    (в бункеры, расположенные на контейнерных площадках, на специальных

    площадках складирования крупногабаритных отходов - указать нужное)

3) Пункт 3.1. Под расчетным периодом по настоящему Договору понимается один календарный месяц. Оплата услуг по настоящему Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

Согласно форме типового договора,

 

    5.  Под  расчетным  периодом  по  настоящему  договору  понимается один

календарный  месяц.  Оплата  услуг по настоящему договору осуществляется по

цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого

тарифа на услугу регионального оператора: ________________________________.

                                             (размер оплаты указывается

                                               региональным оператором)

4) Пункт 3.9. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой Стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет»), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая Сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 10 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов, акт сверки расчетов или мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов, направляется стороной одним из вышеуказанных способов, позволяющим подтвердить получение адресатом. В случае неполучения ответа в течение 15 рабочих дней со дня направления Стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими Сторонами.

Согласно форме типового договора,

Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить получение такого уведомления адресатом. Другая сторона обязана подписать акт сверки расчетов в течение 3 рабочих дней со дня его получения или представить мотивированный отказ от его подписания с направлением своего варианта акта сверки расчетов.

В случае неполучения ответа в течение 10 рабочих дней со дня направления стороне акта сверки расчетов, направленный акт считается согласованным и подписанным обеими сторонами.

5) Пункт 5.1.1. обеспечивать прием твердых коммунальных отходов в объеме и месте, которые определены в приложении к настоящему Договору.

Согласно форме типового договора,

а) принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в приложении к настоящему договору.

6) В разделе 5 «Права и обязанности Сторон» отсутствует пункт соответствующий подпункту д) пункта 11 и подпункту е) пункта 13 типовой формы договора:

д) принимать необходимые меры по своевременной замене поврежденных контейнеров, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, в порядке и сроки, которые установлены законодательством субъекта Российской Федерации.

е) назначить лицо, ответственное за взаимодействие с региональным оператором по вопросам исполнения настоящего договора;

7) Пункт 5.3.6 уведомить Регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, об изменении показателей, влияющих на размер платы по настоящему Договору.

Согласно форме типового договора,

ж) уведомить регионального оператора любым доступным способом (почтовое отправление, телеграмма, факсограмма, телефонограмма, информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет"), позволяющим подтвердить его получение адресатом, о переходе прав на объекты потребителя, указанные в настоящем договоре, к новому собственнику.

8) Пункт 6.1., 6.2., 6.3 раздела 5. «Порядок осуществления учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов»

Стороны согласились производить учет объема твёрдых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учёта объёма твёрдых коммунальных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твёрдых коммунальных отходов», расчётным путём исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов.

Пункт 6.2. Расчет количества твердых коммунальных отходов Потребителя, осуществляется по следующей формуле (при расчетном пути исходя из нормативов):

 

где:

  - количество ТКО за расчетный период на j-объекте i-потребителя, определяемое по формуле, предусмотренной п. 6.3. настоящего Договора, м3.

6.3. Количество твердых коммунальных отходов на каждом объекте Потребителя, на котором образуются твердые коммунальные отходы, рассчитывается по формуле (при расчетном пути исходя из нормативов):

 

где:

  – количество ТКО за расчетный период на j-объекте i-потребителя, м3;

  – количество расчетных единиц для j-объекта, установленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации для данной категории объектов;

  – норматив накопления ТКО, установленный уполномоченным органом исполнительной власти  Псковской области.

Согласно форме типового договора,

15.  Стороны  согласились производить учет объема и (или) массы твердых

коммунальных  отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема

и  (или)  массы  твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением

Правительства  Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 "Об утверждении

Правил  коммерческого  учета  объема  и  (или)  массы  твердых коммунальных

отходов", следующим способом:

__________________________________________________________________________.

  (расчетным путем исходя из нормативов накопления твердых коммунальных

   отходов, количества и объема контейнеров для складирования твердых

       коммунальных отходов или исходя из массы твердых коммунальных

                         отходов - нужное указать)

Кроме того, условия Пунктов 6.1., 6.2., 6.3 раздела 5 по расчету количества твердых коммунальных отходов с указанием формулы для расчета количества ТКО, исходя только из нормативов ТКО, противоречит нормам установленным Постановление Правительства РФ от 03.06.2016 № 505 «Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила № 505).

В соответствии с пунктом 5 Правил № 505 коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется:

а) расчетным путем исходя из:

нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;

количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;

б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Согласно пункту 6 Правил № 505 в целях осуществления расчетов с собственниками твердых коммунальных отходов коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил № 505.

Таким образом, Правилами № 1156 и Правилами № 505 коммерческий учет ТКО для собственников ТКО предусмотрен с применением альтернативных способов учета объема и (или) массы ТКО.

9) Пункт 7.1. В случае нарушения Региональным оператором обязательств по настоящему Договору Потребитель с участием представителя Регионального оператора составляет акт о нарушении Региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю Регионального оператора.

О необходимости составления акта о нарушении Региональным оператором обязательств по настоящему договору Потребитель обязан уведомить Регионального оператора за 24 часа до даты составления акта путем направления способом, определенном пунктом 5.3.8 Договора. В сообщении  Потребитель обязан указать фамилию, имя, отчество и точный адрес, где обнаружено нарушение договора. При отсутствии уведомления Регионального оператора о составлении акта о нарушении Региональным оператором обязательств по договору, акт, составленный Потребителем  без участия представителя Регионального оператора, является недействительным.

 Согласно форме типового договора,

16. В случае нарушения региональным оператором обязательств по настоящему договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2 незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3 рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

10) Пункт 9.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Договору Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации, с учётом особенностей, предусмотренных настоящим Договором, и несут риск возникновения неблагоприятных для них последствий. Взаимоотношения Сторон, не урегулированные настоящим Договором, регламентируются действующим законодательством Российской Федерации.

Согласно форме типового договора,

21. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему договору стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

11) Пункт 11.2 Настоящий договор заключается на срок действия  Регионального оператора по обращению  с  ТКО   на территории  Псковской  области.

Согласно форме типового договора,

26. Настоящий договор заключается на срок ____________________________.

                                                   (указывается срок)

12) В разделе 11 «Действие Договора» отсутствует пункт соответствующий пункту 27 типовой формы договора:

27. Настоящий договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора на иных условиях.

Из проведенного анализа договора следует, что региональным оператором изменена утвержденная типовая форма договора без учета требований установленных действующего законодательства.

Аналогичные отступления от формы типового договора имеются и в других договорах размещенных на официальном сайте ООО «ЭКОПРОМ» (http://ro-pskov.ru/) в разделе «формы типовых договоров» (http://ro-pskov.ru/dokumenty/formy-tipovyh-dogovorov/).

Таким образом, действия ООО «ЭКОПРОМ» по направлению хозяйствующим субъектам проектов договоров, а также по размещению на официальном сайте регионального оператора: ro-pskov.ru проекта договоров на оказание услуг по обращению с ТКО с условиями сформулированными в редакциях отличных от императивной нормы типового договора, утвержденного Правилами № 1156, а также в нарушении норм установленных Правилами № 505, нарушают требования антимонопольного законодательства, поскольку потребителю навязываются условия договора, не выгодные для него и содержат признаки недобросовестности.

4. Из взаимосвязанных положений пункта 1 части 1 статьи 1, части 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции следует, что предусмотренные данным Законом меры предупреждения и пресечения монополистической деятельности установлены в публичном интересе - они направлены на исключение ситуаций, при которых один или несколько хозяйствующих субъектов обладают возможностью своими действиями в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

В той мере, в какой данные меры позволяют исключить монополизацию рынка, в том числе устранить воздействие лиц, занимающих доминирующее положение, антимонопольное законодательство также служит цели защиты прав и законных интересов иных участников рынка, включая потребителей.

В силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции признание хозяйствующего субъекта доминирующим на товарном рынке означает, что влияние такого лица на общие условия обращения товара является решающим.

Негативное влияние на конкуренцию, а также ущемление интересов иных лиц действиями хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, признается монополистической деятельностью, поскольку происходит с использованием рыночного положения и обеспечивается наличием рыночной силы (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2012 № 1063/12).

Закон о защите конкуренции исходит из открытого перечня действий, которые могут быть сочтены в качестве злоупотребления доминирующим положением, называя в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции примеры наиболее распространенных видов данного антимонопольного нарушения.

С учетом положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 3 - 4 статьи 1, абзаца второго пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации это означает, что на хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение, возлагается общая обязанность воздерживаться от такого использования своей рыночной силы, которое бы приводило к негативным последствиям для конкуренции, и (или) к непосредственному причинению ущерба иным участникам рынка, включая потребителей, извлечению выгоды из использования доминирующего положения в отношениях с ними.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», оценка добросовестности поведения доминирующего хозяйствующего субъекта дается с позиций разумности и обоснованности применения им рыночной силы при использовании гражданских прав.

Следовательно, для целей применения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции понятие неопределенного круга потребителей используется не в значении невозможности установить число таких лиц на заданный момент времени, а в контексте множественности (не единичности) числа потребителей, как участников рынка, чьи права и законные интересы могут быть затронуты действиями лица, занимающего доминирующее положение, исходя из характера допущенного данным лицом злоупотребления имеющейся у него рыночной властью и последствий таких нарушений.

Действия ООО «ЭКОПРОМ» по навязыванию невыгодного для потребителей условий, выразившихся в размещении на официальном сайте проектов договоров не соответствующих форме типового договора, приводят к ущемлению интересов неопределенного круга лиц.

Таким образом, действия ООО «ЭКОПРОМ» по навязыванию невыгодного для потребителей условия договора содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

НА ОСНОВАНИИ ИЗЛОЖЕННОГО:

В связи с наличием в действиях ООО «ЭКОПРОМ» признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в навязывании невыгодных для потребителя условий договора, Псковское УФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий, об устранении причин и условий, способствовавших возникновению нарушения, и о принятии мер по устранению последствий нарушения, а именно:

в срок до 01 июня 2020 года прекратить навязывание невыгодного условия договора (контракта) путем приведения формы договоров размещенных на официальном сайте ООО «ЭКОПРОМ» (http://ro-pskov.ru/) в разделе «формы типовых договоров» (http://ro-pskov.ru/dokumenty/formy-tipovyh-dogovorov/) в соответствие с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об отходах производства и потребления, Правил № 1156.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих документов.

В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции  предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

Частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции установлено, что в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

Руководитель

Псковского УФАС России                                

 

Связанные организации

ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ " ЭКОПРОМ"
ИНН 5263049020, ОГРН 1055255024912