Решение по жалобе №5534/ET Решение по делу № 060/05/18-529/2020, возбужденного по факту... от 25 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


     

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ

АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной

службы

по Псковской области

 

ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

тел./факс (8112) 66-55-53

e-mail: to60@fas.gov.ru

 

                           №___________             

 

на № _________ от __________

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки  нарушения законодательства о рекламе:

АО «Банк Русский Стандарт»

________________________                                                                                  Ул. Ткацкая, д. 36, г. Москва, 105187

 

Заявитель:
<...>

_______________________

<...>

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 по делу № 060/05/18-529/2020

 

 

Резолютивная часть решения оглашена 15 сентября 2020 года                                            

В полном объеме решение изготовлено 25 сентября 2020 года                                           г. Псков

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<...>– заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

Члены Комиссии:

<...>главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

<...>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 060/05/18-529/2020, возбужденного по факту поступления на мобильный телефон (номер +<...>) нежелательного звонка без предварительного согласия абонента, в отсутствии лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Псковское УФАС России поступило заявление (Вх. № 580-з от 23.06.2020) о признаках нарушения Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе) по факту распространения на мобильный телефон (номер +<...>) нежелательного звонка 20.06.2020 в 15:02 с абонентского номера +74951399252 с текстом:

«Добрый день! Меня зовут Анна. Банк «Русский стандарт». Для вас выгодные условия по оформлению наличных на любые цели без залога и справок. Если у вас есть планы, мы будем рады помочь. Чтобы узнать подробные условия, нажмите 1. Перезвонить вам в другой день? Нажмите 2».

Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

В целях осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о рекламе, установления лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения Закона о рекламе, Псковским УФАС России направлен запрос в адрес ООО «Скартел» (ИНН 7701725181, пер. Оружейный, д. 41, оф. 48, г. Москва, 127006) в соответствии с ответом на который (вх. № 1738-р от 10.07.2020), абонентский номер +<...> принадлежит <...>на основании договора на оказание услуг связи от 14.11.2018. Факт поступления звонка на мобильный телефон (номер <...> <...>) 20.06.2020 в 15:02:24 с абонентского номера +74951399252 подтверждается предоставленной оператором детализацией услуг связи. 

Согласно ответа ПАО «Вымпелком» (вх. № 1750-р от 13.07.2020) на запрос о предоставлении сведений о лице (наименование, адрес, кому принадлежит) номер <...> , с которого был осуществлен звонок, выделен АО «Банк Русский стандарт» (ИНН 7707056547, юридический адрес: 105187, г. Москва, ул.Ткацкая, д.36) в рамках договора об оказании услуг связи Билайн № JE093 от 10.10.2010 (Заказ № 20 от 03.03.2020).

Согласно ответа АО «Банк Русский Стандарт» (вх. № 1914-р от 04.08.2020), банк 20.06.2020 проводил информационную кампанию путем ручного набора телефонных номеров работниками банка. При осуществлении телефонного звонка на абонентский номер <...> <...>, владельцем которого является клиент АО «Банк Русский Стандарт», работником банка, осуществляющим телефонный набор номера, была допущена ошибка в одной цифре и как следствие произведен звонок на номер <...> <...>. Как следует из ответа, банком ранее не осуществлялось и более не осуществляется направление какой-либо информации абоненту по мобильному номеру +7<...>.

Из дополнительных пояснений АО «Банк Русский стандарт» (вх. № 2176-Р от 14.09.2020) следует, что клиентом банка с абонентским номером +<...> является клиент с ID <...>. Представлена копия заявления клиента с ID <...>, согласно которой клиент дал согласие на получение от Банка и от третьих лиц, действующих по поручению Банка, рекламной информации. Персональные данные клиента заштрихованы, в связи с чем принадлежность абонентского номера +<...> установить невозможно.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама – это информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижении на рынке.

Вышеуказанный звонок, осуществленный на мобильный телефон (абонентский номер +<...>) является рекламой, так как содержит признаки рекламы, установленные п. 1 ст. 3 Закона о рекламе:

1. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Оценивая содержание вышеуказанного звонка, а именно предложение получить карту беспроцентной рассрочки, ассоциируются у потенциального потребителя с услугами в сфере финансов. Соответственно объектом рекламирования являются финансовые услуги.

  1. Информация адресована неопределенному кругу лиц.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007              № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Звонок, поступивший на телефон Заявителя, не носит персонифицированный характер.

3. Информация, которая поступила Заявителю посредством телефонного звонка, направлена на формирование и поддержание интереса потребителей к финансовым услугам.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Распространенная на номер Заявителя информация соответствует определению рекламы, данному в статье 3 Закона о рекламе, поскольку содержит информацию, распространяемую посредством подвижной радиотелефонной связи, адресованную неопределенному кругу лиц, то есть, не персонифицированную, и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено.

Таким образом, обязанность доказывать наличие согласия на получение рекламы возложено на рекламораспространителя.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 15 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указал следующее: Согласно части 1 статьи 18 Закона о рекламе распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом необходимо иметь в виду, что в данном случае под абонентом или адресатом надлежит понимать лицо, на чей адрес электронной почты или телефон поступило соответствующее рекламное сообщение.

Абонент, согласно статье 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126 «О связи» (далее - Закон о связи), это пользователь услуг связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации.

В соответствии с частью 1 статьи 44.1 Закона о связи рассылка по сети подвижной радиотелефонной связи (далее также - рассылка) должна осуществляться при условии получения предварительного согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих этого абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение рассылки. Рассылка признается осуществленной без предварительного согласия абонента, если заказчик рассылки, в случае осуществления рассылки по его инициативе, не докажет, что такое согласие было получено.

Рекламный звонок на абонентский номер +<...>, принадлежащий <...> был осуществлен с абонентского номера +74951399252, принадлежащего АО «Банк Русский стандарт». Следовательно, именно <...>., владелец абонентского номера +<...>, является абонентом, чье согласие на получение рекламы надлежало получить АО «Банк Русский Стандарт», а затем предоставить его Комиссии Псковского УФАС России.

В представленных материалах фактов, свидетельствующих о даче Заявителем согласия на получение рекламной СМС-рассылки, Комиссией не установлено.

Комиссия признает рекламораспространителем АО «Банк Русский Стандарт» как лицо, осуществившее распространение рекламы посредством подвижной радиотелефонной связи.

Пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе предусмотрено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

 

  1. Признать ненадлежащей рекламу, в которой присутствуют следующие сведения: «Добрый день! Меня зовут Анна. Банк «Русский стандарт». Для вас выгодные условия по оформлению наличных на любые цели без залога и справок. Если у вас есть планы, мы будем рады помочь. Чтобы узнать подробные условия, нажмите 1. Перезвонить вам в другой день? Нажмите 2», распространенные 20.06.2020 в 15:02 на абонентский номер +<...> с абонентского номера +74951399252, принадлежащего АО «Банк Русский стандарт» (ИНН 7707056547, юридический адрес: 105187, г. Москва, ул.Ткацкая, д.36) с использованием телефонной связи без предварительного согласия абонента на получение рекламы, чем нарушены требования части 1 статьи 18 Закона о рекламе.
  2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе АО «Банк Русский стандарт» не выдавать в связи с прекращением рассылки рекламной информации на вышеуказанный абонентский номер.
  3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Заместитель

председателя Комиссии                                               _____________      <...>.

           

Члены Комиссии:                                                         _____________       <...>.

 

                                                                                       _____________       <...>.

Связанные организации

Связанные организации не указаны