Решение №1204/ДТ Решение по жалобе № 25/18.18/19-ТР от 4 марта 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 по результатам рассмотрения жалобы № 25/18.1/19-ТР

 

04 марта 2019 года                                                                                                   г. Псков

 

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2019 года

Решение в полном объеме изготовлено 04 марта 2019 года

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Ведущего заседание Комиссии – «…» - начальника отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

членов Комиссии: главного специалиста - эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…», ведущего специалиста – эксперта отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России «…»,

в присутствии представителя заявителя «…» по доверенности № 7-ТД-0207-Д от 01.01.2019,

в присутствии представителей заказчика «…» по доверенности № 158 от 25.02.2019, «…» по доверенности № 159 от 25.02.2019, «…» по доверенности № 160 от 25.02.2019

рассмотрев жалобу на действия заказчика акционерного общества «П» при проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение полисов ОСАГО (извещение № 31907500383),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба САО «В» (Вх. № 103з от 14.02.2019) (далее - Заявитель) на действия заказчика акционерного общества «П» при проведении запроса предложений в электронной форме на приобретение полисов ОСАГО (извещение № 31907500383).

Заявитель обжалует следующее действие:

- установление в документации требований, ограничивающих круг участников закупки.

Псковское УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признало их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, заказчику было направлено уведомление от 10.01.2019 о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. № 1093/ДТ от 18.02.2019).

Информация о поступлении жалобы размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ 18.02.2019.

На заседании комиссии велась аудиозапись.

В своей жалобе заявитель указывает на:

- Положение о закупках Заказчика не соответствует п. 1-2 ч. 3.1 ст. 3 Закона о Закупках (в Положении о закупках заказчика указаны лишние способы торгов, которых нет в Законе о закупках, а также указаны лишние способы закупок, которые не отвечают требованиям к конкурентным закупкам);

- установленные требования Заказчиком к участникам, ограничивают конкуренцию, а именно: в пп. g) п. 4.5.1.1 закупочной документации установлено следующее требование о необходимости участнику закупки иметь текущий рейтинг надежности, присвоенный рейтинговым агентством «Эксперт РА» не ниже «А»;

- установление пп. g) п. 4.5.2.1 Закупочной документации в соответствии с которым, участник (для юридических лиц, если в каждом из пунктов не установлено иное) должен включить в состав Заявки следующие обязательные документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленными п. 4.5.1 Закупочной документации: для обычной системы налогообложения: заверенные Участником копии годовой бухгалтерской отчетности за 9 месяцев последнего отчетного года с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы, оформленные в соответствии с Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43п, по мнению заявителя, с 01.01.2013 нормы в части предоставления копии бухгалтерской отчетности за 9 месяцев утратили силу.

Представители заказчика, присутствующие на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснили, что согласно п. 2 ст. 3.1 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются иными способами, установленными Положением о закупке, соответствующими требованиям ч. 3 настоящей статьи. Таким образом, по мнению Заказчика, способы закупок, установленные в п. 5.1.1.1 Положения, соответствуют нормам действующего законодательства.

Установленное п. 4.5.1.1.g) требование документации о том, что Участник должен иметь рейтинг надежности, установлен на основании приложения 2 Единого Стандарта закупок ПАО «Р» (Положения о закупке). Указанное приложение распространяется на закупки, предметом которых является оказание финансовых и страховых услуг. В соответствии с п. 4.1 а) в документации о закупке (в рамках отборочной стадии) должны быть указаны рейтинги. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» — российское кредитное рейтинговое агентство, включенное в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России.

Ссылка на Федеральный закон № 129-ФЗ от 21.11.1996 является технической ошибкой документации по запросу предложений. В этом же документе в разделе 6.12 «Опись документов (форма 14)» содержится указание на действующую редакцию Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Ошибка документации не могла повлиять на отбор участников закупки.

Таким образом, заказчик полагает, что в его действиях отсутствует нарушение порядка организации и проведения торгов.

 

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителя заявителя, представителей заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:

 

Статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

АО «П» при закупке товаров, работ, услуг обязано соблюдать положения Закона о закупках, в том числе часть 1 статьи 2, которой предусмотрена обязанность руководствоваться принятыми заказчиком правовыми актами, регламентирующими правила закупки (Положением о закупках).

Согласно протоколу № 5 от 24.12.2018 АО «П» приняло решение о присоединении к Положению о закупках головной организации – ПАО «Р». Единый стандарт закупок (Положение о закупках) ПАО «Р» размещен в единой информационной системе по номером 1120003984).

Согласно разделу 5 Положения установлен перечень разрешенных способов закупок.

При этом, доводы подателя жалобы о несоответствии способов закупок, указанных в п. 5.1.1.1, нормам ч. 3 Закона о закупках не являются состоятельными ввиду нижеследующего.

В соответствии с п. 2 ч. 3.1 ст. 3 Закона о закупках конкурентные закупки осуществляются иными способами, установленными положением о закупке и соответствующими требованиям части 3 настоящей статьи.

Согласно ч. 3 ст. 3 Закона о закупках конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением одновременно следующих условий:

1) информация о конкурентной закупке сообщается заказчиком одним из следующих способов:

а) путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке;

б) посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 3.5 настоящего Федерального закона, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки;

2) обеспечивается конкуренция между участниками конкурентной закупки за право заключить договор с заказчиком на условиях, предлагаемых в заявках на участие в такой закупке, окончательных предложениях участников такой закупки;

3) описание предмета конкурентной закупки осуществляется с соблюдением требований части 6.1 настоящей статьи.

Заявителем не представлено доказательств того, что указанные в п. 5.1.1.1 Положения способы закупок не отвечают требованиям, установленным ч. 3 ст. 3 Закона о закупках.

 

Комиссия Псковского УФАС России полагает, что доводы Заявителя в части установления требований в закупочной документации к рейтингу Рейтингового агентства «Эксперт РА» не подлежат удовлетворению в связи с нижеследующим.

В п. а) ч. 4.1 раздела 4 Приложения 2 к Единому Стандарту закупок установлена обязанность заказчика при проведении закупок финансовых и страховых услуг установить требования к участнику закупки (опыт, финансовая устойчивость, рейтинги, отсутствие в РНП).

В соответствии с п. g) раздела 4.5 закупочной документации установлено требование: участник должен иметь текущий рейтинг надежности, присвоенный рейтинговым агентством «Эксперт РА» не ниже «А».

Согласно п. i) раздела 4.5.2 закупочной документации соответствие участника требованию подтверждается заверенной копией свидетельства о действующем рейтинге надежности (свидетельства о присвоении рейтинга финансовой устойчивости), выданного рейтинговым агентством «Эксперт РА».

Таким образом, требование о наличии рейтинга надежности установлено на основании п. а) ч. 4.1 раздела 4 Приложения 2 к Единому Стандарту закупок.

Эксперт РА – российское рейтинговое агентство, специализирующееся в данной области.

Рейтинг данного агентства рекомендован Правительством РФ при оценке надежности финансовых организаций.

Высокий международный рейтинг страховой организации, подтвержденный свидетельством одного из рейтинговых агентств, во-первых, говорит об экономической стабильности организации, кредитоспособности, финансовой устойчивости, сбалансированности страхового портфеля, во-вторых, позволяет привлечь крупные страховые компании выступать в качестве перестраховщиков по страховым рискам, что существенно снижает риски страхователя при наступлении страхового случая.

Данный вывод Комиссии соответствует сложившейся правоприменительной практике.

Таким образом, установление указанного требования служит подтверждением квалификации участника, нацелено на выбор более надежного исполнителя и не влечет за собой ограничение конкуренции по отношению к другим участникам закупки.

 

Относительно указания в закупочной документации на Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ  Комиссия Псковского УФАС России отмечает следующее.

Согласно пп. g) п. 4.5.2.1 Закупочной документации участник (для юридических лиц, если в каждом из пунктов не установлено иное) должен включить в состав заявки следующие обязательные документы, подтверждающие его соответствие требованиям, установленными п. 4.5.1 Закупочной документации: для обычной системы налогообложения: заверенные Участником копии годовой бухгалтерской отчетности за 9 месяцев последнего отчетного года с отметкой инспекции Федеральной налоговой службы, оформленные в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43п.

В п. 20 формы 14 документации (опись) указаны ссылки на вышеперечисленные документы, но в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

В письменных возражениях, а также в ходе рассмотрения жалобы представители Заказчика пояснили, что в документации допущена техническая ошибка в части указания на нормы ФЗ от 21.11.1996 № 129-ФЗ, указанная ошибка не повлекла нарушений прав участников закупки и не повлияла на оценку предложений.

Таким образом, Комиссия Псковского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком в пп. g) п. 4.5.2.1 закупочной документации была допущена техническая ошибка.

Кроме того, в соответствии с Протоколом № 55 от 19.02.2019 Заказчиком принято решение об отказе от проведения процедуры запроса предложений в электронной форме на приобретение полисов ОСАГО (извещение № 31907500383).

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу САО «В» необоснованной.

 

 

Ведущий заседание:                                                                «…»

 

Члены Комиссии:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                 

«…»

«…»

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны