Решение №3645/ДТ Решение по жалобе от 29 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 060/07/3-572/2021

 

29 сентября 2021 года                                                                                             г. Псков

 

Резолютивная часть решения объявлена 24 сентября 2021 года

Решение в полном объеме изготовлено 29 сентября 2021 года

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Зам. председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…»,

членов Комиссии: главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…», главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…»,

в присутствии представителя ГППО «П» - «…» по доверенности № 2 от 26.04.2021,

в присутствии представителя ООО «Р» – «…» по доверенности № 12 от 23.09.2021,

рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи с использованием личных устройств доступа жалобу на действия заказчика – ГППО «П» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по активации блоков СКЗИ, монтажу-демонтажу тахографов, калибровке тахографов, установленных на транспортных средствах ГППО «П» (извещение ЕИС № 32110632708),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба ООО «Р» (далее - Заявитель) (вх. № 924-з от 15.09.2021) на действия Заказчика при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право оказания услуг по активации блоков СКЗИ, монтажу-демонтажу тахографов, калибровке тахографов, установленных на транспортных средствах ГППО «П» (далее – аукцион) (извещение ЕИС № 32110632708).

Заявитель обжалует следующее действие Заказчика:

- установление неправомерных требований в аукционной документации.

10.09.2021 в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 32110632708:

Дата начала срока подачи заявок - 10.09.2021,

Дата и время окончания подачи заявок - 20.09.2021 в 09:00,

Дата рассмотрения первых частей заявок - 23.09.2021;

Дата начала срока подачи ценовых предложений - 24.09.2021;

Дата проведения сопоставления ценовых предложений - 24.09.2021;

Дата рассмотрения вторых частей заявок - 28.09.2021;

Дата подведения итогов - 29.09.2021.

Начальная (максимальная) цена предмета закупки – 1 074 999,50 рублей.

Комиссия Псковского УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, учитывая требования, установленные ч. 10 ст. 3 Закона о закупках, признала их достаточными для принятия, как жалобы от потенциального участника на положения документации до окончания срока подачи заявок.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, заказчику, оператору электронной площадки было направлено уведомление от 16.09.2021 о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. № 3482/ДТ).

Информация о поступлении жалобы была размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ в разделе «База решений».

На заседании комиссии велась видеозапись, приобщенная к материалам настоящей жалобы.

В своей жалобе Заявитель указывает на следующие факты:

Согласно п. 2.1 технического задания установлено, что в целях сокращения расходов Заказчика услуги оказываются в сервисном центре (мастерской) Исполнителя, внесенном Министерством транспорта РФ в перечень сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах в пределах территории Псковской области, при этом, в случае удаленности Исполнителя от местонахождения Заказчика далее 30 км, транспортировка транспортных средств Заказчика к месту оказания услуг осуществляется Исполнителем своими силами и за свой счет.

По мнению Заявителя, данное требование является неправомерным, так как в соответствии с Письмом Росавтотранса от 30.05.2014 № 03-09/1534 «О лицензировании деятельности», предоставляемые ФСБ России лицензии в отношении деятельности, связанной с тахографами, со встроенным блоком СКЗИ тахографа, действительны и позволяют выполнять работы на всей территории Российской Федерации. При том, что Заказчик не будет нести никакие дополнительные затраты, так как потенциальный участник может без труда выезжать в места локации ТС Заказчика и на месте выполнить все работы.

Представитель Заказчика, присутствующий на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснил, что правовым основанием оказания услуги является Приказ Минтранса России от 28.10.2020 № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства» (далее – Приказ № 440).

Согласно п. 4 Приказа № 440 установлено, что проверка правильности функционирования тахографа и точности его показаний, а также настройка тахографа должна проводиться при соблюдении в том числе условия:

  1. транспортное средство должно быть в снаряженном состоянии с водителем.

Таким образом, по мнению Заказчика, экономически не целесообразно предоставлять транспортное средство победителю, расположенному за пределами административных границ Псковской области. Территориальное ограничение введено Заказчиком для снижения затрат на перегон автобусов до территории, где будет производиться замена.

В подтверждение своей позиции Заказчик ссылается, что место оказания услуг должно находиться в определённом радиусе от места нахождения заказчика, при этом такому требованию соответствует несколько потенциальных участников в г. Пскове – ООО «О», ООО «Н», в связи с чем Заказчик полагает, что не создает дискриминационных условий для участников закупки, приводящих к ограничению конкуренции.

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителей заявителя, заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:

Статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупке), утвержденного Приказом № 278-ОД от 19.07.2021 (реестровая запись ЕИС № 1120001359).

Согласно ч. 2 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется путем проведения конкурса в электронной форме, аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме или запроса предложений в электронной форме.

Согласно ч. 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом, понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным Документацией, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора (далее - НМЦД), указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации величину.

Согласно ч. 3 ст. 3.4 Закона о закупках Заказчик при осуществлении конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона в электронной форме не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в случае, если начальная (максимальная) цена договора не превышает тридцать миллионов рублей.

В соответствии с ч. 9 ст. 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

В соответствии с п. 3.4 «Порядок подачи заявок» информационной карты аукционной документации заявка должна быть подготовлена в соответствии с формами, установленными в настоящей документации и содержать информацию и документы, предусмотренные настоящей документацией.

Согласно п. 2.1 раздела 2 Технического задания «требования к условиям услуги» в целях сокращения расходов Заказчика услуги оказываются в сервисном центре (мастерской) Исполнителя, внесенном Министерством транспорта РФ  в перечень сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах в пределах территории Псковской области, при этом, в случае удаленности Исполнителя от местонахождения Заказчика далее 30 км, транспортировка транспортных средств Заказчика к месту оказания услуг осуществляется Исполнителем своими силами и за свой счет.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках проект договора является неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке.

Пунктом 1.4 Проекта договора установлено, что услуги оказываются в сервисном центре (мастерской) Исполнителя, внесенном Министерством транспорта РФ в перечень сервисных центров (мастерских), осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту контрольных устройств, устанавливаемых на транспортных средствах в пределах территории Псковской области, при этом, в случае удаленности Исполнителя от местонахождения Заказчика далее 30 км, транспортировка транспортных средств Заказчика к месту оказания услуг осуществляется Исполнителем своими силами и за свой счет.

Пунктом 1.5 Проекта договора установлено, что оказание услуг Исполнителем осуществляется на основании письменных Заявок по форме приложения № 2 к Договору, направленных Заказчиком в адрес Исполнителя, в течение суток с момента направления заявки Заказчиком. Заявки направляются на адрес электронной почты Исполнителя, указанный в разделе 13 Договора. Заявка считается принятой к исполнению после ее получения Исполнителем. Заявки предоставляются Заказчиком Исполнителю по рабочим дням с 8.00 до 17.00 часов.

Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности») лицензированию подлежат разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с частью 2 статьи 9 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права, со дня, следующего за днем предоставления лицензии.

Согласно части 1 статьи 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

В соответствии с частью 1.1 статьи 18 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 313 утверждено Положение о лицензировании деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее - Положение № 313).

Перечень выполняемых работ и оказываемых услуг, составляющих лицензируемую деятельность, в отношении шифровальных (криптографических) средств указан в Приложении к Положению № 313.

Из приведенных положений следует, что работы (услуги), предусмотренные в техническом задании аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствуют пункту 12 Перечня и могут осуществляться по месту расположения объектов, в отношении которых они выполняются.

Таким образом, осуществление лицензируемого вида деятельности в регионе, отличном от места осуществления деятельности, указанном в лицензии, не противоречит действующему законодательству.

Перечень сведений о мастерских, осуществляющих деятельность по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту тахографов расположен на официальном сайте ФБУ Росавтотранс https://rosavtotransport.ru.

При этом, вопреки доводу Заказчика, что территориальное ограничение введено для снижения затрат на перегон автобусов до территории, где будет производиться замена Комиссия Псковского УФАС России отмечает, что логистического обоснования названному доводу не имеется и для сравнения указывает, что мастерская ООО «Р» № РФ 1273, согласно данным сайта https://rosavtotransport.ru, расположена в городе Пушкин (расстояние от г. Пскова до г. Пушкин 268 км), а расстояние, например, от г. Пскова до г .Великие Луки (Псковская область) составляет 273 км.

Учитывая изложенное, требование о расположении мастерской участника в границах Псковской области является необоснованным и не может отвечать принципам закупочной деятельности, установленным п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках.

На основании вышеизложенного, Комиссия Псковского УФАС России пришла к выводу о том, что действия Заказчика, выразившиеся в установлении в документации вышеуказанных требований, нарушают положения пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы также было установлено следующее.

В соответствии с пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки.

В соответствии с пунктом 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны дата рассмотрения предложений участников такой закупки и подведения итогов такой закупки.

Согласно извещению:

Дата и время окончания подачи заявок - 20.09.2021 в 09:00,

Дата рассмотрения первых частей заявок - 23.09.2021.

Таким образом, законодателем установлено однозначное требование о необходимости наличия в извещении и документации о закупке конкретных календарных дат последовательно всех этапов торгов. Вышеуказанные нормы закона трактуются буквально, не содержат каких-либо двояких толкований и возможных правовых коллизий при их применении направлены на обеспечение принципа информационной открытости закупочных процедур, закрепленного в пункте 1 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, в силу прямого требования законодательства Заказчик обязан был указать в извещении и документации о закупке конкретные календарные даты окончания подачи заявок, рассмотрения заявок и подведения итогов торгов, в строгом соответствии с которыми должна была действовать и закупочная комиссия на соответствующем этапе торгов.

В извещении от 10.09.2021 была установлена дата рассмотрения первых частей заявок – 23.09.2021, однако, согласно Протоколу № 32110632708-01 рассмотрение первых частей осуществлено 20.09.2021 в 09:06, то есть через шесть минут после окончания приема заявок.

Таким образом, действия Заказчика по рассмотрению первых частей заявок раньше установленного в документации срока, являются необоснованными и противоречат пункту 7 части 9 и пункту 12 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

Также Комиссия Псковского УФАС России обращает внимание Заказчика, что предмет аукциона, указанный в Приложении № 2 документации «Форма для заполнения участником первой части заявки», «право заключения договора на ремонт топливной аппаратуры автобусов (МАЗ-103, МАЗ-105, МЕРСЕДЕС-БЕНЦ 223203, VW Crafter)» не соответствует предмету рассматриваемого аукциона  «оказание услуг по активации блоков СКЗИ, монтажу-демонтажу тахографов, калибровке тахографов», в связи с чем имеется необходимость внесения изменений в аукционную документацию.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Р» обоснованной.
  2. Установить в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 7 части 9, пункта 9, 12 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное к исполнению предписание.
  4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Зам. председателя Комиссии:                               «…»                                

 

Члены Комиссии:                                                   «…»                             

 

   

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

ГП по "Псковпассажиравтотранс"
ИНН 6027023616, ОГРН 1026000959049