Решение б/н Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на баннерах банне... от 2 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   


     

 

 

             ФЕДЕРАЛЬНАЯ                            

  АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА                        

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Псковской области

 

              ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017

         тел. (8112) 66-55-53, факс (8112) 66-55-53

                   e-mail: to60@fas.gov.ru

 

  _________________   №  ______________

 

 На №  ___________ от   _____________

 

 

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

                                                                         ООО «БАД»

______________________________

ул. Госпитальная, д.3 пом. 8, г. Псков, 180002;

 

ул. Льва Толстого, д. 2, кв. 35, г. Псков, 180000

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ

060/05/21-408/2021

 

Резолютивная часть решения оглашена 30 августа 2021 года                                           г. Псков

В полном объёме решение изготовлено 2 сентября 2021 года   

 

Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:

Заместитель председателя Комиссии:

<…> – заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России

Члены Комиссии:

<…>главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;

<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,

рассмотрев материалы дела № 060/05/21-408/2021, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «БАД» по признакам нарушения п. 3 ч. 5 ст.5; ч. 3, п. 6 ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38–ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)

в отсутствии представителя ООО «БАД», уведомленного о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы Псковской области (далее – Псковское УФАС России) установлен факт размещения баннеров на входной группе кафе ПАБ, расположенного по адресу: ул. Михайловская, д.1, Псковский район, Псковская область, с признаками нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5, части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе).

В ходе осмотра внешнего фасада здания на входной группе кафе «ПАБ» установлено размещение информации с признаками рекламы следующего содержания:

  1. Размещение на входной группе на внешней стороны двери баннера с надписью: АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное) – 109 р.л., Псковское (светлое) – 89 р.л., Псковское (нефильтрованное) – 89 р.л. (фото 2 Приложения к акту осмотра от 21.06.2021)
  2. Размещение на внутренней стороне входной группы баннера с надписью: АКЦИЯ разливное пиво Бранденбир (темное) – 109 р.л., Псковское (светлое) – 89 р.л., Псковское (нефильтрованное) – 89 р.л. В верхней части баннера расположена надпись: Кафе ПАБ Напитки и еда по низким ценам, ООО «Ранетти», изображение женщины, держащей в руках кружки с жидкостью, по цвету напоминающим пиво. В нижней части баннера изображены кружки и бокалы с жидкостью, по цвету напоминающей пиво. (фото 3, 4 Приложения к акту осмотра от 21.06.2021)

Содержание рекламной информации и её место размещения зафиксировано с помощью камеры мобильного телефона (фото прилагаются). Составлен акт осмотра от 21.06.2021.

Определением от 05.07.2021 возбуждено дело № 060/05/21-408/2021 в отношении ООО «БАД» по признакам нарушения требований пункта 3 части 5 статьи 5, части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 закона о рекламе. Рассмотрение дела назначено на 09.08.2021 августа 2021 года. Согласно почтовым отправлениям №№80082962384325 и 80082962384318 Определение о возбуждении дела адресатом было получено 13.07.2021. Определением об отложении рассмотрения дела от 09.08.2021 г. рассмотрение дела назначено на 30.8.2021 г.

Каких-либо документов и пояснений в адрес Псковского УФАС России от ООО «БАД» представлено не было. Также Общество не обосновало невозможность их представления на стадии рассмотрения дела в антимонопольном органе по причинам, не зависящим от него.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Псковского УФАС России пришла к следующим выводам:

Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

1. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Содержание вышеуказанного рекламного баннера ассоциируется у потенциального потребителя с алкогольной продукцией, а именно с определенными марками пива. Соответственно объектом рекламирования является пиво.

  1. Информация адресована неопределенному кругу лиц.

Федеральной антимонопольной службой России в письме от 05.04.2007              № АЦ/4624 разъяснено, что под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена.

Рассматриваемая реклама направлена на неограниченный круг лиц, в том числе и тех, кто не является потребителями такой продукции (например, несовершеннолетние), поскольку размещение рекламы алкогольной продукции, посредством рекламной конструкции обеспечивает ее свободное восприятие
для всех.

3. Информация, которая размещена на баннерах способствует поддержанию интереса к указанным объектам рекламирования и продвижению товара на рынке.

Согласно пункту 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке, является рекламой и должна в связи с этим отвечать требованиям, предъявляемым Законом о рекламе.

Рассматриваемая информация является рекламой алкогольной продукции в соответствии с Федеральным законом от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которому, пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок.

Следовательно, информация, размещенная на баннерах содержит квалифицирующие признаки рекламы, имеющей целью привлечение внимания неопределенного круга лиц к товару, а именно к пиву – алкогольной продукции.

Информация, размещенная на входной группе кафе ПАБ по адресу ул. Михайловская, д.1, Псковский район, Псковская область, отвечает всем признакам рекламы в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе и является рекламой алкогольной продукции.

Согласно пункту 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе, в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.

К признакам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, пьющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.

Управлением установлено, что размещенная на внутренней стороне входной группы баннера рекламная информация об алкогольной продукции с использованием образа женщины, держащей в руке бокал, по цвету напоминающим пиво, в нижней части баннера изображение кружки и бокалов с жидкостью, по цвету напоминающей пиво указывает на демонстрацию процесса потребления алкогольной продукции (пива).

В статье 21 Закона о рекламе содержатся требования, предъявляемые к рекламе алкогольной продукции.

В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации). На баннере внутренней входной группы используются образ женщины, что свидетельствует о нарушении пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде её чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства). Как было установлено в ходе осмотра, информация, размещенная на входной группе кафе ПАБ, расположенного по адресу: ул. Михайловская, д.1, Псковский район, Псковская область не содержит предупреждения о вреде чрезмерного потребления алкогольной продукции.

Учитывая вышеизложенное, в рассматриваемой рекламе содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 5 ст.5; ч. 3, п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе.

В соответствии с частью 4 статьи 3 Закона о рекламе, реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п.3 ч.5 ст.5  и п.6 ч.1 ст.21 Закона о рекламе несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований, установленных ч. 3 ст. 21 Закона о рекламе, несет рекламодатель и рекламораспространитель.

В соответствии с пунктом 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «БАД» (ИНН/КПП 6027199218/602701001, 180002, г. Псков, ул. Госпитальная, д.3 пом.8), как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы посредством размещения баннеров на входной группе кафе ПАБ, расположенного по адресу: ул. Михайловская, д.1, Псковский район, Псковская область.

Порядок выдачи антимонопольным органом предписаний о прекращении нарушения требований законодательства Российской Федерации о рекламе установлен Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.08.2006 № 508 (далее - Правила).

Согласно пункту 44 Правил при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу, обязанному устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь статьями 1, 3, 21 и 38 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктом 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 ноября 2020 года № 1922, Комиссия Псковского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу, размещенную на баннерах баннеров на входной группе кафе ПАБ, расположенного по адресу: ул. Михайловская, д.1, Псковский район, Псковская область, так как она противоречит требованиям пункта 3 части 5 статьи 5;  части 3, пункта 6 части 1 статьи 21 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «БАД» предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Заместитель

председателя Комиссии                                                 _____________     <…>

               

Члены Комиссии:                                                           _____________     <…>

                                                                                         _____________    <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны