Определение б/н Определение о назначении дела № 060/01/10-20/2024 о нарушени... от 1 февраля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 060/01/10-20/2024

О НАРУШЕНИИ АНТИМОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

01 февраля 2024 года г. Псков

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее - Псковское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, на основании Приказа Псковского УФАС России от 25.01.2024 года № 9/24 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области ООО «Экопром» пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), путем экономически или технологически необоснованном прекращении вывоза остатков ТКО после переработки с мусоросортировочного комплекса ООО «Спецтранском», твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов с контейнерных площадок и мусорокамер многоквартирных домов, расположенных в географических границах города Пскова и Псковского района, что привело к ущемлению интересов ООО «Спецтранском» в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Псковским УФАС России, в порядке, предусмотренном Законом о защите конкуренции, рассмотрены заявления ООО «Управляющая компания ЖКХ Псковского района» от 11.12.2023 № 06/229 (вх. № 5993/ЭП/23), ООО «Управляющая организация «Борисовичи» от 11.01.2024 № 8 (вх. № 96-ЭП/24 от 12.01.2024) в отношении действий ООО «Экопром» в части отказа в вывозе крупногабаритных отходов, твердых коммунальных отходов, а также обращение и материалы Правительства Псковской области по вопросу привлечения к ответственности ООО «Экопром» и ООО «Спецтранском», в связи с неисполнением обязательств по сбору, транспортировке, обработке и утилизации твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных (исх. от 10.01.2024 № МВ-15-25 (вх. № 65-М/24 от 11.01.2024).

Изучив имеющиеся материалы, Псковским УФАС России установлено следующее.

1. Доминирующее положение.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Согласно статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон об отходах производства и потребления) региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - региональный оператор) - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственником твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Аналогичные положения содержатся в пункте 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2019 № 1156 (далее – Правила №1156).

Согласно части 8 статьи 23 Закона № 458-ФЗ и части 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти и региональным оператором по обращению с ТКО, но не позднее 01.01.2019.

В соответствии с частью 4 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления юридическому лицу присваивается статус регионального оператора и определяется зона его деятельности на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правилами проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с ТКО, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2016 № 881 (далее – Правила № 881).

Согласно части 5 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления статус регионального оператора присваивается на срок не более чем десять лет.

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Закона об отходах производства и потребления в целях организации и осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению отходов уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждается территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными.

Согласно части 7 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления зона деятельности регионального оператора представляет собой территорию или часть территории субъекта Российской Федерации, на которой региональный оператор осуществляет деятельность на основании соглашения, заключаемого с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 24.6 Закона об отходах производства и потребления.

В соответствии с частями 8 и 9 статьи 24.6 Закона об отходах производства и потребления зона деятельности регионального оператора определяется в территориальной схеме обращения с отходами. Если иное не установлено федеральным законом, зоны деятельности региональных операторов должны охватывать всю территорию субъекта Российской Федерации и не должны пересекаться.

Таким образом, Законом об отходах производства и потребления предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой.

Согласно части 4 статьи 24.7 Закона об отходах производства и потребления собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Таким образом, физические и юридические лица в соответствии с пунктом 5 Правил № 1156 не имеют возможности заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с иными хозяйствующими субъектами, кроме как с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся площадки накопления.

По результатам конкурсного отбора, в соответствии со статьей 5 Закона об отходах производства и потребления, 06 июня 2018 года Государственным комитетом Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства с ООО «Экопром» были подписаны Соглашения «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №1» (далее – Соглашение №1) и «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора №2» (далее – Соглашение №2).

Указанные соглашения размещены на официальном сайте ГИС ЖКХ в разделе «Реестры», «Реестры информации об обращении с твердыми коммунальными отходами» (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/1f351e92-e0b3-4730-a2bc-bc092363d5b0), (https://dom.gosuslugi.ru/#!/tkoregop/view/2c270297-b2b7-4bdd-8015-d2646296c4c1

Оказание услуг по обращению с ТКО региональным оператором относится к регулируемым видам деятельности (пункт 4 статьи 24.8 Закона № 89-ФЗ).

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 20.12.2018 № 250-тко утверждены для ООО «Экопром» предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области на 2019 год.

Таким образом, ООО «Экопром» приступило к оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с 1 января 2019 года.

ООО «Экопром» является единственным участником на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области в Зоне деятельности № 1 и Зоне деятельности № 2 доля ООО «Экопром» составляет 100%.

В зону деятельности регионального оператора № 1 входят территорий 12 муниципальных образований: г.Псков, Псковский район, Гдовский район, Порховский район, Дновский район, Плюсский район, Струго-Красненский район, Островский район, Печорский район, Палкинский район, Пыталовский район, Дедовичский район.

В зону деятельности регионального оператора № 2 входят территории 14 муниципальных образований: г. Великие Луки, Великолукский район, Пушкиногорский район, Пустошкинский район, Невельский район, Новоржевский район, Новосокольнический район, Опочецкий район, Красногородский район, Бежаницкий район, Локнянский район, Куньинский район, Усвятский район, Себежский район.

В связи с чем, положение ООО «Экопром» на рынке услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Псковской области в Зоне деятельности регионального оператора № 1 и в Зоне деятельности № 2 в силу действующего законодательства, признано доминирующим.

2. Признаки нарушения Закона о защите конкуренции.

ООО «Спецтранском» является собственником комплекса объектов, расположенных по адресу: Псковская область, Псковский район, СП «Писковичская волость», 0,5 км. Юго-западнее д. Котово, что подтверждается копиями соответствующих свидетельств о государственной регистрации права.

В соответствии с уставом ООО «Спецтранском», утвержденным Протоколом № 1 Общего Собрания участников от 26.02.2013, Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, незапрещенные законом. Предметом деятельности Общества является: удаление и обработка твердых отходов; уборка территории и аналогичная деятельность; оптовая торговля отходами и ломом.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) от 11.01.2024 № ЮЭ9965-24-2599084 ООО «Спецтранском» осуществляет основной вид деятельности с кодом ОКВЭД ОК 029-2014 «Код 38.22 - Обработка и утилизация опасных отходов», а также дополнительные, в том числе: «Код 38.2 - Обработка и утилизация отходов». Учредителем юридического лица является одно физическое лицо.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ООО «Спецтранском» выдана лицензия 60 № 00007 от 29 февраля 2016 года на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В соответствии с пунктом 13.1 территориальной схемы обращения с отходами Псковской области, утвержденной Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 № 127-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Псковской области» (далее – Территориальная схема), территория Псковской области разделена на две зоны деятельности региональных операторов, исходя из природно-климатических и региональных особенностей.

В зону деятельности региональных операторов № 1 (Северная зона) входят 12 муниципальных образований: г. Псков, Псковский район, Гдовский район, Порховский район, Дновский район, Плюсский район, Струго-Красненский район, Островский район, Печорский район, Палкинский район, Пыталовский район, Дедовичский район.

Разделом 9 «Схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов» Территориальной схемы представлены следующие варианты схем потоков твердых коммунальных отходов:

- Действовавшая - период 2020 - 2021 гг. (приложение 9.2, 9.3);

- Переходная - период 2022 - 2024 гг. (приложение (9.4, 9.5) (вступает в силу с 01.04.2023);

- Перспективная - период с 2024 г. (приложение 9.6, 9.7);

- Аварийная (приложение 9.10, 9.11)

Также, в зоне деятельности 1, определен объект по обработке (сортировке) мусоросортировочный комплекс ООО «Спецтранском» по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Котово, мощность по приему отходов 80 000 тонн в год.

Приложением 9.2 «Действующая схема потоков 1 зона» определено, что ТКО, образующиеся на территории города Пскова и Псковского района в количестве 74 387,18 т., направляются на мусороперерабатывающий комплекс, расположенный в д. Котово Псковского района, оставшиеся после обработки отходы направляются для захоронения на объект размещения отходов, внесенный в государственный реестр объектов размещения отходов, расположенный в Порховском районе.

Таким образом, объект ООО «Спецтранском» по адресу: Псковская область, Псковский район, д. Котово является единственным объектом, определенным нормативно-правовым актом Псковской области, по обработке, утилизации, обезвреживанию ТКО на территории г. Пскова и Псковского района, расположенным в зоне деятельности регионального оператора № 1.

Необходимо отметить, что деятельность по обработке ТКО подлежит государственному регулированию. Приказом Комитета по тарифам и энергетике Псковской области от 06.12.2021 № 169-тко для ООО «Спецтранском» установлен тариф на обработку твердых коммунальных отходов. Указанный тариф входит в состав единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экопром».

В соответствии с пунктом 10 статьи 24.6 Закона об отходах операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

Между Региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в Псковской области ООО «Экопром» и ООО «Спецтранском» заключен договор на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов № 3 от 15 ноября 2018 года.

Указанный договор заключен в целях исполнения норм действующего законодательства, в частности положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 641», а так же в соответствии с условиями Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора № 1 от 06.06.2018, заключенного между Псковской областью в лице Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Региональным оператором.

Пунктом 2.1 Договора установлено, что обработка ТКО производится Оператором (ООО «Спецтранском») на собственном мусоросортировочном комплексе, расположенном в д. Котово, Псковского района, Псковской области, на основании Лицензии 60 №00007 от 29.02.2016.

Пунктом 2.2. Договора определено, что транспортирование ТКО на объект обработки и транспортирование остатков ТКО после обработки с объекта обработки до объекта размещения ТКО осуществляется специальным транспортом, принадлежащим Региональному оператору, а так же специальным транспортом операторов по обращению с ТКО, имеющих заключенные договоры на транспортирование ТКО с Региональным оператором. Список специальных транспортных средств, осуществляющих транспортирование ТКО, является приложением 2 к настоящему договору.

В соответствии с пунктом 2.8. Договора Региональный оператор осуществляет транспортирование ТКО на объект обработки с территории города Пскова и Псковского района в порядке, установленном «Территориальной схемой обращения с отходами на территории Псковской области, утвержденной Приказом Государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 15.11.2016 №127-ОД.

Согласно пункту 3.3.5 Договора Оператор осуществляет круглосуточный прием отходов, включая праздничные и выходные дни.

Таким образом, договором установлена обязанность регионального оператора ООО «Экопром» осуществлять транспортирование ТКО на объект обработки и транспортирование остатков ТКО после обработки на объект захоронения.

Как установлено, из представленных материалов, 01.11.2023 в адрес регионального оператора ООО «Экопром», заместителя губернатора Псковской области, Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры ООО «Спецтранском» направлено письмо № 123 о создании ООО «Экопром» ситуации, при которой мусоросортировочный комплекс не сможет функционировать. ООО «Спецтранском» указано, что по состоянию на 01.01.2022 задолженность ООО «Экопром» составила – 40 141, 4 тыс. руб.; на 01.01.2023 – 46 813, 2 тыс. руб.; на 01.11.2023 – 58 086, 7 тыс. руб., а также о том, что годовая задолженность за оказанные услуги не позволяет предприятию обеспечивать необходимый уровень технического обслуживания оборудования, создание необходимых запасов изнашиваемых узлов и агрегатов, приводит к образованию задолженности по уплате обязательных налогов и сборов, за электроэнергию и газоснабжение, выплате заработной платы. Неисполнение ООО «Экопром» своих договорных обязательств по оплате оказанных услуг формирует высокую степень вероятности полной остановки работы мусоросортировочного комплекса по независящим от ООО «Спецтранском» причинам таким, как блокировка расчетного счета предприятия налоговым органом, отключение электроэнергии за неуплату.

07.11.2023 в адрес регионального оператора, заместителя губернатора Псковской области, Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры ООО «Спецтранском» в дополнение к письму от 01.11.2023 № 123 направлено письмо № 126 с приложением копии уведомления АО «Псковэнергоагент» от 01.11.2023 № 43955, справки № 2023-232580 о наличии по состоянию на 03.11.2023 отрицательного сальдо единого налогового счета ООО «Спецтранском» 22 584, 12 руб. Также ООО «Спецтранском» сообщено, что в случае непринятия ООО «Экопром» мер по погашению задолженности в размере достаточном для покрытия всех образовавшихся задолженностей, 13.11.2023 будет произведено отключение электроэнергии, прием ТКО на мусоросортировочный комплекс будет прекращен.

17.11.2023 ООО «Спецтранском» в адрес регионального оператора, Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры направлено письмо № 128 о необходимости принятия срочных мер по вывозу с территории ООО «Спецтранском» измельченных крупногабаритных отходов. ООО «Спецтранском» предупредило, что в случае невывоза отходов с 20.11.2023 будет ограничен прием крупногабаритных отходов, в связи с отсутствием места для их размещения на территории мусоросортировочного комплекса.

21.11.2023 ООО «Спецтранском» в адрес регионального оператора, Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области, Псковской природоохранной межрайонной прокуратуры направлено письмо № 128 о необходимости погашения задолженности за оказанные услуги по обработке ТКО. Кроме того, по решению № 9279 УФНС по Псковской области «О взыскании налоговой задолженности в сумме 2 258 453,42 рублей» расчетный счет Предприятия заблокирован. Также ООО «Спецтранском» сообщено, что ООО «Экопром» не приняты меры по вывозу с территории ООО «Спецтранском» измельченных крупногабаритных отходов, в связи с чем ООО «Спецтранском» вынуждено с 22.11.2023 ограничить прием крупногабаритных отходов из-за отсутствия технической возможности их измельчения.

Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области в адрес ООО «Спецтранском», ООО «Экор.Ос» письмом от 21.11.2023 № СТ-09-3407 в ответ на письма от 31.10.2023 № 103, от 01.11.2023 № 123, от 07.11.2023 № 126 сообщено, что письмами комитета от 07.11.2023 № СТ-09-3246, от 07.11.2023 № СТ-09-3247, от 13.11.2023 № СТ-09-3305 региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Экопром» направлялся запрос о причинах систематического неисполнения договорных обязательств по оплате за оказанные услуги перед ООО «Спецтранском». В ответ на данные письма Региональным оператором сообщено, что причиной задолженности является отсутствие средств из-за образовавшейся задолженности населения Псковской области перед региональным оператором. По мере взыскания задолженности с населения Региональный оператор рассчитывается с контрагентами. За период с 01.01.2023 по 14.11.2023 региональным оператором было перечислено 44 178 498, 99 руб. Комитетом в адрес регионального оператора направлено письмо от 17.11.2023 № СТ-09-3365 о принятии мер по своевременному исполнению договорных обязательствах по оплате за оказанные услуги перед ООО «Спецтранском».

На запросы Псковского УФАС России от 01.12.2023 № АА/4068/23 и от 12.01.2024 № АА/83/24 ООО «Спецтранском» письмами от 14.12.2023 № 139 и от 16.01.204 № 4 представлены материалы, в том числе объяснения.

В объяснении ООО «Спецтранском» указывает, что согласно договору от 15.11.2018 № 3 транспортирование ТКО на объект обработки и транспортирование остатков ТКО после обработки с объекта обработки до объекта размещения ТКО осуществляется специальным транспортом, принадлежащим региональному оператору. ООО «Экопром» обязано оплачивать услуги по обработке ТКО в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем, в котором услуги были оказаны. С начала действия договора ООО «Экопром» ни разу не исполнило обязательство по своевременной оплате оказанных услуг по ТКО, доведя задолженность до 58 млн. руб. (с декабря 2022 года). ООО «Экопром» не обеспечивает своевременный вывоз остатков ТКО после обработки с территории ООО «Спецтранском», что приводит к регулярным срывам в работе мусоросортировочной линии и захламлению территории комплекса. ООО «Спецтранском» указывает, что регулярно письменно обращается к руководству ООО «Экопром» с просьбами о необходимости исполнения договора, в органы исполнительной власти и прокуратуры с информированием о ситуации. Указанные факторы приводят к вынужденным приостановкам приема ТКО на объект обработки, из-за невозможности приема в результате отсутствия свободного места для ТКО, либо отсутствия денежных средств для обеспечения производственной деятельности. По мнению ООО «Спецтранском», ООО «Экопром» создает условия невозможность работы мусоросортировочного комплекса.

Также ООО «Спецтранском» представлена переписка с ООО «Экопром», Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Межрайонной природоохранной прокуратурой Псковской области.

При рассмотрении представленных материалов установлено, что технологическая схема работы мусоросортировочного комплекса заключается в непрерывности процесса приемки обработки и транспортировании остатков после обработки к местам размещения. Согласно описанию, технологический процесс работы перегрузо-сортировочной линии включает следующие процессы. С подающего конвейера отходы направляются на конвейер ручной сортировки. Конвейер сортировки ленточный специальной разработки для линии сортировки. С целью исключения прогиба ленты под ней установлены выполаживающие столы. После ручной сортировки оставшиеся отходы с конвейера сортировки попадают в горловину пресса уплотнительного. Пресс гидравлический, имеет свою автономную гидростанцию. Уплотнение отходов производиться плитой, которая перемещается с помощью гидроцилиндра. Пресс работает в автоматическом режиме. После заполнения пресскамеры отходами, уплотнительная плита перемещает отходы в транспортный контейнер, который герметично соединен с прессом. После заполнения транспортного контейнера отходами со степенью уплотнения до 3-х, пресс выключается, контейнер отсоединяется и с помощью тягача мусоровоза грузится на его платформу и вывозится на свалку.

Работа линии осуществляется следующим образом.

Собирающие мусоровозы сбрасывают отходы на площадку в зоне горизонтального участка подающего конвейра. С помощью малогабаритного фронтального погрузчика отходы равномерно сталкиваются на подающий конвейер, который направляет отходы на конвейер сортировки. На разгрузочной площадке из отходов с помощью тельфера извлекают крупногабаритные изделия.

Операторы, расположенные по обе стороны сортировочного конвейера вручную отбирают вторичные материалы, сбрасывают их отдельные контейнеры, расположенные справа и слева от оператора.

Оставшаяся часть отходов после сортировки направляется в пресс, уплотняется и вывозится на свалку с помощью большегрузных транспортных мусоровозов.

Согласно имеющимся данным, проектная мощность мусоросортировочного комплекса ООО «Спецтранском» составляет 80 000 тонн в год, что в среднем в сутки составляет 219 тонн.

Технологический режим работы комплекса подразумевает, что 219 тонн ТКО ежесуточно поступают, обрабатываются и вывозятся, для обеспечения возможности принятия следующих 219 тонн. Отходы поступают на комплекс не единовременно, а равномерно в течение сбора и транспортировании ТКО.

Согласно данным по мониторингу движения ТКО на мусоросортировочном комплексе, представленным ООО «Спецтранском» за октябрь 2023 года на объект обработки поступило 7 010, 920 тонн ТКО, направлено для размещения на полигон 4845,66 тонн. Остатки ТКО после сортировки – 1 335, 56 тонн. Остатки на объекте обработки составили 3 187, 537 тонн.

За ноябрь 2023 года на объект обработки поступило 6 059, 18 тонн ТКО, направлено для размещения на полигон 3 980, 68 тонн. Остатки ТКО после сортировки - 1 598,48 тонн. Остатки на объекте обработки составили 3 577, 457 тонн.

За декабрь 2023 года на объект обработки поступило 4 959, 2 тонн ТКО, направлено для размещения на полигон 4 633, 760 тонн. Остатки ТКО после сортировки – 1 314, 480 тонн. Остатки на объекте обработки составили 2 517, 817 тонн.

За период с 01.01.2024 по 15.01.2024 на объект обработки поступило 2 840, 680 тонн ТКО, направлено для размещения на полигон 2 157, 120 тонн. Остатки ТКО после сортировки - 967, 840 тонн. Остатки на объекте обработки составили 2 233, 537 тонн.

Кроме того, ООО «Спецтранском» представлены данные о транспортных средствах, вывозящих остатки сортировки ТКО с территории ООО «Спецтранском» в период с 29.12.2023 по 15.01.2024.

Технологический регламент работы мусоросортировочного комплекса основан на непрерывном движении отходов - прием, обработка, транспортирование остатков после обработки к местам размещения.

При этом, складирование и хранение остатков на территории комплекса технологической схемой по обработке ТКО не предусмотрено.

Таким образом, ООО «Спецтранском» технологически не имело возможности предоставить услугу по обработке ТКО, в связи с заполнением площадки остатками ТКО после обработки, не вывезенными ООО «Экопром» на объект размещения ТКО.

При этом, ООО «Спецтранском» неоднократно уведомляло регионального оператора ООО «Экопром», а также органы исполнительной власти Псковской области о необходимости своевременного вывоза остатков ТКО после обработки, что свидетельствует о добросовестности поведения. (письма от 01.08.2023 № 74; от 01.12.2023 № 136; от 24.11.2023 № 131; от 21.11.2023 № 128; от 07.11.2023 № 126; от 01.11.2023 № 123; от 17.10.2023 № 117; от 16.10.2023 № 116; от 12.09.2023 № 98; от 11.09.2023 № 97; от 08.09.2023 № 95; от 29.08.2023 № 90; от 25.08.2023 № 85; от 24.08.2023 № 84).

Факты несвоевременного вывоза ООО «Экопром» остатков ТКО после обработки до места размещения также подтверждаются материалами, представленными в Псковское УФАС России Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой письмом от 22.01.2024 № 02-13-2024/7-24-20580029.

Так, Актом проверки от 11.12.2023 установлено, что на момент проверки на территории мусоросортировочного комплекса осуществляется накопление ТКО весом 3 577, 43 тонн. Отходы размещены навалами высотой по несколько метром по всей территории комплекса, что препятствует их обработке и затрудняет движение автотранспорта.

Согласно Акту от 27.12.2023 на момент проверки установлено, что въезд на территории мусоросортировочного комплекса открыт, по территории осуществляется движение мусоровозов. В ходе ранее проведенных проверок установлено, что на территории мусоросортировочного комплекса осуществляется накопление ТКО весом 3 577, 43 тонн по причине непринятия ООО «Экопром» мер к их транспортированию на объект размещения. По состоянию на 27.12.2023 вывоз всего объема ТКО ООО «Экопром» не осуществлен. Отходы продолжают размещаться навалами по всей территории комплекса. Аналогичная ситуация зафиксирована в ходе проверок, проведенных 01.12.2023 и 11.12.2023.

Необходимо отметить, что согласно Акту сверки взаимных расчетов за период 01.01.2023 - 15.01.2024, представленным ООО «Спецтранском», общая задолженность ООО «Экопром» за услуги по обработке ТКО по состоянию на 15.01.2024 составила 60 443 587, 01 руб. При этом, ООО «Спецтранском» осуществляет регулируемый вид деятельность по обработке отходов. Иных видов деятельности ООО «Спецтранском» не осуществляет.

Таким образом, сокращение (ограничение) ООО «Спецтранском» приема отходов связано с технологической схемой работы линии сортировки, в связи с несвоевременным вывозом ООО «Экопром» остатков ТКО после переработки.

Законом № 89-ФЗ предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории конкретной зоны деятельности в соответствии с региональной программой и территориальной схемой в области обращения с отходами.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила № 1156), предусматривают заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО только с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места (площадки) их накопления (пункт 5 Правил № 1156).

Учитывая, что региональный оператор является лицом, оказывающим решающее влияние на общие условия рынка услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и (или) способным устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам, к нему могут применяться меры антимонопольного реагирования.

Пунктом 4 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Пунктом 1 раздела I Типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в типовом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Пунктом 3 раздела I Типового договора в договоре указывается нужный способ складирования ТКО - мусоропроводы и мусороприемные камеры, в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках, в пакеты или другие емкости (указываются какие), предоставленные региональным оператором.

Пунктом 10 Правил № 1156 установлено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами:

а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы);

б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках;

в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

При этом потребитель обязан осуществлять складирование ТКО в местах накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами и обеспечивать складирование ТКО в контейнеры или иные места в соответствии с приложением к типовому договору.

Необходимо отметить, что действующим законодательством в сфере обращения с ТКО не предусмотрено случаев, при наступлении которых региональный оператор вправе прекратить предоставление услуги по обращению с ТКО. Если договор на оказание услуг по обращению с ТКО не расторгнут и не признан судом недействительным, региональный оператор обязан продолжать оказывать соответствующую услугу потребителям. (Письмо ФАС России от 25.10.2021 № ВК/90493/21).

Из представленных материалов Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой установлено, что Региональным оператором ООО «Экопром» в границах четырех контейнерных площадок, расположенных у многоквартирных домов по адресам: г. Псков, ул. Маргелова, д. 23; г. Псков, ул. Шестока, д. 15; г. Псков, ул. Майора Достовалова, д. 12; г. Псков, ул. Коммунальная, д. 46, а также на территории, непосредственно прилегающей к данным контейнерным площадкам, размещены навалы крупногабаритных отходов из жилищ (код по ФККО - 7 31 110 02 21 5), а именно утратившая потребительские свойства мебель, отходы от ремонта жилых помещений, картонная упаковка от бытовой техники и т.д.

Согласно актам о непредоставлении коммунальных услуг или представлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оформленных начальником домоуправления ООО УК «Союз» совместно с жителями многоквартирных домов, региональным оператором ООО «Экопром» не осуществлялся вывоз крупногабаритных отходов с перечисленных контейнерных площадок, начиная с 01.12.2023 (Акт проверки от 20.12.2023; Акт проверки от 09.12.2024).

Кроме того, как установлено выше, ООО «Экопром» в нарушении пункта 2.2 Договора на оказание услуг по обработке твердых коммунальных отходов № 3 от 15 ноября 2018 года не осуществлял своевременный вывоз остатков ТКО после переработки, что привело к скоплению транспортных средств, осуществляющих сбор и транспортирование ТКО у объекта обработки ООО «Спецтранском» и подтверждается многочисленными фото и видеоматериалами.

Данные действия регионального оператора ООО «Экопром» ущемляют интересы ООО «Спецтранском», а также интересы потребителей услуги обращения с ТКО на территории г. Пскова и Псковского района, что подтверждается, в том числе обращениями управляющих многоквартирными домами компаний ООО «Управляющая компания «Борисовичи» от 11.01.2024 № 8 (вх. № 96-ЭП/24 от 12.01.2024) и ООО «Управляющая компания ЖКХ Псковского района» от 11.12.2023 № 06/229 (вх. № 5993-ЭП/23 от 11.12.2023).

Таким образом, в действиях ООО «Экопром», выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке обращения с ТКО, путем экономически или технологически необоснованном прекращении вывоза остатков ТКО после переработки с мусоросортировочного комплекса ООО «Спецтранском», твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов с контейнерных площадок и мусорокамер многоквартирных домов, расположенных в географических границах города Пскова и Псковского района, что привело к ущемлению интересов ООО «Спецтранском» в сфере предпринимательской деятельности и неопределенного круга потребителей имеют признаки нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Псковского УФАС России от 25 января 2024 года № 9/24 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Экопром» по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь частью 13, 14, 15 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 060/01/10-20/2024 к рассмотрению на «16» февраля 2024 года на 11 часов 00 минут по адресу: ул. Кузнецкая, д. 13, г. Псков, 180017.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

в качестве заявителей:

ООО «Управляющая компания ЖКХ Псковского района»;

ООО «Управляющая организация «Борисовичи»

в качестве ответчика: ООО «Экопром»

в качестве заинтересованного лица: ООО «Спецтранском»

3. Ответчику ООО «Экопром» представить в срок до 12.02.2024 следующие документы и информацию:

- копии договоров, по состоянию на текущую дату, заключенных на транспортирование твердых коммунальных отходов на территории г. Пскова и Псковского района между ООО «Экопром» и организациями по транспортированию ТКО, а также информацию о заключенных договорах субподряда на транспортирование ТКО по указанным территориям;

- информацию об организованной схеме потоков ТКО на территории г. Пскова и Псковского района, а также сведения об объекте размещения отходов на который направляются ТКО с указанных территорий;

- информацию о специальных транспортных средствах, осуществляющих транспортировку ТКО на объект обработки и объекты размещения отходов с территории города Пскова и Псковского района, согласно заключенным договорам, с разбивкой по хозяйствующим субъектам в соответствии с таблицей в период с 01.10.2023 по настоящее время.

№ п/п

Наименование транспортного средства, марка

Государственный номер

Объем кузова

Коэффициент уплотнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- информацию о фактах прекращения (приостановки) деятельности объекта обработки ООО «Спецтранском» за период с октября 2023 по настоящее время (дата, время, подтверждающие документы, акты);

- информацию об объемах твердых коммунальных отходов направленных ООО «Экопром» на сортировочный комплекс ООО «Спецтранском» для обработки, объемах вывезенных ООО «Экопром» для размещения на полигон с октября 2023 года по настоящее время;

- информацию о количестве автотранспортных средств с указанием гос. номера и марки принятых комплексом для переработки ТКО и отгруженных для направления на полигон за период с 29.12.2023 настоящее время;

- пояснения о причинах несоблюдения ООО «Экопром» пунктов 2.2. и 2.8. договора № 3 от 15.11.2018 на оказание услуг по обработки твердых коммунальных отходов в части несвоевременного транспортирования остатков ТКО после обработки с объекта обработки до объекта размещения ТКО;

- информацию о задолженности на 31.12.2023 регионального оператора по обращению с ТКО в зоне деятельности № 1 ООО «Экопром» по оплате услуг оператора по обращению с ТКО, в разрезе контрагентов (предоставить акты сверок при наличии) причины образовавшейся задолженности;

- сведения о выручкe предприятия от реализации за 2022 и 2023 год;

- перечень лиц, входящих в одну группу лиц с ООО «Экопром» в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» с необходимыми пояснениями (указанная информация предоставляется в строгом соответствии с приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293 и приложением схематического изображения);

- акт сверки задолженности между ООО «Экопром» и ООО «Спецтранском»;

- информацию об оплате за оказанную услугу по обработке ТКО по месяцам, с приложением подтверждающих документов за 2023 год;

- пояснения о причинах несоблюдения ООО «Экопром» пункта 4.3. договора № 3 от 15.11.2018 на оказание услуг по обработки твердых коммунальных отходов в части оплаты фактически оказанных услуг до 25 числа;

- объяснения по факту отказа в вывозе крупногабаритных отходов с территории г. Пскова и Псковского района, а также ТКО;

- копии договоров заключенных с Администрацией г. Пскова и Псковского района на вывоз ТКО, КГО с контейнерных площадок;

- копию переписки с ООО «Управляющая компания ЖКХ Псковского района», ООО «Управляющая организация «Борисовичи», Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Псковской области по указанным вопросам;

- правовую позицию по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» указанного в данном определении.

Копии всех представленных документов должны быть заверены соответствующим образом.

4. Участникам при наличии дополнительных сведений, доказательств и материалов по существу рассматриваемого дела, направить информацию в срок до 12.02.2024.

5. Всем сторонам, участвующим в деле, направить представителей с соответствующим образом оформленной доверенностью.

 

 

Председатель Комиссии

Псковского УФАС России

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны