Решение №2970/ОВ Решение по делу № 060/01/10-52/2019 в отношении МП "Водокана... от 16 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.08.2019 № 2970/ОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 060/01/10-52/2019

г. Псков                                                                                         16 августа 2019 г.    

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

   Председателя Комиссии: …..

членов Комиссии: ……..(далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 060/01/10-52/2019, возбужденное в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения «Водоканал» г. Великие Луки (место нахождения:182113, Псковская обл., г. Великие Луки, переулок Водопроводный, д. 10; ОГРН 1026000899275, ИНН 6025001060)  по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя заявителя – ….

представителя ответчика – ….

в присутствии заинтересованных лиц -  …..

УСТАНОВИЛА:

В управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступило заявление Муниципального унитарного предприятия «Райэнергоремонт» Великолукского района (вх. № 498з от 31.05.2019) (далее – МУП «Райэнергоремонт», заявитель) в отношении действий  Муниципального предприятия «Водоканал» г. Великие Луки (далее – МП «Водоканал», ответчик) в связи с получением уведомления о прекращении подачи воды и приема сточных вод на котельную деревни Золотково, находящуюся в ведении МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района, 03 июня 2019 г. с 14.00 час.

В дополнение к заявлению МУП «Райэнергоремонт» сообщило Псковскому УФАС России о том, что 03 июня 2019 года МП «Водоканал» прекратило подачу воды и прием сточных вод на котельную деревни Золотково до полного погашения задолженности, о чем свидетельствует Акт об отключении от 03.06.2019.  

Заявитель считает, что совершение МП «Водоканал» ограничивающих действий по отношению к теплоснабжающей организации является злоупотреблением доминирующим положением на рынке предоставления услуг по водоснабжению и водоотведению и повлечет за собой нарушение законных прав и интересов третьих лиц.

В связи с установлением в действиях МП «Водоканал» признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении уведомления о намерении прекращения и прекращении подачи воды и приема сточных вод на котельную деревни Золотково, находящуюся в ведении МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района, Псковским УФАС России в соответствии с приказом от 26.06.2019 № 86 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/10-52/2019 в отношении МП «Водоканал» г. Великие Луки.

В ходе рассмотрения дела № 060/01/10-52/2019 Комиссией Псковского УФАС России установлено:

           В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МП «Водоканал» г. Великие Луки осуществляет  виды деятельности с кодом ОКВЭД 36.00.2 «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд» и кодом 37.00 «Сбор и обработка сточных вод».

           Согласно Уставу от 07.07.2003 № 1177р предприятие осуществляет следующие виды деятельности:

- обеспечение питьевого и хозяйственного водоснабжения населения, коммунально-бытовых, промышленных предприятий и прочих потребителей (добыча, водозабор, производство, транспортирование и отпуск питьевой и технической воды);

- прием, очистка и сброс хозбытовых, производственных и грунтовых сточных вод потребителей.

МП «Водоканал» г. Великие Луки заключило единый договор холодного водоснабжения и водоотведения № 1812 от 16.01.2019 (далее – договор № 1812) с МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района.  В соответствии с предметом договора МП «Водоканал» подает абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду.

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 11.12.2018 № 164-в МП «Водоканал» г. Великие Луки установлены тарифы в сфере холодного водоснабжения на 2019-2023 годы.

Согласно Акту разграничения эксплуатационной ответственности (приложение № 2 к договору и схема № 2 к договору) холодная вода подается на объект «котельная, д. Золотково».

Указанная котельная снабжает горячей водой жителей многоквартирного дома № 1 (36 жилых квартир в доме) в дер. Золотково (договор от 01.01.2017 с ООО «Управляющая компания») и ГБУЗ ПО «Великолукская  межрайонная больница» (договор от 21.03.2019).

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 12.12.2018 № 178-т МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, на 2019-2023 годы.

В отношении МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района 29.01.2019 Арбитражным судом Псковской области  вынесено определение по делу № А52-4406/2007 об открытии  процедуры внешнего управления.

МП «Водоканал» 21.05.2019 направило в адрес МУП «Райэнергоремонт» письмо № 1010 о задолженности по Договору в размере 147,9 тыс. руб. со сроком оплаты до 28.05.2019 и о намерении в случае неоплаты прекратить подачу воды на все объекты предприятия с 14.00 час. 29.05.2019 с последующей компенсацией затрат, понесенных в связи с отключением и последующим подключением к городской сети водоснабжения.

27.05.2019  МУП «Райэнергоремонт»  запросило акт сверки взаимных расчетов и обратило внимание на специальную очередность удовлетворения требований по текущим платежам, установленную п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Текущая кредиторская задолженность предприятия превышает 24 млн. рублей. Таким образом, не имеет правовых оснований, в обход очередности, оплатить указанный долг. В то же время не имеет возможности прекратить подачу горячего водоснабжения на социальные объекты и населению.

29.05.2019  МП «Водоканал» направило в адрес МУП «Райэнергоремонт» акты сверки взаимных расчетов с 01.01.2019 по 30.05.2019, согласно которым по состоянию на 30.05.2019 сальдо расчетов в пользу  МП «Водоканал» составило 222 906,78 руб., сальдо расчетов в пользу  МУП «Райэнергоремонт» составило 7 184,20 руб.

31.05.2019 МП «Водоканал» направило Внешнему управляющему МУП «Райэнергоремонт» уведомление о просроченной задолженности по состоянию на 31.05.2019 в размере 147 915,93 руб. и прекращении подачи воды и приема сточных вод на объект «пос. Золотково – котельная» с 14.00 час. 03 июня 2019 года до полного погашения задолженности.

27.05.2019 внешний управляющий МУП «Райэнергоремонт» ….. направил письменное обращение о ситуации прокурору Великолукского района, 31.05.2019 обратился с заявлением в Псковское УФАС России, 03.06.2019 направил уведомление об отключении водоснабжения прокурору Великолукского района и 04.06.2019 уведомил об отключении прокурора г. Великие Луки и Псковское УФАС России.

03.06.2019 с 14.00 час. были прекращены подача воды и прием сточных вод на котельную д. Золотково, что зафиксировано Актом об отключении от 03.06.2019, составленном специалистами МП «Водоканал» и представителем МУП «Райэнергоремонт».

27.06.2019 подача воды и прием сточных вод были возобновлены в соответствии с Актом от 27.06.2019.

Позиция ответчика по делу МП «Водоканал» г. Великие Луки, представленная письмами № 1205 от 14.06.2019, № 1082 от 21.06.2019, № 1191 от 08.07.2019, заключается в следующем.

МП «Водоканал» добросовестно исполняет взятые на себя договорные обязательства в полном объеме. В свою очередь МУП «Райэнергоремонт» своих обязательств по оплате оказанных услуг не исполняет. По состоянию на 30.05.2019 года задолженность МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района перед МП «Водоканал» г. Великие Луки составила 222 906 рублей 78 копеек, что подтверждено актом сверки взаимных расчетов от 29.05.2019 года.

МП «Водоканал» действовало в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила 644).

В соответствии с п. 35 Договора, заключенного с МУП «Райэнергоремонт»  организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе осуществить временное прекращение или ограничение холодного водоснабжения и приема сточных вод абонента только в случаях, установленных Законом № 416-ФЗ при условии соблюдения порядка временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и водоотведения, установленного Правилами холодного водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с п. 8 ч. 3. ст. 21 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, а организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в следующих случаях:

- наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

МП «Водоканал», направляя уведомление МАП «Райэнергоремонт»,   руководствовалось нормами закона: ч. 4. ст. 21 Закона № 416-ФЗ, ч. 6 и ч. 9 ст. 21 Закона № 416, п. 60, п. 61, п. 62, п. 68 Правил № 644.  

В связи с тем, что задолженность МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района по Договору на 21 мая 2019 года превысила два расчетных периода МП «Водоканал» г. Великие Луки, руководствуясь условиями Договора и нормами действующего законодательства РФ, ввело временное прекращение холодного водоснабжения в отношении одного из объектов Абонента, а именно котельной расположенной в пос. Золотково Великолукского района с 14:00 03.06.2019 года.

До настоящего времени МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района не предприняло каких-либо мер к погашению имеющейся задолженности и не представило каких-либо гарантийных обязательств по ее оплате.

МП «Водоканал» считает, что с учетом того, что водоснабжение котельной МУП «Райэнергоремонт» было прекращено после окончания отопительного сезона, когда водопотребление резко сокращается, у МУП «Райэнергоремонт» имелся альтернативный способ – подвоз воды специализированным способом для продолжения работы котельной.

Ответчик считает, что его действия совершены в соответствии с законодательством и не могли привести к нарушению прав третьих лиц.

 

Администрация Великолукского района представила отзыв по делу  от 05.07.2019, в котором сообщила, что обеспечение горячей водой собственников многоквартирного дома № 1 в д. Золотково и ГБУЗ «Великолукская межрайонная больница» осуществляется путем подачи холодной воды из системы водоснабжения в котельную д. Золотково, где она нагревается до установленных значений и затем подается по трубам к потребителям.

На территории Великолукского района, помимо МП «Водоканал», оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению МУП «Велводоканал», имеющее статус гарантирующей организации в соответствии с постановлением Администрации Великолукского района от 03.07.2014 № 924. Постановлением Администрации Великолукского района от 03.07.2019 № 621 утверждена схема водоснабжения и водоотведения сельского поселения «Переслегинская волость» Великолукского района.

Администрация сообщила, что технической возможности получения услуги водоснабжения и водоотведения котельной д. Золотково МУП «Райэнергоремонт» от других субъектов, кроме МП «Водоканал» г. Великие Луки, не имеется.

 

Изучив представленные материалы и заслушав позицию заявителя, ответчика и заинтересованных лиц, комиссия отмечает:

В ходе рассмотрения дела Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения.

Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 30.07.2019.

В результате проведения анализа товарного рынка установлено следующее.

           Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МП «Водоканал» г. Великие Луки осуществляет  виды деятельности с кодом ОКВЭД 36.00.2 «Распределение воды для питьевых и промышленных нужд» и кодом 37.00 «Сбор и обработка сточных вод».

МП «Водоканал» оказывает услуги МУП «Райэнергоремонт»  по единому договору холодного водоснабжения и водоотведения № 1812 от 16.01.2019. 

Географические границы на рынке услуг водоснабжения и водоотведения определяются, исходя из расположения технологической инфраструктуры (сетей).

Согласно материалам поступившего заявления  МУП «Райэнергоремонт»  владеет котельной в д. Золотково, на которую подается вода от МП «Водоканал», далее в котельной производится ее подогрев и осуществляется подача горячей воды потребителям МУП «Райэнергоремонт»  - в многоквартирный дом № 1 д. Золотково и ГБУЗ ПО «Великолукская межрайонная больница». 

В соответствии с приложением № 1 к договору № 1812 границей раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства по адресу д. Золотково является:

- по водопроводным сетям внешняя стена фундамента здания (схема № 2);

- по канализационным сетям колодец КК-1 (схема № 2).

Присоединение котельной № 2 МУП «Райэнергоремонт» к водопроводу и канализации МП «Водоканал» подтверждается схемой № 2 к договору № 1812. Альтернативных сетей присоединения схема не содержит. 

Технической возможности получения услуги водоснабжения и водоотведения МУП «Райэнергоремонт» (объект «котельная д. Золотково») от других объектов, кроме МП «Водоканал», не имеется.

Следовательно, исходя из целей исследования и представленных схем расположения сетей, географическими границами рынка являются границы расположения сетей водоснабжения: водопровод МП «Водоканал» г. Великие Луки, расположенный в деревне Золотково Великолукского района от точки присоединения, находящейся в котельной № 2 МУП «Райэнергоремонт»; и границы расположения канализационных сетей: точка присоединения котельной № 2 в д. Золотково - колодец КК-1 – канализационные сети МП «Водоканал» Великолукского района.    

  По результатам проведенного анализа установлено, что в границах присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения на участке «котельная № 2 д. Золотково – централизованные сети водоснабжения и водоотведения МП «Водоканал» г. Великие Луки» за период январь – июнь 2019 г. доминирующее положение занимало МП «Водоканал» г. Великие Луки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на данном товарном рынке признается доминирующим.

 Таким образом, МП «Водоканал» г. Великие Луки является субъектом естественной монополии на рынке водоснабжения и водоотведения в установленных границах присоединенных сетей, и его положение на данном товарном рынке признается доминирующим.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.  

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

           Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354), регулируют, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

          Также согласно пункту 114 указанных Правил № 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

          Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ и Правилами № 644.

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что:

- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

- водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более (пункт 8 части 3 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ).

В части 5 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 3 данной статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 60 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона № 416-ФЗ.

В соответствии с п. 8 ч.3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при  наличии у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона № 416-ФЗ. Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает: а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод; б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод; в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 61 Правил № 644).

 

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МУП «Райэнергоремонт» владеет котельной в д. Золотково Великолукского района в соответствии с постановлением Администрации Великолукского района от 08.08.2011 № 1104 и оказывает услугу горячего водоснабжения жителям многоквартирного дома № 1 (36 жилых квартир в доме) д. Золотково и ГБУЗ «Межрайонная больница» с амбулаторией и стационаром. Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 12.12.2018 № 178-т МУП «Райэнергоремонт» установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям.

Уведомлениями от 21.05.2016 № 1010, от 31.05.2019 № 1096 МП «Водоканал» проинформировало абонента о наличии у последнего задолженности по договору № 1812 от 16.01.2019 за два расчетных периода, установленных названным договором. В этой связи Предприятие сообщило, что на основании статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ введет прекращение подачи воды и приема сточных вод до полного погашения задолженности.

Направив в адрес абонента указанные уведомления, МП «Водоканал» не приняло во внимание, что водоснабжение и водоотведение является важным и необходимым элементом технологического процесса производства и передачи тепловой энергии жителям многоквартирного дома № 1 в д. Золотково.   

Направление уведомлений о прекращении подачи воды и приема сточных вод на котельную д. Золотково  создало угрозу срыва работы данной котельной, а прекращение водоснабжения с 03.06.2019 до 27.06.2019 привело к прекращению работы котельной и прекращению обеспечения горячей водой третьих лиц.

В силу части 8 статьи 21 Закона № 416-ФЗ особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

  В соответствии с п. 121 Правил № 354 ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах  «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Указанные исключения на рассматриваемую ситуацию не распространяются.

            Исполнение обязательств по оплате услуг горячего водоснабжения жильцами многоквартирного дома подтверждается представленными документами: в соответствии с информацией МУП «Райэнергоремонт» от 27.06.2019 за период с 01.01.2019 по 31.05.2019 населению, обслуживаемому от котельной д. Золотково, начислено 230,5 тыс. руб. и оплачено населением – 219,3 тыс. руб. Согласно справки МУП «Райэнергоремонт», представленной прокурору Великолукского района, просроченная задолженность за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению у потребителей – жильцов дома № 1 в д. Золотково, по состоянию на 01 июня 2019 г. отсутствует.

В отношении второго потребителя, которому также была прекращена подача горячей воды, законодательством наложен запрет на введение ограничения медицинским организациям.

ГБУЗ ПО «Великолукская межрайонная больница» добросовестно оплачивает услуги, что подтверждается  оборотно-сальдовой ведомостью за 1 полугодие 2019 г. (письмо  МУП «Райэнергоремонт» от 22.07.2019 № 62), а именно: ГБУЗ ПО «Великолукская межрайонная больница» оказано услуг на сумму 3431,3 тыс. руб., оплачено на сумму 2688,6 тыс. руб.

В соответствии с п. 68 Правил № 644 введение временного прекращения или ограничения водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий или проведения ремонтных работ) в отношении таких социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), как медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

Следовательно, прекращение подачи холодной воды в котельную, которая осуществляет поставку горячей воды в жилой дом и в больницу, в соответствии с действующим законодательством недопустимо.

Направленное уведомление о введении прекращения не содержит срока, по истечении которого будет возобновлено водоснабжение, что является нарушением пунктов 60, 61 Правил № 644.

Кроме того, МП «Водоканал» не учел следующее.

Арбитражным судом Псковской области 29.01.2019 вынесено определение по делу № А52-4406/2007 об открытии процедуры внешнего управления в отношении МУП «Райэнергоремонт». В соответствии с п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлена специальная очередность удовлетворения требований по текущим платежам. Оплата задолженности перед МП «Водоканал» относится к пятой очереди. За первое полугодие 2019 года МП «Водоканал» по договору было оплачено 179472,9 руб. На основании оборотно-сальдовой ведомости, представленной  МУП «Райэнергоремонт» от 22.07.2019      общая кредиторская задолженность МУП «Райэнергоремонт» по состоянию на 30.06.2019 составила 33,8 млн. рублей.      

В имеющейся в материалах дела переписке МУП «Райэнергоремонт» задолженность признает и объясняет причину невозможности оплаты МП «Водоканал» в первую очередь, вне установленной очередности в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п. 2 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 40.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», отступление управляющим от очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве, может быть признано законным, если это необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе.

В рассмотренном случае требования МП «Водоканал» подлежали удовлетворению в пятую очередь текущих платежей и в силу Закона о несостоятельности (банкротстве) заявитель не имел возможности оплатить задолженность перед МП «Водоканал» вне установленной очередности.

Следовательно, МУП «Райэнергоремонт» не имел возможность погасить образовавшуюся задолженность, не нарушая  Закон о несостоятельности (банкротстве).

Незаконность отступления от очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам подтверждается судебной практикой по данному вопросу - постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2018 по делу № А43-22189/2015.

В соответствии с п. 53 договора № 1812 предусмотрено, что в случае неисполнения абонентом обязательств по оплате договора организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Кроме того, задолженность может быть взыскана в судебном порядке, что было реализовано ответчиком (судебный приказ Арбитражного суда Псковской области от 24.07.2019 по делу № А52-3318/2019).  

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МП «Водоканал» является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения и занимает доминирующее положение на товарном рынке.  

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.  

 

Учитывая изложенное, комиссия приходит  к выводу, что  МП «Водоканал» г. Великие Луки  неправомерно направило в адрес МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района уведомления № 1010 от 21.05.2019 и № 1096 от 31.05.2019 о прекращении подачи воды и приема сточных вод на объект «котельная д. Золотково», находящийся в ведении МУП «Райэнергоремонт», и прекратило оказание услуг.

Указанное прекращение было произведено с нарушением  ч. 5 ст. 21 Закона № 416-ФЗ, п. 121 Правил № 354, п. 68 Правил № 644, п.п. 60, 61 Правил № 644.

Описанные действия привели к ущемлению интересов МУП «Райэнергоремонт» в сфере предпринимательской деятельности, а также прав и законных интересов потребителей оказываемых последним коммунальных услуг по горячему водоснабжению, добросовестно их оплачивающим. 

 Поскольку на момент вынесения настоящего Решения нарушение  устранено, Комиссия приходит к выводу об отсутствии основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

 

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

   

РЕШИЛА:

 

1.  Признать в действиях МП «Водоканал» г. Великие Луки нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неправомерном направлении в адрес МУП «Райэнергоремонт» Великолукского района уведомлений № 1010 от 21.05.2019 и № 1096 от 31.05.2019 и прекращении подачи воды и приема сточных вод с 03 июня до 27 июня 2019 года на объект «котельная д. Золотково», находящийся в ведении МУП «Райэнергоремонт».

2. Предписание не выдавать. 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                  

 

 

Члены Комиссии                                                                                                                  

 

                                           

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение одного месяца со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.        

Связанные организации

Связанные организации не указаны