Решение б/н Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции с графич... от 17 декабря 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
УПРАВЛЕНИЕ Федеральной антимонопольной службы по Псковской области
ул. Кузнецкая, 13, г. Псков, 180017 тел./факс (8112) 66-55-53 e-mail: to60@fas.gov.ru
№___________
на № _________ от __________
|
ООО «Ресторанная компания» ______________________________ Гоголя ул., д. 33, пом. 1004, г. Псков, 180000
|
РЕШЕНИЕ
ПО ДЕЛУ № 060/05/21-635/2021
Резолютивная часть решения оглашена "09" декабря 2021 г.
Решение изготовлено в полном объеме "17" декабря 2021 г. г. Псков
Комиссия Псковского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе (далее – Комиссия) в составе:
Заместитель председателя Комиссии:
<…>– заместитель руководителя - начальник отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;
Члены Комиссии:
<…> – главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России;
<…>– ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, антимонопольного контроля органов власти и рекламы Псковского УФАС России,
рассмотрев дело № 060/05/21-635/2021 в присутствии представителя ООО «Ресторанная компания» по доверенности от 19 ноября 2021 года, генерального директора ООО «Ресторанная компания» <…>
УСТАНОВИЛА:
В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе Управлением Федеральной антимонопольной службы Псковской области установлен факт распространения рекламы алкогольной продукции с графическим изображением самих товаров и рекламными текстами на странице ресторана «Пивной дом» https://vk.com/pivnoidom_pskov в социальной сети Вконтакте. Акт осмотра составлен 23.09.2021.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе») под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Информация, размещенная в постах от 19 августа 2021 г., 20 августа 2021 г., 08 сентября 2021 г., 15 сентября 2021 г., 18 сентября 2021 г., распространенная в социальной сети Вконтакте ресторана «Пивной дом» https://vk.com/pivnoidom_pskov, отвечает всем признакам рекламы в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона о рекламе.
Комиссией проанализированы доводы ответчика относительно размещенной информации и сделаны выводы, что информация, размещённая в постах от 19 августа 2021 г., 20 августа 2021 г. является рекламой алкогольной продукции.
В посте от 08 сентября 2021 г., (аналогичный пост 18 сентября 2021 г.) размещена следующая информация:
- Надпись: «Весело, шумно начинаем гудеть по поводу самого главного пивного фестиваля уже сегодня!
Октоберфест во всей красе ждет вас в ресторане "Пивной Дом"!
Зал украсили, акции запустили, пиво наливаем! Что еще для счастья нужно?!
Ну, и как говорят немцы: Prost*!
*Prost! (Прост) — За здоровье! / это универсальный тост в Германии во время застолья.
Ресторан Пивной Дом - самый большой выбор крафтового пива в Пскове по нашему мнению»
На картинке «Советская набережная, ½, +78112627800, OKTOBER FEST, 18 сентября – 4 октября, все колбаски по 330 руб, фирменное пшеничное за бокал 160, праздничная лотерея, Пивной дом»
Доводы Ответчика о том, что данный пост является рекламой фестиваля OKTOBER FEST, а не алкогольной продукции Комиссия признала необоснованными.
По смыслу приведенных положений Закона о рекламе комплексный характер рекламы (наличие в ней нескольких объектов рекламирования) не исключает соблюдение нормативных требований в отношении каждого из таких объектов, не позволяет пренебречь теми или иными требованиями Закона о рекламе, отдавая предпочтение тому или иному объекту рекламирования.
В данном случае совокупность картинки и фраз, используемых в рекламе, однозначно призвана продвинуть на рынке фирменное пшеничное пиво, реализуемое рекламодателем в ресторане «Пивной дом», привлечь внимание потребителя к конкретному товару.
В посте от 15 сентября размещена следующая информация:
- Надпись: «Что же у нас в холодильниках в эту среду?
Ресторан "Пивной Дом" слегка приоткроет завесу тайны - крафт, а точнее море крафта! Именно сегодня можно насладиться новыми и сочными вкусами по специальной цене - 190 рублей! А ещё, мы обязательно подскажем лучшее сочетание с едой, чтобы любой напиток раскрылся ярче!
Если среда, то только в ресторане "Пивной Дом"
Ресторан Пивной Дом - самый большой выбор крафтового пива в Пскове по нашему мнению.»
На картинке: изображение мужчины, держащего в руке бокал, наполненный жидкостью с пеной, похожей на пиво, надпись «Пивной дом, Советская набережная, ½, резерв +78112627800, крафт за 190, крафтовая среда, каждую среду приходи и попробуй новый крафт за 190 р.»
В данном случае совокупность картинки и фраз, используемых в рекламе, однозначно призвана продвинуть на рынке крафтовое пиво, реализуемое рекламодателем в ресторане «Пивной дом», привлечь внимание потребителя к нему. Причем у потенциального потребителя возникает ассоциация именно с алкогольным крафтовым пивом, ввиду отсутствия иной информации.
На совместном заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе и Экспертного совета по недобросовестной конкуренции, состоявшемся 19.11.2015, представителями Союза российских пивоваров (некоммерческая организация, объединяющая производителей пивоваренной продукции Российской Федерации) был представлен знак безалкогольной продукции (пиктограмма), размещение которого в рекламе безалкогольного пива должно служить указанием на то, что рекламируемый напиток не содержит алкоголя, то есть не является алкогольной продукцией, а также способствовать формированию у потребителей ассоциации такой пиктограммы с безалкогольной продукцией.
Нормы Закона о рекламе не устанавливают специальных требований к рекламе безалкогольного пива, такая реклама должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе любых товаров (в частности, требованиям достоверности, корректности), при этом в силу особенностей, связанных с самим объектом рекламирования, такая реклама должна распространяться с учетом положений части 4 статьи 2 Закона о рекламе.
Использование в рекламе безалкогольного пива знака (пиктограммы) безалкогольного пива, может рассматриваться как один из элементов рекламного сообщения, свидетельствующих о природе объекта рекламирования в целях донесения до потребителей информации о рекламировании безалкогольного пива.
Статья 21 Закона о рекламе устанавливает требования к рекламе алкогольной продукции.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Реклама вышеуказанных алкогольных напитков распространяется в Интернете в социальной сети Вконтакте по ссылке: https://vk.com/pivnoidom_pskov.
Соответственно, указанная реклама размещена в нарушение п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
В силу пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе реклама алкогольной продукции не должна использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).
Псковским УФАС России установлено, что на интернет-странице: https://vk.com/pivnoidom_pskov размещается рекламная информация об алкогольной продукции с использованием образа человека (пост от 15 сентября к акту от 23.09.2021), что является нарушением пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 5 Закона о рекламе в рекламе не допускается демонстрация процессов курения и потребления алкогольной продукции.
При этом, к элементам демонстрации процесса потребления алкогольной продукции, в первую очередь, относится показ в рекламе человека, употребляющего алкогольную продукцию, держащего в руках бокал, стакан, кружку и т.п. с алкогольной продукцией, открытую бутылку, бочку, пакет, банку для алкогольной продукции.
Псковским УФАС России установлено, что на интернет-странице: https://vk.com/pivnoidom_pskov размещается рекламная информация об алкогольной продукции с использованием образа человека (пост от 15 сентября к акту от 23.09.2021). В совокупности с сопутствующей информацией об алкогольной продукции на интернет-странице указывает на демонстрацию процесса потребления именно алкогольной продукции, что противоречит требованиям пункта 3 части 5 статьи 5, пункта 6 части 1 статьи 21 Закона о рекламе.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой рекламе алкогольной продукции содержатся признаки нарушения п. 3 ч. 5 ст. 5, п. 6 ч. 1, п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе.
В силу статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных п. 3 ч. 5 ст. 5, п. 6 ч. 1 ст. 21 Закона о рекламе несет рекламодатель, ответственность за нарушение требований, установленных п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона о рекламе, несет рекламораспространитель.
Интернет-страница https://vk.com/pivnoidom_pskov принадлежит ресторану «Пивной дом», расположенного по адресу: г. Псков, Советская набережная ½.
В соответствии с ответом Комитета по экономическому развитию и инвестиционной политике Псковской области, по данному адресу располагается ООО «Ресторанная компания» (ИНН 6027109550, ОГРН 1076027011510, г. Псков, юр. Адрес: г.Псков, ул. Гоголя, д. 33, пом. 1004).
В соответствии с пунктом 5 и 7 статьи 3 Закона о рекламе рекламодателем и рекламораспространителем вышеуказанной рекламы является ООО «Ресторанная компания» (ИНН 6027109550, ОГРН 1076027011510, г. Псков, юридический адрес: г.Псков, ул. Гоголя, д. 33, пом. 1004), как лицо, определившее объект рекламирования и осуществляющее распространение рекламы посредством размещения в социальной сети Вконтакте на странице https://vk.com/pivnoidom_pskov рекламы алкогольной продукции — пива.
Руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42 - 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам
нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
РЕШИЛА:
- Признать ненадлежащей рекламу алкогольной продукции с графическим изображением самих товаров и рекламными текстами на странице ресторана «Пивной дом» https://vk.com/pivnoidom_pskov в социальной сети Вконтакте, поскольку в ней нарушены требования п. 3 ч. 5 ст. 5, п. 6 ч. 1, п. 8 ч. 2, ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».
- Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о ООО «Ресторанная компания» не выдавать, в связи с устранением нарушения.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Заместитель
председателя Комиссии _____________ <…>
Члены Комиссии: _____________ <…>
_____________ <…>