Решение №2971/ОВ Решение по делу № 060/01/10-73/2019 в отношении МП "Водокана... от 16 августа 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.08.2019 № 2971/ОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

РЕШЕНИЕ

 по делу о нарушении антимонопольного законодательства

№ 060/01/10-73/2019

г. Псков                                                                                              16 августа 2019 г.    

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 августа 2019 года.

Полный текст решения изготовлен 16 августа 2019 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области по рассмотрению дела  о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

   Председателя Комиссии: ……

членов Комиссии: …..(далее - Комиссия),

рассмотрев дело № 060/01/10-73/2019, возбужденное в отношении Муниципального предприятия по эксплуатации систем водоснабжения и водоотведения «Водоканал» г. Великие Луки (МП «Водоканал» г. Великие Луки)  (место нахождения:182113, Псковская обл., г. Великие Луки, переулок Водопроводный, д. 10; ОГРН 1026000899275, ИНН 6025001060)  по признакам нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии представителя заявителя – …..

представителя ответчика – ….

в присутствии заинтересованных лиц -  ……. 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Псковской области из прокуратуры г. Великие Луки поступило заявление МУП «Велводоканал»  Великолукского района (вх. 529з от 11.06.2019) (далее – МУП «Велводоканал») в отношении действий МП «Водоканал» г. Великие Луки (далее – МП «Водоканал»). 

Согласно заявлению, 16.05.2019 в адрес МУП «Велводоканал»  поступило уведомление от МП «Водоканал» о прекращении приема сточных вод от МУП «Велводоканал» в пос. Нагорный в связи с просроченной задолженностью за оказанные услуги водоснабжения и водоотведения  с 14.00 час. 20 мая 2019 г. до полного погашения задолженности. 

Заявитель считает, что запланированное прекращение приема сточных вод повлечет за собой нарушение законных прав третьих лиц на надлежащее получение коммунальных услуг и приведет к экологической катастрофе.

В связи с установлением в действиях МП «Водоканал» г. Великие Луки признаков нарушения пункта 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в направлении уведомления о намерении прекратить прием сточных вод от МУП «Велводоканал» в пос. Нагорный Великолукского района, Псковским УФАС России в соответствии с приказом от 10.07.2019 № 94 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 060/01/10-73/2019 в отношении МП «Водоканал» г. Великие Луки.

В ходе рассмотрения дела № 060/01/10-73/2019 Комиссией Псковского УФАС России установлено:

           В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МП «Водоканал» г. Великие Луки осуществляет  вид деятельности с кодом ОКВЭД 37.00 «Сбор и обработка сточных вод».

           Согласно Уставу от 07.07.2003 № 1177р предприятие осуществляет, в том числе следующий виды деятельности:

- прием, очистка и сброс хозбытовых, производственных и грунтовых сточных вод потребителей.

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 11.12.2018 № 164-в МП «Водоканал» г. Великие Луки установлены тарифы на водоотведение на 2019-2023 годы.

МП «Водоканал» заключило договор  на отпуск холодной воды и прием сточных вод № 1528 от 10.03.2012 (далее – договор № 1528) с МУП «Велводоканал».

МУП «Велводоканал» оказывает услуги водоотведения в пос. Нагорный Великолукского района в соответствии с договором на отпуск питьевой воды, прием сточных вод № 44-в от 20.11.2012 с ООО «Управляющая организация Центральное» и договором водоотведения № 30/19-во от 23.07.2019 с ГБПОУ ПО «Великолукский механико-технологический колледж».    

Приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 21.11.2018 № 94-в МУП Великолукского района «Велводоканал» установлены тарифы на водоотведение на 2019-2023 годы.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 03.08.2017 по делу № А52-301/2016 МУП «Велводоканал» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.

17.05.2019 конкурсный управляющий МУП «Велводоканал» ….. обратился с письменным обращением к прокурору Псковской области (исх. № 01-17/05) в связи с получением от МП «Водоканал» уведомления № 963 от 16.05.2019 о прекращении приема сточных вод с 14.00 час. 20 мая 2019 г. до полного погашения задолженности.

При рассмотрении поступивших материалов установлено, что уведомлению от 16.05.2019 предшествовала следующая переписка между сторонами:

МП «Водоканал» 23.01.2018 направило конкурсному управляющему МУП «Велводоканал» письмо № 111 о задолженности по состоянию на 24.01.2018 в размере 653 536,93 руб. и сроком погашения до 01.02.2018, в противном случае намерено прекратить прием сточных вод с поселка Нагорный. 

В ответ на уведомление МУП «Велводоканал» письмом № 3 от 13.02.2018  запросило акт сверки взаимных расчетов за период с января 2017 г. по январь 2018 г., конкурсный управляющий подтвердил наличие задолженности и указал на невозможность оплаты задолженность в связи с очередностью удовлетворения требований по текущим платежам, установленную п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Одновременно конкурсный управляющий МУП «Велводоканал» с целью разрешения ситуации и оказания помощи направило обращения в адрес Главы Великолукского района № 1/02 от 01.02.2018, врио губернатора Псковской области № 1 от 13.02.2018 и прокурора Псковской области № 2 от 13.02.2018.

20.06.2018 письмом № 1257 МП «Водоканал» сообщило МУП «Велводоканал» о возможности заключения прямых договоров с потребителями коммунальных услуг в п. Нагорный и просит сообщить информацию о количестве потребителей.

Письмом от 06.07.2018 МУП «Велводоканал»  представило информацию о потребителях, сообщило, что в связи с социальной значимостью продолжает оказывать услуги в п. Нагорный и предложило МП «Водоканал» рассмотреть вопрос о заключении договора аренды объектов коммунальной инфраструктуры в п. Нагорный. 

25.07.2018 МП «Водоканал» направило МУП «Велводоканал» письмо № 1538 с предложением подписать соглашение о расторжении договора № 1528 на отпуск воды и прием сточных вод и принятии мер по расторжению договоров с абонентами п. Нагорный и уведомлению их о необходимости заключения прямых договоров с МП «Водоканал».

26.09.2018  МП «Водоканал» направило МУП «Велводоканал» претензию о погашении долга в размере 668329,60 рублей.

МП «Водоканал» обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском о взыскании задолженности с МУП «Велводоканал», в результате чего судом выдан исполнительный лист от 11.01.2019 по делу № А52-5000/2018 на сумму 779 879,30 руб.   

 

Позиция ответчика по делу МП «Водоканал» г. Великие Луки, представленная письмами № 1227 от 26.06.2019, № 1361 от 25.07.2019, заключается в следующем.

МП «Водоканал» добросовестно исполняет взятые на себя договорные обязательства в полном объеме. В свою очередь МУП «Велводоканал» своих обязательств по оплате оказанных услуг не исполняет. По состоянию на 31.03.2019 года задолженность МУП «Велводоканал» перед МП «Водоканал» составила 1247760 рублей 76 копеек, что подтверждено актом сверки взаимных расчетов и превышает два расчетных периода.

МП «Водоканал» действовало в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - закон № 416-ФЗ) и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644).

В соответствии с п. 8 ч. 3 ст. 21 Закона № 416 организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Руководствуясь ч. 4. ст. 21 Закона № 416-ФЗ в случаях, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения, а также транспортировки воды и (или) сточных вод осуществляется до устранения обстоятельств, явившихся причиной такого прекращения или ограничения.

В соответствии с п. 60 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона № 416-ФЗ.

МУП «Велводоканал» не подпадает под перечень объектов, ограничение водоснабжения которых не допускается, приведенный в п. 68 Правил № 644, при этом на протяжении длительного промежутка времени не оплачивает оказанные по договору услуги водоснабжения и водоотведения. В настоящее время находится в стадии банкротства. Абонент не предпринимает каких-либо мер к погашению имеющейся задолженности и не представляет каких-либо гарантийных обязательств по ее оплате. Исполнительные документы остаются без исполнения.

В связи с тем, что задолженность МУП «Велводоканал» Великолукского района по Договору значительно превышает два расчетных периода МП «Водоканал», руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, временно прекратил прием сточных вод абонента из пос. Нагорный Великолукского района с 14:00 20 мая 2019 года.

Ответчик пояснил, что водоснабжение пос. Нагорный Великолукского района осуществляется из артезианской скважины, находящейся в хозяйственном ведении МУП «Велводоканал». Прием сточных вод от потребителей в пос. Нагорный Великолукского района осуществляется в канализационные сети, находящиеся в хозяйственном ведении МУП «Велводоканал». Сточные воды от абонентов пос. Нагорный Великолукского района по канализационным сетям поступают на канализационную насосную станцию, где накапливаются в приемном отделении и в дальнейшем с использованием насосного оборудования по напорному коллектору перекачиваются за пределы пос. Нагорный Великолукского района на территорию г. Великие Луки в централизованную сеть канализации МП «Водоканал». МУП «Велводоканал», являясь ресурсоснабжающей (гарантирующей) организацией на территории Великолукского района, имеет в  хозяйственном ведении, в том числе и очистные сооружения канализации, а соответственно, имеет возможность выполнять функцию не только приема и транспортировки сточных вод от своих абонентов, но и их очистку (утилизацию). Доставку стоков из пос. Нагорный Великолукского района (из канализационной насосной станции) до очистных сооружений возможно производить специализированным автомобильным транспортом. Подобный способ практикуется при аварийных ситуациях насосного оборудования и напорных коллекторов, а также в местах отсутствия централизованных систем водоотведения (из локальных канализационных систем).

Ответчик считает, что у МУП «Велводоканал» существует возможность продолжать оказание услуг водоотведения своим абонентам, принять меры к погашению задолженности перед МП «Водоканал» г. Великие Луки и в кратчайшие сроки возобновить прием стоков по Договору.

Кроме того, действующее законодательство РФ в сфере водоснабжения и водоотведения предусматривает возможность заключения прямых договоров ресурсоснабжения (коммунальных услуг) между конечным потребителем и соответствующей ресурсоснабжающей организацией.

При таких обстоятельствах МП «Водоканал» считает, что действия предприятия полностью соответствуют действующему законодательству РФ и не могли привезти к нарушению прав третьих лиц.

 

Администрация Великолукского района представила отзыв по делу  от 19.07.2019, в котором сообщила, что водоотведение от жилых домов пос. Нагорный и ГБПОУ ПО «ВМТК» осуществляется путем поступления стоков самотеком по наружным сетям канализации в приемное отделение канализационно-насосной станции МУП «Велводоканал», после чего стоки насосом высокого давления перекачиваются в камеру гашения напорного коллектора МП «Водоканал» и далее по сетям канализации в очистные сооружения МП «Водоканал». Камера гашения напорного коллектора является точкой разграничения балансовой принадлежности сетей МУП «Велводоканал» и МП «Водоканал».

Технической возможности получения услуги по водоотведению стоков от многоквартирных домов и ГБПОУ ПО «ВМТК» пос. Нагорный от других хозяйствующих субъектов в сфере водоотведения, кроме МП «Водоканал» г. Великие Луки, не имеется.  

 

Изучив представленные материалы и заслушав позицию заявителя, ответчика и заинтересованных лиц, комиссия отмечает:

В ходе рассмотрения дела Псковским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке оказания услуг водоотведения в пос. Нагорный Великолукского района Псковской области.

Анализ товарного рынка проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

По результатам проведенного анализа составлен аналитический отчет от 30.07.2019.

В результате проведения анализа товарного рынка установлено следующее.

           Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) МП «Водоканал» г. Великие Луки осуществляет, в том числе вид деятельности с кодом ОКВЭД 37.00 «Сбор и обработка сточных вод».

МП «Водоканал» оказывает услуги МУП «Велвоканал» по договору  на отпуск холодной воды и прием сточных вод № 1528 от 10.03.2012.

Географические границы на рынке услуг водоотведения определяются, исходя из расположения технологической инфраструктуры (сетей).

В соответствии с п. 2.1 предметом договора № 1528 является прием сточных вод на границе сетей канализации, принадлежащих Абоненту с системами коммунального водоотведения (канализации).

В соответствии с п. 3.1 договора учет объемов водоснабжения и водоотведения производится, в том числе, по адресу: п. Нагорный – учебный корпус и общежитие ПЛ № 24, два жилых дома (стоки). Согласно Акту разграничения эксплуатационной ответственности (приложение № 1.4 к договору № 1528 и схема № 4 к договору) сеть канализации от объектов в пос. Нагорный до НСК, НСК и напорный коллектор до подключения к коллектору канализации Д-300 мм на наб. Новослободской находится на балансе и несет ответственность за техническое состояние и обслуживание МУП «Велводоканал».  Как видно из приведенных документов, сточные воды из объектов пос. Нагорный (Великолукский механико-технологический колледж (ПЛ № 24) и три жилых дома) поступают по канализационным сетям МУП «Велводоканал» в канализационный коллектор Д-300 мм на наб. Новослободской, принадлежащий МП «Водоканал».

Согласно материалам поступившего заявления МУП «Велводоканал» оказывает услуги водоотведения в пос. Нагорный Великолукского района трем многоквартирным домам № 1 и № 2 (60 жилых квартир в каждом доме), № 3а (25 жилых квартир), а также образовательному учреждению – Великолукскому механико-технологическому колледжу в соответствии с заключенными договорами и по тарифам, утвержденным регулирующим органом.

Технической возможности получения услуги по водоотведению стоков от многоквартирных домов и ГБПОУ ПО «ВМТК» пос. Нагорный от других хозяйствующих субъектов в сфере водоотведения, кроме МП «Водоканал» г. Великие Луки, не имеется. 

Следовательно, исходя из целей исследования и представленных схем расположения сетей, географическими границами рынка являются границы расположения канализационных сетей МУП «Велводоканал» от объектов пос. Нагорный (Великолукский механико-технологический колледж (ПЛ № 24) и три жилых дома) до канализационного коллектора Д-300 мм на наб. Новослободской, принадлежащего МП «Водоканал».  

  По результатам проведенного анализа установлено, что в границах присоединенных сетей водоотведения на участке «объекты в пос. Нагорный - канализационный коллектор Д-300 мм на наб. Новослободской МП «Водоканал» г. Великие Луки» за период январь – июнь 2019г. доминирующее положение занимало МП «Водоканал» г. Великие Луки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5  Закона защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на данном товарном рынке признается доминирующим.

 Таким образом, МП «Водоканал» г. Великие Луки является субъектом естественной монополии на рынке водоотведения в установленных границах присоединенных сетей,  и его положение на данном товарном рынке признается доминирующим.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара.  

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

           Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, регулируют, в том числе, отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг. Потребителю может быть предоставлен такой вид коммунальных услуг, как водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам (подпункт «в» пункта 4 Правил).

          Также согласно пункту 114 Правил № 354 при ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи потребителю коммунального ресурса соответствующего вида и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

          При приостановлении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно прекращает подачу потребителю коммунального ресурса соответствующего вида. В случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом № 416-ФЗ и Правилами № 644.

В пункте 2 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ определено, что:

- водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение);

- водоотведение представляет собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, в случае наличия у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более (пункт 8 части 3 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ).

В части 5 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 8 части 3 данной статьи, прекращение или ограничение водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в отношении конкретного абонента, действия (бездействие) которого являются причиной такого прекращения или ограничения.

Порядок прекращения, ограничения водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказа от исполнения договоров водоснабжения и (или) водоотведения, порядок уведомления абонентов, органов местного самоуправления, территориальных органов федерального органа исполнительной власти о прекращении, об ограничении или отказе от исполнения соответствующих договоров, а также категории абонентов, в отношении которых прекращение и ограничение водоснабжения и (или) водоотведения запрещены, устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, правилами горячего водоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 21 Федерального закона № 416-ФЗ).

Согласно пункту 60 Правил № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку холодной воды и (или) сточных вод в случаях, указанных в статье 21 Федерального закона № 416-ФЗ.

В соответствии с п. 8 ч.3 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод, предварительно уведомив в указанный срок абонента, органы местного самоуправления, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также структурные подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности, при  наличии у абонента задолженности по оплате по договору водоснабжения, договору водоотведения за два расчетных периода, установленных этим договором, и более.

Перечень лиц, подлежащих уведомлению о временном прекращении или ограничении холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) транспортировки сточных вод, сроки уведомления о временном прекращении или ограничении, сроки снятия такого прекращения или ограничения определяются в соответствии с положениями Федерального закона № 416-ФЗ. Уведомление указанных лиц осуществляется в письменном виде любым способом, позволяющим достоверно установить факт получения информации. В таком уведомлении организация водопроводно-канализационного хозяйства указывает: а) причины временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения и (или) водоотведения, транспортировки холодной воды и (или) сточных вод; б) предполагаемый срок, по истечении которого будет возобновлено холодное водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировка холодной воды, сточных вод; в) перечень абонентов, в отношении которых временно прекращено или ограничено холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пункт 61 Правил № 644).

 

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МУП «Велводоканал» оказывает услуги водоотведения в пос. Нагорный Великолукского района трем многоквартирным домам № 1 и № 2 (60 жилых квартир в каждом доме), № 3а (25 жилых квартир), а также образовательному учреждению – Великолукскому механико-технологическому колледжу в соответствии с заключенными договорами и по тарифам, установленным приказом Государственного комитета Псковской области по тарифам и энергетике от 21.11.2018 № 94-в.

Уведомлением от 16.05.2019 № 963 МП «Водоканал» проинформировало абонента - МУП «Велводоканал»  о наличии у последнего задолженности по договору № 1528 от 10.03.2012 в размере 1 281 951,96 руб. и прекращении в этой связи приема сточных вод с 14.00 час. 20 мая 2019 г. до полного погашения задолженности. 

Направление уведомления о прекращении приема сточных вод по договору с МУП «Велводоканал» создало угрозу ущемления прав и интересов добросовестных плательщиков (потребителей МУП «Велводоканал») - жителей многоквартирных домов и образовательного учреждения - Великолукского механико-технологического колледжа на получение  коммунальной услуги по водоотведению и могло привести к экологической катастрофе.

В соответствии с информацией об оплате услуг, представленной МУП «Велводоканал» письмом от 24.07.2019, ООО «Управляющая организация «Центральное», жители многоквартирных домов в пос. Нагорный, ГБПОУ ПО «ВМТК» добросовестно оплачивают услугу по водоотведению.  

В силу части 8 статьи 21 Закона № 416-ФЗ особенности прекращения или ограничения водоснабжения и (или) водоотведения собственников и пользователей помещений в многоквартирных домах устанавливаются в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п. 121 Правил № 354  ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Указанные исключения на рассматриваемую ситуацию не распространяются.

 В силу пункта 68 Правил № 644 введение временного прекращения или ограничения холодного водоснабжения не допускается (за исключением случаев аварий и проведения ремонтных работ) в отношении таких социально значимых категорий абонентов (объектов абонентов), как общеобразовательные и дошкольные образовательные организации.

Следовательно, введение ограничения оказания коммунальных услуг в отношении граждан – добросовестных потребителей и образовательного учреждения действующим законодательством запрещено.

В соответствии с объяснениями, полученными на заседании комиссии от представителей сторон, специальным документом (актом) прекращение приема сточных вод не зафиксировано. Конечный срок введения ограничения в направленном уведомлении от 16.05.2019 не содержится, в тексте уведомления указано: «до полного погашения задолженности».

В силу пунктов 60, 61 Правил № 644 в уведомлении об ограничении должен быть указан срок, по истечении которого оказание услуг будет возобновлено.

Комиссии не представлено каких-либо доказательств о снятии ограничения и о возобновлении оказания услуги МУП «Велводоканал». По сообщению заявителя, счета за оказание услуги выставлялись выборочно (май-июнь выставлялись, июль не выставлялись).

Технической возможности получения услуги по водоотведению стоков от многоквартирных домов и ГБПОУ ПО «ВМТК» пос. Нагорный от других хозяйствующих субъектов в сфере водоотведения, кроме МП «Водоканал» г. Великие Луки, не имеется. МУП «Велводоканал» не имеет очистных сооружений в пос. Нагорный, вследствие чего не может оказывать услугу водоотведения в полном объеме, минуя очистные сооружения МП «Водоканал», расположенные на границе балансовой принадлежности канализационных сетей. Использование альтернативных вариантов – доставка стоков специализированным транспортом – связано с дополнительными затратами. 

    

 

 

Кроме того, МП «Водоканал» не учел следующее.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 03.08.2017 по делу № А52-301/2016 МУП «Велводоканал» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура конкурсного производства.

В соответствии с п. 2 ст. 134 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» установлена специальная очередность удовлетворения требований по текущим платежам. Оплата задолженности перед МП «Водоканал» относится к пятой очереди.

В имеющейся в материалах дела переписке МУП «Велводоканал» задолженность признает и объясняет причину невозможности оплаты МП «Водоканал» в первую очередь, вне установленной очередности в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о несостоятельности (банкротстве).

В соответствии с п. 2 ст. 134 Закона о несостоятельности (банкротстве) требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:

- в первую очередь удовлетворяются требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему, взысканием задолженности по выплате вознаграждения лицам, исполнявшим обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве, требования по текущим платежам, связанным с оплатой деятельности лиц, привлечение которых арбитражным управляющим для исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве в соответствии с настоящим Федеральным законом является обязательным, в том числе с взысканием задолженности по оплате деятельности указанных лиц;

- во вторую очередь удовлетворяются требования об оплате труда лиц, работающих или работавших (после даты принятия заявления о признании должника банкротом) по трудовому договору, требования о выплате выходных пособий;

- в третью очередь удовлетворяются требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, в том числе о взыскании задолженности по оплате деятельности этих лиц, за исключением лиц, указанных в абзаце втором настоящего пункта;

- в четвертую очередь удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам);

- в пятую очередь удовлетворяются требования по иным текущим платежам.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 3 пункта 40.1 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», отступление управляющим от очередности, предусмотренной в пункте 2 статьи 134 Закона о банкротстве, может быть признано законным, если это необходимо исходя из целей соответствующей процедуры банкротства, в том числе для недопущения гибели или порчи имущества должника либо предотвращения увольнения работников должника по их инициативе.

В рассмотренном случае требования МП «Водоканал» подлежали удовлетворению в пятую очередь текущих платежей и в силу Закона о несостоятельности (банкротстве) заявитель не имел возможности оплатить задолженность перед МП «Водоканал» вне установленной очередности, не нарушая закон.

Незаконность отступления от очередности удовлетворения требований кредиторов по текущим платежам подтверждается судебной практикой по данному вопросу - постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24.09.2018 по делу № А43-22189/2015.

В соответствии с п. 7.4 договора № 1528 предусмотрено, что споры по договору разрешаются в Арбитражном суде Псковской области, задолженность может быть взыскана в судебном порядке, что было реализовано ответчиком (исполнительный лист от 06.12.2018 по делу № А52-5000/2018). 

Как установлено в ходе рассмотрения дела, МП «Водоканал» является субъектом естественной монополии в сфере водоснабжения и водоотведения и занимает доминирующее положение на товарном рынке.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» угроза наступления указанных последствий квалифицируется как нарушение Закона о защите конкуренции. 

 

Учитывая изложенное, комиссия приходит  к выводу, что  МП «Водоканал» г. Великие Луки  неправомерно направило в адрес МУП «Велводоканал» Великолукского района уведомление  от 16.05.2019 № 963 о прекращении приема сточных вод в пос. Нагорный.

Указанное уведомление было произведено с нарушением  ч. 5 ст. 21 Закона № 416-ФЗ, п. 121 Правил № 354, п. 68 Правил № 644, п.п. 60, 61 Правил № 644 и без учета ч.5 ст. 21 Закона о несостоятельности (банкротстве).

Описанные действия привели к ущемлению интересов МУП «Велводоканал» в сфере предпринимательской деятельности, а также прав и законных интересов потребителей оказываемых последним коммунальных услуг по водоотведению, добросовестно их оплачивающим.  Кроме того, указанные действия по прекращению приема сточных вод могли привести к экологической катастрофе.

            В соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела от 06.08.2019 № 2839/ОВ и направлено участникам. Возражений на заключение не поступило, дополнительной позиции ответчиком не представлено.

         

Поскольку на момент вынесения настоящего Решения отсутствуют доказательства об устранении нарушения (Комиссии не подтверждено документально снятие ограничения), Комиссия приходит к выводу о наличии основания для выдачи предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 года № 135-ФЗ,

   

РЕШИЛА:

 

         1.  Признать в действиях МП «Водоканал» г. Великие Луки нарушение пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в неправомерном направлении в адрес МУП Великолукского района «Велводоканал» уведомления № 963 от 16.05.2019 о прекращении приема сточных вод от МУП «Велводоканал» в пос. Нагорный.

2. Выдать обязательное для исполнения предписание.   

         3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области для возбуждения дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 14.31 КоАП РФ.

 

Председатель Комиссии                                                                  

 

Члены Комиссии                                                                                                 

                                                                                                                                                      

           Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

Решение и (или) предписание могут быть обжалованы в коллегиальный орган ФАС России в течение одного месяца со дня принятия решения и (или) выдачи предписания.

За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2.2 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.   

Связанные организации

Связанные организации не указаны