Решение №248/ДТ Решение по жалобе от 26 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы № 060/07/3-749/2021

 

26 января 2022 года                                                                                                                          г. Псков

 

Резолютивная часть решения объявлена 21 января 2022 года

Решение в полном объеме изготовлено 26 января 2022 года

 

Комиссия по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 27.06.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), Управления Федеральной антимонопольной службы по Псковской области (далее – Комиссия Псковского УФАС России) в составе:

Зам. председателя Комиссии – заместителя руководителя – начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…»,

членов Комиссии: главного государственного инспектора отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…», главного специалиста – эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Псковского УФАС России «…»,

в присутствии представителя Заявителя – «…» по доверенности от 13.01.2022 (до перерыва),

в присутствии представителя Заказчика – «…» по доверенности № 63 от 18.11.2021,

рассмотрев посредством систем видео-конференц-связи с использованием личных устройств доступа жалобу на действия заказчика – муниципального предприятия города Пскова «Горводоканал» при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Канализационный коллектор № 594 по ул. Л. Поземского от врезки в него коллектора Д. 700 мм по Валиногорскому шоссе до трубопровода Д. 600 мм» (извещение на http://zakupki.gov.ru № 32110894851),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление федеральной антимонопольной службы по Псковской области поступила жалоба ООО «Наш город» (далее - Заявитель) (Вх. № 1255-з от 27.12.2021) на действия заказчика – на действия заказчика – муниципального предприятия города Пскова «Горводоканал» (далее – Заказчик) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на выполнение работ по капитальному ремонту объекта «Канализационный коллектор № 594 по ул. Л. Поземского от врезки в него коллектора Д. 700 мм по Валиногорскому шоссе до трубопровода Д. 600 мм» (извещение на http://zakupki.gov.ru № 32110894851).

Заявитель обжалует следующие действия заказчика:

 - необоснованное признание победителя уклонившимся.

02.12.2021 в Единой информационной системе http://zakupki.gov.ru было опубликовано извещение № 32110894851:

Дата начала срока подачи заявок – 02.12.2021,

Дата и время окончания подачи заявок – 10.12.2021 в 09:00,

Дата рассмотрения первых частей заявок – 10.12.2021,

Дата начала подачи ценовых предложений – 13.12.2021;

Дата рассмотрения вторых частей заявок – 13.12.2021,

Дата подведения итогов – 13.12.2021.

Начальная (максимальная) цена предмета закупки – 21 728 020,00 руб.

Согласно Протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе № 2245344, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, подано три заявки, все заявки допущены до участия в аукционе.

Согласно Протоколу подведения итогов аукциона № 2245344, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, победителем признано ООО «Наш город».

В связи с тем, что представленное обеспечение исполнения контракта (банковская гарантия) была признана несоответствующей требованиям, Заказчиком 22.12.2021 был составлен Протокол признания участника уклонившимся от заключения договора по результатам проведения аукциона № 32110894851.

Комиссия Псковского УФАС России, рассмотрев представленную жалобу и документы, в соответствии с частью 6 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, признала их достаточными для принятия жалобы к рассмотрению.

В связи с рассмотрением жалобы, Псковским УФАС России на основании части 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции заявителю, заказчику, оператору электронной площадки было направлено уведомление от 10.01.2022 о приостановлении торгов до рассмотрения жалобы по существу (Исх. № 16/ДТ).

В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 21.01.2022.

Информация о поступлении жалобы была размещена на официальном сайте Псковского УФАС России: http://pskov.fas.gov.ru/ в разделе «База решений».

На заседании комиссии велась видеозапись, приобщенная к материалам настоящей жалобы.

В своей жалобе заявитель указывает на следующие факты:

В регламентированные сроки участником закупки был подписан проект контракта и представлено обеспечение в форме банковской гарантии.

Однако 22.12.2021 Заказчиком был опубликован протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта в связи с несоответствием банковской гарантии, по мнению Заказчика, требованиям аукционной документации.

Считает решение Заказчика необоснованным по основаниям, указанным в жалобе (Вх. № 1255-з от 27.12.2021).

Представитель Заказчика, присутствующая на рассмотрении жалобы, по доводам жалобы пояснила, что участник признан уклонившимся в связи с несоответствием представленной банковской гарантии. Также указала, что Заявителем нарушен десятидневный срок на подачу жалобы, установленный ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, так как жалоба направлена в Псковское УФАС России 24.12.2021, в свою очередь, итоговый протокол размещен в ЕИС 13.12.2021.

На основании вышеизложенного Заказчик полагает, что процедура была проведена в соответствии с действующим законодательством, а жалоба и изложенные в ней доводы являются необоснованными, нарушение порядка организации и проведения торгов не допущено.

 

Изучив материалы жалобы, выслушав пояснения представителей Заявителя, Заказчика, участвующих в рассмотрении жалобы, Комиссия Псковского УФАС России приходит к следующим выводам:

 

Статьей 6 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) установлено, что контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров предусмотрен статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ).

Согласно ч. 2 ст. 18.1 Закона № 135-ФЗ действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг юридическими лицами, указанными в части 2 статьи 1 Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 статьи 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с пунктом 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Закупочная деятельность Заказчика регламентируется Положением о закупке товаров, работ, услуг, с изменениями, утвержденными приказом от 10.04.2020 № 48 (далее - Положение о закупке).

Согласно ч. 1 ст. 3.4 Закона о закупках конкурентная закупка в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее также - конкурентная закупка с участием субъектов малого и среднего предпринимательства), осуществляется в соответствии со статьями 3.2 и 3.3 настоящего Федерального закона и с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей.

Частью 9 ст. 3.2 Закона о закупках предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

На основании п. п. 2, 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам такой закупки.

В соответствии с ч. 10 ст. 3.2 Закона о закупках заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Согласно п. 3.19.8 аукционной документации при выборе участником закупки способа обеспечения исполнения договора в форме банковской гарантии участник должен предоставить банковскую гарантию, составленную с учетом требований статей 368-379 Гражданского кодекса Российской Федерации и следующих условий:

1. банковская гарантия должна быть безотзывной;

2. банковская гарантия должна содержать сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случае ненадлежащего исполнения обязательств принципалом;

3. банковская гарантия должна обеспечивать все предусмотренные договором обязательства, включая:

- обязательства поставки всего товара в соответствии с Договором;

- обязательства по возмещению убытков, причинённых Заказчику Поставщиком в результате ненадлежащего исполнения, неисполнения, предусмотренного Договором обязательства последнего;

- обязательства по выплате неустойки (пени, штраф), предусмотренной Договором;

- обязательства по возврату авансового платежа (в случае, если выплата авансового платежа предусмотрена Договором).

4. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;

5. срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный договором срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на 30 (тридцать) календарных дней;

6. в банковской гарантии должно быть предусмотрена безусловная обязанность гаранта оплатить сумму банковской гарантии полностью или частично по письменному требованию бенефициара;

7. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет Заказчика;

8. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из договора при его заключении;

9. условие о праве Заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем 5 (пять) рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии;

10. условие о рассмотрении всех споров и разногласий по банковской гарантии, которые не будут урегулированы путем переговоров между сторонами подлежат разрешению в Арбитражном суде Псковской области.

11. установленный Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Пунктом 3.19.9 установлены дополнительные требования к банковской гарантии:

а) обязательное закрепление в банковской гарантии:

права заказчика представлять письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии в случае ненадлежащего выполнения или невыполнения исполнителем обязательств, обеспеченных банковской гарантией;

права заказчика по передаче права требования по банковской гарантии при перемене заказчика в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с предварительным извещением об этом гаранта;

условия о том, что расходы, возникающие в связи с перечислением денежных средств гарантом по банковской гарантии, несет гарант;

б) недопустимость включения в банковскую гарантию:

положений о праве гаранта отказывать в удовлетворении требования заказчика о платеже по банковской гарантии в случае непредоставления гаранту заказчиком уведомления о нарушении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий договора или расторжении договора (за исключением случаев, когда направление такого уведомления предусмотрено условиями договора или законодательством Российской Федерации);

требований о предоставлении заказчиком гаранту отчета об исполнении договора;

в) обязательное наличие нумерации на всех листах банковской гарантии, которые должны быть прошиты, подписаны и скреплены печатью гаранта, в случае ее оформления в письменной форме на бумажном носителе на нескольких листах.

В соответствии с п. 3.19.10 аукционной документации основанием для отказа в принятии банковской гарантии Заказчиком является:

1) несоответствие банковской гарантии законодательству Российской Федерации;

2) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте договора.

Пунктом 3.19.7 установлено, что в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается договор, обеспечения исполнения договора в срок, установленный для заключения договора, участник считается уклонившимся от заключения договора.

В соответствии со ст. 42 Положения о закупке участник закупки признается уклонившимся от заключения договора в случае непредставления им обеспечения исполнения договора, в том числе предоставление обеспечения исполнения договора в меньшем размере, предоставление обеспечения исполнения договора с нарушением требований документации о закупке или предоставление обеспечения исполнения договора в ненадлежащей форме.

Подавая заявку на участие в аукционе, участнику необходимо изучить аукционную документацию, включая все инструкции, описание объекта закупки, условия, спецификации, изменения, дополнения и разъяснения к документации.

Учитывая, что в положениях аукционной документаций Заказчиком установлены исчерпывающие требования к банковской гарантии Заявитель должен был представить таких банковские гарантии в строгом соответствии с требованиями.

Между тем, как установлено в рамках заседания Комиссии, банковская гарантия фактически не соответствовала требованиям аукционной документаций.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 и пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции», Комиссия Псковского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Жалобу ООО «Наш город» признать необоснованной.

 

 

Зам. председателя Комиссии:                                                            «…»

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                «…»

 

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны