Предупреждение №3893/23 признаков нарушения антимонопольного законодательства, преду... от 16 ноября 2023 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРешением Инспекции Псковского УФАС России № 8/44 от 01.11.2023 материалы проверки переданы уполномоченному должностному лицу Псковского УФАС России для решения вопроса о наличии (отсутствии) в действиях ООО «Эколос-ПроектСтрой» (ИНН: 6311135876) при участии в открытом конкурсе в электронной форме (номер извещения: 0157300002723000009) на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная признаков нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).
Материалами проверки установлено, что 10.02.2023 г. уполномоченным органом (заказчиком) – Администрацией Порховского района Псковской области объявлен открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхов, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная (номер извещения: 0157300002723000009).
Извещение № 0157300002723000009 о проведении вышеуказанного электронного конкурса размещено в Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) в сети Интернет: www.zakupki.gov.ru – 10.02.2023 г. в 18:26 (МСК), с изменениями от 02.03.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта – 662 737 720,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок – 27.02.2023 г. в 10:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке – 01.03.2023 г.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – 02.03.2023 г.
Оператор электронной площадки: ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru).
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 г. № 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Подпунктом «а» пункта 5 Положения установлено, что для оценки заявок применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом «а» пункта 3 Положения.
Согласно размещенному в составе извещения о проведении открытого конкурса документу «Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе» документами, подтверждающими квалификацию участника закупки являются:
- исполненный договор (договоры);
- акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ;
- разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно подпункту «д» пункта 28 Положения к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом).
В составе заявки № 24 ООО «Эколос-ПроектСтрой» представлено 8 договоров, из которых соответствующими требованиям извещения были признаны 7 договоров на общую сумму 1 714 141 478, 80 рублей (общая цена исполненных участником закупки договоров, заключенных ООО «Эколос-ПроектСтрой, в том числе договор № 131 от 25.08.2017 г. с ООО «Лента» на проектирование и выполнение функций заказчика, строительство торгового комплекса с автостоянкой (цена договора (с учетом НДС) – 1 171 325 002, 00 рублей; цена выполненных работ – 1 148 325 002, 00 рублей).
В ходе изучения заявки участника закупки с идентификационным номером – «24» (ООО «Эколос-ПроектСтрой»), признанного Победителем электронного аукциона № 0157300002723000009, Инспекцией Псковского УФАС России установлено, что в качестве одного из договора, подтверждающего опыт выполнения работ и имеющего наибольшую цену одного из исполненных участником закупки договоров – 1 171 325 002, 00 рублей, ООО «Эколос-ПроектСтрой» представлен договор № 131 от 25.08.2017 г., заключенный с ООО «Лента» на проектирование и выполнение функций заказчика, строительно-монтажные работы торгового комплекса с автостоянкой «Лента», включая также необходимые для его функционирования инженерные сети и коммуникации, расположенного по адресу: Ярославская область, г. Ярославль, пр-кт Ленинградский, 1-й этап застройки МКР 7-а.
При этом, согласно информации, представленной ООО «Лента» (вх. № 4959-ЭП/23 от 17.10.2023 г.) по запросу Псковского УФАС России (исх. № 3340/23 от 12.10.2023 г.) между ООО «Лента» (ИНН: 7814148471) и ООО «Эколос-ПроектСтрой» (ИНН: 6311135876) не заключался вышеуказанный Договор. При строительстве торгового комплекса «Лента», расположенного по адресу: обл. Ярославская, г. Ярославль, пр-кт Ленинградский, 1-й этап застройки МКР 7-а ООО «Лента» был заключен договор № 131 от 25.08.2017 г.с иным хозяйствующим субъектом (Исполнителем). В последующем, в подтверждение указанных обстоятельств, ООО «Лента», по запросу Псковского УФАС России (исх. № 3469/23 от 20.10.2023), представлена копия Договора № 131 от 25.08.2017 г. (вх. № 5086-ЭП/23 от 24.10.2023 г.).
Таким образом, Инспекцией Псковского УФАС России при проведении настоящей внеплановой проверки установлено, что участником закупки - ООО «Эколос-ПроектСтрой» в составе заявки с идентификационным номером «24» представлены недостоверные сведения, подтверждающие опыт указанного участника закупки, а в действиях Общества содержатся возможные признаки нарушения статьи 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Использование недостоверных документов для подтверждения наличия опыта выполнения работ, позволило Обществу получить незаконные конкурентные преимущества при участии в конкурсе, а именно - ООО «Эколос-ПроектСтрой» получило наибольшее количество баллов при оценке критериев членами конкурсной комиссии.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса № 0157300002723000009-1 от 15.03.2023 г. и протоколу подведения итогов электронного конкурса № 0157300002723000009-2 от 16.03.2023 г., на участие в указанном электронном конкурсе было подано 5 (пять) заявок с идентификационными номерами: «20», «21», «22», «23», «24», из которых 4 (четыре) заявки с идентификационными номерами: «20», «22», «23», «24» были признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими извещению и допущены к участию в электронном конкурсе, а 1 (одна) заявка с идентификационным номером: «21» признана несоответствующей извещению по причине непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, в связи с чем была отклонена. Победителем признана заявка с идентификационным номером «24», с предложением о цене контракта 646 832 014, 72 рубля.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция определяется, как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Пунктом 9 статьи 4 Закона о защите конкуренции определено, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Исходя из изложенного определения, существенным является факт намеренных действий нарушителя с целью получения преимуществ, а также возможность данными действиями причинения убытков конкурентам, либо вреда их деловой репутации.
Действия ООО «Эколос-ПроектСтрой» при участии в закупке обладали совокупностью указанных признаков.
Комиссия по осуществлению закупок не наделена полномочиями по признанию каких-либо договоров (контрактов) фиктивными, а также по контролю за финансово-хозяйственной деятельностью участника (контроль за прибылью, выручкой и др.) и соблюдением им требований налогового законодательства.
Недостоверность тех или иных сведений заявки должна быть документально подтверждена и быть реальной для того, чтобы стать причиной отклонения заявки. Отклонение заявки на основании сомнений, не подкрепленных достоверными, допустимыми доказательствами, противоречит принципам законодательства о контрактной системе.
Конкурсная комиссия Заказчика не могла выявить подобное нарушение условий конкурса при обычной внимательности и осмотрительности. На момент составления протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок электронного конкурса № 0157300002723000009-1 от 15.03.2023 г.и протокола подведения итогов электронного конкурса № 0157300002723000009-2 от 16.03.2023 г. конкурсная комиссия не располагала достоверными сведениями о несоответствии представленной участником закупки информации. Основания у конкурсной комиссии Заказчика для отклонения заявки с идентификационным номером 24 по причине предоставления ложных, недостоверных, противоречивых сведений отсутствовали.
Формы недобросовестной конкуренции определены статьями 14.1 - 14.7 Федерального закона «О защите конкуренции».
В соответствии со статьей 14.8 Закона о защите конкуренции не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции, наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 2, 3 ст. 10.bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20.03.1883, актом недобросовестной конкуренции считается всякий акт конкуренции, противоречащий честным обычаям в промышленных и торговых делах.
В соответствии с требованиями Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 г. № 220, проведен анализ состояния конкуренции, который в соответствии с п. 10.6 порядка включает:
1) временным интервалом исследования при рассмотрении настоящего дела следует считать период с даты публикации извещения о проведении рассматриваемого конкурса 10.02.2023 г. до даты размещения протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.03.2023 г.
Таким образом, временной интервал определен с 10.02.2023 по 16.03.2023 г.;
2) определение продуктовых границ товарного рынка, в данном случае - предмета торгов: выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации в г. Порхов, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная ;
3) определение географических границ товарного рынка: Псковская область;
4) определение состава хозяйствующих субъектов, участвовавших в торгах: заявки с номерами: «20», «21», «22», «23», «24».
В связи с непризнанием заявки участника с идентификационным номером 20 (ООО «Техно-сфера»), занявшего по итогам конкурса второе место, победителем, Общество понесло ущерб в виде упущенной выгоды (неполученного дохода от исполнения контракта), что подтверждается письмом (вх. № 5472-ЭП/23 от 13.11.2023).
В связи с наличием в действиях ООО «Эколос-ПроектСтрой» (ул. Набережная реки Самары, д.1, комн.126, г. Самара, 443036, ИНН: 6311135876) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в осуществлении недобросовестной конкуренции при участии в открытом конкурсе в электронной форме (номер извещения: 0157300002723000009) на выполнение работ по реконструкции очистных сооружений канализации, расположенных по адресу: Псковская область, Порховский район, г. Порхов, ул. Песочная, путём предоставления недостоверных документов для подтверждения наличия опыта выполнения работ связанного с предметом закупки:
- договора № 131 от 25.08.2017, заключенного с ООО «Лента» на проектирование и выполнение функций заказчика, строительство торгового комплекса с автостоянкой (цена договора (с учетом НДС) – 1 171 325 002,00 рублей; цена выполненных работ – 1 148 325 002,00 рублей),
что существенно повлияло на итоги определения победителя закупки Псковское УФАС России на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» предупреждает о необходимости устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, путем прекращения использования документов, содержащих недостоверные сведения, при участии в конкурентных процедурах и отзыва (удаления) из Личного кабинета в ЕИС на официальном сайте https://zakupki.gov.ru, ЭТП Газпромбанк (https://etpgpb.ru), а так же иных торговых площадках указанных недостоверных документов для подтверждения наличия опыта выполнения работ в срок до 26.12.2023 г.
О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Псковское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения, с приложением подтверждающих копий.
Одновременно Псковское УФАС России сообщает, что в соответствии с частью 7 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.