Решение б/н Решение о нарушении антимонопольного законодательства от 28 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ[1]

 

Резолютивная часть решения оглашена 04.09.2018 года                              г. Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено 06.09.2018 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:         <…..> –  заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ.

Члены Комиссии:                     <…..> – главный специалист – эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

<…..> – старший специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,

 

рассмотрев дело № 1003/02 от 25.05.2018 года по признакам нарушения УМП ЖКХ «Азовское» (346770, РО, Азовский р-он, с. Кагальник, ул. Советская, 59) ч.1 ст.10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) поступили на рассмотрение обращения УМП ЖКХ «Азовское» и Администрации Азовского района Ростовской области, о неправомерных, по их мнению, действиях МП «Азовводоканал», выразившихся в необоснованном прекращении холодного водоснабжения жителям Кагальницкого сельского поселения.

Данные обращения были приобщены к материалам дела 2142/02 о нарушении антимонопольного законодательства, в рамках которого было установлено, что МП «Азовводоканал» в полном объеме исполняются условия Договора холодного водоснабжения №4102 от 01.09.2014 года, между МП Между МП «Азовводоканал» и УМП «ЖКХ Азовское», более того, МП «Азовводоканал» обеспечивает объем подачи холодной воды в несколько раз превышающий объем установленный Договором.

Так Комиссией для всестороннего и объективного рассмотрения причин отсутствия холодной воды в Кагальницком сельском поселении, было выделено дело в отношении Унитарного муниципального предприятия «ЖКХ Азовское» (346770, РО, Азовский район, с. Кагальник, ул. Советская, 59) по признакам нарушения ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в отдельное производство.

1.На деятельность УМП ЖКХ «Азовское» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о том, что УМП ЖКХ «Азовское» занимает доминирующее положение на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенной сети, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.

В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, установлено, что УМП ЖКХ «Азовское» занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах присоединенной сети водопотребления и водоотведения.

2. Постановлением Администрации Кагальницкого сельского поселения № 72 от 17.07,2014г. в соответствии с Федеральным Законом от 06.10.2003г. № 13-1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а также в соответствии с Федеральным Законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - ФЗ «О Водоснабжении и водоотведении»), для осуществления централизованного водоснабжения на территории Кагальницкого сельского поселения с 01.09.2014г. определена гарантирующая организация УМП ЖКХ Азовское».

Так в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее – ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»), гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно ч. 4 ст. 12 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Частью 1 ст. 13  «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что  по договору горячего или холодного водоснабжения (далее также - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.

К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоснабжения (ч.2 ст. 13  «О водоснабжении и водоотведении»).

Согласно ч. 1 ст. 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Водоснабжение в Кагальницком сельском поселении осуществляется на основании договора холодного водоснабжения через присоединительную сеть к централизованной системе водоснабжения с МП «Азовводоканал» № 4102 от 01.09.2014г.

Как следует из обращения УМП ЖКХ «Азовское» в период с 22 часов 00 минут 15 сентября 2017 года по 21 часов 00 минут 16 сентября 2017 года была ограничена подачи холодной воды со стороны МП «Азовводоканал», путем отключения насосного оборудования.

Так же с 14 ноября 2017 года с 20 часов 00 минут по длительное время так же отсутствовала вода в Кагальницком сельском поселении.

Комиссией в ходе рассмотрения дела было установлено, что МП «Азовводоканал» полностью выполняет принятые на себя обязательства в рамках договора холодного водоснабжения с УМП ЖКХ «Азовское» № 4102 от 01.09.2014г. в части гарантированной поставки установленных объемов холодной воды, более того, МП «Азовводоканал» обеспечивает объем подачи холодной воды в несколько раз превышающий объем установленный Договором.

Тем не менее УМП ЖКХ «Азовское» как организацией ответственной за водоснабжение потребителей на территории Кагальницкого сельского поселения не принят комплекс мер по бесперебойному предоставлению коммунальной услуги в необходимых объемах.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее – Правила № 354)  предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается

В подпункте "в" пункта 3 Правил N 354 закреплено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении № 1.

 Согласно подпункту "а" пункта 31 Правил № 354 исполнитель обязан, среди прочего, предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану жизни и здоровья.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Следовательно, ограничение подачи холодной воды исключает возможность обеспечения водой социальных объектов и жилых домов граждан, своевременно вносящих необходимые платежи, может привести к нарушению прав граждан на охрану жизни и здоровья, предусмотренных частью 1 статьи 20, частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 19 Закона № 52-ФЗ.

В этой связи действия УМП ЖКХ «Азовское» противоречат ЖК РФ, Правилам № 354, иным нормам права в области водоснабжения и нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на территории Кагальницкого сельского поселения.

В этой связи действия УМП ЖКХ «Азовское» противоречат ГК РФ, ЖК РФ, Правилам № 354, иным нормам права в области водоснабжения и нарушают права и законные интересы неопределенного круга потребителей на территории Кагальницкого сельского поселения.

К нормам ГК РФ, на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ФЗ «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

Оценивая рассматриваемые действия (бездействие)  УМП ЖКХ «Азовское» как злоупотребление доминирующим положением, с учетом статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает, что данными действиями (бездействием) организация водопроводно-канализационного хозяйства налагает на граждан потребителей неразумные ограничения и ставят необоснованные условия реализации своих прав, тем самым ущемляет права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Исходя из вышеизложенного, УМП ЖКХ «Азовское» своими действиями, выразившимися в ограничении водоснабжения с. Кагальник, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, что является нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч. 1 названной статьи).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать УМП ЖКХ «Азовское» нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства УМП ЖКХ «Азовское» не выдавать.

3. Передать материалы дела № 1003/02 специалисту Ростовского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ в отношении УМП ЖКХ «Азовское».

 

 

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                             <…..>

 

Члены Комиссии:                                                                                                 <…..>

                                                                                                                      <…..>

 

 

[1]Данное решение изготовлено в соответствии с формой утвержденной приложением №6 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006г. №337.

Связанные организации

Связанные организации не указаны