Решение №1045/04 решение по делу №1045/04 наружная реклама, содержащая оскорб... от 27 июня 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

14.06.2017 г.                                                                                        г. Ростов-на-Дону

 

            Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

  рассмотрев дело № 1045/04 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в г. Ростове-на-Дону наружной рекламы ЖК «Дом на Береговой», содержащей признаки нарушения ч.6 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

УСТАНОВИЛА:

17.04.2017г. (вх. 5529) в Ростовское УФАС России поступило письмо Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону, в котором сообщалось о поступлении из Правительства Ростовской области информации об обращениях ветеранов Великой Отечественной войны, возмущенных фактами распространения в г. Ростове-на-Дону наружной рекламы ЖК «Дом на Береговой», содержащей оскорбительный образ в отношении известного советского военачальника Буденного Семена Михайловича.

Представлена фотография рекламы содержащей сведения: «ДОН БУДЁН ЖК «ДОМ НА БЕРЕГОВОЙ» бизнес-класса 310-01-41 WWW.БЕРЕГОВАЯ19.РФ Застройщик ООО «ДОНИНВЕСТСТРОЙ» Проектная информация на сайте», а также образ мужчины в буденовке и двумя рыбками вместо усов. 

 20.04.2017г. (вх. № 5803) из Управления наружной рекламой города Ростова-на-Дону поступило письмо с приложением обращения гр. ХХХ также по наружной рекламе ЖК «Дом на Береговой» (конструкция в районе гипермаркета «ОКей» на Северном) того же содержания (представлена фотография), вызвавшая, как указывает Заявитель, «глубокое возмущение в связи с использование в ней оскорбительного образа в отношении Буденного С.М.».

28.04.2017г. Управление наружной рекламой города Ростова-на-Дону представило фотографии двух отдельно стоящих рекламных конструкций (пр. Буденновский-ул. Мечникова и ул. Портовая, 309) с размещенной на них рекламой ЖК «Дом на Береговой» того же содержания, что и указанная выше реклама.

В рамках рассмотрения указанных выше обращений специалистом Ростовского УФАС России 04.05.2017г. была выявлена наружная реклама аналогичного содержания (два щита на строящемся многоквартирном жилом доме по адресу Береговая, 19, г. Ростов-на-Дону). Произведено фотографирование, составлен акт.

10.05.2017г. (вх. № 6785) в Ростовское УФАС России поступило заявление гр. УУУ также о фактах распространения в г. Ростове-на-Дону наружной рекламы ЖК «Дом на Береговой», в которой, как указывает заявитель, «с огромным цинизмом  используется образ С.М. Буденного».

 В соответствии с ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

Приведенные выше обстоятельства указывают на наличие в вышеназванной рекламе признаков нарушения ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Согласно ч.6. ст. 38 ФЗ «О рекламе» за нарушение ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

В силу п.5 ст.3 ФЗ «О рекламе»  ООО «N» является рекламодателем вышеназванной рекламы, как продавец рекламируемого товара (квартир в ЖК «Дом на Береговой») и как лицо, определившее объект рекламирования и содержание рекламы.

На основании вышеизложенного определением в отношении ООО «N» было возбуждено настоящее дело, с назначением к рассмотрению на 14.06.2017г.

23.05.2017г. (вх. № 7700) Управление наружной рекламой г. Ростова-на-Дону представило информацию о дислокации, распространяемой в г. Ростове-на-Дону аналогичной по содержанию наружной рекламы ЖК «Дом на Береговой»: пр. Буденновский – ул. Мечникова; ул. Текучёва – ул. Чехова; ул. Малиновского - ул. Доватора; ул. Портовая, 409; ул. Варфоломеева – пр. Ворошиловский; трасса Ростов-Батайск (рядом с Тачанкой); трасса 2 +230м, движение к «Меге»; трасса 2 +230м. движение к пр. Шолохова.

01.06.2017г. (вх. № 8261) ООО «N» представило письменное объяснение и документы, в том числе договор, заключенный между ООО «N» (Заказчик) и ООО «Z» (Подрядчик), а также договор, заключенный между  ИП «К» (Исполнитель) и ООО «N», в рамках которых была изготовлена и распространена в г. Ростове-на-Дону с 01.04.2017г. указанная выше реклама (10 рекламных конструкций, указанных в Приложении к договору) .

В письменном объяснении ООО «N» не согласилось с тем, что рассматриваемая реклама нарушает требования ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», считая, что «указанная реклама не содержит каких-либо оскорбительных, уничижительных материалов».  

09.06.2017г. (вх. № 8725) из Совета Ростовского регионального отделения Всероссийской общественной организации ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов поступило письмо, в котором сообщается, что «все члены Президиума Совета (21 человек) категорически возражают, чтобы наружная рекламы ЖК «Дом на Береговой» была распространена в г. Ростове-на-Дону и в других местах на территории Ростовской области, и считают, что используемый в данной рекламе образ является оскорбительным в отношении выдающегося военачальника нашей страны, трижды Героя Советского Союза, бывшего командующего Северо-Кавказским военным округом, маршала Будённого Семёна Михайловича, внёсшего большой вклад в достижение победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, укрепление и развитие Вооружённых Сил СССР».      

Кроме того, в целях объективной оценки рассматриваемой рекламы Ростовским УФАС России был проведен опрос граждан г. Ростова-на-Дону путем размещения с 30.05.2017г. по 13.06.2017г. на сайте rostov.fas.gov.ru информации:

«Уважаемые ростовчане! Просим Вас высказать личное мнение: является ли используемый в рекламе образ оскорбительным в отношении известнейшего Советского военачальника - нашего земляка Буденного С.М., принижающим его значимость, как исторической личности» с приложением фотографии рекламы.

Согласно зафиксированному результату опроса по состоянию на 13.06.2017г. в 09:42 всего проголосовало 82 человека, из них «Да» - 56 голосов (68%); «Нет» - 26 голосов (32%).

14.06.2017г. на заседании Комиссии в ходе рассмотрения дела представитель ООО «N» по доверенности поддержала доводы, приводимые в письменном объяснении.

Комиссия, изучив материалы дела, пришла к следующим выводам.

Позиция ООО «N» о том, что вышеназванная реклама не нарушает ч.6 ст5 ФЗ «О рекламе», несостоятельна исходя из следующего.

Согласно разъяснениям, данным в письме ФАС от 29.04.2013г. № АД/17355/13, к оскорбительным образам, сравнениям и выражениям относятся слова и изображения, которые, в том числе, ущемляют человеческое достоинство, принижают значимость отдельных лиц, исторических событий, памятных дат.

Вопрос отнесения изображений, слов и иных образов к оскорбительным носит субъективно-оценочный характер, который основан на восприятии данной информации каждым индивидуумом в отдельности. При этом очевидно, что восприятие одной и той же информации разными людьми может отличаться в зависимости от личностных характеристик субъекта (возраста, образования, воспитания, семейных устоев, места проживания и прочее).

Соответственно, возможна ситуация, когда одна и та же реклама оценивается неоднозначно с точки зрения ее этичности различными категориями населения. При этом, по мнению ФАС России, для признания рекламы неэтичной не требуется получение единогласного мнения или мнения абсолютного большинства потребителей рекламы, достаточно установить наличие значимого количества людей, воспринимающих рекламу как неэтичную.

Кроме того, при решении вопроса о соответствии той или иной рекламной информации требованиям ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе» такую информацию следует оценивать в совокупности с обстоятельствами ее размещения (например, место расположения рекламной конструкции с учетом близости к учреждениям культуры, объектам культа, кладбищам и т.п.).

Используемый в рекламе образ мужчины содержит в себе (в утрированном виде) наиболее известную гражданам Советского Союза и Российской Федерации по фотографиям и кинофильмам атрибутику и внешние элементы, присущие облику Буденного С.М.  (буденовка; большие, пышные, закрученные кверху усы).  При таких обстоятельствах используемый в рекламе образ способен вызвать у потребителя рекламы ассоциации с образом Буденного С.М.

Буденный Семен Михайлович – историческая личность: известнейший Советский военачальник, один из первых маршалов Советского Союза, трижды Герой Советского Союза, Кавалер Георгиевского креста всех степеней, Командующий Первой конной армией в годы гражданской войны, один из ключевых организаторов красной кавалерии. Бойцы Первой конной армии известны под собирательным названием «буденовцы». Образ Буденного С.М. особенно памятен и значим для жителей Ростовской области, поскольку родился он в этих местах: 25 апреля 1883г., х. Козюрин (ныне Пролетарский район), Область Войска Донского. Первая конная армия формировалась и начинала действовать на территориях, по которым протекает река Дон, в том числе Ростовской области. В его честь назван проспект в г. Ростове-на-Дону и поставлен бюст. 

Обратившиеся по поводу указанной выше рекламы ветераны Великой Отечественной войны и заявители граждане-ростовчане относятся к значимому количеству людей, воспринимающих рассматриваемую рекламу, как содержащую оскорбительный образ в отношении Буденного С.М., принижающий его историческую значимость.

Проведенный Ростовским УФАС указанный выше опрос граждан г. Ростова-на-Дону также свидетельствует о том, что 68% опрошенных граждан оценили рассматриваемую рекламу, как содержащую оскорбительный образ в отношении Буденного С.М., принижающий его историческую значимость.

Таким образом, на вышеназванную рекламу распространяется запрет, установленный ч.6 ст.5 ФЗ «О рекламе», за нарушение которого ответственность несет рекламодатель, каковым в данном случае является ООО «N».

Согласно п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. 

В материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об устранении нарушения, что даёт основания для выдачи ООО «N» предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст.33, ч.1 ст.36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42, 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей распространяемую с апреля 2017г. в г. Ростове-на-Дону наружную рекламу жилищного комплекса  «Дом на Береговой», содержащую сведения: «ДОН БУДЁН ЖК «ДОМ НА БЕРЕГОВОЙ» бизнес-класса 310-01-41 WWW.БЕРЕГОВАЯ19.РФ Застройщик ООО «ДОНИНВЕСТСТРОЙ» Проектная информация на сайте» и оскорбительный образ в отношении известного советского военачальника, маршала СССР, трижды Героя Советского Союза Буденного Семена Михайловича, поскольку в ней нарушены требования ч.6 ст. 5 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ООО «N» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 21.06.2017г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны