Решение б/н Решение по делу № 365 от 07.07.2009 г. в отношении ОАО «ЮГК ... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

07 июля 2009 года
город Ростов-на-Дону

 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее по тексту – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии:
Корнеев В.Г. – руководитель управления;
Члены Комиссии:
Молчанов Е.Г. – зам. руководителя управления;
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за  соблюдением антимонопольного законодательства;
Путилина И.В. – специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства

рассмотрев дело № 365 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Южная генерирующая компания – ТГК-8» (далее по тексту – ОАО «ЮГК ТГК-8»; 414039, г. Астрахань, ул. Красная набережная, 32; 344006, г. Ростов-на-Дону, пр. Соколова, 13) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителя ОАО «ЮГК ТГК-8»: Тимченко Е. Ю. – юрисконсульта, (доверенности от 11.01.2009 года № 31), представителя ЖСК «Дружба»: Кизявка Н.Г. – председателя ЖСК «Дружба», (протокол № 19 от 12.05.2005 года),
 
УСТАНОВИЛА:
 
25.03.2009 года в Ростовское УФАС России поступило заявление жилищно-строительного кооператива «Дружба» (далее по тексту ЖСК «Дружба»; 344038, г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119) о нарушении ОАО «ЮГК ТГК-8» антимонопольного законодательства.
Указанное нарушение, по мнению заявителя, выразилось в следующем:
Между ЖСК «Дружба» и ОАО «ЮГК ТГК - 8» заключен договор энергоснабжения № 2021 от 03.01.2001 года (далее по тесту - Договор).
Оплату потребленной тепловой энергии ЖСК «Дружба» осуществляет в сроки и в размерах, установленных Договором, пунктом 5.4 которого определено, «…выставление платежных требований за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится с 5 по 8 число месяца, следующего за расчетным. Абонент обязан произвести оплату выставленных платежных требований в течении 3-х банковских дней. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации…».
Между тем, соглашением о долевом соотношении площадей от 25.04.2004 года определенно, что «…в домовладении, расположенном по адресу: ул. Ленина, 119, долевое владение помещением и земельным участком распределяются следующим образом. ЖСК «Дружба» принадлежит помещение площадью 2855,4 кв. м. или 72% от общей площади домовладения. Собственникам: ООО «Старт», ООО «Техноинвест», Киселеву С.Н., Гюльназаровой Э.Е., Паку В.А., Кистовой М.Б. (в сумме) принадлежит 1092,5 кв. м. или 28% от общей площади домовладения…».
Помимо изложенного заявитель поясняет, что договор энергоснабжения заключен только между ЖСК «Дружба» и ОАО «ЮГК ТГК - 8», и ОАО «ЮГК ТГК - 8» выставляет платежные требования за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель, потребленную сособственниками домовладения, расположенного по адресу: ул. Ленина, 119, ЖСК «Дружба».
Кроме того, в счетах на оплату тепловой энергии за январь, февраль 2009 года ОАО «ЮГК ТГК - 8» предупреждает об отключении принадлежащих заявителю объектов от тепловых сетей, в случае неуплаты в десятидневный срок.
Однако, пунктом 3 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 года № 1 (далее по тексту – Порядок № 1), предполагается возможность приостановления подачи тепловой энергии в случае неоплаты организацией - потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором.
Заявитель полагает, что своевременно и в полном объеме производит оплату топливно-энергетических ресурсов.
Таким образом, данное положение Порядка не является основанием для прекращения теплоснабжения ЖСК «Дружба».
Кроме того, Порядок № 1 не может применяться при взаимоотношениях между ОАО «ЮГК ТГК-8» и ЖСК «Дружба», поскольку он противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 307 (далее по тексту – Правила № 307).
В этой связи, ЖСК «Дружба» считает, что ОАО «ЮГК ТГК-8» злоупотребило доминирующим положением на рынке услуг энергоснабжения путем осуществления действий, ущемляющих интересы жителей многоквартирного жилого дома и ЖСК «Дружба», что запрещено частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
07.07.2009 года, при рассмотрении дела № 365 представитель ЖСК «Дружба» заявил ходатайство об изменении условий договора энергоснабжения № 2021 от 03.01.2001 года, а именно: исключить пункт 4.3.
Согласно пояснениям ОАО «ЮГК ТГК-8», (письмо исх. 07.1.1-2209 от 01.06.2009 года) «…задолженность ЖСК «Дружба» по состоянию на 26.05.2009 года, составляет 7391 рублей, 82 копейки…».
Однако, «…подача тепловой энергии в жилой дом по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119 за период с 2008 года по 2009 год не ограничивалась и не прекращалась…».
Между тем, «…В счета на оплату фактически потребленной тепловой энергии за январь, февраль 2009 года действительно включено предупреждение об отключении, принадлежащих ЖСК «Дружба» объектов тепловых сетей…».
ОАО «ЮГК ТГК-8» считает, что «…Основанием для включения данного пункта является Порядок, определяющий порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям – потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 2 Порядка, прекращение или ограничение подачи тепловой энергии является льготным и распространяется на организации - потребители, прекращение или ограничение подачи топливно-энергетических ресурсов которым может привести к опасности для жизни людей и тяжелым экологическим последствиям, а также на медицинские учреждения, организации связи, объекты жилищно-коммунального хозяйства, объекты вентиляции, водоотлива…».
Помимо изложенного Договором определенно, что «…Порядок расчета за потребленную тепловую энергию между ЖСК «Дружба» и ОАО «ЮГК ТГК - 8» предусмотрен разделом 5 действующего договора энергоснабжения № 2021 от 03.01.2001 года. В соответствии, с которым:
…5.4 Выставление платежных требований за фактически потребленную тепловую энергию и теплоноситель производится с 5 по 8 число месяца, следующего за расчетным. Абонент обязан произвести оплату выставленных платежных требований в течении 3-х банковских дней. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет Энергоснабжающей организации…».
Таким образом, ОАО «ЮГК ТГК-8» полагает, что «…включение предупреждения об отключении в счета на оплату тепловой энергии, выставленные в адрес ЖСК «Дружба» является законным и обоснованным…».
25.06.2009 года ОАО «ЮГК ТГК-8» письмом исх. 07.1.1.2 пояснило, что в соответствии с приложением № 2 к Договору «…данные о субабонентах не заявлены…
представить…полный перечень юридических лиц, потребляющих тепловую энергию в здании по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119 не представляется возможным…».
Кроме того, в вышеуказанном письмеОАО «ЮГК ТГК-8» отмечает, что «…Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2008 года ОАО «ЮГК ТГК-8» обязано заключить с ООО «Техноинвест» отдельный договор энергоснабжения. ООО «Техноинвест» является собственником встроенных помещений расположенных на 1-2 этажах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119…».
Изучив материалы настоящего дела, выслушав пояснения представителей ЖСК «Дружба» и ОАО «ЮГК ТГК-8», Комиссия пришла к следующим выводам:
Материалами дела (соглашением о долевом соотношении площадей от 25.04.2004 года, пояснениями ОАО «ЮГК ТГК-8» от 25.06.2009 года исх. 07.1.1.2) подтверждается, что владельцами домовладения, расположенного по адресу: ул. Ленина, 119, являются сособственники домовладения, в том числе и ЖСК «Дружба».
Утверждение ОАО «ЮГК ТГК-8» об отсутствии информации о юридических лицах, потребляющих тепловую энергию в здании по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119не соответствует действительности, поскольку письмом от 25.06.2009 года исх. 07.1.1.2 ОАО «ЮГК ТГК-8» пояснило, что Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.07.2008 года ОАО «ЮГК ТГК-8» обязано заключить договор энергоснабжения с ООО «Техноинвест», которое в свою очередь является собственником встроенных помещений расположенных на 1-2 этажах многоквартирного жилого дома по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 119.
Как следует из положений, установленных статьей 539 Части второй Гражданского кодека Российской Федерации[1] от 26.01.1996 года № 14-ФЗ (далее по тексту – ГК РФ) ОАО «ЮГК ТГК-8» должно заключить договор энергоснабжения с любым лицом, имеющим техническую возможность принимать отпущенную ОАО «ЮГК ТГК-8» тепловую энергию и соблюдать режим ее потребления.
Возможность заключения прямого договора энергоснабжения с каждым собственником помещений в одном здании, независимо от наличия приборов учета, подтверждена и выводами, содержащимися в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.12.2007 года по делу № А53-35306/2005-С1-9.
При этом, необходимо учитывать, что ОАО «ЮГК ТГК-8» является единственной организацией имеющей техническую возможность поставки тепловой энергии ЖСК «Дружба».
Поскольку теплопринимающее оборудование ЖСК «Дружба» подключено только к тепловым сетям ОАО «ЮГК ТГК-8», услуги по поставке тепловой энергии, оказываемые ОАО «ЮГК ТГК-8» не могут быть заменены ЖСК «Дружба» иными услугами, равно как не могут быть заменены ЖСК «Дружба» услугами теплоснабжения других организаций.
Таким образом, положение ОАО «ЮГК ТГК-8» на рынке услуг по поставке тепловой энергии ЖСК «Дружба» расценивается как положение субъекта естественной монополии.
При этом, согласно части 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее по тексту – ФЗ «О естественных монополиях») субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
При этом, под понятием естественной монополии понимается (в силу положений установленных статьей 4 ФЗ «О естественных монополиях») – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Учитывая изложенное, а также иные документы, имеющиеся в материалах дела, положение ОАО «ЮГК ТГК-8» на рынке вышеуказанных услуг признано доминирующим.
Кроме того, ОАО «ЮГК ТГК-8» неправомерно включило в счета на оплату фактически потребленной тепловой энергии за январь, февраль 2009 года предупреждение об отключении, принадлежащих ЖСК «Дружба» объектов тепловых сетей.
 Данный вывод обусловлен следующим:
Согласно пункту 2 статьи 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Пунктом 3 Порядка установлена следующая процедура прекращения теплоснабжения:
При неоплате организацией – потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая организация предупреждает организацию – потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию - потребителя, за сутки до введения ограничения.
Исходя из данного положения, следует, что потребителю юридическому лицу, можно прекратить оказание услуг теплоснабжения.
Согласно подпункту «а» пункта 80 Правил № 307 (находящегося в разделе X Правил) ЖСК «Дружба» вправе приостановить или ограничить предоставление коммунальных услуг через 1 месяц после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в случае неполной оплаты потребителем коммунальных услуг.
Под неполной оплатой коммунальных услуг понимается наличие у потребителя задолженности по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающей 6 ежемесячных размеров платы, определенных исходя из соответствующих нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, действующих на день ограничения предоставления коммунальных услуг, при условии отсутствия соглашения о погашении задолженности, заключенного потребителем с исполнителем, и (или) при невыполнении условий такого соглашения.
После предупреждения ЖСК «Дружба» вправе приостановить или ограничить энергоснабжение в следующем порядке (в силу положений пункта 81 Правил):
1. При непогашении задолженности в течение установленного в уведомлении срока исполнитель вправе ограничить[2] предоставление указанных в уведомлении коммунальных услуг с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя.
2. В случае непогашения образовавшейся задолженности и по истечении 1 месяца со дня введения ограничения предоставления коммунальных услуг исполнитель имеет право приостановить предоставление коммунальных услуг, за исключением отопления, холодного водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, ЖСК «Дружба» не имеет правовой возможности ограничить и тем более приостановить поставку теплоснабжения потребителю, имеющему задолженность по оплате данного коммунального ресурса.
Согласно пунктам 2-3 Правил № 307 отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению, урегулированы Правилами № 307, в соответствии с пунктом 4 которых коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Потребителем в соответствии с Правилами № 307 является, в частности, гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, которому в соответствии с пунктом 9 Правил № 307 должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Следовательно, в обязанности ЖСК «Дружба» входит заключение договора на теплоснабжение и оплата услуг по его осуществлению, в связи с чем ЖСК «Дружба» будет являться посредником между теплоснабжающей организацией и гражданами, которые проживают в многоквартирном доме и являются непосредственными потребителями.
Данная позиция нашла свое отражение в пункте 28 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07.03.2007 года.
Таким образом, Правила № 307 не предусматривают возможность приостановления или прекращения предоставления тепловой энергии в случае неполной оплаты коммунальных услуг потребителем или при наличии задолженности по оплате.
Следовательно, нормы, в соответствии с которой допускалось бы отключение от тепловой энергии всего дома, если созданное в нем ТСЖ (ЖСК) имеет задолженность перед теплоснабжающей организацией по оплате коммунальных услуг, действующее законодательство не предусматривает.
Поскольку фактическим потребителем коммунальных услуг является население, размер платы за коммунальные услуги согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, с применением тарифа, установленного для населения, как это предусмотрено абзацем вторым пункта 15 Правил № 307.
Таким образом, в упомянутой норме имеется прямое указание на приобретение исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации (в данном случае ЖСК «Дружба») у ресурсоснабжающей организации (в данном случае ОАО «ЮГК ТГК - 8») горячей воды и тепловой энергии по тарифам, установленным для граждан.
Данная позиция нашла свое отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 525/09 от 09.06.2009 года.
Таким образом, действия ОАО «ЮГК ТГК - 8», выразившиеся в нарушении установленного порядка ценообразования – применении ненадлежащих тарифов при осуществлении расчета стоимости коммунальных услуг (тепловой энергии) оказываемых ЖСК «Дружба», а также в направлении предупреждения о приостановлении (отключении) энергоснабжения ЖСК «Дружба» в связи с задолженностью за поставленную тепловую энергию, ущемляют интересы заявителя, что запрещено в силу части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
В этой связи ОАО «ЮГК ТГК - 8» злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по поставке тепловой энергии.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА: 
 
1. Признать ОАО «ЮГК ТГК-8» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать ОАО «ЮГК ТГК-8»предписание о прекращении нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
 
Председатель Комиссии:
Корнеев В.Г. – руководитель управления;
Члены Комиссии:
Молчанов Е.Г. – зам. руководителя управления;
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за  соблюдением антимонопольного законодательства;
Путилина И.В. – специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства
 

Решение может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.


[1] В соответствии с пунктом 1 статьи 548 ГК, правила, предусмотренные статьями 539 – 547 ГК, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
[2] Согласно пункту 83 Правил, при ограничении предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) исполнитель вправе временно уменьшить объемы (количество) подачи потребителю отдельных коммунальных ресурсов и (или) ввести режимное предоставление коммунальных услуг.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны