Решение №15309/05 Решение по делу №1540/05 в отношении ПАО Сбербанк от 19 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу №1540/05

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» августа 2016 года

В полном объеме решение изготовлено «18» августа 2016 года

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг
в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон №223-ФЗ), в составе:

Председатель Комиссии:

Кожемяко Н.А. – заместитель руководителя управления – начальник отдела изучения и контроля товарных рынков,

Члены Комиссии:

Исмаилов М.И. – заместитель начальника отдела изучения и контроля товарных рынков,

Корнева Е.Д. – специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков

(далее – Комиссия), рассмотрев в присутствии представителя Заказчика, в присутствии представителя Заявителя, дело №1540/05 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком Закона №223-ФЗ при проведении открытого конкурса №31603905124 «Выбор организаций на уборку помещений и прилегающей территории, расположенных на территории Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея, на объектах Юго-Западного банка ПАО Сбербанк» (далее – открытый конкурс),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Жалоба ИП Куделиной А.С. поступила в Ростовское УФАС России 04.08.2016. Заявитель ссылается на нарушение Заказчиком при проведении вышеуказанной закупки требований Закона №223-ФЗ, а именно:

  1. наличие противоречий в закупочной документации в части установления начальной (максимальной) цены договора;

  2. наличие противоречий в закупочной документации в части условий оказания услуг и их объёмов (входит или не входит в стоимость договора предоставление грязезащитных ковриков и покрытий);

  3. неполное описание места и условий оказания услуг в части возможного изменения пропорции в цене между каждым слагаемым (весовой позицией) не более чем на 2%;

  4. нарушение порядка информационного обеспечения закупки при даче Заказчиком разъяснений закупочной документации;

  5. противоречие положений закупочной документации Положению о закупках ОАО «Сбербанк России» относительно необходимости размещения изменений, вносимых в Извещение
    о закупке и Документацию, на официальном сайте.

Представитель Заявителя, присутствовавший при рассмотрении настоящего дела, изложенные в жалобе доводы поддержал.

Представитель Заказчика на рассмотрении дела и в возражении на жалобу Заявителя пояснил, что в соответствии с Законом №223-ФЗ в установленный срок Заказчиком утверждено и опубликовано Положение о закупках ОАО «Сбербанк России».

При проведении открытого конкурса №31603905124 «Выбор организаций на уборку помещений и прилегающей территории, расположенных на территории Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея, на объектах Юго-Западного банка ПАО Сбербанк» Заказчик руководствовался требованиями Закона №223-ФЗ, Положения о закупках ОАО «Сбербанк России».

Жалобу ИП Куделиной А.С. представитель Заказчика просил признать необоснованной.

12.08.2016 Юго-Западным банком ПАО Сбербанк в Ростовское УФАС России подано ходатайство об отсрочке рассмотрения жалобы ИП Куделиной А.С. до 19.08.2016 в связи
с необходимостью подготовки возражений на жалобу, запрошенных документов, внесения изменений в закупочную процедуру.

Изменения в конкурсную документацию Заказчиком внесены и размещены на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 12.08.2016. Также на момент рассмотрения настоящего дела, Заказчиком представлены все необходимые документы, включая возражения на жалобу и запрошенные документы. Учитывая изложенное, Комиссией принято решение об отказе в удовлетворении ходатайства ПАО «Сбербанк России».

В рассмотрении дела №1540/05 объявлялся перерыв, после чего рассмотрение продолжено
в присутствии представителя Заявителя и представителя Заказчика.

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, установила:

Согласно части 10 статьи 3 Закона №223-ФЗ, участник закупки вправе обжаловать
в антимонопольный орган в порядке, установленном антимонопольным органом, действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в случаях:

• неразмещения в единой информационной системе положения о закупке, изменений, вносимых в указанное положение, информации о закупке, подлежащей в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, или нарушения сроков такого размещения;

• предъявления к участникам закупки требования о представлении документов, не предусмотренных документацией о закупке;

• осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке и без применения положений Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

• неразмещения или размещения в единой информационной системе недостоверной информации о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Изложенные в жалобе Заявителя доводы в рамках Закона №223-ФЗ не рассматриваются антимонопольным органом с учётом положений статьи 10 Закона №223-ФЗ. Таким образом, жалоба ИП Куделиной А.С. является необоснованной.

Вместе с тем, Комиссией установлено следующее.

Извещение о проведении открытого конкурса №31603905124 в рамках предмета контракта размещено Заказчиком на официальном сайте закупок www.zakupki.gov.ru 20.07.2016.

Из пункта 3.2 конкурсной документации на проведение открытого конкурса по выбору организаций на уборку помещений и прилегающей территории, расположенных на территории Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея, на объектах Юго-Западного банка ПАО Сбербанк (далее – Конкурсная документация), следует, что начальная максимальная стоимость договора составляет 408 151 256, 01, в т.ч. НДС руб.

В то же время, согласно расчёту начальной (максимальной) суммы закупки с тарифами по видам оказываемых услуг и ориентировочными объёмами необходимых услуг, приведённому
в пункте 1.13 приложения №1 к Конкурсной документации, общая начальная (максимальная) цена договора составляет 408 151 256 рублей.

Таким образом, в Конкурсной документации имеется противоречие относительно значения начальной (максимальной) цены договора.

Заказчиком 12.08.2016 были внесены изменения в Конкурсную документацию в указанной части. Начальная (максимальная) цена договора определена в пункте 3.2 документации и составляет 408 151 256, 00.

Вместе с тем, устранив противоречие в Конкурсной документации, Заказчик не внёс изменения в извещение о проведении закупки в части сведений о начальной (максимальной) цене договора. Согласно извещению о проведении закупки (в редакции №2 от 12.08.2016) начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 408 151 256, 01 рублей.

В соответствии с частью 8 статьи 4 Закона №223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.

Таким образом, сведения, содержащиеся в извещении о закупке, не соответствуют сведениям, содержащимся в документации о закупке, относительно начальной (максимальной) цены договора,
в связи с чем Заказчик нарушил часть 8 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Согласно пункту 1.10 технического задания (приложение №1 к Конкурсной документации),
в стоимость Договора возмездного оказания Клининговых услуг с Исполнителем не входит приобретение и доставка:

  • ершиков для туалетов;

  • мусорных корзин и урн;

  • уличных пепельниц;

  • кремов для машинок для чистки обуви;

  • грязезащитных ковриков и покрытий;

  • < >

    рассады, удобрения, грунта и иного посадочного материала для посева и посадки.

Однако, из приложения 1.2 Конкурсной документации (в первоначальной редакции
от 20.07.2016) следует, что стоимость химических средств необходимых для уборки, инвентаря, уборочного оборудования, персонала (в том числе контролирующего), спецодежды, расходных материалов для туалетных комнат и комнат приема пищи, предоставление (кроме фирменных ковров с логотипом ПАО Сбербанк) и чистка грязезащитного покрытия, химического реагента, доставки, а также всех налогов в соответствии с действующим законодательством РФ входят
в стоимость Договора и приобретаются Исполнителем за свой счет.

Таким образом, Комиссией установлено противоречие между установленными Заказчиком требованиями к количественным характеристикам оказываемых услуг, определённым в пункте 1.10 технического задания (приложение №1 к Конкурсной документации) и в приложении 1.2 Конкурсной документации.

Указанные противоречия могут ввести в заблуждение потенциальных участников закупки, вынудив их отказаться от участия в закупке.

В соответствии с пунктом 3) части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и качественных характеристик.

Таким образом, Заказчик нарушил пункт 3) части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Вместе с тем, в связи с внесением Заказчиком 12.08.2016 изменений в Конкурсную документацию Комиссией принято решение в указанной части предписание Заказчику не выдавать.

Довод Заявителя о неполном описании места и условия оказания услуг, а именно в части недопустимости изменения пропорций в цене между каждым слагаемым (весовой позицией) более 2%, Комиссией отклонён как необоснованный ввиду следующего.

Содержание приведённой в пункте 1.13 технического задания (приложение №1 к Конкурсной документации) сноски не относится к изменению площадей, а определяет только возможность участника изменить стоимость за 1 м2 по группе помещений и категории объектов по итогам проведения закупочной процедуры.

Как пояснил на рассмотрении настоящего дела представитель Заказчика, ограничение
в изменении стоимости за 1 м2 в размере не более 2% введено в целях недопущения изменения стоимости услуги за 1 м2 по группе помещений и категории объектов, поскольку в случае такого изменения и возможного перехода объектов из одной категории в другую произойдёт превышение итоговой цены договора.

С учётом изложенного, установленное в сноске к пункту 1.13 технического задания (приложение №1 к Конкурсной документации) условие о недопустимости изменений пропорции в цене между каждым слагаемым (весовой позицией) более 2% не противоречит требованиям Закона №223-ФЗ.

Заявитель указал, что Заказчиком нарушен порядок информационного обеспечения закупки при даче Заказчиком разъяснений Конкурсной документации.

Согласно части 5 статьи 4 Закона №223-ФЗ, в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Частью 11 статьи 4 Закона №223-ФЗ установлено, что изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации, размещаются заказчиком в единой информационной системе не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных изменений, предоставления указанных разъяснений.

В пункте 7.2.2 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» указано, что Банк после получения запроса от Участника в течение 3 рабочих дней осуществляет подготовку разъяснений, направляет их Участнику, подавшему запрос, и размещает разъяснения на сайте Банка, официальном сайте, сайте ЭТП (в случае проведения электронного аукциона) без указания Участника, от которого поступил запрос. Разъяснение положений Документации не должно изменять Документацию.

Согласно пункту 8.2 Конкурсной документации, ответы на заданные вопросы будут размещаться Банком (без указания компании, задавшей вопрос) в течение 3 рабочих дней со дня их получения на сайте www.sbrf.ru в разделе «Закупки».

Пунктом 8.3 Конкурсной документации Банк оставил за собой право не отвечать на отдельные вопросы.

С учётом изложенного, Банк установил дополнительное условие для отказа в даче разъяснений, а также определил возможность размещения Банком разъяснений только на сайте www.sbrf.ru, что не предусмотрено Положением о закупках ОАО «Сбербанк России» и требованиями Закона №223-ФЗ.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

Таким образом, Заказчик нарушил требования собственного Положения о закупках и части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 10) части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке.

В Конкурсной документации Заказчика отсутствуют дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком требований к содержанию документации о закупке и нарушает пункт 10) части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

Аналогично, пунктом 7.2.5 Положения о закупках ОАО «Сбербанк России» указано, что изменения, вносимые в Извещение о закупке и Документацию, размещаются Банком на сайте Банка и официальном сайте в течение 3 дней со дня принятия решения о внесении изменений. В то же время, из пункта 9.3 Конкурсной документации следует, что информация о внесении изменений (в т.ч. о продлении срока подачи конкурсных заявок) публикуется на сайте Банка. При этом Заказчик не указывает на необходимость публикации сведений на официальном сайте.

Таким образом, Заказчик нарушил требования собственного Положения о закупках и части 1 статьи 2 Закона №223-ФЗ.

Из смысла части 20 статьи 18.1 Закона №135-ФЗ следует, что по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа может устанавливать и иные не являющиеся предметом обжалования нарушений норм антимонопольного законодательства и принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона №135-ФЗ.

Проанализировав установленные Заказчиком в пункте 4.1 требования к участникам конкурса, Комиссия установила, что требование к участникам об отсутствии информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами в отношении руководителей Участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки противоречит принципам, которыми должны руководствоваться заказчики при закупке товаров, работ, услуг.

Согласно части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ, при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Соблюдение указанных принципов является стимулирующим фактором при подаче заявок,
а также направлено на поддержание конкуренции, нивелирование споров и разногласий участников и организаторов закупок при подведении их итогов.

Сам факт возбуждения уголовного дела правоохранительными и судебными органами не свидетельствует ещё о вине лица, в отношении которого это дело возбуждено. Уголовное дело может быть прекращено в связи с отсутствием вины в его действиях.

Вместе с тем, установленное Заказчиком требование к участникам конкурса об отсутствии информации о возбуждении уголовного дела правоохранительными и судебными органами
в отношении руководителей Участника на предмет установления в их действиях уголовно наказуемых деяний на момент рассмотрения заявки может привести к необоснованному ограничению конкуренции по отношению к участникам закупки (круга участников закупки). Таким образом, Заказчик нарушил часть 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ.

В связи с вышеуказанным и, руководствуясь положениями Закона №223-ФЗ, частью 20 статьи 18.1, статьёй 23 Закона №135-ФЗ, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

  1. Признать жалобу ИП Куделиной А.С. необоснованной.

  2. Признать ПАО «Сбербанк России» нарушившим часть 1 статьи 2, часть 1 статьи 3, части 8 и 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

  3. Выдать ПАО «Сбербанк России» обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в конкурсную документацию на проведение открытого конкурса по выбору организаций на уборку помещений и прилегающей территории, расположенных на территории Краснодарского края, Ростовской области, Республики Адыгея, на объектах Юго-Западного банка ПАО Сбербанк,
    с учётом позиции Ростовского УФАС России, сформулированной в настоящем решении.

  4. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновных лиц Заказчика.

     

Председатель Комиссии:

 

Н.А. Кожемяко

Члены Комиссии:

 

М.И. Исмаилов

Е.Д. Корнева

 

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны