Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 3 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

  • часть решения оглашена: 01.03.2017г. город Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено: 03.03.2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ.

Члены Комиссии: Варавва Е.Н. – специалист 1 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Мирчев А.Г. – старший специалист 2 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,

 

рассмотрев дело № 1937/02 от 29 сентября 2016 года по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Межрегиональной распределительной сетевой компанией юга» (далее – ПАО «МРСК Юга», 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 49), публичным акционерным обществом «ТНС энерго Ростов-на-Дону» (далее - ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону»; 344022, г. Ростов–на–Дону, пер. Журавлева, 47), обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» (далее - ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону»; 344006, г. Ростов–на–Дону, пр. Ворошиловский, 20/17), обществом с ограниченной ответственностью «Тепловая генерация» (далее - ООО «Тепловая генерация»; 347905, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Социалистическая,7/2 кв.25), а также публичным акционерным обществом «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» (далее - ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону»; 344022, г. Ростов-на-Дону, пр. Кировский, д. 40а) и муниципальным унитарным предприятием (далее - МУП «Тепловые сети»; 347923 Ростовская область, г. Таганрог, ул. Инструментальная, д. 25, к. 2) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»), руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В связи с информацией, размещенной в средствах массовой информации и публичными заявлениями в социальной сети Facebook генерального директора ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» Ревенко Владимира Юрьевича, а также информацией указывающей на то, что ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» совершает неправомерные действия, выразившиеся в прекращении поставки газа на котельные, расположенные в г. Таганроге без заключенного соглашения с ООО «Тепловая генерация» по поставке газа, необходимого, для соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей, 21.09.2016 г. (исх. 16952/02) Ростовским УФАС России генеральному директору ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» - Ревенко В.Ю. было выдано Предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства.

Однако, данное Предостережение не было исполнено ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону».

Кроме того, в Ростовское УФАС России, поступили обращения прокурора г. Таганрога Фролова К.Н., по поводу неправомерных, по его мнению, действий ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», выразившиеся в прекращении поставки газа на котельные, расположенные в г. Таганроге без заключенного соглашения с ООО «Тепловая генерация» по поставке газа, необходимого, для соблюдения прав и законных интересов добросовестных потребителей, а также введение режима ограничения потребления электроэнергии ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» в отношении ООО «Тепловая генерация».

Между ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» как единой теплоснабжающей организацией в соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 08.09.2015г. № 2771 заключен договор поставки тепловой энергии № 2 от 09.09.2015г., согласно п. 1 которого ООО «Тепловая генерация» обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель на границу балансовой принадлежностим для центрального отопления, горячего водоснабжения потребителей, а МУП «Тепловые сети» обязуется принять и своевременно оплатить тепловую энергию и теплоноситель.

При этом в целях снабжения населения города тепловой энергией и горячей водой ООО «Тепловая генерация» приобретает у ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» природный газ, а у ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» электроэнергию.

Поставка газа на котельные ООО «Тепловая генерация» осуществляется в рамках договора поставки газа, заключенного с ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону».

Электроэнергия поставляется ООО «Тепловая генерация» в рамках заключенного с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» договором энергоснабжения.

ООО «Тепловая генерация» допустило задолженность перед ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» за потребленный газ, в связи, с чем ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» прекратило его поставку на котельные ООО «Тепловая генерация» 21.09.2016г.

У ООО «Тепловая генерация» имеется непогашенная задолженность перед ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» за поставленную электроэнергию, в связи, с чем ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» ограничило поставку электроэнергии на котельные ООО «Тепловая генерация» 21.09.2016г.

Вместе с тем по состоянию на 21.09.2016г. у МУП «Тепловые сети» имелась задолженность за поставленную тепловую энергию и теплоноситель перед ООО «Тепловая генерация».

Согласно п.6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно - энергетических ресурсов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998г. №1 (далее – Порядок №1) в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации - потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно - энергетические ресурсы, организация - потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно - энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Указанная норма права устанавливает для ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» обязанность по осуществлению действий, направленных на заключение с ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» соглашений по поставке природного газа, а с ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по поставке электроэнергии.

В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.

Пунктом 121 Правил № 354 предусмотрено, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается.

Спор двух хозяйствующих субъектов, каждый из которых занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, не должен иметь в качестве последствия угрозу причинения вреда добросовестным абонентам, независимо от наличия либо отсутствия соглашения об обеспечении подачи топливно-энергетических ресурсов.

Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в пункте 3 Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 01.02.2012, согласно которой действия организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

В настоящем случае возникшие между ООО «Тепловая генерация», ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», а также ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» и МУП «Тепловые сети» конфликты, связанные с неоплатой газа и электроэнергии, в силу повышенной социальной ответственности, которую несут организации-монополисты, может быть урегулирован сторонами в рамках переговорного процесса, либо в рамках судебного гражданско-правового спора о взыскании задолженности за поставленные ресурсы и последующего принудительного исполнения судебного решения.

Вместо этого ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» посредством ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» полностью прекратило поставку газа, а ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» поставку электроэнергии на котельные ресурсоснабжающей организации в отсутствие актуальной информации по добросовестным абонентам.

При этом совершение ООО «Тепловая генерация» действий по непредставлению актуальной информации в отсутствие доказательств о том, что все абоненты ресурсоснабжающей организации перестали оплачивать коммунальные услуги, само по себе не является основанием для полного прекращения поставки газа.

Право на жилище (и вытекающее из него право на получение коммунальных услуг) является безусловным, что означает обязанность газоснабжающей организации поставлять топливно-энергетические ресурсы на котельные ресурсоснабжающей организации даже при условии, что количество абонентов, исправно оплачивающих коммунальные услуги, равняется одному.

Данная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 11.06.2015 № 308-КГ15-2046 по делу № А15-3956/2013.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:

  1. На деятельность ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о том, что ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации природного газа в границах Ростовской области, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

На деятельность ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» приказом Ростовского УФАС России от 08.11.2006 № 32-р с долей более 65% включено в Реестр хозяйствующих объектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35% по виду деятельности – розничная реализация электрической энергии в границах расположения распределительных сетей электрической энергии, к которым присоединены потребители.

ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» занимает доминирующее положение на рынке услуг по реализации электрической энергии в границах Ростовской области, соответственно на деятельность общества на рынке услуг по реализации электрической энергии.

ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» является гарантирующим поставщиком на розничном рынке электроэнергии в Ростовской области (статус гарантирующего поставщика присвоен 13.10.2006 в соответствии с постановлением РСТ от 13.10.2006 № 10/1).

На деятельность ООО «Тепловая генерация», МУП «Тепловые сети», ПАО «МРСК Юга» и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» ввиду следующего.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что ПАО «МРСК Юга» занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах электрических сетей, принадлежащих ПАО «МРСК Юга».

Поскольку энергопринимающее оборудование потребителей подключено к сетям инженерно-технического обеспечения ПАО «МРСК Юга», а услуга электроснабжения, оказываемая ПАО «МРСК Юга» не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ПАО «МРСК Юга» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

ООО «Тепловая генерация», МУП «Тепловые сети» оказывают услуги по передаче тепловой энергии, являются субъектами естественных монополий.

В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» занимают доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах тепловых сетей, принадлежащих ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети».

Поскольку теплопринимающее оборудование потребителей подключено к сетям инженерно-технического обеспечения ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети», а услуга теплоснабжения, оказываемая ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того в силу ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» транспортировка газа по трубопроводам относится к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по транспортировке газа, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах электрических сетей, принадлежащих ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону».

Поскольку газоиспользующее оборудование потребителей подключено к газотранспортной системе ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», а услуга транспортировки газа, оказываемая ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 9 ФЗ «О защите конкуренции» группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков: 1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); 2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства); 3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания; 7) физическое лицо, его супруг, родители (в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры; 8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 данной части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 данной части признаку.

Ревенко В.Ю. с 19.05.2016 до момента вынесения настоящего решения является лицом имеющим право действовать без доверенности от имени ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону». Следовательно, с 19.05.2016 до момента вынесения настоящего решения Ревенко В.Ю. и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» образуют группу лиц в силу п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции».

Ревенко В.Ю. с 06.05.2016 до момента вынесения настоящего решения является лицом имеющим право действовать без доверенности от имени ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону». Следовательно, Ревенко В.Ю. и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» с 06.05.2016 образуют группу лиц в силу п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции».

Так как Ревенко В.Ю. образует группу лиц как с ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», так и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», то, в свою очередь ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» образуют группу лиц в силу п. 8 ч. 1 ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» входят в одну группу лиц, и действия каждого из хозяйствующих субъектов, входящих в одну группу, рассматриваются как действия, направленные на достижение общих экономических интересов всех членов группы.

  1. ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» незаконно прекратило поставку газа на котельные ООО «Тепловая генерация».

Как указано выше, между ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» как единой теплоснабжающей организацией в соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 08.09.2015г. № 2771 заключен договор поставки тепловой энергии № 2 от 09.09.2015г. согласно п. 1 которого ООО «Тепловая генерация» обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель на границу балансовой принадлежностим для центрального отопления, горячего водоснабжения потребителей, а МУП «Тепловые сети» обязуется принять и своевременно оплатить тепловую энергию и теплоноситель.

МУП «Тепловые сети» обеспечивает горячее водоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы.

Как следует из материалов дела, между ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» и ООО «Тепловая генерация» был заключен договор поставки газа от 07.06.2016г. № 43-3-11635/16 сроком до 20.09.2016г. в соответствии с дополнительным соглашением от 31.08.2016 № 1/16.

Предметом указанного договора является поставка газа на котельные ООО «Тепловая генерация».

Между тем в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» ООО «Тепловая генерация» были направлены письма от 01.09.2016г. № 567 и от 19.09.2016г. № 624 с предложением продлить действие договора поставки газа от 07.06.2016г. № 43-3-11635/16.

Однако ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» проигнорировав письма ООО «Тепловая генерация» от 01.09.2016г. № 567 и от 19.09.2016г. № 624 и письмом от 19.09.2016 № 04-01-06/5196 уведомило ООО «Тепловая генерация» о прекращении подачи топливно-энергетических ресурсов с 11 часов 00 мин. 21.09.2016 в связи с образовавшейся задолженностью.

21.09.2016г., в соответствии с актом об ограничении поставки газ от 21.09.2016г., ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» прекратило поставку газа на котельную, расположенную в г. Таганрог, ул. Заводская, 1.

В связи с прекращением поставки газа на перечисленные котельные, ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» прекратили подачу горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома и социально значимые объекты города, а также коммерческие организации.

Таким образом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», выразившиеся в прекращении поставки газа повлекли нарушение прав граждан, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также благоприятные условия проживания.

Согласно абз. 1 ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу п. 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 № 162 поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

Из смысла указанных положений в их взаимосвязи следует, что энергоснабжающие и газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку ресурса организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что при прекращении поставки газа на котельные в г. Таганроге ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» процедура соблюдена.

Согласно п. 6 Порядка № 1 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации -потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, организация потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для данных потребителей объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающей организации и организацией-потребителем, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи ресурса во избежание нарушения прав добросовестных абонентов.

В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В развитие данного положения п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) устанавливает, что ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте «б» пункта 117 настоящих Правил.

Подпунктом «б» п. 122 Правил № 354 определено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.09.2011 № 86-Впр11-3: «…ограничение и прекращение поставки ресурсов возможно только на основании соглашения, заключенного между газоснабжающей организацией и организацией-потребителем, и принятие такого решения поставщиком в одностороннем порядке не допускается

Кроме того, исходя из требований п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации обязанность по заключению соглашения возлагается в равной степени на газоснабжающую организацию и организацию-потребителя, и при уклонении одной из них от заключения соглашения другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующее соглашение.

При таких обстоятельствах, учитывая, что между ООО "Владимиррегионгаз" и организациями-потребителями не достигнуто соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах, данное общество, как правильно указал суд первой инстанции, не вправе было в одностороннем порядке ограничивать и прекращать поставку газа».

По общему правилу, поставщики газа действительно вправе прекратить или ограничить подачу газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате.

Вместе с тем, согласно статье 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты абонентов, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате использованных топливно-энергетических ресурсов и не состоят в непосредственных отношениях с поставщиком газа.

Таким образом, при прекращении ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» поставки газа ООО «Тепловая генерация», МУП «Тепловые сети» и вследствие прекращения горячего водоснабжения и отопления добросовестным потребителям, наступление негативных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. 539-547 ГК РФ), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Пунктом 2 ст. 546 ГК РФ предусмотрено, что перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Кодексом и другими федеральными законами.

По смыслу ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции состав правонарушения по злоупотреблению доминирующим положением имеет место не только тогда, когда доказан факт ущемления интересов третьих лиц, но и в случаях, когда создается угроза наступления таких последствий.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции (в редакции, действующей на момент совершения действий обществом) запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие): экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также, если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

Установление числа и местонахождения добросовестных абонентов, заключение соответствующего соглашения о поставке таким абонентам тепла и горячей воды лежало, на ООО «Тепловая генерация», МУП «Тепловые сети» и на ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», а также ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» на момент ограничения поставки электроэнергии, в целях недопущения нарушения прав таких абонентов, что сделано не было.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Тепловая генерация», МУП «Тепловые сети» и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону», являются нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Между ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ООО «Тепловая генерация» заключен договор на предоставление услуг по транспортировке природного газа от 15.09.2015г. № 11635/15, согласно которому ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» обязуется транспортировать по своим сетям газ, а ООО «Тепловая генерация» оплачивать услуги по транспортировке газа по тарифам, утвержденным в установленном законом порядке.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее - Закон № 69-ФЗ) организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство, в том числе такие действия, как: навязывание потребителям газа условий договоров, не относящихся к предмету договоров; включение в договоры условий, которые ставят одного потребителя в неравное положение по сравнению с другими потребителями; нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; необоснованные отказы от заключения договоров с отдельными потребителями при наличии ресурсов газа и возможностей его транспортировки; создание препятствий независимым организациям для доступа на рынок газа; сокращение объема добычи и поставок газа в целях поддержания монопольно высоких цен.

В силу ст. 29 Закона № 69-ФЗ в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе: организация - собственник системы газоснабжения и организация - собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.

Пунктом 5 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 № 162 определено, что поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем, заключаемого в соответствии с требованиями ГК РФ, федеральных законов, названных Правил и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 34 Правил поставки газа поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.

При этом последовательность действий поставщика по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов установлена Порядком прекращения и ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 № 1.

В пункте 6 Порядка № 1 предусмотрено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Из материалов дела усматривается, что у ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» имеются добросовестные потребители, которые оплачивали топливно-энергетические ресурсы.

В данном случае установлено, что общество фактически транспортировало газ по эксплуатируемым сетям и несет ответственность за ограничение поставки газа.

Резюмируя вышеизложенные мотивы, Комиссия приходит к выводу о совершения ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» действий по необоснованному ограничению (прекращению) транспортировки газа в нарушение запрета, установленного в ч. 4 ст. 1 Закона о защите конкуренции.

Письмом от 14.09.2016г. № Оф-5197 ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону», направило заявку в ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» о необходимости введения 21.09.2016 года полного прекращения поставки газа в отношении ООО «Тепловая Генерация».

21.09.2016г. поставка газа в отношении ООО «Тепловая генерация» была прекращена, о чем совместно сотрудниками ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» и ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону», а также ООО «Тепловая Генерация» был составлен акт.

Учитывая изложенное, принимая во внимание социальную значимость надлежащего обеспечения потребителей коммунальными услугами и проводимую политику государства в сфере полного обеспечения граждан коммунальными ресурсами в необходимом для них количестве, Комиссия приходит к выводу, что действия ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» по введению режима прекращения поставки газа ООО «Тепловая Генерация», являются нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

4. ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» незаконно ограничило энергоснабжение котельных ООО «Тепловая генерация».

Как указано выше, между ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» как единой теплоснабжающей организацией в соответствии с постановлением Администрации г. Таганрога от 08.09.2015г. № 2771 заключен договор поставки тепловой энергии № 2 от 09.09.2015г. согласно п. 1 которого ООО «Тепловая генерация» обязуется поставить тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель на границу балансовой принадлежностим для центрального отопления, горячего водоснабжения потребителей, а МУП «Тепловые сети» обязуется принять и своевременно оплатить тепловую энергию и теплоноситель.

МУП «Тепловые сети» обеспечивает горячее водоснабжение жилищного фонда и объектов социальной сферы.

При этом в целях снабжения населения города тепловой энергией и горячей водой ООО «Тепловая генерация» приобретает у ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» электроэнергию.

Вместе с тем, письмом от 30.08.2016г. исх. № 29/009-9320-2016 ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» в адрес ООО «Тепловая генерация» были направлены уведомления о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии до уровня технологической брони с 11-00 13.09.2016г. и до уровня аварийной брони с 11-00 21.09.2016г.

21.09.2016г., в соответствии с актом ограничении режима потребления электрической энергии от 21.09.2016г., ООО «Тепловая Генераця» в соответствии с требованием ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» под контролем ПАО «МРСК Юга» ограничило энергоснабжение котельной по адресу г. Таганрог, ул. Заводская, 1.

В Решении ВАС РФ от 16.12.2011 № ВАС-11535/11 указано, что возможность обеспечения непрерывности технологического процесса при эксплуатации и обслуживании водозаборной станции и водоочистных сооружений посредством установления величины технологической брони.

Таким образом, при установлении аварийной брони обеспечение непрерывности технологического процесса при эксплуатации и обслуживании водозаборной станции и водоочистных сооружений невозможно.

В связи с ограничением энергоснабжения на котельную ООО «Тепловая Генерация», ООО «Тепловая Генерация» и МУП «Тепловые сети» прекратили поставку горячей воды в жилые дома и социально значимые объекты поселка.

Таким образом, действия ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» выразившиеся в ограничении электроэнергии повлекли нарушение прав граждан, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, на получение коммунальных услуг надлежащего качества, а также благоприятные условия проживания.

В силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

Согласно ч. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями, а также в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварийных ситуаций. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает:

- обязательность предварительного (не менее чем за десять дней) предупреждения о возможном введении полного и (или) частичного ограничения режима потребления, содержащего информацию о состоянии задолженности потребителя за электрическую энергию, а также о предполагаемом сроке введения ограничений режима потребления;

- обязательность введения предварительного частичного ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, перед полным ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

- запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня;

- ответственность за нарушение порядка ограничения режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, повлекшее за собой причинение убытков потребителям и (или) продавцам электрической энергии;

- обязательность предоставления обеспечения обязательств по оплате электрической энергии указанными в пункте 6 настоящей статьи группами потребителей за счет средств бюджетов соответствующих уровней;

- меры по социальной защите граждан Российской Федерации, в том числе по выплате им компенсаций на оплату стоимости электрической энергии, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- недопустимость ограничения режима потребления электрической энергии до истечения срока действия предоставленных бюджетами соответствующего уровня обеспечений.

Правила ограничения являются основным, но не единственным нормативным актом, действующим в части регулирования порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии. Аналогичное положение, запрещающее ограничение режима потребления электроэнергии добросовестным потребителям, чьи энергопринимающие устройства подключены к электрическим сетям потребителя - неплательщика, содержится в п. 6 Порядка № 1 действовавшего на момент совершения нарушения.

В соответствии с п. 6 Порядка, в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Конституционно-правовой смысл вышеприведенного пункта 6 Порядка (а в его значении - и иных аналогичных ему по правовому содержанию положений Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, запрещающих ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства), определен Определением Конституционного суда РФ от 17.07.2012 № 1308-О следующим образом: «Согласно пункту 6 в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах. Данное положение, направленное на защиту интересов абонентов, своевременно исполняющих свои обязательства по оплате использованных ими топливно-энергетических ресурсов, и позволяющее обеспечить баланс во взаимоотношениях всех заинтересованных лиц путем заключения соответствующего соглашения, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе».

Решением ВАС РФ от 12.09.2012 N ВАС-9586/12 приведенный выше пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 признан соответствующим п. 2 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.

При этом наличие соглашения является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи энергоресурсов организациям-потребителям во избежание нарушения прав потребителей, в частности, на получение коммунальных услуг.

В пункте 3 «Обзора Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел» (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012) (основанном на Определении ВС РФ от 20.12.2011 N 86-Впр11-6 по делу по иску Гусь-Хрустального межрайонного прокурора в защиту интересов муниципального образования г. Курлово, несовершеннолетних, неопределенного круга граждан - добросовестных потребителей услуги теплоснабжения к ОАО «Владимирская энергосбытовая компания», ООО «Владимиррегионгаз» о признании незаконными действий по прекращению электроснабжения и газоснабжения котельных в связи с образовавшейся задолженностью по оплате электроэнергии и газа ОАО «Владимирэнергосбыт» и ООО «Владимиррегионгаз») отмечено, в частности, со ссылкой на приведенный пункт 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, что действия ресурсоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, являются незаконными.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

В связи с этим взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях.

Иное умаляет предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствует требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан правосудием.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 10.03.2011 № ВАС-2107/11.

Из смысла указанных положений в их взаимосвязи следует, что энергоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставку ресурса организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что при прекращении энергоснабжения ООО «Тепловая Генерация», ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» процедура уведомления была соблюдена.

Согласно п. 6 Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации -потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Таким образом, организация потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы в необходимых для данных потребителей объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающей организации и организацией-потребителем, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи энергоресурсов во избежание нарушения прав добросовестных потребителей.

При этом, согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 20.09.2011 № 86-Впр11-3, учитывая требования ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации от 26.01.1996 № 14-ФЗ, при условии, если между ресурсоснабжающей организацией и организациями-потребителями не достигнуто соглашение об обеспечении подачи добросовестным потребителям топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах, ресурсоснабжающая организация не вправе в одностороннем порядке ограничивать и прекращать поставку энергоресурсов в отношении таких организаций-потребителей.

Согласно ч. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Человек, его права и свободы являются наивысшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Законодателем в развитие названных конституционных положений введены дополнительные механизмы защиты потребителей, которые надлежащим образом исполняют обязательства по оплате за потребленные энергоресурсы и не состоят в непосредственных отношениях с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, установление количества и местонахождения добросовестных потребителей, а также заключение соглашения с ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» о поставке таким потребителям горячего водоснабжения и отопления лежало, в том числе и на ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» на момент прекращения года поставки электроэнергии, в целях недопущения нарушения прав и законных интересов таких потребителей, что сделано не было.

Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим. При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Таким образом, при прекращении ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» поставки электроэнергии ООО «Тепловая генерация» повлекшее ограничение прекращение горячего водоснабжения и отопления добросовестным потребителям, наступление негативных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц, предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

На основании вышеизложенного, действия (бездействие) ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону», выразившиеся в ограничении поставки электроэнергии ООО «Тепловая генерация», без заключенного по горячему водоснабжению и отоплению, добросовестным потребителям является нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Кроме того согласно информации предоставленной Прокуратурой г. Таганрога ООО «Тепловая генерация» является собственником котельной, тспользуемой для обеспечения горячим водоснабжением 54 многоквартирных домов, 20 объектов социальной инфраструктуры, в том числе 7 детских садов, 2 детских домов и 6 объектов здравоохранения, 2 из которых с круглосуточным пребыванием граждан.

Учитывая изложенное, принимая во внимание социальную значимость надлежащего обеспечения потребителей коммунальными услугами и проводимую политику государства в сфере полного обеспечения граждан коммунальными ресурсами в необходимом для них количестве, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», по введению режима прекращения поставки газа ООО «Тепловая генерация», а также ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети» по не принятию всех зависящих мер по заключению соглашения обеспечившего бы поставку коммунального ресурса в виде горячего водоснабжения добросовестным потребителям, а также ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» по введению режима ограничения поставки электроэнергии ООО «Тепловая генерация» являются нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Что также подтверждается обширной судебной практикой по судебным делам №№ А53-16254/2016, А53-16253/2016, А53-16252/2016, А53-27522/2015, А53-27513/2015, А53-25770/2015.

В соответствие с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» предписания об отзыве направленных в адрес ООО «Тепловая генерация» уведомлений о планируемом ограничении режима потребления электроэнергии от 20.09.2016г. № 29/009-10304-2016 и от 20.09.2016г. № 29/009-10305-2016.

Так же Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» предписания об отзыве направленного в адрес ООО «Тепловая генерация» уведомления о планируемом прекращении поставки газа от 19.09.2016г. № 01-01-06/5196.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» нарушившим п. 4 ч.1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

3. Признать ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

4. Признать ООО «Тепловая генерация» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Признать МУП «Тепловые сети» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

6. На основании пункта 1 настоящего решения выдать ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

7. На основании пункта 2 настоящего решения выдать ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

8. Прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ПАО «МРСК Юга» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях (бездействии).

9. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Ростов–на–Дону» и ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», а также ПАО «ТНС Энерго Ростов-на-Дону», ООО «Тепловая генерация» и МУП «Тепловые сети».

 

Председатель Комиссии: С.В. Батурин

 

Члены Комиссии: Е.Н. Варавва

А.Г. Мирчев

 

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны