Решение б/н Решение по делу № 2090/04 от 1 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                г. Ростов-на-Дону

 

Резолютивная часть решения оглашена «18» января 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «31» января 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:                Коренченко К.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти;

 

Члены Комиссии:                            Ратникова О.С. – главный специалист-эксперт

отдела контроля органов власти;

 

Изварина О.А. – специалист 3 разряда

отдела контроля органов власти;

 

Нефедова В.Н. – специалист 1 разряда

отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев дело № 2090/04 по признакам нарушения Администрацией Ворошиловского района г. Ростов-на-Дону (далее по тексту – Администрация), ООО «Георгиевские ярмарки» ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии: представителя Администрации: Ивахниной Т.С.;

в отсутствие представителей Прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, представителя ООО «Георгиевские ярмарки»,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Ростовское УФАС России из Прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (вх. № 14142 от 20.09.2016 г.) поступили материалы проверки исполнения законодательства о защите конкуренции при проведении сезонной универсальной ярмарки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 46/ ул. Орбитальная.

Из представленных материалов следует:

Постановлением Администрации г. Ростов-на-Дону от 09.12.2015 г. N 1204 «Об утверждении Перечня мест организации ярмарок на территории города Ростова-на-Дону на 2016 год» утверждено проведение сезонной универсальной ярмарки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 46/ ул. Орбитальная (далее – ярмарка).

Согласно Постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 08.04.2016 г. № 368 организатором ярмарки является Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее – Администрация).

01.07.2016 г. между Администрацией и ООО «Георгиевские ярмарки» заключено Соглашение о взаимодействии при проведении ярмарочных мероприятий (далее – Соглашение), предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на организацию и проведение ярмарки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 46/ ул. Орбитальная.

Названные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении Администрации и ООО «Георгиевские ярмарки» дела № 2090/04.

Определением от 03.11.2016 г. (исх. № 19725/04) дело № 2090/04 было назначено к рассмотрению на 09.12.2016 г.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 2090/04, в соответствии с ч. 3 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства определением от 09.12.2016 г. (исх. № 23098/04) было отложено и назначено к рассмотрению на 18.01.2017 г.

Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Порядок организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них утвержден Постановлением Правительства Ростовской области от 07.11.2013 г. № 681 (далее – Порядок).

Согласно п.2.5 Порядка в случае, если организатором ярмарки является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ростовской области, ярмарка организуется в соответствии с правовым актом указанного органа.

В соответствии с п. 2.6 Порядка в случае, если организатором ярмарки является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, они не позднее чем за 30 дней до начала ярмарки направляют в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ростовской области заявку об организации ярмарки (далее - заявка).

К заявке прилагается заверенная организатором ярмарки копия документа, подтверждающего право владения (пользования, распоряжения) земельным участком, предполагаемым для использования под место проведения ярмарки.

Согласно п.2.8 Порядка основанием для отказа в проведении ярмарки является, в том числе, непредставление заверенной организатором копии документа, подтверждающего право владения (пользования, распоряжения) земельным участком, предполагаемым для использования под место проведения ярмарки.

Таким образом, согласно вышеуказанным положениям, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе выступать организатором ярмарки только в случае нахождения у него во владении (пользовании, распоряжении) земельного участка или здания, строения, где организуется ярмарка.

В соответствии с Порядком организатор ярмарки обязан: разработать и утвердить план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней; опубликовать в средствах массовой информации или разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети информацию об организаторе ярмарки; обеспечить соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, охране окружающей среды, пожарной безопасности; обеспечить выполнение плана мероприятий; производить разметку и нумерацию торговых мест согласно схеме  размещения торговых мест на ярмарке, в том числе с выделением торговых мест реализации сельскохозяйственной промышленную переработку, в том числе с автотранспортных средств; обеспечить размещение участников ярмарки в соответствии со схемой размещения торговых мест на ярмарке; оборудовать место проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и организовать уборку и вывоз  мусора в течение всего периода работы ярмарки; по окончании проведения ярмарки привести в надлежащее санитарное состояние место проведения ярмарки.

В тоже время, на основании Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону 08.04.2016 г. № 368 организатором ярмарки является Администрация.

01.07.2016 г. между Администрацией и ООО «Георгиевские ярмарки» заключено Соглашение, направленное на организацию и проведение ярмарки. Соглашение действовало до 31.12.2016 г.

Согласно п. 2.1. Соглашения, Администрация:

2.1.1. Оказывает помощь в организации и проведении ярмарочных мероприятий в соответствии с утвержденным перечнем мест и графиком проведения ярмарок;

2.1.2. Создает условия для успешного функционирования ярмарок, а именно:

  • информирует ООО «Георгиевские ярмарки» о товарах, которые пользуются спросом у населения и их конкурентном ценовом диапазоне;
  • предоставляет возможность осуществлять продажу товаров с автомашин;
  • обеспечивает ветеринарное сопровождения деятельности ярмарки
  • обеспечивает информирование населения о проведении ярмарок;
  • привлекает к участию в ярмарках городских, районных товаропроизводителей, предприятия торговли, общественного питания;
  • организует музыкальное сопровождение ярмарок.

2.1.3. Организует контроль за деятельностью ярмарки.

Согласно п. 2.2 Соглашения ООО «Георгиевские ярмарки»:

2.2.1. Обеспечивает регулярное участие в работе ярмарочных мероприятий сельхозпроизводителей, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, осуществляющих деятельность на территории района;

2.2.2. Своевременно предоставляет в Администрацию заявки на участие в ярмарках, сведения об автотранспорте, задействованном в выездной торговле;

2.2.3. Производит разработку схем размещения торговых мест;

2.2.4. Организует информирование населения о дате, месте и времени проведения ярмарки;

2.2.5. Размещает информацию об организаторе ярмарки на месте проведения ярмарки;

2.2.6. Осуществляет взаимодействие с участниками ярмарок по следующим вопросам:

  • нанесение разметки и нумерации торговых мест согласно схеме размещения торговых мест на ярмарке;
  • оборудование мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил  и организация уборки и вывоза мусора в течение всего срока действия ярмарки;
  • организация ремонта ярмарочной площадки;
  • обеспечение охраны торговых мест и торгового оборудования на ярмарке;
  • обеспечивает соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством о защите прав потребителей, охране окружающей среды и т.д.
  • выполнение требований, предъявляемых к выездной торговле;
  • по окончании проведения ярмарки приведение торговых мест в надлежащее санитарное состояние.

2.2.7. Обеспечивает контроль за соблюдением требований законодательства РФ по запрету осуществления торговли определенными товарами.

Согласно письменным пояснениям, представленным ООО «Георгиевские ярмарки» 09.12.2016 г. в материалы настоящего дела, на основании Соглашения общество являлось администратором ярмарки, уполномоченным Администрацией на осуществление функций по подготовке и проведению ярмарки. В связи с тем, что территория ярмарки прилегает к территории «Северного кладбища», перечень товаров на ней является ограниченным, в количестве 6 торговых мест.

11.07.2016 г. между ООО «Георгиевские ярмарки» и АО «Чистый город» заключен договор № 6/3954 н, согласно которому АО «Чистый город» обязуется оказывать услуги по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых коммунальных отходов на ярмарке.

Таким образом, ООО «Георгиевские ярмарки» осуществляло функции организатора ярмарки.

Кроме того, согласно письменным пояснениям Администрации от 13.01.2017 г. (вх. № 272) земельный участок, расположенный по адресу проведения ярмарки, не сформирован и права на него не разграничены, в связи с чем, данная территория является муниципальной собственностью.

Согласно письменным пояснениям ООО «Георгиевские ярмарки» от 09.12.2016 г. документы, подтверждающие право владения (пользования, распоряжения) земельным участком, на котором расположена ярмарка, у ООО «Георгиевские ярмарки» отсутствуют.

Следовательно, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности на котором проходила ярмарка, не принадлежит ООО «Георгиевские ярмарки» на каком-либо праве (аренда/пользование).

Таким образом, ООО «Георгиевские ярмарки» является организатором ярмарки на не принадлежащем ему земельном участке по указанному адресу только в силу заключения Соглашения с Администрацией.

При этом, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных статьями 39.3, 39.5, 39.6, 39.9, 39.10, 39.18 ЗК РФ.

При этом, предоставление земельного участка для проведения ярмарки не относится к исключением из общего правила предоставления земельных участков (по торгам).

В свою очередь, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. по делу № А13-10558/2008).

Таким образом, Администрация и ООО «Георгиевские ярмарки», заключив Соглашение, фактически создали условия, при которых ООО «Георгиевские ярмарки» без процедуры проведения торгов, в преимущественном порядке был предоставлен земельный участок для организации и проведения ярмарки.

Таким образом, обстоятельства настоящего дела, а именно:

  • заключение Соглашения, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на организацию и проведение ярмарки;
  • осуществление ООО «Георгиевские ярмарки» функций организатора ярмарки;
  • осведомленность Администрации об осуществлении ООО «Георгиевские ярмарки» вышеуказанных функций организатора ярмарки, с учетом того, что Администрацией, как организатором ярмарки, данные функции не исполняются,

указывают на наличие антиконкурентного соглашения, заключенного между Администрацией и ООО «Георгиевские ярмарки», предметом которого является предоставление ООО «Георгиевские ярмарки» права на проведение ярмарочных мероприятий в преимущественном порядке, в обход публичных процедур, предусмотренных действующим законодательством, в условиях, исключающих возможность получить данное право на равных условиях иным хозяйствующим субъектам.

При этом, согласно ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при организации и проведении ярмарки, установлено следующее.

  1. временной интервал исследования определен периодом проведения ярмарки - с 08.04.2016 г. по 31.12.2016 г.;
  2. продуктовые границы товарного рынка – оказание услуг по организации ярмарки;
  3. географические границы товарного рынка – г. Ростов-на-Дону, ул. Добровольского, 46/ ул. Орбитальная.

Таким образом, антиконкурентное соглашение Администрации и ООО «Георгиевские ярмарки» фактически направлено на создание условий для отдельного хозяйствующего субъекта (ООО «Георгиевские ярмарки»), при которых он получает преимущества перед другими хозяйствующими субъектами что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции.

В этой связи, в действиях Администрации и ООО «Георгиевские ярмарки», выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, содержится нарушение ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

В силу того, что срок действия Соглашения истек 31.12.2016 г., у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Администрации и ООО «Георгиевские ярмарки» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, ООО «Георгиевские ярмарки» нарушившими ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, ООО «Георгиевские ярмарки» предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований.

 

Председатель Комиссии:                                                               К.А. Коренченко

 

Члены Комиссии:                                                                           О.С. Ратникова

 

О.А. Изварина

 

                                                                                                                      В.Н. Нефедова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны