Решение б/н Решение по делу № 2092/04 от 1 февраля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                г. Ростов-на-Дону

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» января 2017 г.

В полном объеме решение изготовлено «31» января 2017 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель Комиссии:                Коренченко К.А. – заместитель руководителя – начальник отдела контроля органов власти;

 

Члены Комиссии:                            Ратникова О.С. – главный специалист-эксперт

отдела контроля органов власти;

 

Нефедова В.Н. – специалист 1 разряда

отдела контроля органов власти,

 

рассмотрев дело № 2092/04 по признакам нарушения Администрацией Ворошиловскогоо района г. Ростов-на-Дону (далее по тексту – Администрация), ИП Квиквиния Г.В. ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии: представителя Администрации: Ивахниной Т.С.;

в отсутствие представителей Прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, ИП Квиквиния Г.В., Нагорного А.А.

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Ростовское УФАС России из Прокуратуры Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (вх. № 14142 от 20.09.2016 г.) поступили материалы проверки исполнения законодательства о защите конкуренции при проведении сезонной универсальной ярмарки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 125-127.

Из представленных материалов следует:

Постановлением Администрации г. Ростов-на-Дону от 09.12.2015 г. N 1204 «Об утверждении Перечня мест организации ярмарок на территории города Ростова-на-Дону на 2016 год» утверждено проведение сезонной универсальной ярмарки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 125-127 (далее – ярмарка).

Согласно Постановлению Администрации г. Ростова-на-Дону от 16.06.2016 г. № 769 организатором ярмарки является Администрация Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону (далее – Администрация).

27.05.2016 г. между Администрацией и ИП Квиквиния Г.В. заключено Соглашение о взаимодействии при проведении ярмарочных мероприятий (далее – Соглашение), предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на организацию и проведение ярмарки по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 125-127, соглашение действовало до 30.06.2016 г.

Названные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении Администрации и ИП Квиквиния Г.В.. дела № 2092/04.

Определением от 03.11.2016 г. (исх. № 19727/04) дело № 2092/04 было назначено к рассмотрению на 16.12.2016 г.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела № 2092/04, в соответствии с ч. 3 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции», дело о нарушении антимонопольного законодательства определением от 16.12.2016 г. (исх. № 23181/04) было отложено и назначено к рассмотрению на 24.01.2017 г.

Комиссия, изучив материалы настоящего дела, приходит к следующим выводам:

Согласно ч.1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» ярмарки организуются органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Организация ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются.

Порядок организации ярмарок на территории Ростовской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них утвержден Постановлением Правительства Ростовской области от 07.11.2013 г. № 681 (далее – Порядок).

Согласно п.2.5 Порядка в случае, если организатором ярмарки является исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ростовской области, ярмарка организуется в соответствии с правовым актом указанного органа.

В соответствии с п. 2.6 Порядка в случае, если организатором ярмарки является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, они не позднее чем за 30 дней до начала ярмарки направляют в исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Ростовской области заявку об организации ярмарки (далее - заявка).

К заявке прилагается заверенная организатором ярмарки копия документа, подтверждающего право владения (пользования, распоряжения) земельным участком, предполагаемым для использования под место проведения ярмарки.

Согласно п.2.8 Порядка основанием для отказа в проведении ярмарки является, в том числе, непредставление заверенной организатором копии документа, подтверждающего право владения (пользования, распоряжения) земельным участком, предполагаемым для использования под место проведения ярмарки.

Таким образом, согласно вышеуказанным положениям, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе выступать организатором ярмарки только в случае нахождения у него во владении (пользовании, распоряжении) земельного участка или здания, строения, где организуется ярмарка.

В соответствии с Порядком организатор ярмарки обязан: разработать и утвердить план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней; опубликовать в средствах массовой информации или разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети информацию об организаторе ярмарки; обеспечить соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, охране окружающей среды, пожарной безопасности; обеспечить выполнение плана мероприятий; производить разметку и нумерацию торговых мест согласно схеме  размещения торговых мест на ярмарке, в том числе с выделением торговых мест реализации сельскохозяйственной промышленную переработку, в том числе с автотранспортных средств; обеспечить размещение участников ярмарки в соответствии со схемой размещения торговых мест на ярмарке; оборудовать место проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и организовать уборку и вывоз  мусора в течение всего периода работы ярмарки; по окончании проведения ярмарки привести в надлежащее санитарное состояние место проведения ярмарки.

В тоже время, на основании Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону 16.06.2016 г. № 769 организатором ярмарки является Администрация.

27.05.2016 г. между Администрацией и ИП Квиквиния Г.В. заключено Соглашение, направленное на организацию и проведение ярмарки. Соглашение действовало до 30.06.2016 г.

Согласно п. 2.1. Соглашения, Администрация:

2.1.1. Оказывает помощь в организации и проведении ярмарочных мероприятий в соответствии с утвержденным перечнем мест и графиком проведения ярмарок;

2.1.2. Создает условия для успешного функционирования ярмарок, а именно:

  • информирует ИП Квиквиния Г.В. о товарах, которые пользуются спросом у населения и их конкурентном ценовом диапазоне;
  • предоставляет возможность осуществлять продажу товаров с автомашин;
  • обеспечивает ветеринарное сопровождения деятельности ярмарки
  • обеспечивает информирование населения о проведении ярмарок;
  • привлекает к участию в ярмарках городских, районных товаропроизводителей, предприятия торговли, общественного питания;
  • организует музыкальное сопровождение ярмарок.

2.1.3. Организует контроль за деятельностью ярмарки.

Согласно п. 2.2 Соглашения ИП Квиквиния Г.В.:

2.2.1. Обеспечивает регулярное участие в работе ярмарочных мероприятий сельхозпроизводителей, крестьянских (фермерских), личных подсобных хозяйств, осуществляющих деятельность на территории района;

2.2.2. Своевременно предоставляет в Администрацию заявки на участие в ярмарках, сведения об автотранспорте, задействованном в выездной торговле;

2.2.3. Производит разработку схем размещения торговых мест;

2.2.4. Организует информирование населения о дате, месте и времени проведения ярмарки;

2.2.5. Размещает информацию об организаторе ярмарки на месте проведения ярмарки;

2.2.6. Осуществляет взаимодействие с участниками ярмарок по следующим вопросам:

  • нанесение разметки и нумерации торговых мест согласно схеме размещения торговых мест на ярмарке;
  • оборудование мест проведения ярмарки контейнерами для сбора мусора в соответствии с требованиями санитарных правил и организация уборки и вывоза мусора в течение всего срока действия ярмарки;
  • организация ремонта ярмарочной площадки;
  • обеспечение охраны торговых мест и торгового оборудования на ярмарке;
  • обеспечивает соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством о защите прав потребителей, охране окружающей среды и т.д.
  • выполнение требований, предъявляемых к выездной торговле;
  • по окончании проведения ярмарки приведение торговых мест в надлежащее санитарное состояние.

2.2.7. Обеспечивает контроль за соблюдением требований законодательства РФ по запрету осуществления торговли определенными товарами.

В дальнейшем, как следует из объяснений ИП Квиквиния Г.В., данных Прокуратуре Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, между Администрацией и ИП Квиквиния Г.В. было заключено Соглашение о взаимодействии при проведении ярмарочных мероприятий от 29.06.2016 г. (в материалы настоящего дела не представлено).

Кроме того, согласно письменным пояснениям ИП Квиквиния Г.В. от 13.12.2016 г. (вх. № 18428) Соглашение о взаимодействии при проведении ярмарочных мероприятий от 27.05.2016 г. действовало до 30.09.2016 г.

Также, на заседании Комиссии представитель Администрации пояснил, что Соглашение действовало до определенного Администрацией г. Ростова-на-Дону срока проведения ярмарки – 30.09.2016 г.

Таким образом, Комиссия Ростовского УФАС России считает, что Соглашение, заключенное 27.05.2016 г. между Администрацией и ИП Квиквиния Г.В., действовало до 30.09.2016 г.

Согласно письменным пояснениям Администрации от 29.12.2016 г. (вх. № 19364) Соглашение было направлено на обеспечение санитарной уборки территории после проведения ярмарки.

 

Однако, в материалах настоящего дела имеется ответ Администрации на обращение Нагорного А.А. от 25.07.2016 г., согласно которому Администрация сообщает, что ознакомиться с планом мероприятий, схемой размещения нестационарных торговых объектов, с порядком предоставления мест на ярмарке можно у организатора ярмарки – ИП Квиквиния Г.В.

Кроме того, ИП Квиквиния Г.В. от лица организатора ярмарки заключил с участником ярмарки договор о предоставлении торгового места № 4 для продажи товаров на ярмарке (Договор от 05.06.2016 г.), согласно которому участник ярмарки вносит плату за пользование торговым местом ИП Квиквиния Г.В.

Таким образом, ИП Квиквиния Г.В. осуществлял функции организатора ярмарки.

Кроме того, согласно письменным пояснениям Администрации от 29.12.2016 г. (вх. № 19364) земельный участок, расположенный по адресу проведения ярмарки, не сформирован и права на него не разграничены, в связи с чем, данная территория является муниципальной собственностью.

Следовательно, земельный участок, находящийся в муниципальной собственности на котором проходила ярмарка, не принадлежит ИП Квиквиния Г.В. на каком-либо праве (аренда/пользование).

Таким образом, ИП Квиквиния Г.В. является организатором ярмарки на не принадлежащем ему земельном участке по указанному адресу только в силу заключения Соглашения с Администрацией.

При этом, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных статьями 39.3, 39.5, 39.6, 39.9, 39.10, 39.18 ЗК РФ.

При этом, предоставление земельного участка для проведения ярмарки не относится к исключением из общего правила предоставления земельных участков (по торгам).

В свою очередь, в тех случаях, когда требуется проведение торгов, их не проведение не может не влиять на конкуренцию (постановление Президиума ВАС РФ от 05.04.2011 г. по делу № А13-10558/2008).

Таким образом, Администрация и ИП Квиквиния Г.В., заключив Соглашение, фактически создали условия, при которых ИП Квиквиния Г.В. без процедуры проведения торгов, в преимущественном порядке был предоставлен земельный участок для организации и проведения ярмарки.

Кроме того, организация ярмарок является одним из видов экономической деятельности, при этом в ходе осуществления мероприятий по организации ярмарки ИП «Квиквиния Г.В. предоставляет участникам ярмарки торговые места за плату.

Следовательно, ИП Квиквииния Г.В. получал доход от деятельности при организации и проведении ярмарки.

Таким образом, обстоятельства настоящего дела, а именно:

  • заключение Соглашения, предметом которого является взаимодействие сторон, направленное на организацию и проведение ярмарки;
  • осуществление ИП Квиквиния Г.В. функций организатора ярмарки;
  • получение ИП Квиквиния Г.В. дохода при организации и проведении ярмарки;
  • осведомленность Администрации об осуществлении ИП Квиквиния Г.В.  вышеуказанных функций организатора ярмарки, с учетом того, что Администрацией, как организатором ярмарки, данные функции не исполняются,

указывают на наличие антиконкурентного соглашения, заключенного между Администрацией и ИП Квиквиния Г.В., предметом которого является предоставление ИП Квиквиния Г.В. права на проведение ярмарочных мероприятий в преимущественном порядке, в обход публичных процедур, предусмотренных действующим законодательством, в условиях, исключающих возможность получить данное право на равных условиях иным хозяйствующим субъектам.

При этом, согласно ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции при организации и проведении ярмарки, установлено следующее.

  1. временной интервал исследования определен периодом проведения ярмарки - с 27.05.2016 г. по 30.09.2016 г.;
  2. продуктовые границы товарного рынка – оказание услуг по организации ярмарки;
  3. географические границы товарного рынка – г. Ростов-на-Дону, ул. Ленина, 125-127.

Таким образом, антиконкурентное соглашение Администрации и ИП Квиквиния Г.В. фактически направлено на создание условий для отдельного хозяйствующего субъекта (ИП Квиквиния Г.В.), при которых он получает преимущества перед другими хозяйствующими субъектами что, в свою очередь, может привести к ограничению конкуренции.

В этой связи, в действиях Администрации и ИП Квиквиния Г.В., выразившихся в заключении антиконкурентного соглашения, содержится нарушение ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании, а также о необходимости осуществления других действий, направленных на устранение и (или) предотвращение нарушения антимонопольного законодательства.

Срок действия Соглашения истек 30.09.2016 г.

Кроме того, согласно Акту обследования территории ярмарки от 28.12.2016 г., составленному комиссией Администрации, было установлено, что земельный участок, на котором располагалась ярмарка освобожден от нестационарных торговых объектов, торговая деятельность не осуществляется.

В этой связи, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи Администрации и ИП Квиквиния Г.В. предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  статьей 48, частью 1 статьи 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать Администрацию Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, ИП Квиквиния Г.В. нарушившими ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону, ИП Квиквиния Г.В.  предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований.

 

Председатель Комиссии:                                                               К.А. Коренченко

 

 

Члены Комиссии:                                                                           О.С. Ратникова

 

 

                                                                                                                      В.Н. Нефедова

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны