Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 12 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ[1] № 2110/02

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2018 года                              г. Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено 12.03.2018 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ;

Бубельцова О.С. – начальник  отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Опруженков А.В. – главный специалист – эксперт  отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

(далее по тексту - Комиссия), рассмотрев дело № 2110/02 от 20.10.2017г. по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее - ПАО «ФСК ЕЭС»; 117630, г. Москва, ул. Академика Челомея, 5А; ИНН 4716016979)  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),  

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее Ростовское УФАС России) поступило на рассмотрение обращение  ОАО «Энергопром – НЭЗ» (346413, г. Новочеркасск, Алюминиевая площадка) о неправомерных, на его взгляд, действиях Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» Ростовское ПМЭС (Юридический адрес: 344093, г. Ростов – на – Дону, ул. Днепропетровская, 54/1; Почтовый адрес; 344011, г. Ростов – на – Дону, пер. Доломановский, 55/16), выразившихся в уклонении от согласования ОАО «Энергопром – НЭЗ» установки/замены/модернизации автоматизированной информационно измерительной системы коммерческого учета электрической энергии (далее – АИИС КУЭ), расположенной в ПС НЭЗ 220/110/35/10 кВ.  

На указанной подстанции, принадлежащей ПАО «ФСК ЕЭС» Ростовское ПМЭС,  находится система коммерческого учета (АИИС КУЭ) ОАО «Энергопром – НЭЗ», которая состоит из устройства собора и передачи данных (УСПД), 11 приборов учета электрической энергии, измерительных трансформаторов.

В ноябре 2007г. сторонами составлен акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, которым определены места установки приборов учета и сведения о них.

Также в 2010г. между ПАО «ФСК ЕЭС» Ростовское ПМЭС и ОАО «Энергопром – НЭЗ» подписан акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, согласно которому энергопринимающее оборудование ОАО «Энергопром – НЭЗ» находится на подстанции ПС НЭЗ 220/110/35/10 кВ.

ПАО «ФСК ЕЭС» осуществляет передачу электрической энергии на энергопринимающие устройства ОАО «Энергопром – НЭЗ» в рамках заключенного договора оказания услуг по передачи электрической энергии от 21.10.2010г.

29.05.2017 ОАО «Энергопром – НЭЗ», руководствуясь п. 148 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Постановление № 442) направило в адрес ПАО «ФСК ЕЭС» Ростовское ПМЭС запрос о согласовании замены/модернизации УСПД RTU-325 заводской номер <...> в автоматизированной информационно измерительной системе коммерческого учета электрической энергии ОАО «Энергопром – НЭЗ» в ПС НЭЗ 220/110/35/10 кВ.

В силу пункта 148 Постановления № 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес гарантирующего поставщика или сетевой организации.

Ростовское ПМЭС письмом от 07.06.2017г. № М5/П2/О2/958 отказало ОАО «Энергопром – НЭЗ» в согласовании замены приборов учета, входящих в состав измерительного комплекса АИИС КУЭ в связи с тем, что для целей коммерческого учета электрической энергии в ПС 220 кВ «НЭЗ» используется АИИС КУЭ ПАО «ФСК ЕЭС».

Таким образом, по мнению ПАО «ФСК ЕЭС», необходимость наличия АИИС КУЭ ОАО «Энергопром – НЭЗ» отсутствует.

Также вышеуказанным письмом ПАО «ФСК ЕЭС» ставит в известность ОАО «Энергопром – НЭЗ» о необходимости демонтажа оборудования АИИС КУЭ ОАО «Энергопром – НЭЗ».

09.06.2017г., 22.06.2017 ОАО «Энергопром – НЭЗ» повторно обратилось в ПАО «ФСК ЕЭС» с аналогичными запросами.

04.07.2017г. ПАО «ФСК ЕЭС» письмом № М5/П2/О2/1152 второй раз отказало ОАО «Энергопром – НЭЗ» в согласовании модернизации АИИСКУЭ и замены оборудования, входящего в состав измерительного комплекса АИИС КУЭ.

Таким образом, по мнению заявителя, отказ ПАО «ФСК ЕЭС» от согласования установки приборов учета является немотивированным и противоречащим нормам права.

В этой связи заявитель счел, что в действиях ПАО «ФСК ЕЭС», выразившихся уклонении от согласования ОАО «Энергопром – НЭЗ»  установки/замены/модернизации автоматизированной информационно измерительной системы коммерческого учета электрической энергии, содержатся признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №  2110/02.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:

1.           На деятельность ПАО «ФСК ЕЭС» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о том, что ПАО «ФСК ЕЭС»  занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах присоединенной сети, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В силу п. 12.5. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В силу ст.3 Федерального закона «Об электроэнергетике» от 26.03.2003г. №35-ФЗ (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), услугами по передаче электрической энергии является комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Поскольку энергопринимающие устройства и оборудование заявителя подключено к сетям и/или источникам ПАО «ФСК ЕЭС», а услуга по передаче электрической энергии, оказываемая ПАО «ФСК ЕЭС», не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ПАО «ФСК ЕЭС»  на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные выводы подтверждаются анализом состояния конкуренции на  рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

2.           Правила организации учета электрической энергии на розничных рынках установлены в разделе X Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (далее – Постановление № 442).

Пунктом 147 Постановления № 442 определено, что места установки, схемы подключения и метрологические характеристики приборов учета должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании.

За исключением случаев, указанных в пункте 148 настоящего документа, согласования с сетевой организацией и иными субъектами розничного рынка мест установки, схем подключения, метрологических и иных характеристик приборов учета не требуется.

Согласно пункту 136 Постановления № 442 под измерительным комплексом для целей настоящего документа понимается совокупность приборов учета и измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме, через которые такие приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), предназначенная для измерения объемов электрической энергии (мощности) в одной точке поставки.

Под системой учета понимается совокупность измерительных комплексов, связующих и вычислительных компонентов, устройств сбора и передачи данных, программных средств, предназначенная для измерения, хранения, удаленного сбора и передачи показаний приборов учета по одной и более точек поставки.

В соответствии с положениями п. 148 Постановления № 442 собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), имеющий намерение установить в отношении таких энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, либо заменить ранее установленные систему учета или прибор учета, входящий в состав измерительного комплекса или системы учета, обязан направить письменный запрос о согласовании места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета в адрес сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующая бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).

Таким образом, пунктом п. 148 Постановления № 442 для абонента установлена императивная обязанность по согласованию места установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета.

В силу п. 148 Постановления № 442 сетевая организация в течение 12 рабочих дней со дня получения запроса от гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) и в течение 15 рабочих дней со дня получения запроса от собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), осуществляет согласование мест установки прибора учета, схемы подключения прибора учета и иных компонентов измерительных комплексов и систем учета, а также метрологических характеристик прибора учета. При этом сетевая организация не вправе указывать товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименования мест происхождения приборов учета или наименования производителей приборов учета.

Пунктом 148 Постановления № 442 предусмотрено право  сетевой организации отказать в согласовании мест установки, схемы подключения и метрологических характеристик приборов учета или иных компонентов измерительных комплексов и систем учета только в следующих случаях:

отсутствие технической возможности осуществления установки системы учета или прибора учета в отношении указанных в запросе энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации;

несоответствие предложенных собственником в запросе мест установки, схем подключения и (или) метрологических характеристик приборов учета требованиям законодательства Российской Федерации.

Таким образом, отказ ПАО «ФСК ЕЭС» от согласования установки (замены, модернизации) приборов учета ОАО «Энергопром – НЭЗ» является немотивированным и противоречащим нормам права.

Кроме того необходимо принять во внимание, что к нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ФЗ «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

Оценивая рассматриваемые действия (бездействие)  ПАО «ФСК ЕЭС» как злоупотребление доминирующим положением, с учетом статьи 10 ГК РФ, Комиссия считает, что данными действиями (бездействием) организация налагает на своего контрагента в лице ОАО «Энергопром – НЭЗ»  неразумные ограничения и ставят необоснованные условия реализации своих прав.

Исходя из вышеизложенного, ПАО «ФСК ЕЭС» своими действиями (бездействием), выразившимися в немотивированном отказе от согласования установки (замены, модернизации) АИИС КУЭ ОАО «Энергопром – НЭЗ», а также в понуждении демонтировать существующие измерительные приборы, злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению, что является нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ПАО «ФСК ЕЭС» нарушившим ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2.Выдать ПАО «ФСК ЕЭС» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3.Передать материалы дела № 2110/02 специалисту Ростовского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в отношении ПАО «ФСК ЕЭС».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           С.В. Батурин

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 О.С. Бубельцова

                                                 

                                                                                                                 

  А.В. Опруженков

 


 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[1]Данное решение изготовлено в соответствии с формой утвержденной приложением №6 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006г. №337.

Связанные организации

Связанные организации не указаны