Решение б/н Решение по делу 2271/04 от 7 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

06.04.2015г.                                                                                                      г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 2271/04 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в газете «Звезда Шахтера» за июль 2014г. № 26 (314) рекламы услуги по предоставлению займов, в которой усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 Федерального Закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие заявителя;

в присутствии представителей МУП «Звезда Шахтера» – <…>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

10.10.2014г. (вх. № 20226) письмом ФАС России по подведомственности в Ростовское УФАС России направлено обращение гр. <…> на действия микрофинансовой организации - ООО «Центр Денежной Помощи», нарушающие, по мнению Заявителя, в том числе, законодательство о рекламе. Представлены копии рекламных объявлений об услугах данной организации, размещенные в газете «Звезда Шахтера» за 3 июля 2014г. № 26 (314).

Представленная реклама содержала следующую информацию: «Центр Денежной Помощи микрофинансовая организация. ООО «Центр Денежной Помощи». Срочные денежные займы. Неделя даром 0%. Акция «Неделя Даром» применяется в случае надлежащего исполнения заемщиком обязательств по настоящему договору, при этом компенсация за пользование суммой займа за первые 7 дней не начисляется. Данное условие применяется при первом обращении, в случае заключения договора займа не менее чем на 14 дней, и пользования не менее 14 дней. Не является публичной офертой в смысле ст. 437 ГК РФ. Подробности на сайте Центр-Денежной-Помощи.рф и в офисах компании».

Из содержания данной рекламы можно сделать вывод о том, что речь идет о потребительском кредите (займе).

В рекламе перечислен ряд условий акции «Неделя Даром», влияющих на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся данной услугой лица.

Вместе с тем, в рекламе отсутствуют другие условия, также влияющие на сумму расходов, которую понесут лица, воспользовавшиеся предлагаемой в рекламе услугой, что следует из представленного Заявителем договора займа, заключенного с ООО «Центр Денежной Помощи». 

В отсутствие указанной информации потребитель вводится в заблуждении относительно предлагаемой услуги.

Согласно ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» (в редакции Федерального закона от 21.12.2013 № 375-ФЗ, вступившей в силу с 22.06.2014г.), если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

В силу ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе», реклама должна содержать не всю информацию, а всю существенную информацию о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, не допускающую искажения смысла информации и введения в заблуждение потребителя рекламы. Закон обязывает формировать у потребителя рекламы правильное (достоверное) представление о соответствующей услуге. При этом потребитель рекламы вправе рассчитывать на формирование неискаженного представления об услуге при восприятии конкретного рекламоносителя, а не совокупности всех распространенных к определенному моменту рекламных материалов.

Таким образом, отсутствие существенной информации о рекламируемой услуге, направлено на умышленное создание об объекте рекламирования (денежные займы под 0 %) впечатления, которое на самом деле не соответствует его реальным качествам и характеристикам - условиям приобретения товара - с целью интенсификации спроса на приобретение товара.

Непредставление информации в полном объеме приводит к созданию у потребителей рекламы ложного впечатления об условиях получения вышеуказанной услуги.

Таким образом, в вышеназванной рекламе усматриваются признаки нарушения ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

ООО «Центр Денежной Помощи» в силу ч. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» является рекламодателем вышеназванной рекламы, как продавец рекламируемого товара (лицо, оказывающее услуги по предоставлению денежных займов населению).

На основании данных фактов в отношении ООО «Центр Денежной Помощи» возбуждено настоящее дело.

После отложений в рассмотрении настоящего дела, в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссией принято решение о привлечении к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – ООО «Центр Денежной Помощи – Дон» и заинтересованного лица – МУП «Звезда Шахтера» (Договор № 144 на оказание информационных услуг от 01.07.2014г., заключенный между МУП «Звезда Шахтера» и ООО «Центр Денежной Помощи – Дон», срок действия договора до 31 декабря 2014г.).

В дальнейшем ООО «Центр Денежной Помощи – Дон» представило письменное объяснение, в котором сообщается, что заявка на размещение рекламы в газете «Звезда Шахтера» № 26 (314) от 03.07.2014г. в МУП «Звезда Шахтера» не направлялась. О публикации данной рекламы стало известно только 21.11.2014г. при получении газеты. В МУП «Звезда Шахтера» 21.11.2014г. была направлена претензия с указанием на наличие допущенных в рекламе искажений (представлена в материалы дела). Представлен акт № 1 приема-передачи макета рекламного объявления от 09.07.2014г. и согласованный сторонами рекламный модуль, содержание которого соответствует требованиям ФЗ «О рекламе». Представлен также ответ МУП «Звезда Шахтера» на указанную выше претензию, подписанный являющейся на тот момент директором <…>, в котором сообщается, что МУП «Звезда Шахтера» допустило печать искаженного модуля рекламы в газете «Звезда Шахтера» в июле 2014г., в том числе в № 26 (314) от 03.07.2014г.     

Таким образом, в силу ч. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем рассматриваемой  рекламы является МУП «Звезда Шахтера», как лицо определившее содержание рекламы.

При таких обстоятельствах Комиссией принято решение о замене ООО «Центр Денежной Помощи – Дон» как ненадлежащее лицо по делу на надлежащее лицо – МУП «Звезда Шахтера».

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, Комиссия определением (исх. № 3393/04 от 06.03.2015г.) отложила рассмотрение дела на 06.04.2015г. и привлекла к участию в рассмотрении дела МУП «Звезда Шахтера» в качестве лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе.

06.04.2015г. на заседании Комиссии Ростовского УФАС России представители МУП «Звезда Шахтера» пояснили, что нарушение произошло по вине прежнего директора предприятия - <…> В настоящее время спорная реклама не распространяется.

Комиссия Ростовского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, выслушав представителей МУП «Звезда Шахтера», пришла к следующим выводам.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О рекламе» в целях названного Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот; ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

В силу ч.3 ст.28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Исходя из положений ч. 7 ст. 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В силу п. 4 ст. 3 ФЗ «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ, является ненадлежащей рекламой.

Таким образом, при наличии в рекламе услуги, связанной с предоставлением потребительского кредита (займа), пользованием им и погашением потребительского кредита (займа), хотя бы одного из условий, влияющих на его стоимость, в ней следует указывать иные условия, которые влияют на стоимость потребительского кредита (займа).

Отсутствие каких-либо сведений об условиях потребительского кредита (займа) может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламируемой финансовой услугой.

В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ № 58 от 08.10.2012 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано, что наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.  

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен ст. 6 Федерального закона от 21.12.2013 N 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее - Закон о потребительском кредите).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) установлены ст. 5 Закона о потребительском кредите.

Согласно позиции ФАС России, отраженной в письме от 31.07.2014 N АД/30890/14 «О рекламе финансовых услуг», к условиям, определяющим полную стоимость кредита, могут быть отнесены: сумма потребительского кредита (займа); срок действия договора потребительского кредита (займа) и срок возврата потребительского кредита (займа); валюта, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентная ставка в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Распространенная реклама не содержала: сумму потребительского кредита (займа); валюту, в которой предоставляется потребительский кредит (заем); процентную ставку в процентах годовых, а при применении переменной процентной ставки - порядок ее определения.

Более того, согласно утверждению Заявителя в рекламе также отсутствуют другие условия, влияющие на сумму расходов, которую понесут лица, воспользовавшиеся предлагаемой в рекламе услугой: отсутствуют сведения о компенсационных выплатах (процентной ставке) за пользование займом за пределами недельного срока; отсутствуют условия, влияющие на увеличение процентной ставки, в том числе при досрочном расторжении договора и при погашении займа за пределами срока его возврата. 

В данной рекламной информации отражены только привлекательные для потенциального потребителя рекламы условия. Другие условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, способной обмануть их ожидания, отсутствовали.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с ч. 6 ст. 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе» несет рекламодатель.

В данном случае в силу ч. 5 ст. 3 ФЗ «О рекламе» рекламодателем данной рекламы является МУП «Звезда Шахтера» – как лицо, определившее объект рекламирования и содержание данной рекламы.

При этом неисполнение юридическим лицом – МУП «Звезда Шахтера» требований ФЗ «О рекламе» вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей его работником, в данном случае прежним директором <…>, не является обстоятельством, освобождающим само юридическое лицо от ответственности. Кроме того, факт неисполнения работником трудовых обязанностей, свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля юридического лица за исполнением своими работниками, действовавшими в его интересах, своих трудовых обязанностей.

Согласно представленным МУП «Звезда Шахтера» пояснениям, в настоящее время вышеуказанная реклама не распространяется, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии Ростовского УФАС России основания для выдачи МУП «Звезда Шахтера» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 1ст. 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с п.п. 37-42, 47 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ненадлежащей рекламу финансовых услуг (денежные займы под 0 %), распространяемую в газете «Звезда Шахтера» за 3 июля 2014г. № 26 (314) в г. Гуково Ростовской обл., поскольку в ней нарушены требования ч. 7 ст. 5, ч. 3 ст. 28 ФЗ «О рекламе».

2. Не выдавать МУП «Звезда Шахтера» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе в связи с прекращением распространения данной рекламы.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном  ч. 1 ст. 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение изготовлено в полном объеме 07.04.2015г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны