Решение б/н Решение по делу 2346/04 от 6 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения оглашена «30» марта 2017г.

В полном объеме решение изготовлено «05» апреля 2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

 

 

 

 

 

рассмотрев дело № 2346/04 от 30.11.2016г. по признакам нарушения ИП Журба Е.А. ст. 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителя ООО ТК «Новочеркасск» и ООО «Новочеркасская транспортная компания» по доверенности – <…>,

в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,

УСТАНОВИЛА:

Настоящее дело возбуждено на основании приказа Ростовского УФАС России от 28.11.2016г. № 526 по результатам рассмотрения материалов, указывающих на нарушение ИП Журба Е.А. антимонопольного законодательства при осуществлении регулярных перевозок пассажиров с использованием автобусов HYUNDAI HD (County) по маршрутам г. Новочеркасска под видом легкового такси в обход публичных процедур.

Определением Ростовского УФАС России от 30.11.2016г. рассмотрение настоящего дела назначено на 07.02.2017г.; к участию в его рассмотрении привлечены: ООО ТК «Новочеркасск», ООО «Новочеркасская транспортная компания» – в качестве заявителей; ИП Журба Е.А - в качестве ответчика; ИП Гриневич В.М. - в качестве заинтересованного лица.

07.02.2017г. Комиссией принято заключение об обстоятельствах дела.

Определением Ростовского УФАС России от 07.02.2017г. срок рассмотрения дела продлен до 30.08.2017г., рассмотрение дела отложено на 30.03.2017г. в связи с принятием Комиссией заключения об обстоятельствах дела.

Комиссия Ростовского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, пришла к следующим выводам.

20.09.2016г. (вх. № 14121)  в Ростовское УФАС России поступило заявление ООО ТК «Новочеркасск» (далее – ООО «ТКН», Заявитель 1) о недобросовестной конкуренции со стороны ИП Журба Е.А. (ИНН 615006406337), выразившейся в осуществлении регулярных перевозок пассажиров с использованием автобусов HYUNDAI HD (County) по маршрутам г. Новочеркасска.

Идентичное заявление поступило вместе с письмом Депутата Государственной Думы ФС РФ Каминского А.В. (вх. № 15285 от 13.10.2016). Кроме того, данным письмом направлено заявление ООО «Новочеркасская транспортная компания» (далее – ООО «НТК», Заявитель 2) об аналогичных действиях  ИП Журба Е.А.

Как указывают Заявители с 2016г. ИП Журба Е.А. под видом осуществления перевозки пассажиров и багажа по заказу транспортными средствами, предоставленными на основании договора фрахтования для перевозки неопределенного круга лиц без взимания платы с указанных лиц, осуществляет перевозку пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок городского сообщения систематически, в соответствии с установленным расписанием движения, по утвержденным маршрутам, что характеризует данные перевозки как регулярные, без соответствующего договора.

Перевозки осуществляют автобусы с надписью на бортах «Заказной» и имеющие таблички с надписью – «Информационные услуги предоставляются всем категориям граждан на общих основаниях».

Под видом оплаты информационных услуг и возможности доступа на Интернет-сайт, фактически взимается оплата за проезд в таких автобусах. При этом, пассажиры имеют право не оплачивать информационные услуги и пользоваться проездом в автобусах ИП Журба Е.А. бесплатно. Однако, таких пассажиров водители автобусов выгоняют.

Заявителем 1 представлен Договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок от 07.06.2013г. № 1, заключенный с Администрацией г. Новочеркасска (действует с 10.06.2013 в течение пяти лет), а также перечень маршрутов регулярных перевозок, в том числе следующие маршруты:

№ маршрута

Начальный пункт

Путь следования

Конечный пункт

Маршруты с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах

1

Терапевтический корпус

через Автовокзал

Ж/Д вокзал

2

Азовский рынок

через ОАО «НЗСП»

мкр. «Соцгород»

3

Азовский рынок

через ООО «ПК «НЭВЗ»

мкр. «Соцгород»

Маршруты с посадкой и высадкой пассажиров в любом, не запрещенном правилами дорожного движения, месте

1-А

Терапевтический корпус

через Автовокзал

Ж/Д вокзал

 50

Азовский рынок

по пр. Ермака, по ул. Александровской

Автовокзал

54

ул. Украинская/МОУ СОШ № 12

по пр. Ермака (через Универмаг)

Мкр. «Соцгород»

Заявителем 2 с Администрацией г. Новочеркасска заключен Договор на организацию и выполнение перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок от 15.05.2015г. № 4. ООО «НТК» осуществляет перевозку пассажиров по следующим городским маршрутам регулярных перевозок:

- маршрут № 9 «Автовокзал – мкр. Молодежный»;

- маршрут № 21 «Азовский рынок – мкр. Молодежный»;

- маршрут № 10 «мкр. Молодежный – ООО «ПК «НЭВЗ»;

- маршрут № 52 «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 – мкр. Молодежный»;

- маршрут № 53 «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 – мкр. Донской»;

- маршрут № 43 «мкр. Молодежный – мкр. Октябрьский»;

- маршрут № 50-А «Азовский рынок – Автовокзал»;

- маршрут № 41 «Терапевтический корпус – мкр. Молодженый».

Как указывают Заявители, автобусы ИП Журба Е.А. следуют систематически по аналогичным маршрутам регулярных перевозок, в соответствии с установленным расписанием движения и без соответствующих договоров на выполнение перевозок.                                          

Заявителями указывается, что Южным УГАДН Ространснадзора проведена рейдовая проверка и в действиях ИП Журба Е.А., в части осуществления перевозок по заказу, имеются признаки регулярности: утвержденный маршрут перевозки пассажиров и багажа; использование остановочных пунктов; наличие интервалов отправления транспортных средств; систематическое осуществление перевозок пассажиров и багажа. 

В подтверждение данных фактов в материалы дела представлены письма Южного УГАДН Ространснадзора, в которых также указывается, что перевозки ИП Журба Е.А. осуществляет по договору фрахтования транспортного средства от 31.03.2016 № 1, заключенного с ИП Гриневич В.М. Условием указанного договора является предоставление ИП Журба Е.А. транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц.

Также Заявителями сообщается, что в настоящее время ИП Журба Е.А. прекратил осуществлять незаконные перевозки.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав) перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

Согласно ст. 19 Устава регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок; перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок.

Таким образом, отличительной особенностью регулярных перевозок пассажиров является то, что такие перевозки осуществляются:

- систематически;

- по утвержденному маршруту;

- в соответствии установленным расписанием движения.

Согласно ст. 31 Устава перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме. Договор фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа заключается фрахтователем с водителем легкового такси или посредством принятия к выполнению фрахтовщиком заказа фрахтователя. Фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси для перевозки пассажиров в случае, если предлагаемый фрахтователем маршрут может создавать угрозу безопасности водителя.

Таким образом, отличительной особенностью перевозок пассажиров легковым такси является то, что такие перевозки осуществляются по заказу пассажира, при этом маршрут движения и время отправления определяются также пассажиром.

В тоже время, исходя из информации, представленной Заявителями и Южным УГАДН Ространснадзора, можно сделать вывод о том, ИП Журба Е.А. фактически осуществляет регулярные перевозки пассажиров по маршрутам: «Терапевтический корпус - Ж/Д вокзал» (через Автовокзал), «Азовский рынок     - мкр. «Соцгород» (через ОАО «НЗСП»), «Азовский рынок - мкр. «Соцгород» (через ООО «ПК «НЭВЗ»), «Терапевтический корпус - Ж/Д вокзал» (через Автовокзал), «Азовский рынок – Автовокзал» (по пр. Ермака, по ул. Александровской), «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 - Мкр. «Соцгород» (по пр. Ермака (через Универмаг), «Автовокзал – мкр. Молодежный», «Азовский рынок – мкр. Молодежный», «мкр. Молодежный – ООО «ПК «НЭВЗ», «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 – мкр. Молодежный», «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 – мкр. Донской», «мкр. Молодежный – мкр. Октябрьский», «Азовский рынок – Автовокзал», «Терапевтический корпус – мкр. Молодженый», поскольку такие перевозки носят систематический характер, а маршрут движения и время отправления определяются не пассажирами, а перевозчиком.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Таким образом, право на осуществление пассажирских перевозок по маршрутам г. Новочеркасска возникает с момента заключения договора на право осуществления пассажирских перевозок по маршрутам города; субъектами рынка пассажирских перевозок являются хозяйствующие субъекты, заключившие соответствующие договора на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом с уполномоченным органом местного самоуправления.

В этой связи, осуществление пассажирских перевозок по маршрутам г. Новочеркасска без наличия договора на право осуществления пассажирских перевозок, заключенного с Администрацией г. Новочеркасска, является незаконным.

Согласно ст. 4 ФЗ «О защите конкуренции» недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов, которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – конкурентам.

В силу  ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции» не допускаются иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7 настоящего Федерального закона.

Заявители и ИП Журба Е.А. осуществляют деятельность на одном товарном рынке (перевозка пассажиров с использованием транспортных средств - автобусов) в пределах географических границ г. Новочеркасска, в связи, с чем являются конкурентами. Временной интервал исследования данного товарного рынка: 2016 год.

Учитывая, что предпринимательская деятельность предполагает получение прибыли, действия ИП Журба Е.А. могут быть квалифицированы как недобросовестная конкуренция, поскольку перевозка пассажиров без утвержденного в установленном порядке расписания движения, участия в конкурсе и заключения договора с Администрацией г. Новочеркасска создало предпринимателю преимущественное положение перед третьими лицами, осуществляющими на данном маршруте перевозки пассажиров в соответствии с разрешительными документами и на основании утвержденных расписаний.

Товарный рынок пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего назначения по рассматриваемому маршруту является неэластичным, то есть количество пассажиров, желающих воспользоваться услугами перевозчика, строго ограничено. Незаконное изъятие части пассажиров предпринимателем привело (или может привести) к тому, что хозяйствующий субъект - конкурент, работающий на данном маршруте по утвержденным расписаниям, лишается этих пассажиров и несет (может нести) определенные убытки.

При этом ИП Журба Е.А. осуществляет регулярные пассажирские перевозки по несогласованному маршруту пассажирских перевозок и при несоблюдении установленных действующих законодательством норм и правил, в отсутствие законных оснований для этого, по самостоятельно установленному тарифу, что способно повлечь убытки добросовестных участников рынка - ООО ТК «Новочеркасск» и ООО «Новочеркасская транспортная компания».

Таким образом, в действиях ИП Журба Е.А., выразившихся в осуществлении регулярных перевозок пассажиров по маршрутам: «Терапевтический корпус - Ж/Д вокзал» (через Автовокзал), «Азовский рынок            - мкр. «Соцгород» (через ОАО «НЗСП»), «Азовский рынок - мкр. «Соцгород» (через ООО «ПК «НЭВЗ»), «Терапевтический корпус - Ж/Д вокзал» (через Автовокзал), «Азовский рынок – Автовокзал» (по пр. Ермака, по ул. Александровской), «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 - Мкр. «Соцгород» (по пр. Ермака (через Универмаг), «Автовокзал – мкр. Молодежный», «Азовский рынок – мкр. Молодежный», «мкр. Молодежный – ООО «ПК «НЭВЗ», «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 – мкр. Молодежный», «ул. Украинская/МОУ СОШ № 12 – мкр. Донской», «мкр. Молодежный – мкр. Октябрьский», «Азовский рынок – Автовокзал», «Терапевтический корпус – мкр. Молодженый» без получения на это права по итогам конкурса, содержится нарушение ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 3 ст. 41 ФЗ «О защите конкуренции» в решении по делу о нарушении антимонопольного законодательства содержатся выводы о наличии или об отсутствии оснований для выдачи предписания и перечень действий, включаемых в предписание и подлежащих выполнению.

Поскольку на момент рассмотрения настоящего дела ИП Журба Е.А. прекратил осуществлять спорные перевозки, что свидетельствует об отсутствии у Комиссии Ростовского УФАС России оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь  ст.  23, ч.  1  ст. 39, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48,  ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ИП Журба Е.А.  нарушившим ст. 14.8 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать в связи с отсутствием оснований.

 

 

                                                                                                                  

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны