Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 12 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

  ООО «ЮгУголь»

347871, г. Гуково,

ул. Бетонная, 36

 

ЗАО «Гуковпогрузтранс»

347879, г. Гуково-9,

ул. Кирпичная, 59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ[1] № 2383/02

 

Резолютивная часть решения оглашена 21.02.2018 года                              г. Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено 12.03.2018 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ;

Бубельцова О.С. – начальник  отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Опруженков А.В. – главный специалист – эксперт  отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

(далее по тексту - Комиссия), рассмотрев дело № 2383/02 от 07.12.2017г. по признакам нарушения закрытым акционерным обществом «Гуковпогрузтранс» (далее – ЗАО «Гуковпогрузтранс»: 347879, г. Гуково-9, ул. Кирпичная, 59) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области из Южной транспортной прокуратуры  поступило обращение ООО «ЮгУголь» (347871, г. Гуково, ул. Бетонная, 36) о неправомерных, на его взгляд, действиях ЗАО «Гуковпогрузтранс» (347879, г. Гуково-9, ул. Кирпичная, 59), выразившихся в нарушении ч.1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

30.12.2016г. между заявителем и ЗАО «Гуковпогрузтранс» заключен договор №07/01/17ГПТ на эксплуатацию (пользование) железнодорожного (рельсового) пути необщего пользования, а именно на транспортировку груженых и порожних вагонов по железнодорожным путям необщего пользования ЗАО «Гуковпогрузтранс» от станции Гуково Северо – Кавказской железной дороги ОАО «РЖД» к местам погрузки-выгрузки ООО «ЮгУголь» и обратно. Погрузка – выгрузка вагонов осуществляется с 23 станционного пути ст. «Марс» парка «В».

Заявителем указано, что ЗАО «Гуковпогрузтранс» прекращена подача и уборка вагонов на железнодорожный путь необщего пользования, эксплуатируемый ООО «ЮгУголь».

В этой связи заявитель полагает, что ЗАО «Гуковпогрузтранс» своими действиями (бездействием) ущемило интересы ООО «ЮгУголь», тем самым злоупотребило своим доминирующим положением на рынке оказания услуг по предоставлению в пользование подъездного железнодорожного пути необщего пользования.

По информации, полученной от Южной транспортной прокуратуры  отказ от выполнения вышеуказанных мероприятий со стороны  ЗАО «Гуковпогрузтранс» продиктован неудовлетворительным техническим состоянием железнодорожных путей, а именно наличием нарушений установленных требований Федерального закона от 10.01.2003 № 17- ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной заместителем министра путей сообщения РФ от 01.07.2000 № ЦП-774.

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №  2383/02.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:

1.           На деятельность ЗАО «Гуковпогрузтранс» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о том, что ЗАО «Гуковпогрузтранс» занимает доминирующее положение на рынке услуг железнодорожных перевозок, следовательно, на него распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ЗАО «Гуковпогрузтранс» относится к субъектам естественных монополий как организация, оказывающая услуги по железнодорожным перевозкам, в связи с чем доминирующее положение субъекта уже признано законом и не требует дополнительного доказывания антимонопольным органом.

Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В силу п. 12.5. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 без проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Услуга по подаче и уборке вагонов в пределах железнодорожных станций в местах необщего пользования неразрывно связана наличием владения, примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования.

Поскольку путь необщего пользования, находящийся в хозяйственном ведении ЗАО «Гуковпогрузтранс», является примыкающим к пути необщего пользования ООО «ЮгУголь», а услуга по предоставлению права на временное использование железнодорожных путей для подачи и уборки вагонов, оказываемая ЗАО «Гуковпогрузтранс» не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ЗАО «Гуковпогрузтранс» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные выводы подтверждаются анализом состояния конкуренции на  рынке оказания услуг по передаче электрической энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220.

2.         ЗАО «Гуковпогрузтранс» не принял мер по устранению отмеченных контролирующим органом нарушений в содержании железнодорожного пути необщего пользования.

Между ООО «ЮгУголь» и ЗАО «Гуковпогрузтранс» 30.12.2016 за­ключен договор № 07/001/171111 (далее - Договор).

Согласно п. 1.1 Договора ЗАО «Гуковпогрузтранс» принял на себя обязательства производить транспортировку груженных и порожних вагонов, как собственного парка, так и иных владельцев железнодорожных вагонов. Пунктом 2.1 Договора закреплено, что по­грузка-выгрузка вагонов осуществляется с 23 станционного пути ст. «Марс» парка «В».

Согласно текста Договора ЗАО «Гуковпогрузтранс» оказывает услуги по указным маршрутам только при на­личии технической возможности и при условии полного соответствия обстоятельств Пра­вилам приема грузов к перевозке на железнодорожном транспорте, утвержденных прика­зом МПС РФ от 18.06.2003 № 28, инструкции МПС России № ЦП-774 от 01.07.2000, ПТЭ железных дорог РФ, утвержденных приказом Минтранса России от 12.12.2010 № 286.

Частью 5 статьи 16 ФЗ "О железнодорожном транспорте в РФ" предусмотрено, что уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в порядке, установленном указанным органом, имеет право проверять техническое состояние железнодорожных путей необщего пользования, железнодорожного подвижного состава и контейнеров, а также соблюдение требований безопасности выполнения погрузочно-разгрузочных работ при погрузке грузов в вагоны и контейнеры и их выгрузке из вагонов и контейнеров. При обнаружении на железнодорожном пути необщего пользования неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, сохранности, техническому состоянию железнодорожного подвижного состава, контейнеров или состоянию грузов, уполномоченный представитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта составляет акт. На основании этого акта соответствующее должностное лицо владельца инфраструктуры запрещает подачу железнодорожного подвижного состава на железнодорожный путь необщего пользования или его участок, указанные в этом акте, до устранения неисправностей. Ответственность за несоблюдение требований, касающихся подачи, задержки, уборки вагонов, охраны грузов, выполнения принятой заявки на перевозку грузов, оплаты пользования вагонами и контейнерами, несет виновная сторона, указанная в этом акте.

Анализ вышеназванных норм права позволяет сделать вывод, о том, что запрет на эксплуатацию железнодорожного пути может устанавливаться на основании акта уполномоченного представителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В сентябре 2016 г. Южным УГЖДН Ространснадзора в ЗАО «Гуковопогрузтранс» проведена проверка обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожно­го транспорта, по результатам которой выдано предписание № 19/7 от 30.09.2016.

В указанном предписании сказано, что железнодорожный путь необщего пользова­ния № 23 парка «В» ст. Гуковская (Марс) эксплуатируется в нарушение установленных требований Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в РФ» и Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной за­местителем министра путей сообщения Российской Федерации от 01.07.2000 № ЦП-774.

С учетом выявленных нарушений подача-уборка (движение) подвижного состава за­прещена.

В целях устранения нарушений, отраженных в предписании контролирующего ор­гана, ЗАО «Гуковпогузтранс» прекратило подачу подвижного состава на 23 станционном пути ст. Марс (парка «В»), на основании приказа генерального директора от 30.09.2016 №

172.

Однако, фактически указанные нарушения при содержании железнодорожного пути, ЗАО «Гуковпогрузтранс» не устранило, эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «ЮгУголь» запретило. Указанное обстоятельство установлено в рамках проверки, проведенной Лиховской транспортной прокуратуры.

Между тем в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 10.01.2003 №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Закон о железнодорожном транспорте) железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, ритмичную погрузку и выгрузку грузов, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.

Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также осуществляет совместно с грузоотправителями и грузополучателями освещение таких путей в пределах  занимаемой ими территории или в местах погрузки, выгрузки грузов и проводит очистку железнодорожных путей необщего пользования от мусора и снега.

Таким образом, ЗАО «Гуковпогрузтранс», как владелец вышеуказанного пути, не принял мер по устранению отмеченных контролирующим органом нарушений в содержании пути, а также демонтировал часть верхнего строения пути, ведущего к местам выгрузки ООО «ЮгУголь», тем самым ущемило интересы ООО «ЮгУголь» в части возможности эксплуатации пути необщего пользования.

К нормам Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), на которых основано антимонопольное законодательство, относятся, в частности, статья 1 ГК РФ, которой установлен запрет на ограничение гражданских прав и свободы перемещения товаров, кроме случаев, когда такое ограничение вводится федеральным законом (при этом к числу законов, вводящих соответствующие ограничения, относится и Закон о защите конкуренции), и статья 10 ГК РФ, запрещающая использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции и злоупотребление доминирующим положением на рынке.

ФЗ «О защите конкуренции» формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Закона.

Оценивая рассматриваемые действия (бездействие)  ЗАО «Гуковпогрузтранс» как злоупотребление доминирующим положением, с учетом статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия считает, что данными действиями (бездействием) организация налагает на своего контрагента в лице ООО «ЮгУголь»  неразумные ограничения и ставят необоснованные условия реализации своих прав.

Исходя из вышеизложенного, ЗАО «Гуковпогрузтранс» своими действиями (бездействием) злоупотребило своим доминирующим положением на рынке услуг по теплоснабжению, что является нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами (п. 4 ч. 1 названной статьи).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 23, ч.ч. 1 - 4 ст. 41, ст. 48, ч. 1 ст. 49, ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать ЗАО «Гуковпогрузтранс» нарушившим п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ЗАО «Гуковпогрузтранс» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела № 2383/02 специалисту Ростовского УФАС для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ в отношении ЗАО «Гуковпогрузтранс».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           С.В. Батурин

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 О.С. Бубельцова

                                                  

                                                                                                                 

  А.В. Опруженков

 


 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

[1]Данное решение изготовлено в соответствии с формой утвержденной приложением №6 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006г. №337.

Связанные организации

Связанные организации не указаны