Решение №18870/02 по делу № 1284/02 от 3 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПАО «Газпром газораспределение

Ростов-на-Дону»

344019, г. Ростов-на-Дону,

пр. Шолохова, д. 14 к1

 

Региональная служба

по тарифам Ростовской области

344019, г. Ростов-на-Дону,

ул. им. М. Горького, 295

 

ООО «Домгазстрой»

344019, г. Ростов-на-Дону,

ул. 5-я Линия, 133/117

 

ООО «СбытЭнергоСервис»

344019, г. Ростов-на-Дону,

                           пр. Шолохова, д. 14

                                                                           

ИП Путилин И.К.

344011, г. Ростов – на – Дону,

ул. Черепахина, 173 кв.5

gorgasservis@mail.ru

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ[1] № 1284/02

 

Резолютивная часть решения оглашена 19.09.2019 года                              г. Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено 03.10.2019 года

 

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее по тексту - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

 

 

 

Члены Комиссии:

Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ;

Бубельцова О.С. – начальник  отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Опруженков А.В. – главный специалист – эксперт  отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

 

(далее по тексту - Комиссия), рассмотрев дело № 1284/02 по признакам нарушения публичным акционерным обществом «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» (далее – ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону») ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции»),  

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) поступили заявления общества с ограниченной ответственностью «Домгазстрой» (далее – ООО «Домгазстрой») и общества с ограниченной ответственностью «СбытЭнергоСервис» (далее – ООО «СбытЭнергоСервис»), ИП Путилин И.К.  о нарушении ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» требований антимонопольного законодательства при заключении соглашения о аварийно-диспетчерского обеспечении (далее – АДО).

Как усматривается из материалов дела ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» направило для подписания в адрес заявителей, являющихся специализированными организация, не являющимися газораспределительными, проекты  соглашения об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (далее - соглашение).

По условиям соглашения специализированная организация поручает и обязуется оплатить, а ГРО (ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону») принимает на себя обязательства по АДО находящегося на техническом обслуживании специализированной организации ВДГО (ВКГО), установленного в помещении (-ях) заказчика (-ов), указанного (-ых) в приложении N 1 к соглашению.

Пунктом 2.2 соглашения установлено, что АДО обеспечивается ГРО путем осуществления следующих мероприятий:

2.2.1. Мероприятия по диспетчерскому обеспечению, включающие круглосуточное дежурство и обеспечение готовности АДС выехать на место аварии при поступлении аварийной заявки с объекта, круглосуточный прием аварийных заявок по каналам телефонной связи ГРО на номер "04";

2.2.1. Мероприятия по аварийному обеспечению, включающие выезд аварийной бригады АДС на объект для исполнения аварийной заявки, проведение мероприятий, направленных на предупреждение и локализацию аварии на объекте, включая приостановление подачи газа (при необходимости).

Согласно пункту 5.1 соглашения плата за АДО состоит из абонентской платы за диспетчерское обеспечение и платы за выполнение работы по аварийному обеспечению ВДГО (ВКГО) в связи с исполнением аварийных заявок и определяется в соответствии с действующим прейскурантом цен ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону».

По мнению заявителей, учитывая, что все действия ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», направленные как на устранение аварий, так и на возобновление подачи газа, осуществляются ими на своих сетях, расходы за аварийно-диспетчерское обслуживание, которых учтены при расчете тарифов на услуги транспортировке газа, требование оплаты соответствующих работ является незаконным.

Таким образом, заявители полагают, что действия ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» по взиманию платы за оказание услуг по АДО неправомерны и содержат признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства №  1284/02.

Рассмотрев доводы участвующих в деле лиц, Комиссия установила следующие обстоятельства:

1. На деятельность ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - ФЗ «О защите конкуренции») ввиду следующего.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по транспортировке газа по трубопроводам относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Поскольку газоиспользующее оборудование потребителей подключено к газотранспортной системе ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», а услуга транспортировки газа, оказываемая ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

2. Заключение соглашения о аварийно-диспетчерском обеспечении является императивно установленной обязанностью специализированной организации, не являющейся газораспределительной, но оказывающей услуги по техническому обслуживанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования" (далее - Постановление N 410) утверждены Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (далее - Правила пользования газом), Федеральной службе по тарифам предложено утвердить методические рекомендации о правилах расчета стоимости технического обслуживания и ремонта внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Пунктом 2 Правил пользования газом установлены следующие основные понятия:

аварийно-диспетчерское обеспечение - комплекс мер по предупреждению и локализации аварий, возникающих в процессе использования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, направленных на устранение непосредственной угрозы жизни или здоровью граждан, причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;

внутридомовое газовое оборудование в многоквартирном доме - являющиеся общим имуществом собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги;

внутриквартирное газовое оборудование - газопроводы многоквартирного дома, проложенные от запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, до бытового газоиспользующего оборудования, размещенного внутри помещения, бытовое газоиспользующее оборудование и технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета газа;

заказчик - юридическое лицо (в том числе управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный потребительский кооператив (далее - товарищество или кооператив), индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, и физическое лицо (гражданин), являющееся собственником (пользователем) помещения в многоквартирном доме или домовладения, выступающие стороной договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заказывающей выполнение работ (оказание услуг) по такому договору, обязанной принять и оплатить выполненные работы (оказанные услуги);

исполнитель - специализированная организация, которая на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, являющегося комплексным договором, содержащим элементы договора подряда и возмездного оказания услуг, приняла на себя обязательства по выполнению работ (оказанию услуг), предусмотренных договором о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;

приостановление подачи газа - совокупность действий технического характера (в том числе перекрытие запорной арматуры), которые выполняются исполнителем в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, и результатом которых является прекращение подачи газа к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию;

ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования - работы по восстановлению исправности внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования или его составных частей;

техническое обслуживание внутридомового и (или) внутриквартирного газового

оборудования - работы и услуги по поддержанию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования в техническом состоянии, соответствующем предъявляемым к нему нормативным требованиям;

специализированная организация - газораспределительная организация, осуществляющая по договору о транспортировке газа с поставщиком газа транспортировку газа до места соединения сети газораспределения с газопроводом, являющимся элементом внутридомового газового оборудования, получившая в установленном порядке допуск к выполнению работ (оказанию услуг) по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и внутриквартирного газового оборудования и имеющая в своем составе аварийно-диспетчерскую службу.

Согласно пункту 4 Правил пользования газом безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления, в частности, технического обслуживания и ремонта внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

Пунктом 6 Правил пользования газом установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования выполняются специализированной организацией на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

В соответствии с пунктом 7 Правил пользования газом аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения.

Аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

В то же время абзацем 3 пункта 7 Правил пользования газом установлено, что специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.

3. Нормы действующего законодательства не предусматривают государственного регулирования цен на АДО, следовательно, стороны свободны от ограничений при ее определении.

Аварийно-диспетчерская служба является отдельным структурным подразделением ГРО, обеспечивающим постоянную возможность локализации аварий и их ликвидацию на всех обслуживаемых ГРО объектах, связанных как с транспортировкой природного газа, так и с деятельностью по оказанию возмездных услуг по ТО и АДО сетей газораспределения прочих лиц, а также сетей газопотребления (ВДГО/ВКГО).

Согласно информационному письму ФСТ России от 23.06.2005 N СН-3765/9 затраты на обслуживание ВДГО не могут входить в структуру розничной цены газа, а также в расчете тарифа на транспортировку газа расходы на аварийно-диспетчерское обеспечение учитываются в части, относящейся на обслуживание газораспределительных сетей, находящихся у ГРО в собственности или на иных законных основаниях.

Таким образом, в тарифах на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, расходы на содержание аварийно-диспетчерской службы учитываются в части, относящейся на обслуживание газораспределительных сетей, находящихся у ГРО в собственности или на иных законных основаниях.

Расходы ГРО, связанные с оказанием возмездных услуг по ТО и АДО сетей газопотребления (ВДГО/ВКГО), в том числе АДО специализированных организаций, заключивших с физическими или юридическими лицами договор о ТО ВДГО/ВКГО, относятся на прочую деятельность и не учитываются при утверждении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям.

Приказом ФАС России № 230/16 от 15.03.2016г. для ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» утвержден тариф на транспортировку природного газа по газораспределительным сетям на территории Ростовской области. В данном тарифе для общества учтены затраты на осуществление деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию на газораспределительных сетях, при этом затраты на осуществление деятельности по аварийно-диспетчерскому обслуживанию ВДГО и ВКГО не учтены.

Довод заявителей о том, что плата за АДО уже входит в тариф за природный газ реализуемый населению противоречит материалам дела.

Из содержания пп. "б" п. 3 Постановления № 410 пользования газом следует, что плата за АДО ВДГО/ВКГО предполагается к включению в тариф ГРО на услуги по транспортировке газа. Исходя из этого, ФСТ России было поручено представить в течение 3 месяцев в Правительство РФ проект акта о внесении соответствующих изменений в основные положения N 1021.

Однако в соответствии с письмом ФСТ России от 28.03.2014 N 9-234 работа по исполнению поручения Правительства РФ в части включения платы за АДО ВДГО/ВКГО в состав тарифа на транспортировку газа была приостановлена. Изменения и по настоящее время не внесены в указанный акт.

В текущий момент плата за услуги ГРО по осуществлению АДО ВДГО/ВКГО государственному регулированию не подлежит (письмо ФСТ России от 23.06.2005 N СН-3765/9), стоимость названных услуг определяется на договорной основе и зависит от объема и состава выполненных работ (оказанных услуг) (письмо ФАС России от 23.06.2010 N АГ/19556).

В письме ФАС России от 24.04.2019г № ЦА/34258/19 в ответ на обращение Ростовского УФАС России по вопросу определения возмездного/безвозмездного характера услуг по АДО указано, что услуги по АДО не входят в утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 239  перечни продукции и услуг, в отношении которых применяется государственное регулирование цен (тарифов).

Таким образом, по мнению ФАС РФ, при оказании услуг АДО газораспределительная организация вправе рассчитывать на покрытие издержек, что, в свою очередь, порождает возмездный характер таких правоотношений.

Довод заявителя относительно неправомерного использования ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» телефона аварийной  службы (04) также отклоняется Комиссией, поскольку в силу абзаца 3 пункта 7 Правил пользования газом аварийно-диспетчерское обеспечение осуществляется только газораспределительной организацией в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.

При изложенных обстоятельствах Комиссия Ростовского УФАС России не  усматривает в действиях ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции", Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

Прекратить рассмотрение  дела № 1284/02 в отношении ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» о нарушении антимонопольного законодательства, в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (бездействии).

 

 

Председатель Комиссии                                                                                           С.В. Батурин

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 О.С. Бубельцова

                                                 

                                                                                                                 

  А.В. Опруженков

 


 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 


[1]Данное решение изготовлено в соответствии с формой утвержденной приложением №6 к приказу Федеральной антимонопольной службы от 22.12.2006г. №337.

Связанные организации

Связанные организации не указаны