Решение б/н Решение от 21.04.2010 г. по делу № 1140 и предписание № 185... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

21 апреля 2010 г.
г. Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Кожемяко Н.А. – начальник отдела изучения и контроля товарных рынков;
Исмаилов М.И. – ведущий специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков;

 

рассмотрев дело № 1140 по признакам нарушения ч.1 ст.11 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон), в отношении ООО «Держава» (346900, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Рабоче Крестьянская, 34) и ИП Васильева А.В.
 
УСТАНОВИЛА:
 
В Ростовское УФАС России поступило заявление гражданина Каращука В.С. (вх. № 10216 от 10.09.09) на действия ИП Васильева А.В. выразившиеся в навязывании услуг по оформлению полиса страхования - «Зеленая Карта» предусмотренного международной системой страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств при пересечении ими Российско-Украинской государственной границы в пункте Авило-Успенского таможенного поста.
В ходе рассмотрения данного заявления установлено следующее.
В соответствии с п.1 ст.31 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) в случае временного использования транспортного средства, зарегистрированного на территории Российской Федерации, на территории иностранного государства, в котором применяются международные системы страхования, владелец такого транспортного средства обязан застраховать риск своей гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории указанного иностранного государства, на срок временного использования транспортного средства, но не менее чем на 15 дней.
С 1950 года в большинстве европейских стран, введено обязательное страхование ответственности владельцев автотранспортных средств. В последствии по инициативе данных стран разработана (организованна) система международных договоров и страхового удостоверения обязательного страхования автогражданской ответственности - "Зеленая карта". Данный документ (полис), выданный по системе "Зеленая карта" служит владельцу транспорта, подтверждением наличия этого страхования на территории всех стран, участвующих в соглашении, и избавляет от необходимости заключения дополнительных договоров страхования при пересечении границ стран-участниц.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2008 №337-р «О национальном страховом бюро «Зеленая карта» Российский союз автостраховщиков (далее - РСА) признан участником международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств по системе "Зеленая карта", исполняющим функции национального страхового бюро системы "Зеленая карта".
С 01.01.2009 года Российская Федерация стала полноправным участником данной системы международного страхования автогражданской ответственности –«Зеленая карта» и в соответствии со вторым абзацем ч.1 ст. 32 Закона об ОСАГО таможенные органы осуществляют контроль за наличием полиса страхования, при выезде транспортных средств из Российской Федерации в другие государства, в которых применяются международные системы страхования.
Таким образом, наличие сертификата «Зеленая карта» (далее – Сертификат) является обязательным условием пересечения на автомобиле, зарегистрированном на территории Российской Федерации ее государственной границы (в том числе Российско-Украинской в пункте Авило-Успенка).
Стоимость Сертификата устанавливается ежеквартально Министерством финансов Российской Федерации. На момент поступления в Ростовское УФАС России заявления (3-й квартал 2009 года) стоимость Сертификата составляла 530 рублей.
Как следует из заявления, и приложенных к нему подтверждающих документов (Сертификата № 006-00364699 и квитанций № 017541 серия ТЯ, № 007399 серия КВ) помимо стоимости самого Сертификата (530 рублей), ИП Васильевым А.В.с заявителя была взята сумма в размере 450 рублей за услуги по написанию заявления и оформлению Сертификата.
Реализованный ИП Васильевым А.В. Сертификат №006-00364699 был эмитирован ЗАО «Международная страховая компания «АЙНИ»» (далее – ЗАО «АЙНИ»), являющимся одним из 12 Российских страховых компаний - эмитентов полисов «Зеленая карта» (по состоянию на 20.08.2009), аккредитованных в РСА.
Данный Сертификат получен и реализован ИП Васильевым А.В. (далее Предприниматель) на основании заключенного с ООО «Держава» (далее - Общество), являющегося одним из трех агентов ЗАО «АЙНИ» действующих на территории Ростовской области, договора № 21 от 10.03.2009.

 
Предметом заключенного между Предпринимателем (Поверенным) и Обществом (Доверителем) Субагентского договора является - поиск клиентов (страхователей) и последующее заключение с ними договоров страхования от имени и за счет Доверителя в соответствии с Правилами и условиями страхования Доверителя.
Из пункта 3.3. данного договора следует, что Доверитель уплачивает Поверенному комиссионное вознаграждение в размере: ОСАГО «Зеленая карта» - 6% по каждому заключенному договору страхования (реализованному Сертификату).
Договора, заключенные Обществом с остальными субагентами аналогичны по содержанию.
В соответствии с п. 6.2. Агентского договора № 8 ЮЛ от 20.05.2009г. заключенного между ЗАО «АЙНИ» (Принципал) и ООО «Держава» (Агент) Принципал уплачивает Агенту вознаграждение в размере 20 % (включая НДС) от суммы собранных брутто премий за отчетный месяц. Таким образом, в распоряжении Агента должно оставаться 14% от суммы страховой премии по каждому реализованному Сертификату.
Васильев А.В. осуществлял предпринимательскую деятельность по реализации Сертификатов в помещении (сборно-разборный передвижной комплекс, общей площадью 15м2), расположенном по адресу автодорога «п. Матвеево-Курган – с.Авило-Успенка» 21-020 км. (вправо), не ближе 50 м. от п.п. Матвеев-Курган», которое по состоянию на 20.08.2009 года являлось собственностью филиала «Оранта-Новошахтинск» ООО «СК «ОРАНТА» (далее – ООО СК «ОРАНТА»).
С 01.01.2009г. по 31.12.2009 г. ООО «СК «ОРАНТА» сдавала данное помещение в аренду ООО «Держава», посредством заключения договора аренды, из которого следует, что арендная плата в денежном эквиваленте не устанавливается, а регламентируется обязанностями Арендатора обеспечить трудоустройство сотрудников Арендодателя (ООО «СК «ОРАНТА») посредством заключения агентских договоров ОСАГО «Зеленая карта».
ИП Васильев А.В., являясь независимым хозяйствующим субъектом, не имеющим, как следует из материалов дела каких либо отношений с ООО «СК «ОРАНТА», а также с Обществом (за исключением Субагентского договора № 21 от 10.03.2009) безвозмездно осуществляет предпринимательскую деятельность в помещении принадлежащем Обществу, можно сделать вывод о заинтересованности ООО «Держава» в осуществлении Васильевым А.В. хозяйственной деятельности.
Предпринимателем утвержден прейскурант (по состоянию на 15.10.2009г.) на оказываемые им услуги, в соответствии с которыми со страхователей взимались дополнительные платежи (сборы):

 

Наименование услуги
стоимость услуги
заполнение заявления
200 рублей
услуги оформления
280 рублей
Знак RUS
100 рублей

 

Таким образом, Предприниматель в результате оказания вышеуказанных дополнительных услуг при оформлении Сертификата, вместо положенных ему 31,8 рублей за реализованный Сертификат (6% от 530 рублей) получил 450 рублей (по состоянию на 20.08.2009г.).
В соответствии с вышеперечисленным прейскурантом в октябре 2009 года стоимость дополнительных услуг (сумма дополнительно взимаемых денежных средств) выросла и составила 580 рублей (200 280 100).
Из представленных ЗАО «АЙНИ» в рамках рассмотрения данного дела актов выполненных работ (оказанных услуг), на основании которых Принципал оплачивал Агенту (Обществу) комиссионное вознаграждение в размере 20%, следует, что с 25.07.09 по 25.08.09 было реализовано 3303 Сертификата на общую сумму 1 850 790 рублей, соответственно сумма вознаграждения Агента (ООО «Держава») составила 370 158 рублей.
После расчетов с субагентами (оплаты им 6% в соответствии с п.3.3 и п.3.5 субагентских договоров), в ведении Общества должна оставаться следующая сумма – 259 110,6 рублей (370 158 - 1 850 790*6%), а сумма в размере 111 047,4 рублей перечисляется на расчетный счет Поверенного либо выдается наличными под роспись Поверенного.
Из пояснений ИП Васильева А.В., полученных при рассмотрении данного дела следует, что комиссии в размере 6% от суммы страховой премии за реализованные им Сертификаты, он не получал, единственным доходом от данного вида деятельности (а другой деятельностью Васильев А.В. не занимается) является сумма взимаемых со страхователей дополнительных платежей (450 рублей).
Из представленной ООО «Держава» информации Субагентский договор с ИП Васильевым А.В. расторгнут от 17.02.2010 по причине не исполнения Поверенным п.2.1.4 договора, а именно нарушения обязательства применять только тарифы установленные Доверителем.
05.03.2010 индивидуальный предприниматель Васильев Александр Владимирович прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем имеется свидетельство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Ростовской области.
Данное правонарушение совершено 17.08.2009, а договор фактически расторгнут 17.02.2010 (по истечении 6 месяцев), таким образом, Общество, на протяжении этого периода располагая информацией, о взимании Поверенным дополнительных денежных средств, не предпринимала каких либо действий для устранения данного правонарушения поскольку, в соответствии с п.2.2.1. Субагентского договора Общество должно обеспечить Поверенного всеми материалами, необходимыми для осуществления им своих обязанностей (страховые полисы, тарифы, инструкции, квитанции…), т.е. передача данных документов Поверенному в обязательном порядке фиксируется Доверителем. И как следует из п. 2.1.3 того же договора Поверенный обязан своевременно передать отчеты (реестры) и предоставлять акты приема-сдачи выполненных работ Доверителю, на основании которых в соответствии с п.3.4 договора производятся расчеты с Поверенным (оплата 6%).
Таким образом, если расчеты ежемесячно с кем-либо из Поверенных (в том числе ИП Васильевым А.В.) не производились, то Общество не могло не располагать этой информацией.
Следовательно, неведение Обществом о ненадлежащем исполнении Поверенным возложенных на него обязательств не может соответствовать действительности, более того данные действия Поверенного, соответствуют интересам Общества, в связи с тем что неоплаченные 6% остаются в распоряжении Общества.
На основании имеющихся в материалах дела данных по реализованным ООО «Держава» Сертификатам, эмитированным ЗАО «АЙНИ» согласованные действия Доверителя и Поверенных (в том числе ИП Васильева А.В.) могут привести к следующим результатам хозяйственной деятельности:

 

Месяц
Количество сертификатов
Страховая премия
Доходы
ООО «Держава»
Доходы
ИП Васильева А.В.
Суммарный доход
%
сумма
платеж
сумма
Август
3303
1850790,00
20
370158,00
450,00
1486350,00
1856508,00
Сентябрь
832
471210,00
20
94242,00
450,00
374400,00
468642,00

 

Приведенные в таблице данные свидетельствуют о наличии мотивации к осуществлению согласованных действий Доверителя и Поверенных (в том числе ИП Васильева А.В.).
Общество в своем письме проинформировало Управление, что Сертификат №006-00364699 был реализован ИП Пономаревой Т.Н., которая и получила соответствующее комиссионное вознаграждение в размере 6% за данный Сертификат, но не представило доказательств позволяющих сделать такой вывод Комиссии. Более того, как следует из материалов дела, Сертификат был реализован ИП Васильевым А.В., который подтвердил данный факт при рассмотрении настоящего дела.
ЗАО «АЙНИ» (Принципал), в своем письме от 30.03.2010 сообщает что Общество (Агент) и ИП Васильев А.В. (Субагент) на протяжении всего периода действия агентского и субагентского договоров исполняли свои обязательства перед Принципалом в рамках указанных договоров в полном объеме (полное и своевременное перечисление денежных по заключенным договорам, регулярное представление отчетов, обеспечение сохранности выданных бланков строгой отчетности). Таким образом, Принципал имея возможность оценить исполнение агентом и субагентом своих обязательств, должен иметь и имеет возможность идентифицировать работу каждого субагента, в данном случае ИП Васильева А.В., и подчеркивание своевременности исполнения субагентом своих обязательств не согласовывается с позицией Общества по данном вопросу. Общество указало, что оплата 6% ИП Васильеву А.В. не производилась в силу отсутствия от него документов подтверждающих факт реализации Сертификата, а перечислялась как указанно выше субагенту (поверенному) ИП Пономаревой Т.Н.
В соответствии с п.3.4. субагентских договоров расчеты за услуги производятся ежемесячно на основании реестра и акта приема-сдачи выполненных работ, в котором указывается перечень выданных полисов и суммы поступивших страховых премий, данный документ подписывается (заверяется) стороной, которая сдает отчетность (субагенты/поверенные) и стороной принимающей данную отчетность (агент/доверитель), таким образом, именно подпись (заверение) данного документа позволит идентифицировать исполнителя, на основании чего, ЗАО «АЙНИ» и могло сделать данный вывод.
Таким образом, если следовать информации представленной ЗАО «АЙНИ», то действия Агента по неуплате 6% вознаграждения субагенту ИП Васильеву А.В. нельзя считать обоснованными, за исключением наличия между ними иных договоренностей.
Так же тот факт, что Васильев А.В., как и остальные вышеперечисленные субагенты, не является сотрудником ООО «Держава», но при этом безвозмездно осуществляет свою деятельность в помещении принадлежащем ООО «Держава» на праве аренды, можно сделать вывод о заинтересованности ООО «Держава» в осуществлении предпринимательской деятельности Васильевым А.В.
Между тем, Комиссией так же установлено, что в соответствии с п.3.1.3. Агентского договора №8ЮЛ от 20.05.2009 Агент (ООО «Держава») обязан аккуратно и разборчиво заполнять договоры страхования и квитанции формы А-7 на получение страховой премии утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17.05.2006 №80н, « Об утверждении формы бланка строгой отчетности, применяемого при оказании населению услуг по страхованию, - "Квитанция на получение страховой премии (взноса)", однако Обществом и Предпринимателем для учета полученной страховой премии используются иные квитанций.
В соответствии с разделом 4 Правил страхования в рамках международной системы страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств «Зеленая карта», для заключения договоров страхования страхователь представляет страховщику заявление о заключении договора страхования и необходимые документы (паспорт <...> ПТС), оформление самого Сертификата (договора страхования) осуществляет страховщик (его представитель), данная услуга включена в стоимость Сертификата (530 рублей).
Внутренними документами РСА, регламентирующими взаимоотношения Страховщика и Страхователя, не предусмотрено взимание Страховщиком или Агентом дополнительных агентских или иных сборов со страхователя при заключении договора страхования «Зеленая карта».
В этой связи, 21.12.2009 Председателем коллегии бюро «Зеленая карта» РСА Аршиновой Н.В. было подписано Постановление № И-37997 о привлечении ЗАО «АЙНИ» к дисциплинарной ответственности в соответствии с ч.3 п.7.3 Правил применения санкций к членам РСА, за действия их субагентов. Основанием для привлечения к ответственности явилось нарушение субагентом (ИП Васильевым А.В.) условий страхования в рамках международной системы страхования «Зеленая карта», выразившиеся в навязывании Каращуку В.С. услуг по оформлению Сертификата в размере 450 рублей.
В соответствии с п.1 ст.8 Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов признаются действия, удовлетворяющие следующим условиям:
результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них;
действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении.
Представленные ООО «Держава» и ИП Васильевым А.В. документы и информация не позволяют Комиссии сделать вывод о наличии обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
Комиссия, рассмотрев материалы дела и выслушав доводы сторон, пришла к выводу о нарушении ООО «Держава» и индивидуальным предпринимателем Васильевым А.В. ч.1 ст.11 Закона при реализации Сертификатов, выразившееся в навязывании контрагенту (заявителю) условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора.
В связи с вышеизложенным и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 48,49,50 Закона, Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать ООО «Держава» и ИП Васильева А.В. нарушившими ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
2. Производство по делу в отношении ИП Васильева А.В. прекратить в связи с прекращением Васильевым А.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с п.3 ч.1 ст.48 Закона «О защите конкуренции.
3. Выдать ООО «Держава» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
 
Председатель комиссии: Молчанов Е.Г.
Члены комиссии: Кожемяко Н.А., Исмаилов М.И.
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
 
Предписание № 185
 
21.04.2010 года
город Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

 

Председатель комиссии:
Молчанов Е.Г. – заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Кожемяко Н.А. – начальник отдела изучения и контроля товарных рынков;
Исмаилов М.И. – ведущий специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков;

 

 (далее - Комиссия) руководствуясь статей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон) на основании своего решения от 21.04.2010 года по делу №1140 о нарушении ООО «Держава» (346900, Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Рабоче Крестьянская, 34) и ИП Васильевым А.В. (,части 1 статьи 11 Закона,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. ООО «Держава» прекратить нарушение части 1 статьи 11 Закона, выразившееся в навязывании контрагенту(ам) условий договора, невыгодных для него и не относящихся к предмету договора, а именно заключение договоров страхования «Зеленая карта» сверх тарифов утвержденных Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).

2. Во исполнение пункта 1 настоящего предписания ООО «Держава»:
2.1 в семидневный срок с момента получения настоящего предписания довести до страхователей в месте оформления (реализации) страховых полисов «Зеленая карта» в наглядной и доступной форме информации: о стоимости полиса «Зеленая карта», о порядке и условиях оформления, о дополнительных услугах которые могут быть получены при реализации полиса «Зеленая карта».
2.2 осуществлять постоянный контроль над деятельностью субагентов при заключении договоров страхования в части реализации ими полисов страхования «Зеленая карта» по тарифам, установленным Российским Союзом Автостраховщиков (РСА).
 
ООО «Держава» о выполнении настоящего предписания сообщить в Ростовское УФАС России в пятидневный срок с момента его исполнения с приложением подтверждающих документов (информационные карты (стенды) для покупателей полиса «Зеленая карта» (страхователей), фотографии мест (пунктов) реализации страховых полисов «Зеленая карта» подтверждающих исполнение пункта 2.1. настоящего предписания).
 
Председатель комиссии: Е.Г. Молчанов
Члены комиссии: Н.А. Кожемяко, М.И. Исмаилов
 
Предписание может быть обжаловано в течении трех месяцев со дня его принятия.
 
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 5 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнять решение антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны