Решение б/н Решение от 23.03.2009 г. по делу № 897 в отношении МУП «Водо... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

23 марта 2009 г.
г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии:
Корнеев В.Г. – руководитель управления
Члены Комиссии:
Зиновьев О.Г. – начальник отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
Алексенко И.В. – специалист 2-го разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;
 
рассмотрев дело №897 по признакам нарушения Муниципальным унитарным предприятием «Управление «Водоканал» (далее - МУП «Водоканал»; 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Прохладная, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью «Таганрогский автомобильный завод» (далее – ООО «ТагАЗ», 344011, г.Ростов-на-Дону, пер. Халтуринский, 99) – <...> (должность – ведущий специалист, доверенность - № 250 от 11.12.2008г.), <...> (должность – зам.главного энергетика, доверенность - №253 от 18.12.2008г.), <...> (должность – главный энергетик, доверенность - №254 от 18.12.2008г.), а также в присутствии представителя МУП «Водоканал» <...> (должность – начальник ОПО и УК, доверенность - без номера)
 
УСТАНОВИЛА:
 
25.11.2008 года в Ростовское УФАС России от ООО «ТагАЗ» поступило заявление о нарушении МУП «Водоканал» статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» путем навязывания невыгодных условий договора.
В частности заявитель указывает, что между ним и МУП «Водоканал» заключен договор на прием сточных вод от 01.06.2004 года без номера (далее - Договор), согласно пункту 2.2 которого МУП «Водоканал» оказывает ООО «ТагАЗ» услуги по приему сточных вод «…в объеме установленного лимита водоотведения…».
Учитывая положения данного пункта договора, а также отсутствие у ООО «ТагАЗ» соответствующих средств измерений, объем сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, был определен по данным баланса водопотребления и водоотведения ООО «ТагАЗ». Указанный механизм расчетов предусмотрен пунктом 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 года №167.
Согласно паспорту водного хозяйства Открытого акционерного общества «Таганрогский автомобильный завод» (правопреемником которого является ООО «ТагАЗ») от октября 2004 года, объем водоотведения данного абонента МУП «Водоканал» принимался равным:
-питьевой воды – 47,38% от общего водопотребления по приборам учета, установленным на артезианских скважинах;
-технической воды – 25,75% от общего водопотребления морской воды по прибору учета, установленному на водозаборе.
Согласно письму ОАО «Таганрогский комбайновый завод» от 27.09.2006 года №368/1-09 данный хозяйствующий субъект уведомлял МУП «Водоканал» о расторжении договора водоотведения от 01.06.2004 года №4 в связи с прекращением производственной деятельности и реализацией имущества.
Как указывает ООО «ТагАЗ», часть водопроводных и канализационных устройств и сооружений ОАО «Таганрогский комбайновый завод» перешли во владение ООО «ТагАЗ», оставшаяся часть была распределена между ОАО «Таганрогский комбайновый завод» и ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей».
Между тем, пунктом 2.10 Договора установлена обязанность ООО «ТагАЗ» в случае увеличения, или уменьшения расхода воды или количества сточных вод откорректировать паспорт водного хозяйства и согласовать с МУП «Водоканал».
В этой связи МУП «Водоканал» получив письма от ОАО «Таганрогский комбайновый завод» (от 07.07.2006 года исх.№208/1-09) и ООО «Ростовский завод грузовых автомобилей» (от 07.07.2006 года исх.№269) о согласовании новых паспортов водного хозяйства направило, в том числе, ООО «ТагАЗ» письмо (от 04.08.2006 года исх.№2-1/2-1), в котором предлагало адресату «…переработать и представить на согласование паспорта водного хозяйства ООО «ТагАЗ»…».
03.10.2006 года МУП «Водоканал» в письме №2164 предложило ООО «ТагАЗ» откорректировать паспорт водного хозяйства с учетом проведенной реорганизации предприятия.
06.11.2006 года отвечая письмом №322/06 ООО «ТагАЗ» сообщило МУП «Водоканал» о том, «…что процесс перераспределения территорий и цехов между действующими юридическими лицами (ООО «ТагАЗ», ООО «РЗГА», ОАО «ТКЗ») не завершен и находится в стадии юридического оформления, «ТагАЗ» предлагает назначить срок согласования новых водных паспортов … на апрель месяц 2007 г…».
Письмом от 10.04.2007 года исх.№149/07 ООО «ТагАЗ» представило «Дополнение к паспорту водного хозяйства ООО «ТагАЗ»».
02.05.2007 года в письме №2-1/2-1 МУП «Водоканал» отказалось согласовывать представленный ООО «ТагАЗ» документ, поскольку «…в нем не отражены произошедшие изменения в хозяйственной деятельности за период с 2004г.-2007г…. Данные изменения привели к перераспределению расходов в общем балансе водопотребления и водоотведения, предоставленном в 2004 г. Паспорте водного хозяйства ООО «ТагАЗ»…». Одновременно МУП «Водоканал» уведомило абонента о том, что в случае не предоставления названного паспорта в срок до 01.07.2007 года расчет объемов предоставленных услуг водоотведения будет произведен на основании пункта 56 Правил, «…согласно которому объемы сбрасываемых в систему коммунальной канализации сточных вод, будут приниматься равными объемам воды, полученной из всех источников водоснабжения Вашим предприятием по приборам учета.»
22.06.2007 года письмом №257/07 ООО «ТагАЗ» просило МУП «Водоканал» продлить срок представления паспорта водного хозяйства.
20.09.2007 года письмом исх.№257/19 ООО «ТагАЗ» представило МУП «Водоканал» паспорт водного хозяйства, разработанный специализированной организацией – ООО «Экологическая Фирма «Атмосфера-Юг», в котором объем водоотведения ООО «ТагАЗ» принимался равным 56%.
14.11.2007 года отвечая (исх.№2-10-502) на данное письмо МУП «Водоканал» указало, что представленный паспорт водного хозяйства согласован быть не может, поскольку:
-Фактическое водопотребление ООО «ТагАЗ» в 2006 году составило 1`056`100 метра3, а определенное представленное паспортом водного хозяйства водопотребление составляет 656`806,467 метра3, при этом, только за 9 месяцев 2007 года ООО «ТагАЗ» потребило 975`370 метра3 воды.
-В расчетах не учтено водопотребление и водоотведение производственного корпуса №64, расположенного в районе ул.Чуева.
-Отсутствуют схемы и данные по балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения.
-Отсутствует лицензия на водопользование и разрешение на сброс сточных вод в Таганрогский залив.
-Представленные данные о площади занимаемой предприятием не соответствуют площади, указанной в расчете ливневых вод.
-Отсутствуют сведения по локальным очистным сооружениям и договор на утилизацию осадка станции нейтрализации, акты на вывоз осадка.
-Отсутствует часть расчета системы повторного использования воды.
-Отсутствует расчет водоотведения по всем выпуская в городские канализации.
-Не представлена лицензия на природопользование, справка о численности работников, наличии столовых и буфетов.
-Не конкретизированы виды приемников сточных вод.
-Отсутствуют схемы водопотребления и водоотведения из разных источников водоснабжения.
21.03.2008 года, письмом №69/19 ООО «ТагАЗ» направило паспорт водного хозяйства с учетом сделанных МУП «Водоканал» замечаний.
16.04.2008 года письмом №1607 МУП «Водоканал» вернуло ООО «ТагАЗ» паспорт водного хозяйства «…на доработку…», приложив лист замечаний.
17.06.2008 года письмом №228/08 ООО «ТагАЗ» направило МУП «Водоканал» исправленный паспорт водного хозяйства.
15.07.2008 года письмом №2-1/2-1 МУП «Водоканал» вернуло ООО «ТагАЗ» данный документ, поскольку «…в материалах паспорта не переработана часть предыдущих замечаний. Пакет документации, необходимый для подтверждения нормативного водопотребления и водоотведения, предоставлен не в полном объеме». Одновременно МУП «Водоканал» просило предоставить своим работникам доступ на территорию предприятия для проверки водопроводно-канализационного хозяйства ООО «ТагАЗ».
При этом, ООО «ТагАЗ» было уведомлено о том, что в случае отсутствия у данного абонента согласованного паспорта водного хозяйства расчет за оказанные МУП «Водоканал» услуги водоотведения будет производиться на основании пункта 56 Правил.
30.07.2008 года МУП «Водоканал» письмом №2-1/2-2 уведомило ООО «ТагАЗ» о том, что поскольку специалистам МУП «Водоканал» было отказано в осмотре объектов водопроводно-канализационного хозяйства ООО «ТагАЗ» расчет с данным абонентом будет производится в соответствии с пунктом 56 Правил «… согласно которому объемы водоотведения абонента принимаются равными объемам водопотребления…».
05.09.2008 года ООО «ТагАЗ», письмом №399/08, представило МУП «Водоканал» скорректированный паспорт водного хозяйства и пригласило представителей МУП «Водоканал» для осмотра водопроводно-канализационного хозяйства ООО «ТагАЗ».
11.11.2008 года МУП «Водоканал» письмом №2-1/2-10 отказалось согласовать представленный ООО «ТагАЗ» паспорт водного хозяйства, не согласившись с содержащимся в нем расчетом водоотведения.
14.11.2008 года ООО «ТагАЗ» письмом №498/08 предложило МУП «Водоканал» произвести прямые замеры в присутствии представителей МУП «Водоканал». Одновременно ООО «ТагАЗ» указало на то, что уже произвело указанные замеры при помощи специализированной организации - ООО «Взлет – Ставрополье». На проводимые замеры ООО «ТагАЗ», письмами от 05.11.2008 года №481/08 и от 07.11.2008 года №441/19 приглашало представителей МУП «Водоканал».
18.11.2008 года МУП «Водоканал» письмом №2-10-765 направило акт обследования ОАО «ТагАЗ» от 11.09.2008 года, в котором указало на необходимость корректировки данных содержащихся в балансе водопотребления ООО «ТагАЗ». В случае не подписания данного акта МУП «Водоканал» отказалось согласовать паспорт водного хозяйства.
По мнению ООО «ТагАЗ» изложенному в заявлении, МУП «Водоканал» неправомерно отказывает в согласовании паспорта водного хозяйства представленного 18.11.2008 года, чем лишает ООО «ТагАЗ» права определенного пунктом 56 Правил, согласно которому при использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента.
Кроме того, ООО «ТагАЗ» указывает, что, пунктом 3.3 Правил приема сточных вод отводимых абонентами в систему канализации г. Таганрога, утвержденных решением Городской думы города Таганрог Ростовской области от 24.06.2004 года №737 паспорт водного хозяйства предприятия представляется для согласования на предприятие водопроводно-канализационного хозяйства и действителен на период сохранения водного баланса и состава сточных вод абонента, но не более 5 лет.
В этой связи ООО «ТагАЗ» полагает, что в случае отказа от принятия нового паспорта водного хозяйства при расчете объема предоставленных МУП «Водоканал» услуг водоотведения необходимо применять расчет, указанный в согласованном в 2004 году паспорте водного хозяйства. Уклонение от производства расчетов по данному балансу ущемляет интересы ООО «ТагАЗ».
МУП «Водоканал» возражая на доводы ООО «ТагАЗ» указало, что данные о фактическом водопотреблении и водоотведении указанные ООО «ТагАЗ» в паспорте водного хозяйства предоставленного 16.01.2009 года представляемом для согласования исходные данные соответствуют действительности и не оспариваются, однако МУП «Водоканал» указывает на наличие множества арифметических ошибок, требующих исправления.
Выслушав представителей ООО «ТагАЗ» и МУП «Водоканал» Комиссия пришла к следующим выводам:
МУП «Водоканал» приказом антимонопольного органа от 05.07.1996 года №2-р включено в Реестр хозяйствующих субъектов имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов с долей более 65 процентов на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах города Таганрога Ростовской области.
Согласно пункту 3.6.5. Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного приказом ФАС России от 17.01.2007 года №5, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.05.2007 за №9541, доминирующее положение хозяйствующего субъекта определяется на товарном рынке, в продуктовых границах которого он был включен в Реестр хозяйствующих субъектов занимающих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.
Таким образом, положение МУП «Водоканал» на рынке услуг водоснабжения и водоотведения в границах города Таганрога Ростовской области является доминирующим.
Согласно п. 56 Правил в случае временного отсутствия у абонента средств измерений сточных вод, сбрасываемых в систему коммунальной канализации, эти объемы допускается принимать равными объемам воды, полученной абонентом и его субабонентами из всех источников водоснабжения (включая горячее водоснабжение), учтенным средствами измерений. А при использовании абонентом воды в составе выпускаемой продукции, пользовании водой из разных источников водоснабжения, включая получение горячей воды от теплоснабжающей организации, наличии нескольких выпусков в систему коммунальной канализации и (или) в иные приемники сточных вод объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента. В этом случае абонент обязан в согласованные с организацией водопроводно-канализационного хозяйства сроки представить ей необходимые для расчета данные.
Из указанной нормы следует, что организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе принимать объем водоотведения равным объему водопотребления, только в случае, если у абонента отсутствуют приборы учета и он не использует воду в составе выпускаемой продукции.
Однако, МУП «Водоканал» не оспаривает то обстоятельство, что ООО «ТагАЗ» использует воду в составе выпускаемой продукции, а, следовательно, согласно п. 56 Правил объем фактического сброса сточных вод в систему коммунальной канализации должен рассчитываться по данным баланса водопотребления и водоотведения представленными ООО «ТагАЗ».
Порядок производства расчетов за водоотведение определяется пунктами 23, 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации Ростовской области, утвержденного постановлением Главы Администрации Ростовской области от 06.08.1997 года № 268 (в рамках полномочий определенных пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 года №1310)[1]. Согласно указанным положениям, при отсутствии у абонентов приборов учета объем фактически сброшенных абонентами сточных вод определяется на основании согласованных организацией водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов абонентов (или паспортов водного хозяйства), и только при отсутствии у абонентов согласованных с организацией водопроводно-канализационного хозяйства водохозяйственных балансов (или паспортов водного хозяйства) объем фактически сброшенных абонентом сточных вод принимается равным фактически учтенному объему воды из всех источников водоснабжения (питьевого, технического, горячего водоснабжения, пара от теплоснабжающих организаций и др.), без разбивки по отдельным выпускам в системы канализации.
При этом водохозяйственный баланс ООО «ТагАЗ» определен паспортом водного хозяйства от октября 2004 года, согласованным с МУП «Водоканал» и составляет 44,4 процента, что подтверждает наличие у ООО «ТагАЗ» как согласованного водохозяйственного баланса, так и паспорта водного хозяйства.
Таким образом, МУП «Водоканал» обязано производить расчет объемов фактически сброшенных ООО «ТагАЗ» сточных вод на основании водохозяйственного баланса (или паспортов водного хозяйства) ООО «ТагАЗ».
Кроме того, в соответствии с разъяснениями о применении Правил, Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу данных Циркулярным письмом от 14.10.1999 года № ЛЧ-3555/12, Правила допускают временное отсутствие приборов учета сточных вод. Поэтому наряду с балансовым методом расчета объем фактического сброса сточных вод можно также определять с помощью натурных замеров, осуществляемых организацией водопроводно-канализационного хозяйства или другой организацией, но с обязательным присутствием организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В целях реализации своего права ООО «ТагАЗ» письмами от 05.11.2008 года №481/08 и от 07.11.2008 года № 441/19 пригласило представителей МУП «Водоканал» на проведение прямых замеров, производимых специализированной организацией – ООО «Взлет - Ставрополье». Также письмом от 14.11.2008 года № 498/08 ООО «ТагАЗ» предложило МУП «Водоканал» произвести прямые замеры в присутствии представителей последнего.
Однако, представители МУП «Водоканал» на проведение вышеуказанных замеров не явились.
Таким образом, уклонение МУП «Водоканал» от реализации права присутствия на проведении прямых замеров, производимых ООО «ТагАЗ» ущемляет интересы последнего, делая невозможным производство расчетов объема фактического сброса сточных вод с помощью натурных замеров.
Доводы МУП «Водоканал» об изменении ООО «ТагАЗ» водохозяйственного баланса в связи с приобретением мощностей ранее эксплуатируемых ОАО «Таганрогский комбайновый завод» не могут быть приняты Комиссией по следующим основаниям:
МУП «Водоканал» не оспаривает предоставленные ООО «ТагАЗ» данные о водопотреблении и водоотведении представленные в качестве исходных для согласования «нового» паспорта водного хозяйства, согласно которым водохозяйственный баланс сохраняется в размере около 45 процентов.
Из чего следует, что водохозяйственный баланс ООО «ТагАЗ», утвержденный МУП «Водоканал» в октябре 2004 года не изменился.
При этом нормы права, закрепленные пунктом 56 Правил возлагают обязанность по расчету объема фактического сброса сточных вод на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, в то время, как для абонента определяется обязанность исключительно по представлению ей необходимых для расчета данных.
Необходимо отметить, что действия МУП «Водоканал» по отказу от согласования паспорта не нарушают антимонопольного законодательства, поскольку ООО «ТагАЗ» в своих возражениях на акт, составленный ответчиком в рамках процедуры согласования паспорта водного хозяйства соглашается с несоответствием данного документа фактическим обстоятельствам.
Вышеизложенное свидетельствует о неправомерности установленного МУП «Водоканал» расчета объемов предоставленных услуг водоотведения, согласно которому объемы сбрасываемых в систему коммунальной канализации сточных вод, будут приниматься равными объемам воды, полученной из всех источников водоснабжения.
Таким образом, действия МУП «Водоканал», выразившиеся в определении объемов оказанных ООО «ТагАЗ» услуг водоотведения равным объемам воды, полученной из всех источников водоснабжения, учтенным средствами измерений, при наличии паспорта водного хозяйства ущемляют интересы заявителя и нарушают часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».
На основании изложенного и руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать МУП «Водоканал» нарушившим статью 10 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать МУП «Водоканал» предписание о прекращении нарушения статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции»
 
Председатель Комиссии: В. Г. Корнеев
 
Члены Комиссии: О. Г. Зиновьев, И. В. Алексенко
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.


[1]Согласно пункту 70 Правил, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны