Решение б/н решение от 12 апреля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Р Е Ш Е Н И Е

                                                                                                                                    г. Ростов-на-Дону

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии        <...>;

Члены Комиссии:                   <...>;

                                                  <...>;

рассмотрев дело № 061/01/17-1098/2021, возбужденное по заявлению ООО «..», ИП Г.М.Г. в отношении ГБУЗ РО «...» (...), ГБУЗ РО «...» (...), МБУЗ «...» (...), МБУЗ «...» (...), МБУЗ «...» (...), МБУЗ «...» (...), МБУЗ  «...» (...), МБУЗ «...» (...) в связи с наличием в их действиях признаков нарушения ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закона о защите конкуренции),

 

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Ростовское УФАС России поступили заявления ООО «...» и ИП Г.М.Г. о нарушении антимонопольного законодательства на рынке дезинфицирующих средств.

По мнению заявителей, нарушение выразилось во введении в оборот дезинфицирующих средств, в инструкции по применению которых включена информация о наличии у таких дезинфицирующих средств «способности нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов», одновременное включение заказчиками в документацию об аукционе требования о наличии указанного свойства создает преимущества хозяйствующим субъектам, вводящим в оборот дезсредства, в инструкции которых содержится соответствующее условие.

В ходе рассмотрения настоящего дела Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в аукционной документации, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем средств.

Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.

Заказчиками размещены в Единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru закупки дезинфицирующих средств - 0358200036218000945, 0358200034818000547, 0358300280418000283, 0358300395220000043, 0358300390820000022, 0358300178921000009, 0358300031319000057, 0358300382420000008.

В документации установлено требование к поставляемым дезинфицирующим средствам, которые должны обладать «способностью нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов».

В Информационных картах Заказчики предусмотрено, что участники закупки должны представить в подтверждение свидетельство о государственной регистрации товара либо выписку из реестра свидетельств о государственной регистрации товара, либо свидетельство о государственной регистрации в виде электронном документа.

Обосновывая необходимость предъявления соответствующего требования Заказчики пояснили, что указанное свойство является полезным и направлено на улучшение санитарно-эпидемиологического состояния объектов. Необходимость предъявления требования о способности нейтрализовать токсины рядом других патогенных микроорганизмов заказчики не пояснили, сославшись на включение указанного требования в связи с его копированием из инструкции дезсредств.

Также заказчики пояснили, что при исполнении контракта ими не проводились исследования, способные подтвердить фактическое наличие и эффективность указанного свойства. Решение о соответствии поставляемых товаров принималось на основании инструкции к дезсредствам.

Сведения о том, что дезинфицирующие средства обладают «способностью нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов» взяты Заказчиками из инструкций по применению дезинфицирующих средств «РЕАСЕПТ», «РЕАСОФТ», «ПРОФКЛИН», «ПРОФСЕПТ», расположенных в свободном доступе.

 

Дезинфицирующее средство - средство, применяемое для уничтожения микроорганизмов в объектах (на объектах) окружающей среды (п. 2 разд. 20 Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 №299).

Дезинфицирующие средства (для применения в быту, в лечебно-профилактических учреждениях и на других объектах) подлежат государственной регистрации с выдачей свидетельства о государственной регистрации (п.6 Раздела 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе».

Все без исключения дезинфицирующие средства на территории Российской Федерации проходят исследования, предрегистрационные испытания, регистрируются, сертифицируются на основе требований Руководства 4.2.2643-10.3.5 "Дезинфектология".

В связи с этим на территории Российской Федерации действует единая установленная классификация дезинфицирующих средств, указанная в пунктах 4.1., 4.2. Руководства, в соответствии с которой и проводятся соответствующие исследования, испытания и регистрация.

Требования к дезинфицирующим средствам прописаны в МР 3.5.0071-13. 3.5. «Дезинфектология. Организация и проведение дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период проведения массовых мероприятий. Методические рекомендации».

Для осуществления дезинфекционных мероприятий на объектах должен быть создан запас средств, зарегистрированных в установленном порядке, разрешенных для дезинфекции конкретных объектов и имеющих соответствующие документы (свидетельство о государственной регистрации, декларацию о соответствии, инструкцию по применению).

Дезинфицирующие средства, используемые для проведения дезинфекционных мероприятий, должны обладать следующими свойствами:

- широким спектром действия в отношении всех видов микроорганизмов, в том числе бактерий, вирусов, грибов, микобактерий туберкулеза, а также возбудителей особо опасных инфекций;

- возможностью использования при проведении дезинфекции всеми способами (протиранием, орошением, погружением);

- хорошими физико-химическими свойствами (быстрой растворимостью в воде);

- моющими и дезодорирующими свойствами;

- не должны портить материалы и конструкции, используемые для внутренней отделки помещений, оборудования, спортивного инвентаря;

- не фиксировать органические загрязнения на обрабатываемых поверхностях;

- иметь экспозицию не более 60 мин. при проведении обработки поверхностей методом протирания при бактериальных и вирусных инфекциях.

Для достижения надежного эффекта уничтожения микроорганизмов необходимо соблюдение основных требований, изложенных в инструкции на каждое дезинфицирующее средство: нормы расхода; концентрации; время экспозиции; способ обработки; кратность обработки.

При выборе дезинфицирующего средства для проведения профилактической дезинфекции предпочтение следует отдавать препаратам с моющим эффектом, малоопасным при ингаляционном воздействии и не требующим применения особых мер предосторожности, кроме резиновых перчаток. Таковыми являются дезинфицирующие средства из группы катионных поверхностно-активных веществ (КПАВ), включающие четвертичные аммониевые соединения (ЧАС), кислородосодержащие средства, третичные амины, производные гуанидина. Эти средства применяют для обеззараживания поверхностей в помещениях, жесткой мебели, оборудования по режиму, обеспечивающему гибель грамотрицательных и грамположительных бактерий (п.3 МР 3.5.0071-13. 3.5. «Дезинфектология. Организация и проведение дезинфекционных мероприятий на различных объектах в период проведения массовых мероприятий. Методические рекомендации»).

При регистрации дезинфицирующих средств в инструкциях по их применению прописывается индивидуальный рецептурный состав средства, на основе которого уже были произведены все необходимые исследования и испытания.

В связи с этим в инструкциях указываются конкретные режимы применения средств, эффективность рабочих растворов, функциональные и технические характеристики, такие как: назначение средства и основные режимы его применения; срок годности средства и рабочего раствора; активность средства в отношении различных инфекций и микроорганизмов; время обработки объектов обеззараживания; утвержденные концентрации применения рабочих растворов; упаковка, температура хранения, класс опасности и меры предосторожности.

Информация о химическом составе зарегистрированного дезинфицирующего средства является общедоступной для всех заинтересованных лиц, так как с подобной информацией (документами о регистрации, инструкциями на дезинфицирующее средство, химический состав и действующие вещества дезинфицирующего средства) можно ознакомиться в сети Интернет.

Заявитель указал, что включение Заказчиками в документацию требование о «способности нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов», искусственно сужает круг потенциальных участников закупки.

Антимонопольным органом установлено и не оспаривается сторонами, что вышеуказанным требованиям Заказчиков согласно инструкциям соответствуют следующие средства:

Дезинфицирующее средство (кожные антисептик) «РЕАСЕПТ» (свидетельство о государственной регистрации № RU.77.99.88.002.Е.003063.09.20 от 22.09.2020) производство ООО «...». Свидетельство о государственной регистрации на указанное средство оформлено на основании экспертного заключения от 01.09.2020 №163/20 ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора (аттестат аккредитации №RA.RU.21ЕБ03), с областью применения в соответствии с инструкцией по применению средства от 01.09.2020 №05/д-20.

Дезинфицирующее средство (жидкое мыло с дезинфицирующим эффектом) «РЕАСОФТ» (Свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.88.002.Е.003064.09.20 от 22.09.2020) производства ООО «...». Свидетельство о государственной регистрации на указанное средство оформлено на основании экспертного заключения от 01.09.2020 №161/20 ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора (аттестат аккредитации №RA.RU.21ЕБ03), с областью применения в соответствии с инструкцией по применению средства от 01.09.2020 №06/д-20.

Дезинфицирующее средство (антисептическое жидкое мыло) «ПРОФКЛИН» (свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.88.002.Е.005677.12.18 от 19.12.2018) производства ООО НПК «...». Средство о государственной регистрации на указанное средство оформлено на основании экспертных заключений от 13.12.2018 №125 и 26.09.2018 №101 ФБУН ГНЦ ПМБ Роспотребнадзора (аттестат аккредитации №RA.RU.21ЕБ03), с областью применения в соответствии с инструкцией по применению средства от 13.12.2018 №40/2018.

Дезинфицирующее средство (кожный антисептик) «ПРОФСЕПТ» (свидетельство о государственной регистрации №RU.77.99.88.002.Е.005680.12.18 от 19.12.2018) производства ООО НПК «...». Свидетельство о государственной регистрации на указанное средство оформлено на основании экспертного заключения от 13.12.2018 №126/18 ФБУН ГНЦ ПМБ (аттестат аккредитации №RA.RU.21ЕБ03), с областью применения в соответствии с инструкцией по применению средства от 13.12.2018 №41/2018.

Указанные средства внесены в реестр свидетельств о государственной регистрации и разрешены для производства, реализации и использования в соответствии с инструкцией по применению средства на территории Российской Федерации.

При формировании описания объекта закупки Заказчиками учтено, что на рынке дезинфицирующих средств Российской Федерации представлены товары не менее 2-х производителей с установленными Заказчиком характеристиками, что свидетельствует об отсутствии ограничения конкуренции среди участников.

Как разъяснено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.

  1. Заявитель указал, что производителями дезинфицирующих средств «РЕАСЕПТ», «РЕАСОФТ», «ПРОФКЛИН», «ПРОФСЕПТ» необоснованно включены в инструкции свойства о «способности нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов», только при наличии в данных средствах этония (1,2-Этилен-бис-(N-диметилкарбдецилоксиметил) аммония дихлорид)).

Из представленных в ходе рассмотрения дела документов следует, что по фармакологической инструкции бисчетвертичное аммониевое соединение этоний относится к поверхности-активным веществам, моющим средствам входит в фармакологическую группу «Антисептики и дезинфицирующие средства» (код АТХ: D08А) и имеет детоксицирующую активность в отношении стафилококкового токсина.

Вместе с тем, внесение производителем в инструкцию по применению антисептика и жидкого мыла информации о его детоксицирующей активности произведено в связи с наличием в его составе этония (1,2-Этилен-бис-(N-диметилкарбдецилоксиметил) аммония дихлорид) (письмо Роспотребнадзора РФ от 08.04.2021 №02/7015-2021-31; письмо ФБУН «Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии» от 26.11.2020 № 150-50/15-01-2220-2020).

Указанный вывод сделан уполномоченным органом, научным центром без проведения исследований, подтверждающих фактическое наличие указанного свойства у дезинфицирующих средств, лишь на основании изучения химического состава дезинфицирующего средства.

Анализируя указанный вывод уполномоченного органа, научного центра, комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что все средства, имеющие в своем составе бисчетвертичное аммониевое соединение этоний, имеют детоксицирующую активность в отношении стафилококкового токсина.

Комиссия также отмечает, что документация об аукционе содержала в том числе и требования к составу дезинфицирующего средства, а именно о наличии бисчетвертичного аммониевого соединения этоний, которое заявителем не оспаривается.

Следовательно, все дезинфицирующие средства, отвечающие требованиям документации об аукционе к его составу, соответствуют требованиям к детоксицирующей способности.

В этой связи, требование к дезинфицирующим средствам о наличии способности нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками, не ограничивает конкуренцию между участниками торгов.

  1. Установление Заказчиками в документации требования о том, что средство должно «нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов».

Бактериологическое исследование микробной обсемененности объектов внешней среды предусматривает определение стафилококков, бактерий группы кишечных палочек, сальмонелл, синегнойной палочки. Отбор проб с поверхностей различных объектов осуществляют методом смывов (п. 3.2.1. МУК 4.2.2942-11 «Методы санитарно-бактериологических исследований объектов окружающей среды, воздуха и контроля стерильности в лечебных организациях»).

Проведение производственного контроля, кратность, количество, регламентировано действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами. Перечень микроорганизмов, на которые проводятся микробиологические исследования, в том числе в соответствии с МУК 4.2.2942-11 «Методы санитарно-бактериологических исследований объектов окружающей среды, воздуха и контроля стерильности в лечебных организациях» и МР 2.3.6.0233-21 «Методические рекомендации к организации общественного питания пациентов». Оценка эффективности обеззараживания различных объектов на предмет нейтрализации токсинов, продуцируемых стафилококками при проведении производственного контроля в ЛПУ, не регламентирована нормативными документами.

Заказчики представили пояснения из которых следует, что исследования по нейтрализации токсинов не проводили по причине отсутствия нормативной обязанности по контролю и исследованию.

Заказчики в рамках дела не представили доказательств обнаружения в период с 2010 года токсинов, продуцируемых стафилококком, а соответственно и возникновения негативных последствий, вызванных их действием. Включение в документацию спорного требования обусловлено не имеющейся у заказчика потребностью, а появлением в инструкции дезинфицирующих средств информации о наличии такого свойства, которое по мнению заказчиков свидетельствует о более высоком качестве дезсредства и большем количестве его полезных свойств. Также заказчиками не представлено в Комиссию Ростовского УФАС России письменных либо иных доказательств того, что ими проводилась работа по контролю за соблюдением указанных условий. Необходимость включения в документацию о закупке требования к наличию у дезсредства способности нейтрализовать токсины, продуцируемые рядом других патогенных микроорганизмов, также объяснена заказчиками наличием такого свойства в инструкции к дезсредствам. Кроме того, ни один из заказчиков не пояснил какие «другие патогенные микроорганизмы» включены в указанное требование.

Более того, Заказчиками при закупке дезинфицирующих средств на 2022 год не включалось требование о том, что дезинфицирующее средство должно обладать «способностью нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококками и рядом других патогенных микроорганизмов».

При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции (ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

При этом квалифицироваться в качестве нарушения указанной нормы не любые нарушения процедуры осуществления закупки, а лишь те, которые непосредственно влияют на количество участников торгов, возможность претендовать на заключение договора в равной конкурентной борьбе.

Учитывая изложенную ранее позицию уполномоченного органа, научного центра о том, что наличие в составе дезинфицирующего средства этония (1,2-Этилен-бис-(N-диметилкарбдецилоксиметил) аммония дихлорид) уже само по себе определяет его способность нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококком, и наличие в документации требования к составу действующих веществ, не оспариваемое заявителем, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу, что средства, состав которых соответствует требованиям документации, имеют способность нейтрализовать токсины, продуцируемые стафилококком. Таким образом, данное требование не ограничивает количество участников закупок.

В связи с изложенным, Комиссия Ростовского УФАС России пришла к выводу о том, что в рассматриваемых действиях заказчиков отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

Руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч.7 ст. 39.1, ч.ч. 1 – 4 ст. 41, п. 1 ч. 1 ст. 48, ч.1 ст. 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

Р Е Ш И Л А:

 

Прекратить рассмотрение дела 061/01/17-1098/2021, возбужденное в отношении ГБУЗ РО «...», ГБУЗ РО «...», МБУЗ «...», МБУЗ «...», МБУЗ «...», МБУЗ «...», МБУЗ  «...», МБУЗ «...».

 

Председатель Комиссии                                                                                   <...>

 

Члены Комиссии:                                                                                     <...>

 

<...>

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны