Решение б/н Решение от 19.05.2010 г. по делу № 421 и предписание № 191 в... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

«19» мая 2010 г.
г. Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. – зам. руководителя управления - начальник контроля органов власти;
 
Члены Комиссии: Частников В.Л. – зам. начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. – специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
 
рассмотрев дело № 421 по признакам нарушения Департаментом имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону (344007, гор. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 47) (далее по тексту – ДИЗО гор. Ростова-на-Дону) ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), в присутствии представителей ДИЗО гор. Ростова-на-Дону: <….>; <……>,
 
УСТАНОВИЛА:
 
В рамках рассмотрения дела №31 от 15.01.2010г. Ростовским УФАС России было выявлено, что на территории гор. Ростова-на-Дону действует распоряжение Департамента имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону от 08.08.2008г. № 5195 «Об утверждении формы типового договора на выполнение работ оценки объектов, являющихся муниципальной собственностью и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения прав собственности на землю» (далее по тексту – Распоряжение № 5195), п.1 которого утверждены типовые формы договора на выполнение работ по определению стоимости (Приложение №№ 1,2).
В типовом договоре на выполнение работ на проведение оценки (Приложение №1), где сторонами договора выступают: Заказчик 1 - Департамент имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону (далее по тексту – ДИЗО); Заказчик 2 – физическое или юридическое лицо, в т.ч. индивидуальный предприниматель; Исполнитель – лицо осуществляющее оценку (далее по тексту – Договор № 1), п.2.2.1. на Заказчика 2 возлагается обязанность произвести оплату работ в соответствии с договором, а п. 3.2. определено, что оплата Исполнителю по договору производится Заказчиком 2 в течение 3-х банковских дней после согласования отчета на Комиссии по согласованию результатов оценки, но не позднее дня получения пакета документов по оценки от Заказчика 1 (в МФЦ гор. Ростова-на-Дону).
Вместе с тем, в типовом договоре на выполнение работ на проведение оценки (Приложение № 2), где сторонами договора выступают: Заказчик – ДИЗО; Исполнитель – лицо, осуществляющее оценку (далее по тексту – Договор №2), п.3.2., определено, что оплата работ по оценке осуществляется по итогам торгов в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней Победителем данных торгов с даты подписания договора купли –продажи (либо договора аренды) имущества на торгах на условиях аукциона (конкурса).
В названном деле имеются заключенные договоры на выполнение работ по определению рыночной стоимости недвижимого имущества, по форме Договора № 1: от 22.01.2010г. № 25 (3), где: Заказчик 2 – ИП Егиазарян К.Г., объект оценки – нежилые помещения, цель оценки – определение рыночной стоимости объекта оценки; от 09.02.2010г. № 67, где: Заказчик 2 - ИП Игнатенко О.Ю.; объект оценки – право пользования на условиях аренды нежилым помещением, цель оценки – определение рыночной стоимости права пользования на условиях аренды в течение одного месяца, а также по форме Договора № 2: от 19.01.2010г. №14, где объект оценки – нежилые помещения, цель оценки определение начальной цены предмета аукциона, равной рыночной стоимости нежилого помещения; от 31.12.2009г. № 997, где объект оценки – право пользования на условиях аренды, цель оценки – определение начальной цены предмета аукциона, равной рыночной стоимости права пользования нежилым помещением на условиях аренды; от 31.12.2009г. № 1013, где объект оценки – право пользования на условиях аренды земельным участком, цель оценки - определение начальной цены предмета аукциона, равной величине рыночной стоимости права пользования земельным участком на условиях аренды.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения настоящего дела.
В ответ на определение от 28.04.2010г. ДИЗО представлены документы и информация, изучением которых установлено следующее:
П.1 постановления Мэра гор. Ростова-на-Дону Мэра гор. Ростова-на-Дону «О порядке организации и проведения оценки объектов, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения прав собственности на землю, а также объектов оценки иных форм собственности в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд и приобретения в собственность объектов недвижимости для решения вопросов местного значения» от 22.11.2007г. № 1212, утверждено Положение о порядке организации и проведения оценки объектов, являющихся муниципальной собственностью, и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения прав собственности на землю, а также объектов оценки иных форм собственности в целях изъятия земельных участков для муниципальных нужд и приобретения в собственность объектов недвижимости для решения вопросов местного значения (далее по тексту – Положение). П. 1.5. Положения, определено, что в случаях, если согласно действующему законодательству отчуждение муниципального имущества и прав на заключение договора аренды земельных участков возможно лишь по итогам аукционных торгов, оплата работ по оценке осуществляется победителем аукционных торгов, за исключением иных случаев, в которых оплата производиться согласно п. 3.2. договора на выполнение на проведение оценки.
На основании указанного постановления и в рамках полномочий, установленных п.п. 2.12 и 2.45 Положения о Департаменте имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, утвержденного постановлением Мэра гор. Ростова-на-Дону от 18.12.2007 № 1333 «Об утверждении положения, структуры и штатного расписания Департамента имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону» (далее по тексту – Положение о ДИЗО), ДИЗО принято Распоряжение № 5195.
Вместе с тем, ДИЗО сообщает, что законом не запрещено включать в права и обязанности сторон по договору купли-продажи, обязанность по оплате услуг оценщика по проведению соответствующей оценки на победителя торгов.
Кроме того, к своему ответу на определение от 28.04.2010г. ДИЗО приложило решение Ленинского районного суда гор. Ростова-на-Дону от 18.08.2009г., которым п. 1.5. Положения признан не нарушающим законодательство.
Определением Ростовского областного суда от 05.10.2009г. вышеназванное решение Ленинского районного суда гор. Ростова-на-Дону оставлено без изменений.
Комиссия, изучив материала настоящего дела, выслушав представителя ДИЗО, приходит к следующим выводам:
В Договор № 1 включены: п.2.2.1. согласно, которому на Заказчика 2 (физического, юридического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя) возлагается обязанность произвести оплату работ в соответствии с договором, а также п. 3.2., которым определено, что оплата Исполнителю по договору производится Заказчиком 2 в течении 3-х банковских дней с момента подписания настоящего договора, но не позднее дня передачи отчета по оценке Заказчику 1 для согласования отчета на комиссии по согласованию результатов оценки.
В Договор № 2, включен п. 3.2., согласно которому оплата работ по оценке осуществляется по итогам торгов в течение 14 (четырнадцати) рабочих дней Победителем данных торгов с даты подписания договора купли – продажи (либо договора аренды) имущества на торгах на условиях аукциона (конкурса).
Вместе с тем, согласно ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон об оценочной деятельности) проведение оценки объектов оценки является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям.
Ст. 10 Закона об оценочной деятельности определено, что в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из ст.ст. 8, 10 Закона об оценочной деятельности, следует, что оценка стоимости объектов, принадлежащих публично-правовым образованиям и подлежащих передачи в собственность или аренду, является обязательной, а договор на ее проведение заключается от имени заказчика лицом, уполномоченным публично – правовым образованием на совершение сделок с этими объектами.
Таким образом, собственник муниципального имущества обязан самостоятельно решать вопросы, связанные с оценкой предоставляемых в собственность или аренду объектов муниципальной собственности и определением рыночной стоимости таких объектов; договор на оценку заключается без участия приобретателя (арендатора) муниципального имущества.
В этой связи возложение на приобретателей (арендаторов) муниципального имущества обязанности по оплате оценки муниципального имущества, не соответствует действующему законодательству.
П.1 ст. 44 Устава гор. Ростова-на-Дону, принятого решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 09.04.1996 № 211 (далее по тексту – Устав) определено, что в состав Администрации входят, в т.ч. департаменты - органы Администрации, сочетающие отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.
П.1.1. Положения о ДИЗО, установлено, что ДИЗО – отраслевой (функциональный) орган Администрации гор. Ростова-на-Дону, входящий в ее структуру, обеспечивающий проведение единой политики в области управления и распоряжения муниципальной собственностью и земельными участками в пределах городской черты, сочетающий отраслевое управление с функциональным руководством межотраслевого характера.
Вместе с тем, п.1.6. Положения о ДИЗО, установлено, что ДИЗО обладает статусом юридического лица, соответствующим правовому режиму муниципального учреждения имеет самостоятельный баланс, банковский счет в отделении по Ленинскому и Октябрьскому районах гор. Ростова-на-Дону УФК по РО, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки и иные официальные атрибуты.
В связи с изложенным, в действиях Департамента имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону, выразившихся во включении п.п. 2.2.1, 3.2. в Договор № 1, а также п. 3.2. в Договор №2, содержится нарушение ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которым органам местного самоуправления запрещается принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованно препятствовать деятельности хозяйствующих субъектов, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам.
Руководствуясь ст. 23, ч.1 ст. 39, ч.1 -4 ст.41, ч.1 ст.49 ФЗ «О защите конкуренции».
 
РЕШИЛА:
 
1. Признать Департамент имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону нарушившим ч.1 ст.15 ФЗ «О защите конкуренции».
2. Выдать Департаменту имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону предписание об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство.
 
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
 
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова, В.Р. Рабаев
 
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.
 
Предписание № 191
об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство
 
«19» мая 2010 г.
г. Ростов-на-Дону
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
 
Председатель Комиссии: Коренченко К.А. – зам. руководителя управления - начальник отдела контроля органов власти;
 
Члены Комиссии: Частников В.Л. – зам. начальника отдела контроля органов власти;
Ратникова О.С. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти;
Рабаев В.Р. – специалист-эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,
 
руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ«О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») на основании своего решения от 19.05.2010 г. по делу № 421 о нарушении Департаментом имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону (344007, гор. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 47) части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции»,
 
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
Департаменту имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону, в срок до 19.07.2010г. прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся во включении п.п. 2.2.1, 3.2. в Приложение № 1 «Типовой договор на выполнение работ на проведение оценки» (далее по тексту - Договор № 1), а также п. 3.2. в Приложение № 2 «Типовой договор на выполнение работ на проведение оценки» (далее по тексту – Договор № 2) к распоряжению Департамента имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону от 08.08.2008г. № 5195 «Об утверждении формы типового договора на выполнение работ оценки объектов, являющихся муниципальной собственностью и земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения прав собственности на землю».
В срок до 19.07.2010г. Департаменту имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону необходимо исключить п.п. 2.2.1, 3.2. из Договора № 1 и п. 3.2. из Договора №2.
О выполнении настоящего предписания Департаменту имущественно-земельных отношений гор. Ростова-на-Дону сообщить в Ростовское УФАС России в срок до26.07.2010 г. с приложением документального подтверждения.
 
Председатель Комиссии: К.А. Коренченко
 
Члены Комиссии: В.Л. Частников, О.С. Ратникова, В.Р. Рабаев
 
Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.
Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны