Решение б/н Решение от 07.04.2011 г. по делу № 1489/05 в отношении ЗАО «... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
 
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения оглашена «7» апреля 2011 г.
В полном объеме решение изготовлено «20» апреля 2011 г.
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель Комиссии: Е.Г. Молчанов – заместитель руководителя управления
Члены Комиссии:
Н.А. Кожемяко – начальник отдела изучения и контроля товарных рынков
П.П. Воронцов – ведущий специалист-эксперт отдела изучения и контроля товарных рынков,
рассмотрев дело № 1489-1/05 по признакам нарушения ЗАО «ТЗК-АВИА» (344009, г. Ростов-на-Дону, пр. Шолохова, 213) и ООО «Капитал-Юг» (350080, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Новороссийская, 57) пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»
 
УСТАНОВИЛА:
 
В целях контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Ростовским УФАС России была проведена проверка деятельности ЗАО «ТЗК-АВИА» и поставщиков авиакеросина для нужд ЗАО «ТЗК-АВИА» на предмет соответствия требованиям статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». В ходе проверки было установлено следующее.
ЗАО «ТЗК-АВИА» закупало в 2010 году авиакеросин у следующих компаний:
·                ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» (договор от 01.12.2008 № НП/455-Н);
·                ООО «АэропортФьюэлСервис» (договор от 19.08.2010 № 2010-30/01);
·                ООО «Капитал-Юг» (договор от 03.09.2009 № 15);
·                ООО «Башнефть-Юг» (договор от 01.06.2007 № 01/06-БЮ-ТЗК);
·                ЗАО «Интерджет групп» (договор от 21.09.2009 № ИГ 16/09-ПР).
Из вышеперечисленных компаний только ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» можно считать производителем авиационного керосина, поскольку общество является сбытовым предприятием нефтяной компании ОАО «ЛУКОЙЛ» и входит с ним в группу лиц. Остальные компании являются перепродавцами.
Анализ цен поставщиков показал, что цены поставщиков-перепродавцов были выше, чем у ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО». Однако большую часть топлива ЗАО «ТЗК-АВИА» закупало у посредников, в первую очередь, ООО «Башнефть Юг»:
В ходе проверки были направлены запросы поставщикам с целью выяснения всей цепочки движения авиационного керосина от нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) до ЗАО «ТЗК-АВИА».
В ходе анализа представленной информации были установлены следующие цепочки:
1. ООО «Капитал Юг» в соответствии с товарными накладными покупало авиакеросин для продажи ЗАО «ТЗК-АВИА» у ЗАО «Компания «АДАМАС» и ООО «Юг-Нефтепродукт». Оба поставщика являются начальным звеном цепочки, поскольку являются собственниками давальческого сырья (нефти) для производства авиакеросина на НПЗ ЗАО «Кранснодарский НПЗ-Краснодарэконефть».
 
Производитель
ЗАО «Компания «АДАМАС»
ООО «Юг-Нефтепродукт»
Посредник
ООО «Капитал-Юг»
Получатель
ЗАО «ТЗК-АВИА»
 
2. ООО «АэропортФьюэлСервис» закупало авиакеросин у ЗАО «Газпромнефть-Аэро», произведенный на НПЗ ОАО «ГАЗПРОМНЕФТЬ». ЗАО «Газпромнефть-Аэро» является сбытовым предприятием ОАО «ГАЗПРОМНЕФТЬ». Таким образом, можно считать ЗАО «Газпромнефть-Аэро» началом цепочки.
 
Производитель
ОАО «ГАЗПРОМНЕФТЬ»
ЗАО «Газпромнефть-Аэро»
Посредник
ООО «АэропортФьюэлСервис»
Получатель
ЗАО «ТЗК-АВИА»
 
3. ООО «Башнефть-Юг» осуществляло закупки топлива для реализации ЗАО «ТЗК-АВИА» у ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест», ООО «Омнитрейд», ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО». ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест» и ООО «Нефтегазиндустрия» являются давальцами при переработке давальческого сырья на базе ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» и считаются производителями. ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» также считается производителем. ООО «Омнитрейд» закупало авиакеросин для продажи ООО «Башнефть-Юг» у ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО».
 
Производитель
ООО «Нефтегазиндустрия»
ООО «ЛУКОЙЛ-
Волгограднефтепереработка»
ООО «ЛУКОЙЛ-
Волгограднефтепереработка»
Нефтегазиндустрия-Инвест
ЛУКОЙЛ-АЭРО
ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО»
Посредник
ООО «Башнефть-Юг»
ООО «Омнитрейд»
ООО «Башнефть-Юг»
ООО «Башнефть-Юг»
Получатель
ЗАО «ТЗК-АВИА»
 
16.12.2010 в Ростовское УФАС России поступило обращение Управления Федеральной службы безопасности по Ростовской области о согласованных действиях ЗАО «ТЗК-АВИА» и поставщиков авиационного керосина.
В связи с изложенным Ростовским УФАС России было возбуждено дело о нарушении статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ЗАО «ТЗК-АВИА» и его поставщиков ООО «Башнефть-Юг», ООО «Капитал-Юг», ООО «АэропортФьюэлСервис».
Определением по делу № 1489/05 о выделении дел в отдельное производство от 16.03.2011 (исх. № 2619/05 от 18.03.2011) в отдельное производство было выделено дело в отношении ЗАО «ТЗК-АВИА» и ООО «Капитал-Юг» по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе рассмотрения дела было установлено, что в 2009-2010 году ЗАО «ТЗК-АВИА» закупало авиакеросин у своих поставщиков по следующим ценам.
 
Дата
поставки
Поставщик
Цена,
руб./т.
с НДС
Дата
поставки
Поставщик
Цена,
руб./т.
с НДС
23.1.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15120
23.1.10
ЗАО "Интерджет групп"
18350
25.1.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15120
23.1.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
18.2.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16750
27.1.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
22.2.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16750
29.1.10
ЗАО "Интерджет групп"
18350
28.2.09
ООО "Югнефтьпродукт"
16400
29.1.10
ЗАО "Интерджет групп"
18350
18.3.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16450
31.1.10
ЗАО "Интерджет групп"
18350
22.3.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16450
14.2.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
1.4.09
ООО "Югнефтьпродукт"
16800
14.2.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
1.4.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16450
21.2.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
2.4.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16450
9.3.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
3.4.09
ООО "Югнефтьпродукт"
16800
17.3.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
10.4.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15700
19.3.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
14.4.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15700
3.4.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
14.4.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15717
6.4.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
1.5.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15700
16.4.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
1.5.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15700
16.4.10
ЗАО "Интерджет групп"
18500
2.5.09
ООО "Лукойл-Аэро"
15700
18.4.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
23.5.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14900
30.4.10
ООО "Башнефть-Юг"
18500
28.5.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14900
5.5.10
ЗАО "Интерджет групп"
18581
2.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14900
17.5.10
ООО "Башнефть-Юг"
18800
5.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14900
17.5.10
ООО "Башнефть-Юг"
18800
11.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14350
18.5.10
ООО "Башнефть-Юг"
18800
11.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14350
20.5.10
ООО "Капитал-Юг"
18800
13.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14350
22.5.10
ООО "Капитал-Юг"
18800
22.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14350
25.5.10
ЗАО "Интерджет групп"
18800
23.6.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14350
25.5.10
ООО "Башнефть-Юг"
18800
13.7.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
26.5.10
ЗАО "Интерджет групп"
18800
14.7.09
ООО "Лукойл-Аэро"
14324
30.5.10
ЗАО "Интерджет групп"
18800
17.7.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16245
2.6.10
ООО "Капитал-Юг"
18800
27.7.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
3.6.10
ЗАО "Интерджет групп"
18800
29.7.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
3.6.10
ООО "Башнефть-Юг"
18800
31.7.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
23.6.10
ООО "Капитал-Юг"
18800
2.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
29.6.10
ЗАО "Интерджет групп"
18800
13.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
1.7.10
ЗАО "Интерджет групп"
18800
13.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
10.7.10
ООО "Башнефть-Юг"
18800
14.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
26.7.10
ООО "Башнефть-Юг"
19038
14.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
14.8.10
ООО "Башнефть-Юг"
18629
17.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
16.8.10
ООО "Лукойл-Аэро"
18200
23.8.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
18.8.10
ООО "Лукойл-Аэро"
18200
2.9.09
ООО "Лукойл-Аэро"
16250
18.8.10
ООО "Башнефть-Юг"
18400
19.9.09
ООО "Капитал-Юг"
17800
31.8.10
ООО "Лукойл-Аэро"
19168
19.9.09
ООО "Капитал-Юг"
17500
31.8.10
ООО "АФС"
18800
19.9.09
ООО "Капитал-Юг"
17500
15.9.10
ООО "Лукойл-Аэро"
18000
23.9.09
ООО "Капитал-Юг"
17800
19.9.10
ООО "Лукойл-Аэро"
18000
29.9.09
ООО "Капитал-Юг"
17800
21.9.10
ООО "Капитал-Юг"
18600
29.9.09
ООО "Капитал-Юг"
18500
21.9.10
ООО "Башнефть-Юг"
18550
2.10.09
ЗАО "Интерджет групп"
18500
25.9.10
ООО "Башнефть-Юг"
18550
2.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18500
27.9.10
ООО "Капитал-Юг"
18600
7.10.09
ЗАО "Интерджет групп"
18500
11.10.10
ООО "Лукойл-Аэро"
18000
9.10.09
ЗАО "Интерджет групп"
18500
28.10.10
ООО "Башнефть-Юг"
18550
10.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18255
20.11.10
ООО "Лукойл-Аэро"
19500
11.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
17.12.10
ООО "Капитал-Юг"
23500
12.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
19.12.10
ООО "Лукойл-Аэро"
20900
19.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
22.12.10
ООО "Лукойл-Аэро"
20900
20.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
26.12.10
ООО "Лукойл-Аэро"
20900
23.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
3.1.11
ООО "Капитал-Юг"
23500
23.10.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
9.1.11
ООО "Лукойл-Аэро"
20900
30.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
21.1.11
ООО "Лукойл-Аэро"
23200
31.10.09
ООО "Капитал-Юг"
18100
24.1.11
ООО "Лукойл-Аэро"
23200
31.10.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
1.11.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
27.11.09
ООО "Омнитрейд"
18100
 
28.11.09
ООО "Омнитрейд"
18100
 
29.11.09
ООО "Омнитрейд"
18100
 
1.12.09
ООО "Омнитрейд"
18100
 
4.12.09
ООО "Омнитрейд"
18100
 
16.12.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
17.12.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
22.12.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
27.12.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
31.12.09
ООО "Башнефть-Юг"
18100
 
 
С января 2009 года по август 2009 года более 90% всего топлива ЗАО «ТЗК-АВИА» закупало у ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» на условиях отсрочки оплаты 20 дней.
Согласно пояснениям ЗАО «ТЗК-АВИА» (исх. № 280 от 04.04.2011) причиной отказа от закупки авиакеросина у ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» с сентября 2009 года явилось требование поставщика представить обеспечение обязательств по оплате в виде: банковской гарантии, поручительства третьих лиц, залога основных средств, залога ликвидных ценных бумаг. В соответствии с письмом ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» (исх. № 01-886-исх от 25.02.2009) указанное требование было необходимо для определения возможности сохранения предоставляемой отсрочки платежей при дальнейшей отгрузке продукции.
ЗАО «ТЗК-АВИА» получило 09.09.2009 письмо ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» (исх. № 01-4276-исх от 09.09.2009) о том, что ЗАО «ТЗК-АВИА» необходимо заключить договор залога имущества для сохранения отсрочки платежа при отгрузке ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» авиатоплива в адрес ЗАО «ТЗК-АВИА».
Однако, начиная с середины сентября 2009 года, ЗАО «ТЗК-АВИА» отказалось от услуг ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» и начало закупать авиатопливо у ООО «Капитал-Юг» дороже на 1 550 руб. за одну тонну.
Согласно письму ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» (исх. № 01-1717-исх от 01.07.2011) компания готова была поставлять авиакеросин ЗАО «ТЗК-АВИА» на условиях предоплаты с сентября 2009 года по август 2010 года по ценам значительно ниже, чем цены поставщиков ЗАО «ТЗК-АВИА» в тот период.
Расчет, проведенный Комиссией, показал, что если бы ЗАО «ТЗК-АВИА» закупало весь необходимый объем авиатоплива в сентябре 2009 года – июле 2010 года у ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО», то экономия денежных средств составила бы 19 789 458 руб.
ЗАО «ТЗК-АВИА» пояснило (исх. № 66 от 31.01.2011), что не располагает информацией о том, какая из компаний-поставщиков является производителем авиатоплива и критерием отбора поставщиков служит не только цена закупаемого авиатоплива, но и условия поставки, а именно: предоставление отсрочки платежей, территориальное расположение железнодорожных станций отправления авиатоплива компаний поставщиков, сроки и объемы поставки.
В ходе рассмотрения дела представители ЗАО «ТЗК-АВИА» не упоминали случаев срыва поставок ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО». В соответствии с пояснениями претензий к качеству работы ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» в рамках договорных отношений у ЗАО «ТЗК-АВИА» не возникло.
В ходе рассмотрения дела Комиссия провела анализ экономической обоснованности использования ЗАО «ТЗК-АВИА» товарного кредита (отсрочки оплаты авиакеросина), предоставляемого поставщиками в сентябре 2009 года – июле 2010 года.
Сравнение цен поставщиков, работающих с отсрочкой платежа и цен ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» на условиях предоплаты за период с сентября 2009 года по июль 2010 года показало, что ЗАО «ТЗК-АВИА» получало товарный кредит под 5% в месяц или 60% годовых.
Комиссия установила, что ЗАО «ТЗК-АВИА» 06.11.2009 заключило с ОАО АКБ «Сбербанк России» договор № 452/12145 об открытии возобновляемой кредитной линии на следующих условиях: лимит кредитной линии составляет 20 000 000 руб., ставка 14,25% годовых, проценты начисляются не менее чем за 3 месяца. Таким образом, в случае отсутствия необходимого объема денежных средств для приобретения авиатоплива по предоплате ЗАО «ТЗК-АВИА» имело возможность взять кредит на приобретение авиатоплива по ставке 3,56% в месяц, то есть дешевле, чем приобретать авиакеросин у поставщиков с отсрочкой платежа.
В случае использования заемных средств экономия ЗАО «ТЗК-АВИА» на процентах составила бы около 10 260 000 руб. за период с сентября 2009 года по июль 2010 года.
В соответствии с представленной ЗАО «ТЗК-АВИА» (исх. № 280 от 04.04.2011) справкой о наличии свободных денежных средств и кредитных ресурсов в 2009-2010 годах помесячно ЗАО «ТЗК-АВИА» имело возможность использовать заемные средства для приобретения авиакеросина на условиях предоплаты.
Таким образом, использование товарного кредита экономически невыгодно для ЗАО «ТЗК-АВИА».
В ходе рассмотрения дела Комиссией было отмечено, что с октября 2009 года цены поставщиков ЗАО «ТЗК-АВИА» изменялись синхронно.
Так, с 02.10.2009 по 09.10.2009 у ЗАО «Интерджет групп» и ООО «Капитал-Юг» цена закупки составляла 18 500 руб./т. с НДС.
В период с 11.10.2009 по 31.12.2009 цены поставщиков ООО «Капитал-Юг», ООО «Башнефть-Юг», ООО «Омнитрейд» были одинаковыми и составляли 18 100 руб./т. с НДС.
С 14.02.2010 по 30.04.2010 ООО «Башнефть-Юг» и ЗАО «Интерджет групп» продавали топливо ЗАО «ТЗК-АВИА» по цене 18 500 руб./т. с НДС.
Цена поставщиков ООО «Башнефть-Юг», ООО «Капитал-Юг», ЗАО «Интерджет групп» с 17.05.2010 по 10.07.2010 составляла 18 800 руб./т. с НДС.
Указанное выше единообразие цен является нетипичным для оптового рынка продажи авиакеросина, поскольку цена сделки по купли-продажи керосина не является публичной, цена поставки включает в себя затраты на доставку топлива.
Иными словами, у всех поставщиков различные затраты на приобретение и доставку авиакеросина, поскольку, как показала проверка, поставка нефтепродуктов осуществлялась с различных нефтеперерабатывающих заводов в Краснодарском крае, Волгоградской области и прочих регионов. Цены на данном рынке являются договорными и непубличными. Таким образом, объективные рыночные предпосылки для установления одинаковых цен у разных продавцов авиакеросина отсутствуют.
Анализ объемов закупок авиакеросина ЗАО «ТЗК-АВИА» в 2009-2010 годах показал, что в январе – августе 2009 года компания закупала более 90% авиакеросина у ОАО «ЛУКОЙЛ-АЭРО». В период с сентября 2009 года по июль 2010 года более 40% всего объема закупленного топлива приходилось на ЗАО «Интерджет групп», доли ООО «Капитал-Юг» и ООО «Башнефть-Юг» составляли около 30% для каждой компании.
Начиная с августа 2010 года по январь 2011 года больше всего топлива ЗАО «ТЗК-АВИА» закупало у ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» – 42%, остальное топливо ЗАО «ТЗК-АВИА» приобретало у перепродавцов ООО «Капитал-Юг» (31%) и ООО «Башнефть-Юг» (23%).
 
Объем закупок
ЗАО «ТЗК-АВИА», т.
Лукойл-
Аэро
Югнефть-
продукт
Капитал-
Юг
Интерджет
групп
Башнефть-
Юг
Омнитрейд
АФС
янв.09
514,04
0
0
0
0
0
 
фев.09
517,07
199,40
0
0
0
0
0
мар.09
579,73
0
0
0
0
0
0
апр.09
765,05
749,67
0
0
0
0
0
май.09
1421,66
0
0
0
0
0
0
июн.09
2491,80
0
0
0
0
0
0
июл.09
1947,06
0
0
0
0
0
0
авг.09
1790,26
0
0
0
0
0
0
сен.09
291,22
0
1263,81
0
0
0
0
окт.09
0,00
0
2043,52
892,21
241,34
0
0
ноя.09
0
0
0
0
109,80
417,15
0
дек.09
0
0
0
0
462,76
245,24
0
янв.10
0
0
0
1967,98
0
0
0
фев.10
0
0
0
0
465,62
0
0
мар.10
0
0
0
56,99
477,45
0
0
апр.10
0
0
0
1049,42
451,59
0
0
май.10
0
0
172,05
1770,09
937,21
0
0
июн.10
0
0
837,32
295,29
474,36
0
0
июл.10
0
0
0
231,60
459,36
0
0
авг.10
670,99
0
0
0
472,19
0
285,37
сен.10
800,10
0
519,36
0
911,92
0
0
окт.10
522,17
0
0
0
474,02
0
0
ноя.10
399,61
0
0
0
0
0
0
дек.10
457,39
0
450,87
0
0
0
0
янв.11
543,09
0
1564,89
0
0
0
0
 
В ходе рассмотрения дела на основании приказа Ростовского УФАС России от 09.02.2011 № 68 была проведена выездная проверка в отношении ЗАО «ТЗК-АВИА».
Предметом проверки явилось исследование переписки ЗАО «ТЗК-АВИА» с поставщиками авиакеросина для рассмотрения по существу дела № 1489/05, возбужденного в отношении ЗАО «ТЗК-АВИА», ООО «Башнефть-Юг», ООО «Капитал-Юг», ООО «АэропортФьюэлСервис» по признакам нарушения статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
В ходе проведения проверки были изучены журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции ЗАО «ТЗК-АВИА» за 2009-2011 годы, письма ЗАО «ТЗК-АВИА» в адрес поставщиков авиакеросина с предложением заключения договора на поставку авиакеросина за 2009-2011 годы, заявки ЗАО «ТЗК-АВИА» на поставку авиакеросина по действующим договорам за 2009-2011 годы, а также письма поставщиков авиатоплива в адрес ЗАО «ТЗК-АВИА».
Как правило, заявки ЗАО «ТЗК-АВИА» в адрес поставщиков авиакеросина не содержали информации о стоимости поставляемого авиакеросина. Однако часть заявок ЗАО «ТЗК-АВИА» в адрес ООО «Башнефть-Юг» содержала информацию о цене закупаемого топлива: заявка на апрель 2010 года – 18500 руб./т., заявка на май 2010 года – 18800 руб./т., заявка на июль 2010 года – 18800 руб./т., заявка на август 2010 года – 18400 руб./т., заявка на сентябрь 2010 года – 18550 руб./т., заявка на октябрь 2010 года – 18550 руб./т.
Цена фиксировалась и в заявках в адрес ЗАО «Интерджет Групп»: на сентябрь 2009 г. – 18500 руб./т., на октябрь 2009 г. – 18500 руб./т., на январь 2010 г. – 18350 руб./т., на февраль 2010 г. – 18500 руб./т., на март 2010 г. – 18500 руб./т., на апрель 2010 г. – 18500 руб./т., на май 2010 г. – 18800 руб./т., на июнь 2010 г. – 18800 руб./т.
Установлено, что представители нефтяных компаний обращались в ЗАО «ТЗК-АВИА» с предложением о заключении контрактов на поставку авиатоплива в 2009 году. Так, ООО «РН-Аэро» (входит в группу лиц ОАО «НК «Роснефть») обращалось (исх. № 1121 от 22.06.2009) к ЗАО «ТЗК-АВИА» с предложением заключения договора поставки авиакеросина. Письменный ответ ЗАО «ТЗК-АВИА» не это предложение не направляло.
Письмом от 26.08.2009 № 4/ТЗК-198 ОАО «ТАИФ-НК» также обращалось к ЗАО «ТЗК-АВИА» с предложением поставки авиакеросина собственного производства. Также ОАО «ТАИФ-НК» информировало ЗАО «ТЗК-АВИА» о возможности приобретения авиатоплива также через электронную торговую площадку ONLINECONTRACT (www.onlinecontract.ru). Письменного ответа на это предложение ЗАО «ТЗК-АВИА» не направляло.
Таким образом, можно сделать вывод, что ЗАО «ТЗК-АВИА» не было заинтересовано в поиске более выгодных поставщиков, минуя посредников.
Комиссия установила, что ЗАО «ТЗК-АВИА» на основании договоров осуществляет услуги по хранению авиатоплива. Авиакомпания ОАО «ДОНАВИА» является крупнейшим хранителем авиатоплива у ЗАО «ТЗК-АВИА». ОАО «ДОНАВИА» самостоятельно закупает авиатопливо, минуя ЗАО «ТЗК-АВИА». Деятельность ОАО «ДОНАВИА» по приобретению авиакеросина может быть сравнима с деятельностью ЗАО «ТЗК-АВИА», поскольку объемы закупок компаний сопоставимы, транспортные затраты на доставку топлива одинаковы.
Анализ поставок авиакеросина для нужд ОАО «ДОНАВИА» в 2009-2010 годах показал, что основным поставщиком являлось ООО «Капитал-Юг». Также ОАО «ДОНАВИА» закупало авиатопливо у ЗАО «Интерджет групп», ООО «РН-Аэро».
Сравнение цен поставок авиакеросина ЗАО «Капитал-Юг» в адрес ЗАО «ТЗК-АВИА» и ОАО «ДОНАВИА» показало следующее.
 
Продажа авиатоплива ЗАО «ТЗК-АВИА»
Продажа авиатоплива ЗАО «ДОНАВИА»
Дата поставки
Цена, руб./т. с НДС
Условия оплаты
Дата поставки
Цена, руб./т. с НДС
Условия оплаты
19.09.2009
17 800
отсрочка платежа
<…>
<…>
<…>
30.10.2009
18 100
отсрочка платежа
<…>
<…>
<…>
20.05.2010
18 800
отсрочка платежа
<…>
<…>
<…>
23.06.2010
18 800
отсрочка платежа
<…>
<…>
<…>
 
Как видно из данных таблицы, ООО «Капитал-Юг» продавало в период с сентября 2009 года по июль 2010 года авиакеросин для ЗАО «ТЗК-АВИА» дороже, чем для ОАО «ДОНАВИА».
Отмечено, что начиная с августа 2010 года ЗАО «ТЗК-АВИА» трижды (исх. № 670 от 26.08.2010, исх. № 944 от 25.11.2010, исх. № 997 от 30.11.2010) обращалось к ОАО «ТАИФ-НК» с предложением заключить договор поставки авиатоплива.
Также ЗАО «ТЗК-АВИА» (исх. № 907/1 от 16.11.2010) обращалось к ООО «Афипский нефтеперерабатывающий завод» с просьбой заключить договор поставки авиатоплива.
26 ноября 2010 года в ЗАО «ТЗК-АВИА» поступило письмо ФАС России (исх. № ЦА/40065 от 17.11.2010) о том, что в целях исключения из схемы закупок нефтепродуктов посредников-перепродавцов ФАС России считает необходимым обеспечить возможность заключения компаниями с государственным участием прямых договоров поставки нефтепродуктов с производителями нефтепродуктов.
Также в письме было отмечено, что недопустимо осуществление компаниями закупок нефтепродуктов с использованием цепочек перепродавцов. Указанная схема закупок, приводящая к увеличению цены товара на рынке, а также к иным негативным последствиям на рынке, на котором осуществляет свою деятельность компания, будет квалифицироваться как нарушение антимонопольного законодательства в рамках возбуждения и рассмотрения дел.
1 декабря 2010 года ЗАО «ТЗК-АВИА» разослало предложения о заключении договора на поставку авиатоплива в адрес: ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «НК «Роснефть», ООО «НефтеГазИндустрия», ОАО «Газпромнефть».
ЗАО «ТЗК-АВИА» 09.12.2010 разослало письма с просьбой направить в его адрес коммерческие предложения по поставке авиакеросина в адрес следующих поставщиков: ООО «Нефтегазиндустрия-Инвест», ООО «Башнефть-Юг», ООО «РН-Аэро», ООО «Капитал-Юг», ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО», ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «Интерджет Групп», ОАО «ТНК-ВР», ЗАО «Газпромнефть-Аэро», ОАО «Газпромнефть», ОАО «ТАИФ-НК», ООО «НефтеГазИндустрия».
До этого на протяжении 2009-2010 годов подобная практика направления запросов в адрес поставщиков установлена не была.
Переписка ЗАО «ТЗК-АВИА» с поставщиками авиатоплива в декабре 2010 года свидетельствует о желании ЗАО «ТЗК-АВИА» заключить договоры на поставку авиатоплива с большим количеством поставщиков, в том числе производителями авиакеросина.
ЗАО «ТЗК-АВИА» с декабря 2010 года приступило к закупке нефтепродуктов через товарную биржу. ЗАО «ТЗК-АВИА» заключило договор от 07.12.2010 № ДП-00219 с ООО «Солид – товарные рынки», оказывающим услуги на товарных рынках (брокер).
В результате полного и всестороннего изучения доказательств и обстоятельств дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
Отказ ЗАО «ТЗК-АВИА» в сентябре 2009 года от продолжения договорных отношений по поставке авиакеросина с ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО» экономически необоснован. Расчеты, проведенные Комиссией, показали, что приобретение авиатоплива в кредит значительно дешевле товарного кредита поставщиков-посредников.
Сравнительный анализ закупочных цен ЗАО «ТЗК-АВИА» и ОАО «ДОНАВИА» в период с сентября 2009 года по июль 2010 года показал, что цены закупки ЗАО «ТЗК-АВИА» были завышены.
У каждого из поставщиков различные затраты на приобретение и доставку авиакеросина. Цены на данном рынке являются договорными и непубличными. Таким образом, объективные рыночные предпосылки для установления одинаковых цен у разных продавцов авиакеросина отсутствуют.
Практика ЗАО «ТЗК-АВИА» установления единых цен закупки авиатоплива для различных поставщиков не соответствует общей практике оптового рынка авиакеросина.
Единственным объединяющим поставщиков элементом является покупатель – ЗАО «ТЗК-АВИА». Как показала проверка ЗАО «ТЗК-АВИА» в период с сентября 2009 года по июль 2010 года ЗАО «ТЗК-АВИА» устанавливало одинаковые цены закупки авиатоплива для ОАО «Капитал-Юг», ЗАО «Интерджет групп», ООО «Башнефть-Юг» и ООО «Омнитрейд».
Своими действиями по установлению и поддержанию цен ЗАО «ТЗК-АВИА» устранило конкуренцию на оптовом рынке авиатоплива, лишив компании возможности конкурировать за счет цены товара.
В рамках данного дела рассматриваются действия ЗАО «ТЗК-АВИА» и ООО «Капитал-Юг». Обе компании являются участниками оптового рынка авиакеросина, поскольку занимаются куплей-продажей авиационного керосина.
Согласно пункту 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» одним из признаков ограничения конкуренции является рост цены товара, не связанный с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.
В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» соглашение – договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
ООО «Капитал-Юг» и ЗАО «ТЗК-АВИА», заключив соглашение по продаже авиакеросина по цене, превышающей конкурентный уровень, ограничили конкуренцию, что привело к завышению цены приобретения авиатоплива ЗАО «ТЗК-АВИА».
Пунктом 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами на товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к установлению или поддержанию цен.
Стоит отметить, что цена 1 тонны авиакеросина, продаваемого ЗАО «ТЗК-АВИА» авиакомпаниям в период с сентября 2009 года по июль 2010 года выросла на 13,6%. Таким образом, экономически необоснованное завышение цен за счет соглашения между ЗАО «ТЗК-АВИА» и ООО «Капитал-Юг» на оптовом рынке авиационного керосина привело к росту цен реализации авиационного керосина в аэропорте г. Ростова-на-Дону.
В августе 2010 года цены закупки авиакеросина ЗАО «ТЗК-АВИА» снова стали различными, тем самым ЗАО «ТЗК-АВИА» имело возможность выбирать поставщиков исходя из цены поставляемого товара. Среди поставщиков ЗАО «ТЗК-АВИА» снова появилось ООО «ЛУКОЙЛ-АЭРО».
Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ЗАО «ТЗК-АВИА» и ООО «Капитал-Юг» было устранено.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,
 
РЕШИЛА:
 
1.              Признать ЗАО «ТЗК-АВИА», ООО «Капитал-Юг» нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части заключения соглашения, которое приводит или может привести к установлению и поддержанию цен на авиатопливо.
2.              Дело в отношении ЗАО «ТЗК-АВИА» и ООО «Капитал-Юг» прекратить в связи с добровольным устранением нарушения.
3.              Предписание не выдавать.
 
Председатель комиссии Е.Г. Молчанов
Члены комиссии: Н.А. Кожемяко, П.П. Воронцов
 
ешение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в суд или в арбитражный суд.
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны