Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 061/01/15-580/2021 О НАРУШЕН... от 2 апреля 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 061/01/15-580/2021 О НАРУШЕНИИ
АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ
01.04.2021 г. Ростов-на-Дону
Председатель Комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства
УСТАНОВИЛ:
В Ростовское УФАС России из прокуратуры г. Ростова-на-Дону поступили материалы проверки соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении при осуществлении органами исполнительной власти и органами местного самоуправления полномочий и контрольно-надзорных функций в установленной сфере.
С целью полного и всестороннего рассмотрения поступивших материалов в адрес администрации г. Ростова-на-Дону (далее – Администрация) и ее структурных подразделений направлен запрос о предоставлении сведений и документов, необходимых для рассмотрения указанных материалов проверки.
В ответ на запрос представлены документы, анализ которых показал следующее.
1. Согласно п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам значения городского округа относится, в том числе: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенции, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (ред. от 30.09.2017) (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подпунктом 3 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии из местного бюджета предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Пунктом 3 ст. 78 БК РФ установлено, что муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе, категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий.
В соответствии со ст. 78 БК РФ постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 01.11.2017 № 1068 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону (далее – Положение № 1068).
Согласно п. 1.1 Положения № 1068 настоящее Положение определяет порядок предоставления субсидий из средств городского и (или) областного бюджетов муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону (далее - субсидия).
В силу п. 1.2 Положения № 1068 целью предоставления субсидии муниципальным предприятиям жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону (далее - муниципальные предприятия) является возмещение затрат по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности на:
- обеспечение безопасности на гидротехнических сооружениях и противопаводковые мероприятия (содержание, эксплуатация, ремонт, предотвращение и ликвидация аварий гидротехнических сооружений, механическая и биологическая очистка стока рек, пропуск паводковых вод для предотвращения подтоплений территории города);
- содержание и ремонт систем водопонижения (содержание, ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание систем водопонижения, промывка трубопроводов, ударно-канатное бурение скважин);
- обеспечение бесперебойного функционирования сетей уличного освещения (техническое обслуживание, ремонт, наладка электрических сетей наружного освещения и праздничной декоративной подсветки (иллюминации), ликвидация повреждений электрических сетей, осветительной арматуры и оборудования, оплата электроэнергии, содержание оперативно-диспетчерской службы) (указанный абзац утратил силу в соответствии с Постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 17.09.2020 № 988).
Согласно п. 2.1 Положения № 1068 муниципальные предприятия могут претендовать на получение субсидий при условии представления в том числе копий исполненных муниципальных договоров, заверенных в установленном порядке, подтверждающих опыт успешного выполнения работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности по аналогичным видам деятельности за последние три года.
В соответствии с п. 2.3 Положения № 1068 муниципальные предприятия могут претендовать на получение субсидий при соответствии требованиям, которым должны соответствовать на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов в Управление благоустройства и лесного хозяйства города Ростова-на-Дону, в том числе, наличие исполненных муниципальных договоров, заверенных в установленном порядке, подтверждающих опыт успешного выполнения работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности по аналогичным видам деятельности за последние три года.
В ходе рассмотрения материалов установлено, что получателями субсидий на основании заключенных договоров на предоставление субсидий в соответствии с Положением № 1068 являются:
- Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (в 2018 году получено 2 456 000 руб.; в 2019 – 2 456 000 руб.; в 2020 – 9 800 273 руб.);
- Муниципальное предприятие «Ростовводстройэксплуатация» (в 2018 году получено 23 624 038 руб.; в 2019 – 27 000 000 руб.; в 2020 – 24 885 453 руб.);
- Муниципальное казенное предприятие «Ростгорсвет» (в 2018 году получено 223 096 499,93 руб.; в 2019 – 315 942 300 руб.; в 2020 – 315 933 894,40 руб.).
Таким образом, анализ Положения № 1068, а также субъектный состав получателей субсидий свидетельствует о том, что данное Положение устанавливает не категории, а конкретных получателей субсидий из бюджета - муниципальные предприятия, имеющие опыт выполнения работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности. Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства ограничивается только муниципальными предприятиями, к видам деятельности которых относится жилищно-коммунальное обслуживание населения. Следовательно, таким видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект.
2. В соответствии со ст. 78 БК РФ постановлением Администрации г. Ростова н/Д от 09.02.2011 № 63 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из бюджета города муниципальным предприятиям, осуществляющим содержание и ремонт сетей дождевой канализации и их очистных сооружений, подземных пешеходных переходов (далее – Положение № 63).
Согласно п. 1 Положения № 63 настоящее Положение определяет порядок предоставления субсидий муниципальным предприятиям, осуществляющим содержание и ремонт сетей дождевой канализации и их очистных сооружений, подземных пешеходных переходов (далее - субсидии).
Пунктом 2 Положения № 63 установлено, что субсидии предоставляются муниципальным предприятиям на возмещение затрат в связи с выполнением ими работ по содержанию и ремонту сетей дождевой канализации и их очистных сооружений, подземных пешеходных переходов (далее - муниципальные предприятия).
В ходе рассмотрения материалов установлено, что получателем субсидий на основании заключенных договоров на предоставление субсидий в соответствии с Положением № 63 является Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений (в 2017 году получено 11 554 481 руб.; в 2018 – 24 966 347 руб.; в 2019 – 21 479 012 руб.; в 2020 – 31 461 620 руб.)
Таким образом, анализ Положения № 63, а также субъектный состав получателей субсидий свидетельствует о том, что данное Положение устанавливает не категории, а конкретного получателя субсидий из бюджета - Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений. Действующее законодательство не предусматривает, что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства ограничивается только муниципальными предприятиями, к видам деятельности которых относится жилищно-коммунальное обслуживание населения. Следовательно, таким видом деятельности вправе заниматься любой хозяйствующий субъект.
Данная позиция согласуется с судебной практикой: определение Верховного Суда РФ от 27.01.2020 по делу № А57-19421/2018, определение Верховного Суда РФ от 23.01.2020 по делу № А57-19423/2018, определение Верховного Суда РФ от 03.12.2018 по делу № А83-11413/2017, определение Верховного Суда РФ от 27.03.2018 по делу № А47-279/2017.
На основании изложенного, Положение № 1068 и Положение № 63 противоречат требованиям антимонопольного законодательства, поскольку ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на принятие органами местного самоуправления актов и (или) осуществление действий (бездействий), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Администрации, в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции», предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 1271/04 от 25.01.2021) в срок до 01.03.2021.
Письмо с вышеуказанным предупреждением направлено в адрес Администрации и получено согласно почтовому идентификатору об отправлении.
Администрация указанное предупреждение в установленный срок не исполнила.
Вышеуказанные обстоятельства дают основания полагать о невыполнении Администрацией предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.
На основании изложенного издан приказ Ростовского УФАС России от 19.03.2021 № 107 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».
Руководствуясь ч. 13 ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции»,
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Назначить дело № 061/01/15-580/2021 к рассмотрению на 12.05.2021 в 14 час. 15 мин. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 2/2, оф. 403, ком. 20.
Участие в рассмотрении настоящего дела можно принять в режиме видеоконференц-связи.
Для участия в рассмотрении дела участникам необходимо:
1) перейти по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/6737668244
2) до даты рассмотрения дела направить на адрес <…> документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела (доверенность, паспорт).
2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя – Прокуратуру г. Ростова-на-Дону.
3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – Администрацию.
4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц – Муниципальное специализированное унитарное предприятие по ремонту, строительству и эксплуатации искусственных сооружений; Муниципальное предприятие «Ростовводстройэксплуатация».
5. Администрации представить в Ростовское УФАС России в срок до 07.05.2021 следующие документы (заверенные копии) и информацию:
5.1. Письменное мотивированное обоснование со ссылками на нормы права включения в Положение № 1068 и Положение № 63 пунктов, в которых установлены не категории, а конкретные получатели субсидий на возмещение затрат из бюджета - муниципальные предприятия, имеющие опыт выполнения работ по содержанию объектов жилищно-коммунального хозяйства муниципальной собственности либо опыт выполнения работ по содержанию и ремонту сетей дождевой канализации и их очистных сооружений, подземных пешеходных переходов, при том что субъектный состав участников товарного рынка жилищно-коммунального хозяйства не ограничивается только муниципальными предприятиями.
5.2. Письменные пояснения: внесены ли в настоящее время изменения в Положение № 1068 и Положение № 63, либо приняты иные акты, регламентирующий порядок предоставления субсидий (представить подтверждающие документы).
5.3. Копии заключенных с получателями субсидий договоров на предоставление субсидий, предусмотренных Положением № 1068 и Положением № 63 за истекший период 2021 года.
5.4. Копии представленных получателями субсидий документов, предусмотренных п. 2.11 Положения № 1068 и п. 8 Положения № 63 (за истекший период 2021 года, за каждый месяц);
5.5. Копии представленных получателями субсидий отчетов, предусмотренных п. 3.1 Положения № 1068 (за истекший период 2021 года, за каждый квартал).
Предоставление информации возможно на электронный адрес: <…>