Решение б/н Постановление от 04.02.2010 г. № 6 по делу об административн... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

4 февраля 2010 года
г. Ростов-на-Дону

Заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области Молчанов Евгений Григорьевич, рассмотрев в присутствии представителя ОАО «Азовский хлеб» <...> (доверенность от 11.01.2009г.) протокол от 28.01.2010г. по делу №6 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.31 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», совершенном ОАО «Азовский хлеб», материалы дела,
 
УСТАНОВИЛ:
 
Решением Ростовского УФАС России от 20.04.2009г. по делу №101 ОАО «Азовский хлеб» было признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на хлеб пшеничный первого сорта.
Дело было возбуждено по инициативе Ростовского УФАС России.
ОАО «Азовский хлеб» приказом от 25.12.1996г. № 5-Р включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% по товару хлебобулочные изделия в географических границах г. Азов и азовского района Ростовской области с долей более 65%.
В ходе проводимого в соответствии с поручением ФАС России от 10.10.2008г. №ИА/26000 мониторинга цен на хлебобулочные изделия было установлено:
В августе-декабре 2008г. ОАО «Азовский хлеб» поддерживало оптовую отпускную цену на хлеб пшеничный первого сорта в размере 19,45 рублей за 1 кг. В этом периоде оптовая отпускная цена ОАО «Хлеб» (г. Новочеркасск) на хлеб пшеничный первого сорта составила 18,10 рублей за 1 кг. (на 6,9% ниже), ОАО «Ростовский хлебозавод №1» 16,55 рублей за 1 кг. (на 14,9% ниже).
Наибольшую долю в себестоимости хлеба пшеничного первого сорта ОАО «Азовский хлеб» занимают затраты на муку – 45,45%. По данным Ростовстата средние цены производителей муки в августе – ноябре 2008г. снизились на 25,9%. Однако, снижения цены на хлебобулочные изделия со стороны ОАО «Азовский хлеб» не последовало.
Данные действия ОАО «Азовский хлеб» содержали признаки нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в части установления монопольно высокой цены на хлеб пшеничный первого сорта, что и послужило основанием для возбуждения дела.
В ходе рассмотрения дела соответствии с требованиями «Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке», утвержденного Приказом ФАС России от 25.04.2006г. №108, (далее – Порядок) и «Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией», утвержденного Приказом ФАС России от 17.01.2007г. №5 (далее – Регламент), был проведен анализ состояния конкурентной среды на оптовом рынке хлебобулочных изделий в географических границах г. Азов и Азовского района Ростовской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» ОАО «Азовских хлеб» занимает доминирующее положение на оптовом рынке хлебобулочных изделий г. Азов и Азовского района Ростовской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» монопольно высокой ценой товара (за исключением финансовой услуги) является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если:
1) эта цена превышает цену, которую в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по количеству продаваемого за определенный период товара, составу покупателей или продавцов товара (определяемому исходя из целей приобретения или продажи товара) и условиям доступа (далее - сопоставимый товарный рынок), устанавливают хозяйствующие субъекты, не входящие с покупателями или продавцами товара в одну группу лиц и не занимающие доминирующего положения на сопоставимом товарном рынке;
2) эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли.
Объем товарного ресурса оптового рынка г. Азов и Азовского района в 2008г. Составил 8084 тонн хлебобулочных изделий.
По данным Администрации г. Волгодонск (вх. №3863 от 15.04.2009г.) в городе проживает 169 тысяч человек. Исходя из этого, в г. Волгодонск в 2008г. было реализовано 8230,3 тонн хлебобулочных изделий. То есть, оптовые рынки г. Азов и Азовского района и г. Волгодонск являются сопоставимыми по количеству продаваемого товара. На обоих рынках в качестве покупателей хлебобулочных изделий выступают владельцы розничных торговых точек, лечебно-профилактические и образовательные учреждения.
Для выхода на данные рынки необходимо вложение значительных финансовых ресурсов для строительства (приобретения) мощностей по производству хлебобулочных изделий и (или) приобретение специальных закрытых автомашин (фургонов) для перевозки хлебобулочных изделий.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» оптовые рынки хлебобулочных изделий г. Азов и Азовского района и г. Волгодонск являются сопоставимыми.
По данным Администрации г. Волгодонск производство хлебобулочных изделий в г. Волгодонск осуществляют: ООО «Хлебушко», ООО «Ванта», ООО «Артемида-Дон», ИП Михайлов Г. В., ИП Омельченко В. И., ИП Крохинов С. В. и ООО «Красная шапочка». Доля ООО «Хлебушко» на данном рынке составляет менее 35%.
В рассматриваемом периоде (в декабре 2008 – апреле 2009г.) ОАО «Хлебушко» реализовывало хлеб пшеничный первого сорта по цене 17,50 рублей за кг. Таким образом, установленная ОАО «Азовский хлеб» цена на хлеб пшеничный первого сорта в размере 19,45 рублей за кг. на 11,1% превышала цену, установленную в условиях конкуренции на сопоставимом рынке.
Согласно представленной Управлением потребительского рынка товаров и услуг Министерства экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области информации средняя оптовая отпускная цена на хлеб пшеничный первого сорта в Ростовской области в декабре 2008г. – январе 2009г. была ниже установленной ОАО «Азовский хлеб» и колебалась от 18,30 до 18,41 рубля за кг. Средняя рентабельность (отношение прибыли к затратам) хлеба пшеничного первого сорта в декабре 2008г. – марте 2009г. в Ростовской области колебалась от 3,9% до 5,3%.
Согласно представленных ОАО «Азовский хлеб» калькуляций себестоимости хлеба пшеничного первого сорта его рентабельность (отношение прибыли к затратам) в ноябре 2008г. составила 16%, в феврале 2009г. – 15,8%. То есть, заложенная ОАО «Азовский хлеб» в цену хлеба первого сорта рентабельность превышала среднюю по Ростовской области более чем в 3 раза.
Какого либо обоснования необходимости увеличения затрат на упаковочные материалы за счет перехода с термопленки на этикетленту ОАО «Азовский хлеб» не представило.
Установление рентабельности в 3 раза выше средней, необоснованное увеличение затрат на упаковочные материалы, свидетельствует, что установленная ОАО «Азовский хлеб» в ноябре 2008г.- апреле 2009г. цена хлеба пшеничного первого сорта превышала сумму необходимых для его производства затрат и прибыли.
Таким образом, в действиях ОАО «Азовский хлеб» по установлению и поддержанию в ноябре 2008г. – апреле 2009г. цены на хлеб пшеничный первого сорта в размере 19,45 рублей за кг. содержатся все квалифицирующие признаки монопольно высокой цены, предусмотренные ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Вышеуказанное нарушение ОАО «Азовский хлеб» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.31 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 14.31 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (в редакции Федерального закона от 22.06.2007 № 116-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).
У ОАО «Азовский хлеб» имелась возможность для соблюдения установленных ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» норм, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются, в том числе, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, имущественное и финансовое положение юридического лица.
ОАО «Азовский хлеб» прекратило нарушение ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» до возбуждения данного административного дела, что признается обстоятельством, смягчающим административную ответственность.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность ОАО «Азовский хлеб» отсутствуют.
Согласно налоговой отчетности ОАО «Азовский хлеб» - формы № 2 по ОКУД «Отчет о прибылях и убытках» в январе – сентябре 2009г. его чистая прибыль составила 8420 тысяч рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» сумма выручки правонарушителя для расчета размера штрафа берется за календарный год, предшествующий дате выявления административного правонарушения, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году. В 2008г. выручка ОАО «Азовский хлеб» от реализации хлеба пшеничного первого сорта на мелкооптовом рынке г. Азов и Азовского района Ростовкой области составила 13057276 рублей.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» размер штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации правонарушителем всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение.
Сумма выручки от реализации ОАО «Азовский хлеб» всех товаров (работ, услуг) за 2008г. составила 142316 тысяч руб.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ОАО «Азовский хлеб», наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, руководствуясь ст. ст. 4.1, 4.2, 4.3, 14.3, 23.48, ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях»
 
ПОСТАНОВИЛ:
 
Наложить на ОАО «Азовский хлеб» административный штраф в размере одной сотой суммы выручки от реализации хлеба пшеничного первого сорта в 2008г. на территории г. Азов и Азовского района Ростовской области – 130572 (сто тридцать тысяч пятьсот семьдесят два ) рубля.
Административный штраф должен быть перечислен по следующим реквизитам:
р/сч. 40101810400000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области г. Ростов-на-Дону
БИК 046015001 КПП 616301001
Получатель: ИНН 6163030500 Управление Федерального казначейства по Ростовской области (Ростовское УФАС России)
Код бюджетной классификации (161 1 16 02010 01 0000 140)
ОКАТО 60401000000
Основание платежа – постановление Ростовского УФАС России № 503 от 16.12.2009г.
Согласно ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренного ст. 31.5 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
 
Постановление по делу № 6 от 04.02.2010г. может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в соответствии со ст. 30.1-30.3 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
 
Заместитель руководителя управления Е. Г. Молчанов

Связанные организации

Связанные организации не указаны