Решение б/н Решение по делу № 744/04 от 28 мая 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

Р Е Ш Е Н И Е

22 мая 2015г.                                                                                               г. Ростов-на-Дону

         Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии:  Коренченко К.А. – заместитель руководителя – начальник отдела

                                                                         контроля органов власти;

члены Комиссии:              Хребтиков Р.Р.  – старший специалист 2 разряда отдела

                                                                                  контроля органов власти;

                      Пахальян А.И. – главный специалист-эксперт отдела

                                                                                  контроля органов власти,

рассмотрев дело № 744/04 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в апреле 2015г. в г. Волгодонске Ростовской области рекламы табачной продукции, зажигалок путем размещения в витринных окнах торговых объектов (павильонов), в чем усматриваются признаки нарушения п.8 ст.7 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствие заявителя - физического лица, извещенного о месте, дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом;

в присутствии представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – индивидуального предпринимателя

УСТАНОВИЛА:

16.04.2015 г. (вх. № 5797) в Ростовское УФАС России поступило заявление физического лица  о факте распространения в апреле 2015г. в г. Волгодонске Ростовской области рекламы табачной продукции путем размещения в витринных окнах торговых объектов (павильонов), в которых реализуется табачная продукция.

Представлены фотографии фасадов 43 павильонов «Дымок» и размещенной в их витринах информации.

Анализ представленных фотографий показал следующее.

В витринных окнах размещены для наружного обозрения листы с перечнем наименований табачной продукции, зажигалок и указанием цен на них. Рядом размещена надпись «Цены снижены!».

Так в витринном окне павильона «Дымок» по адресу ул. Гагарина, 62 размещена следующая информация: надпись «Цены снижены!» и листы с перечнем наименований табачной продукции (сигарет) и её разновидностей: «Вингс»; «Винстон»; «Гламур»; «Кэмел»; «ЛД»; «Море»; «Петр»; «Русский Стиль»; «Святой Георгий»; «Тройка Лигет» с указанием цен по каждому из наименований.

В витринном окне павильона «Дымок» по адресу ул. Королева, 7 размещена информация: надпись «Цены снижены!» и листы с перечнем наименований табачной продукции (сигарет, папирос) и её разновидностей: «21 ВЕК»; «Армада»; «Беломорканал»; «Донской табак»; «Сенатор»; «Эль»; «Наша Марка»; «Прима Дона»; «Ричмонд»; «Винстон»; «Гламур»; «Кэмел»; «ЛД», а также зажигалок («Am-21 Classik»; «Gold Mill 01»; «Gold Mill 03 Турбо»; «Gold Mill 05»; «Zetta»; «БИК»; «Ростов МРЦ 44.00») с указанием цен по каждому из наименований.

Указанная выше информация с используемым способом распространения адресована неопределенному кругу лиц, направлена на привлечение их внимания к перечисленной в ней табачной продукции, зажигалок, формирование и поддержание интереса к этому товару и его продвижение на рынке.

В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе»,  реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

Таким образом, распространяемая указанная выше информация является рекламой табачной продукции, зажигалок.

Согласно п.8 ст.7 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Павильоны «Дымок» с перечнем наименований табачной продукции (в 13 из них и с перечнем зажигалок) и надписью «Цены снижены» расположены еще по следующим адресам: 1) ул. Ленинградская, 68; ул. Карла Маркса, 61; 3) ул. Карла Маркса, 30А; 4) ул. Королева, 7; 5) ул. Кошевого, 21; 6) ул. Кошевого, 9; 7) ул. Кошевого, 16; 8) ул. Дружбы, 3; 9) ул. Гагарина, 31; 10) ул. Курчатова, 20 А; 11) ул. Энтузиастов, 10; 12) ул. Энтузиастов, 14/16; 13) ул. Энтузиастов, 20А; 14) ул. Черникова, 19; 15) ул. Энтузиастов, 27; 16) ул. Энтузиастов, 45; 17) пр. Строителей,2; 18) пер. Западный, 4/6; 19); ул. Гагрина,2; 20) ул. 2-я Бетонная, 1; 21) ул. Морская, 40А; 22) ул. Морская, 62; 23) ул. Думенко, 8; 24) ул. 2-я Бетонная, 1; 25) ул. Степная, 2А; 26) ул. Степная, 10; 27) ул. Горького, 182; 28) ул. Степная, 171; 29) ул. 30 лет Победы, 16; 30) ул. Ленина, 105; 31) ул. Морская, 116; 32) ул. Ленина, 102; 33) ул. Ленина, 71; 34) ул. Ленина, 64; 35) ул. Морская, 29; 36) ул. Морская, 102; 37) ул. Морская, 132; 38) ул. Береговая, 73; 39) ул. Строителей, 33 (4 павильона). 

В силу ч.ч. 6,7 ст.38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение требований, установленных ст.7 ФЗ «О рекламе», несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Согласно представленным фотографиям, в витринных окнах павильонов «Дымок» размещена информация о продавце:

В данном случае в силу п.п.5,7 ст.3 ФЗ «О рекламе» индивидуальный предприниматель  является рекламодателем вышеназванной рекламы, как продавец указанных в рекламе товаров, и лицо, определившее объект рекламирования, так и её рекламораспространителем, как лицо, распространившее указанную выше рекламу путем размещения в витринных окнах торговых объектов, в которых осуществляет деятельность.

Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ИП  настоящего дела.

Определением (исх. № 6923/04 от 22.04.2015г.) рассмотрение дела № 744/04 было назначено на 22.05.2015г.

20.05.2015г. (вх. № 7722) ИП представил письменное объяснение, в котором не согласился с тем, что допустил нарушение законодательства о рекламе, указывая следующее: «Вышеназванная информация размещена непосредственно в месте реализации товара и содержит  исключительно сведения о реализуемом товаре. Эта информация не содержит рекламы», ссылаясь при этом на абз.5 п.1 Постановления от 08.10.2012г. № 58 Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее – Пленум ВАС РФ № 58).

Комиссия, изучив материалы дела, выслушав представителя ИП  по доверенности Фокина О.В., пришла к следующим выводам.

Доводы, ссылаясь на которые ИП  не считает рекламой размещенную в витринных окнах информацию о конкретной табачной продукции и зажигалках, сопровождаемую надписью «Цены снижены!», несостоятельны, исходя из следующего.

Согласно разъяснениям, данным в абз.5 п.1 Пленума ВАС РФ № 58, не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.

Одновременно в п.2 тех же разъяснений указывается, что при анализе информации на предмет наличия в ней признаков рекламы судам необходимо учитывать, что размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре.

Размещенная в витринных окнах павильонов «Дымок» ИП  вышеназванная информация содержит сведения, вызывающие ассоциацию у потребителей с определенным конкретным товаром – табачной продукцией: «21 ВЕК»; «Армада»; «Беломорканал»; «Донской табак»; «Сенатор»; «Эль»; «Наша Марка»; «Прима Дона»; «Ричмонд»; «Винстон»; «Гламур»; «Кэмел»; «ЛД», а также зажигалок («Am-21 Classik»; «Gold Mill 01»; «Gold Mill 03 Турбо»; «Gold Mill 05»; «Zetta»; «БИК»; «Ростов МРЦ 44.00» и других. Данные сведения, сопровождаемые информацией «Цены снижены!», адресованы неопределенному кругу лиц и направлены на привлечение внимания к определенному конкретному товару, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. В силу п.1 ст.3 ФЗ «О рекламе» данная информация подпадает под понятие реклама.  

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что ИП  допущено распространение рекламы табачной продукции и зажигалок, что является нарушением требований, предусмотренных п.8 ст.7 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение которых несет как рекламодатель, так и рекламораспротранитель, каковым в данном случае является ИП.

Кроме того, размещение указанной выше информации (перечня табачной продукции с указанием наименования и цен на неё) осуществлено в нарушение требований, предусмотренных ч.5 ст.19 Федерального закона от 23.02.2013г. № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», согласно которым информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится продавцом в соответствии с законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков.

В соответствии с п.4 ст.3 ФЗ «О рекламе» реклама, несоответствующая требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе, является ненадлежащей.

В материалы дела не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о прекращении распространения указанной выше рекламы табачной продукции и зажигалок, что дает основания для выдачи ИП  предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона  «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42, п.44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу табачной продукции и зажигалок, содержащую сведения «Цены снижены!» с указанием конкретной табачной продукции и зажигалок, распространяемую в апреле-мае 2015г. в г. Волгодонске путем размещения в витринных окнах табачных павильонов «Дымок» ИП, поскольку в ней нарушены требования п.8 ст.7 ФЗ «О рекламе».

2. Выдать ИП  предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ростовского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Решение изготовлено в полном объеме 25 мая 2015г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

         

        Председатель Комиссии                                                    К.А. Коренченко

 

                       Члены Комиссии:                                                                Р.Р. Хребтиков

                

                                                                                                                      А.И. Пахальян

Связанные организации

Связанные организации не указаны