Решение б/н РЕШЕНИЕ по уведомлениям №№ 061/10/18.1-254/2021, 061/10/18.... от 4 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по уведомлениям №№ 061/10/18.1-254/2021, 061/10/18.1-290/2021

01.03.2021                                                                                                            г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

 

 

 

 

 

 

рассмотрев жалобы Заявителей на неправомерные действия организатора торгов – конкурсного управляющего <…> и оператора электронной площадки – ООО «ТендерСтандарт», допущенные при организации и проведении электронных торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника - ООО «Ростовсортсемовощ»: недвижимое имущество, торги на сайте www.tenderstandart.ru № 9902, посредством ВКС

в присутствии представителей Заявителя 1 – <…>,

в присутствии организатора торгов,

в присутствии представителя ООО «ТендерСтандарт» - <…>,

в отсутствие Заявителя 2, извещенного надлежащим образом,   

УСТАНОВИЛА:

В Ростовское УФАС России 05.02.2021 (вх. № 2105), 08.02.2021 (вх. № 2183) поступили жалобы Заявителей на неправомерные действия организатора торгов – конкурсного управляющего <…> и оператора электронной площадки – ООО «ТендерСтандарт», допущенные при организации и проведении электронных торгов в форме публичного предложения по продаже имущества должника - ООО «Ростовсортсемовощ»: недвижимое имущество, торги на сайте www.tenderstandart.ru № 9902 (далее – Торги).

Заявитель 1 указывает на следующие нарушения:

1. Возможность подать заявку на ЭТП затруднена из-за поэтапной авторизации на площадке;

2. Наличие сговора между победителем торгов и оператором ЭТП.

Заявитель 2 указывает, что организатором торгов не опубликована информация о проведении торгов в ЕФРСБ во вкладке «Торги».

В этой связи, Ростовским УФАС России вынесены уведомления о поступлении жалоб Заявителей. Рассмотрение жалоб назначено на 16.02.2021.

Организатор торгов и оператор электронной площадки представили истребуемые документы и письменные пояснения, согласно которым полагают, что порядок организации и проведения Торгов нарушен не был, договор купли-продажи с победителем торгов не заключен.

16.02.2021 в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение жалоб перенесено на 26.02.2021.

Оператор электронной площадки представил дополнительные сведения в обоснование своей позиции.

26.02.2021 в связи с необходимостью получения дополнительной информации рассмотрение жалоб перенесено на 01.03.2021.

Комиссия Ростовского УФАС России, изучив материалы настоящего дела, выслушав представителей сторон, пришла к следующим выводам.

Порядок реализации имущества лица, признанного банкротом предусмотрен  Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – ФЗ «О банкротстве»).

Порядок проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, требований к операторам электронных площадок, к электронным площадкам, в том числе технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам, необходимым для проведения торгов в электронной форме по продаже имущества или предприятия должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве, предусмотрен Приказом Минэкономразвития России от 23.07.2015 № 495 (далее – Приказ).

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 19.08.2019 ООО «Ростовсортсемовощ» (ИНН 6163101849) признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура, применяемая в деле о банкротстве – конкурсное производство. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 11.09.2019 по делу № А53-1823/2018 конкурсным управляющим ООО «Ростовсортсемовощ» утверждена <…>

Первоначальное сообщение о проведении торгов в форме публичного предложения опубликовано организатором торгов на сайте ЕФРСБ во вкладке должника (№ 5726174 от 11.11.2020). В связи с допущенной ошибкой сообщением № 5894994 от 16.12.2020 первоначальное сообщение изменено. В газете «Коммерсантъ» сообщение о проведении торгов также опубликовано 14.11.2020 (объявление № 61030506115), сообщение изменяющее первоначальное в связи с ошибкой опубликовано 19.12.2020 (объявление № 61030510846).

Согласно сообщению о проведении торгов:

- прием заявок на участие в аукционе начинается 22.12.2020 в 09 ч. 00 мин., прекращается 30.01.2021 в 09-00;

- для участия в торгах претенденты должны зарегистрироваться на сайте по адресу: http://tenderstandart.ru/, подать заявку и документы к заявке в электронном виде;

- задаток составляет 20% от стоимости Лота для каждого периода снижения цены;

- информация о снижении цены: срок публичного предложения устанавливается в течение 6 (шести) периодов. Последовательное снижение начальной цены Имущества должника посредством публичного предложения устанавливается в размере 10 % (десять процентов) от начальной продажной стоимости данного лота на повторных торгах, каждые пять дней, с момента, указанного в сообщении о торгах;

- начальная цена, руб.: 36 754 200,00.

Согласно Протоколу об определении участников торгов на интервале торгов с 26.01.2021 09:00 по 30.01.2021 09:00 (6 период) поступили заявки следующих претендентов: ООО «Митра» (дата подачи: 28.01.2021 20:24:51), АО «Донэнерго» (дата подачи: 29.01.2021 13:37:32). Заявки допущены к участию в торгах.

Согласно протоколу о результатах проведения открытых торгов победителем торгов признано ООО «Митра» с ценовым предложением в размере 24 250 000 руб.

1. Согласно п. 7.5 Регламента проведения торгов в электронной форме при продаже имущества (предприятия) должников в ходе процедур, применяемых в деле о банкротстве на электронной площадке ТендерСтандарт (далее – Регламент) в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

В соответствии с п. 2.2 Регламента другие зарегистрированные согласно п. 7 на электронной площадке ТендерСтандарт лица присоединяются к настоящему Регламенту путем предоставления заявления о присоединении к Регламенту (Приложения 2,3), подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Для получения прав на совершение юридически значимых действий пользователь предоставляет оператору электронной площадки заявку, подписанную квалифицированной электронной подписью.

С целью участия в торгах 30.12.2020 Заявителем 1 подана заявка на регистрацию на ЭТП в полном соответствии с Регламентом.

13.01.2021 Заявителю 1 предоставлено подтверждение о регистрации на ЭТП и разрешен доступ к системе.

15.01.2021 Заявителем 1 подано заявление на присоединение к Регламенту, которое рассмотрено оператором 20.01.2021.

При попытке подать заявку на участие в торгах 22.01.2021 (5 период проведения торгов) от оператора получен отказ в связи с необходимостью получения прав на совершение юридически значимых действий.

Принять участие в торгах на 5 периоде снижения цены для Заявителя 1 не представилось возможным ввиду окончания срока подачи заявок 23.01.2021, а заявка для получения прав на совершение юридически значимых действий принята оператором только 25.01.2021.

Оператор электронной площадки в своих возражениях указывает, что срок рассмотрения заявления на присоединение к Регламенту, заявки на получение прав на совершение юридически значимых действий составляет от 1 до 3 рабочих дней.   

Таким образом, согласно положениям Регламента регистрация лица на сайте оператора с предоставлением ему возможности подать заявку на участие в торгах, проводимых на сайте Оператора, могла осуществляться в течение девяти рабочих дней.

Фактически процедура регистрации на площадке и получение возможности подать заявку у Заявителя 1 заняли 7 рабочих дней.

Вместе тем согласно п. 2.2 Приказа для регистрации на электронной площадке заинтересованное лицо с помощью программно-аппаратных средств сайта представляет оператору электронной площадки заявление на регистрацию с приложением документов, указанных в п. 2.2 Приказа.

В соответствии с п. 2.4 Приказа в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию оператор электронной площадки обязан его рассмотреть и принять решение о регистрации либо об отказе в регистрации лица на электронной площадке.

Согласно п. 2.6 Приказа зарегистрированным на электронной площадке лицам присваивается статус организатора торгов, участника торгов.

Таким образом, из положений Приказа следует, что регистрация на электронной площадке осуществляется в течение трех рабочих дней со дня поступления заявления на регистрацию, и по итогам регистрации на электронной площадке зарегистрированное на электронной площадке лицо приобретает статус участника торгов и, соответственно, возможность подавать заявки на участие в торгах, проводимых на электронной площадке.

Комиссия отмечает, что указанные Торги являются публичными торгами, целью проведения которых является реализация имущества с наибольшей ценой. Наибольшее количество участвующих в торгах лиц, проявивших интерес к реализуемому имуществу, способно увеличить как уровень конкуренции между участниками, так и итоговую цену за продаваемое имущество, что в конечном счете повышает степень удовлетворяемости требований кредиторов.

Отсечение же претендентов на стадии определения участников торгов, на стадии подачи заявок за счет длительной регистрации и авторизации на площадке, с помощью которой возможно подать заявку на участие в Торгах, не соответствует целям реализации имущества должника.

Между тем в настоящем случае требование о такой долгой и многоэтапной процедуре регистрации и авторизации на ЭТП следует признать необоснованным, поскольку оно не отвечает требованиям проведения торгов, сужает круг их потенциальных участников, что, в свою очередь, не отвечает публичному порядку проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.

В соответствии с п. 5 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016, на основании п. 3 ст. 139 ФЗ «О банкротстве» продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном п.п. 3 - 19 ст. 110 и п. 3 ст. 111 названного закона, с учетом особенностей, определенных ст. 139 ФЗ «О банкротстве». Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника. В силу п. 5 ст. 18.1 ФЗ «О банкротстве» арбитражный управляющий является организатором торгов, который обязан обеспечить равный доступ всех лиц к участию в торгах, в том числе к информации о проведении торгов, и обеспечить право лиц на участие в торгах без взимания с них платы, не предусмотренной этим законом (п. 14 ст. 110 ФЗ «О банкротстве»).

Нарушение указанных правил влечет последствия, устанавливаемые законодательством. В частности, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, которые нарушают установленный нормативными правовыми актами порядок организации и проведения торгов, в том числе размещения информации о проведении торгов, подачи заявок на участие в торгах, могут быть обжалованы в антимонопольный орган (ч. 2 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

Учитывая изложенное, при установлении процедуры регистрации на сайте Оператора и предоставления пользователю сайта Оператора возможности принимать участие в торгах, несоответствующей Приказу, Оператором нарушены требования п. 2.4 Приказа.

Кроме того, невозможность подать Заявителем 1 заявку на 5 периоде торгов повлекла нарушение интересов кредиторов, заинтересованных в получении максимальной выгоды от реализации имущества должника, поскольку на данном этапе торгов Заявителем 1 предлагалась цена покупки имущества должника большая нежели победителем торгов, а именно 25 320 152,15 руб.    

Довод Заявителя 1 в данной части является обоснованным.

2. В соответствии с п. 11 ст. 110 ФЗ «О банкротстве» заявка на участие в торгах должна содержать также сведения о наличии или об отсутствии заинтересованности заявителя по отношению к должнику, кредиторам, внешнему управляющему и о характере этой заинтересованности, сведения об участии в капитале заявителя внешнего управляющего, а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом или руководителем которой является внешний управляющий.  

Довод Заявителя 1 о наличии сговора между победителем торгов ООО «Митра» и оператором ЭТП ООО «ТендерСтандарт» не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела поскольку на дату опубликования информации о проведении торгов, дату подачи заявки, дату проведения торгов директор ООО «Митра» не являлся сотрудником ООО «ТендерСтандарт».

Доказательств обратного Заявителем 1 не представлено.

3. Как установлено в ходе рассмотрения дела сообщение о проведении торгов опубликовано конкурсным управляющим в ЕФРСБ во вкладке должника. При этом, информация о проведении торгов во вкладке «Торги» на официальном сайте ЕФРСБ www.bankrot.fedresurs.ru не отображается.

В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ «О банкротстве» сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с настоящим Федеральным законом, при условии их предварительной оплаты включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликовываются в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.

Разработчики ЕФРСБ для удобства пользования данной системой размещения информации предусмотрели разного рода специальные вкладки, позволяющие более оперативно получить интересующую информацию. Одной из таких вкладок является вкладка «Торги» - общая вкладка, а также аналогичная вкладка, которая имеется в карточке конкретного должника. В общей вкладке «Торги» размещена информация о торгах в отношении всех должников, требуется поиск по конкретному должнику; вкладка «Торги» в карточке конкретного должника позволяет перейти на страницу карточки торговой площадки, где отражена информация в отношении всех торгов.

Кроме того, в данной вкладке имеется возможность для потенциальных участников торгов осуществлять поиск интересующих торгов по наименованию предмета торгов.

В ходе рассмотрения дела конкурсный управляющий не смог пояснить причины неразмещения информации о торгах на официальном сайте ЕФРСБ во вкладке «Торги», при этом указал, что сообщение о проведении торгов опубликовано лишь во вкладке должника.

Как указано в п. 4 ст. 28 ФЗ «О банкротстве» препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к предусмотренным Законом о банкротстве сведениям не должны являться порядок и сроки включения в него указанных сведений арбитражными управляющими, организаторами торгов, иными лицами, обязанными в соответствии с Законом о банкротстве, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами регулирующего органа включать указанные сведения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Закона о банкротстве при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, обязательному опубликованию подлежат сведения о проведении торгов по продаже имущества должника и о результатах проведения торгов.

Согласно п. 9 ст. 110 ФЗ «О банкротстве» не позднее чем за тридцать дней до даты проведения торгов их организатор обязан опубликовать сообщение о продаже предприятия в порядке, установленном ст. 28 настоящего Федерального закона.

Организатор торгов обязан осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника.

Действия организатора торгов по неопубликованию информации о проведении торгов в ЕФРСБ во вкладке «Торги» не отвечает требованиям проведения торгов, сужает круг их потенциальных участников, что, в свою очередь, не отвечает публичному порядку проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, является препятствием для быстрого и свободного доступа любого заинтересованного лица к предусмотренным ФЗ «О банкротстве» сведениям.

В этой связи, организатором торгов нарушены требования п.4 ст. 28 ФЗ «О банкротстве».

Довод Заявителя 2 является обоснованным.

В соответствии с ч. 20 ст. 18.1 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного п. 3.1 ч. 1 ст. 23 данного закона.

Поскольку на дату рассмотрения жалоб договор не заключен, у Комиссии Ростовского УФАС России имеются основания для выдачи организатору торгов предписания об аннулировании Торгов.

Руководствуясь ч. 20 ст. 18.1, ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 1-4 ст. 41, ч. 1 ст. 49 ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «Донэнерго» обоснованной.

2. Признать жалобу <…> обоснованной.

3. Признать организатора торгов нарушившим п. 4 ст. 28 ФЗ «О банкротстве».

4. Признать оператора электронной площадки нарушившим п. 2.4 Приказа.

5. Выдать организатору торгов обязательное для исполнения предписание о совершении действий, направленных на устранение нарушения порядка организации и проведения торгов, а именно: аннулировать Торги.

6. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.32.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

 

 

                                                                                            

 

Решение  может  быть  обжаловано  в  течение  трех  месяцев  со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны