Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 061/01/15-2536/2020 О НАРУШЕ... от 15 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 061/01/15-2536/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

15.12.2020                                                                                                              г. Ростов-на-Дону

 

Председатель Комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Ростовское УФАС России поступили обращения ООО «ПАТП 3» (вх. № 18292 от 01.10.2020), ООО «ПАТП 2» (вх. № 18293 от 01.10.2020), ООО «ПАТП 1» (вх. № 18294 от 01.10.2020), ООО «Донавтосервис» (вх. № 18324 от 02.10.2020), ООО «Донавтосервис плюс» (вх. № 18328 от 02.10.2020) о неправомерных действиях администрации г. Шахты (далее – Администрация) при организации и проведении временного (доконкурсного) порядка: право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса по муниципальным маршрутам г. Шахты.

Аналогичные обращения поступили из Аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО (вх. № 19220 от 15.10.2020), ФАС России (вх. № 19239 от 16.10.2020), Правительства Ростовской области (вх. № 19625 от 22.10.2020), Прокуратуры Ростовской области (вх. № 19656 от 22.10.2020).

С целью рассмотрения обращения в адрес Администрации направлен запрос о предоставлении информации и сведений относительно вопросов, указанных в обращении.

В ответ на запрос представлены письменные пояснения и документы, анализ которых показал следующее.

Согласно п. 16 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ            «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ) регулярные перевозки подразделяются на регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

Пунктом 17 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ установлено, что регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ к регулярным перевозкам по нерегулируемым тарифам относятся регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Пунктом 19 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ установлено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок.

Исходя из положений п. 27 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ документ планирования регулярных перевозок - нормативный правовой акт высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или исполнительно-распорядительного органа муниципального образования, устанавливающий перечень мероприятий по развитию регулярных перевозок, организация которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесена к компетенции соответственно уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченных органов местного самоуправления.

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона № 220-ФЗ изменение вида регулярных перевозок, осуществляемых по муниципальному маршруту регулярных перевозок допускается при условии, если данное решение предусмотрено документом планирования регулярных перевозок.

Постановлением Администрации г. Шахты от 03.08.2016 № 3905 «Об организации регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Шахты» утверждено Положение о планировании регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории города Шахты, составной частью которого является график изменения вида регулярных перевозок с регулярных перевозок по регулируемому тарифу на регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу.

Согласно данному Положению датой изменения вида регулярных перевозок (с регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам) по всем маршрутам на территории г. Шахты является 01.10.2020.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона № 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Администрацией г. Шахты принято постановление от 14.07.2020 № 1973 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты.

15.07.2020 на официальном сайте Администрации www.shakhty-gorod.ru опубликовано извещение и конкурсная документация, согласно которому дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса назначена на 14.08.2020.

Постановлением Администрации г. Шахты от 31.07.2020 № 2186 внесены изменения в постановление от 14.07.2020 № 1973, дата рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе и подведения итогов открытого конкурса назначена на 28.08.2020.

Постановлением Администрации г. Шахты от 18.08.2020 № 2394 принято решение об отмене проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты.

Согласно ч. 3 ст. 19 Закона № 220-ФЗ без проведения открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются в случае, если они предназначены для осуществления регулярных перевозок:

1) после наступления обстоятельств, предусмотренных ч. 10 ст. 24 (участник открытого конкурса, которому предоставлено право на получение свидетельств об осуществлении перевозок, отказался от права на получение хотя бы одного из свидетельств об осуществлении перевозок по данным маршрутам или не смог подтвердить наличие у него транспортных средств, предусмотренных его заявкой на участие в открытом конкурсе) либо п. 1 (вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, имеющейся у юридического лица, индивидуального предпринимателя или хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство), 2 (вступление в законную силу решения суда о прекращении действия данного свидетельства) или 7 (принятие уполномоченным органом местного самоуправления решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд) ч. 1 ст. 29 настоящего Федерального закона, и до начала осуществления регулярных перевозок в соответствии с новым свидетельством об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, выданным по результатам проведения открытого конкурса;

2) по маршруту регулярных перевозок, установленному в целях обеспечения транспортного обслуживания населения в условиях чрезвычайной ситуации.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 19 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, участники договора простого товарищества, которым свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующих маршрутов выдаются без проведения открытого конкурса в случаях, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи, определяются в порядке, установленном законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, муниципальным нормативным правовым актом.

Временный (доконкурсный) порядок допуска перевозчиков к обслуживанию муниципальных маршрутов регулярных перевозок без проведения открытого конкурса на территории г. Шахты регламентируется постановлением Администрации г. Шахты от 24.07.2018 № 3790 «Об утверждении Порядка привлечения перевозчиков к временному (доконкурсному) обслуживанию муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории г. Шахты» (далее – Постановление № 3790).

29.09.2020 Администрацией на официальном сайте www.shakhty-gorod.ru размещено информационное сообщение о приеме заявок на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам в городе Шахты. Предметом подачи заявок являлось право на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок без проведения открытого конкурса по муниципальным маршрутам.

Согласно информационному сообщению: прием заявок и документов осуществляется по предварительной записи. Предварительная запись осуществляется путем направления перевозчиком заявки по форме согласно приложению в виде файла с отсканированным с бумажного носителя документа на адрес электронной почты 223421-20012@mail.ru. Регистрация заявок направленных на адрес электронной почты в журнале регистрации осуществляется в порядке их поступления 29.09.2020 с 10:00 до 12:00. Заявки, поступившие вне указанного интервала времени, не регистрируются. Комиссия по определению перевозчиков для обслуживания муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом на территории города Шахты 29.09.2020г. с 12:30 до 13:00 информирует перевозчика о назначенном времени приема оригинала заявки и документов путем направления информационного письма на адрес электронной почты, с которого поступила соответствующая заявка. Время приема заявок и документов: 29.09.2020 с 14:00 до 16:00.

В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на осуществление регулярных перевозок по муниципальным маршрутам во временном (доконкурсном) порядке от 29.09.2020 ООО «Горавтотранс-Сервис» выданы свидетельства и карты маршрута по лотам №№ 1, 2, 5; ООО «АвтоДон-2» - по лотам №№ 3, 4, 10; ООО «АТП» - по лотам №№ 6, 9; ООО «АвтоДон-3» - по лоту № 7; ООО «АвтоДон-4» - по лоту № 8. Срок действия выданных свидетельств с 01.10.2020 по 29.03.2021.

Администрация указывает, что основанием для выдачи новых свидетельств и карт маршрута без проведения конкурсных процедур является факт того, что с 01.10.2020 у действующих перевозчиков истекал срок действия договоров об осуществлении перевозок, заключенных с Администрацией.

При этом, ни действующее Постановление № 3790, ни нормы Закона № 220-ФЗ не предусматривают возможность выдачи свидетельств и карт маршрута без проведения открытого конкурса при окончании срока действия договора об осуществлении перевозок у действующих перевозчиков.

Администрации при истечении срока действия указанных договоров необходимо руководствоваться положениями ч. 2 ст. 19 Закона № 220-ФЗ. Публичные процедуры на маршруты по истечении срока действия договоров не проводились.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию. Только лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку.

Данная правовая позиция содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 по делу № А66-13885/2013, постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010.

Свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок, выданные Администрацией перевозчикам без проведения конкурсных процедур, направлены на предоставление данным перевозчикам необоснованного преимущества при осуществлении деятельности на рынке услуг по перевозке пассажиров автотранспортом.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой: постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.03.2020 по делу № А79-14485/2018

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления запрещается принимать акты, осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

Следовательно, в действиях Администрации, выразившихся в непроведении конкурентных процедур, предусмотренных действующим законодательством, после истечения срока действия договоров об осуществлении перевозок у действующих перевозчиков, выдаче ООО «Горавтотранс-Сервис», ООО «АвтоДон-2», ООО «АТП», ООО «АвтоДон-3», ООО «АвтоДон-4» свидетельств и карт маршрута со сроком действия до 29.03.2021 содержатся признаки нарушения ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанная позиция согласована с ФАС России (письмо № 09/95181/20 от 30.10.2020) во исполнение поручения руководителя ФАС России от 16.07.2020 №01-023-ИА/пр.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для выдачи Администрации в соответствии со ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. № 24798/04 от 02.11.2020) в срок до 02.12.2020.

Письмо с вышеуказанным предупреждением направлено в адрес Администрации и получено.

На основании ч. 6 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

25.11.2020 в Ростовское УФАС России поступило ходатайство Администрации о продлении срока выполнения предупреждения до 01.04.2021, в котором указано, что в установленный срок предупреждение не может быть исполнено по следующим причинам: необходимость проведения исследования пассажиропотока; подготовка конкурсной документации; утверждение конкурсной документации; проведение конкурса.

Основания для удовлетворения указанного ходатайства отсутствуют в силу следующего.

Предупреждение представляет собой инструмент антимонопольного воздействия, направленный на добровольное устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 3.49 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, основанием для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства является непрекращение действий и непринятие мер, послуживших основанием для выдачи антимонопольным органом предупреждения, в установленный срок.

Согласно ч. 5 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.

Таким образом, ходатайство о продлении срока выполнения предупреждения должно быть заявлено в пределах срока выполнения предупреждения, поскольку невыполнение предупреждения в установленный срок влечет обязанность антимонопольного органа принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Необходимость проведения публичных процедур, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Закона № 220-ФЗ была очевидна для Администрации еще 14.07.2020 - на момент принятия постановления № 1973 о проведении открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты и дальнейшего опубликования извещения и конкурсной документации на своем официальном сайте.

В этой связи, доводы Администрации о необходимости исследования пассажиропотока, подготовки и утверждения конкурсной документации являются несостоятельными.

Тем не менее, вместо совершения действий по организации и проведению публичных процедур, предусмотренных ч. 2 ст. 19 Закона № 220-ФЗ, Администрацией в нарушение действующего законодательства выданы свидетельства и карты маршрута без проведения публичных процедур, и после получения предупреждения попыток к аннулированию спорных свидетельств и карт маршрута и дальнейшей организации указанных процедур проведено не было, что опровергает направленность действий Администрации на добровольное устранение последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения.

Таким образом, предупреждение в установленный срок Администрацией не исполнено.

Вышеуказанные обстоятельства дают основания полагать о невыполнении Администрацией предупреждения о прекращении действий (бездействий), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

На основании изложенного издан приказ Ростовского УФАС России от 14.12.2020 № 513 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Администрацией ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 061/01/15-2536/2020 к рассмотрению на 27.01.2021 в 14 час. 15 мин. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 2/2, оф. 403, ком. 20.

Участие в рассмотрении настоящего дела можно принять в режиме видеоконференц-связи.

Для участия в рассмотрении дела участникам необходимо:

1) перейти по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/5507469354

2) до даты рассмотрения дела направить на адрес <…> документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела (доверенность, паспорт).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителей – ООО «ПАТП 1», ООО «ПАТП 2», ООО «ПАТП 3», ООО «Донавтосервис», ООО «Донавтосервис плюс».

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – Администрацию.

4. Администрации представить в Ростовское УФАС России в срок до 22.01.2021 следующие документы (заверенные копии) и информацию:

4.1. Письменные пояснения причин невозможности проведения открытого конкурса на право осуществления перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам в городе Шахты, назначенного на 28.08.2020;

4.2. Проводился ли экономический анализ перевозок в г. Шахты до проведения конкурса и после отмены проведения конкурса (рентабельность, пассажиропоток, состояние дорог, количество ДТП, отказы хозяйствующих субъектов от выхода на рейс и их причины, опоздания и прочее), представить подтверждающие документы;

4.3. Представить перечень перевозчиков, осуществлявших деятельность по перевозке пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальном образовании город Шахты до проведения конкурса (с указанием наименования каждого маршрута, обслуживаемого перевозчиком).

 

Предоставление информации возможно на электронный адрес: <…>.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны