Определение №8414/04 определение и заключение об обстоятельствах дела № 225/04 от 15 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

об отложении рассмотрения дела № 225/04

 

02 мая 2017 г.                                                                                                     г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии    Коренченко К.А. - заместитель руководителя –

                                              начальник отдела контроля органов власти;

 

         Члены Комиссии:               Пахальян А.И. – заместитель начальника

                                                       отдела контроля органов власти,

 

                                         Ратникова О.С. – главный специалист-эксперт  

                                         отдела контроля органов власти,     

 

                                         Изварина О.А. – специалист 2 разряда 

                                                       отдела контроля органов власти,                                                                       

рассмотрев дело № 225/04 по признакам нарушения Управлением образования г. Волгодонска Ростовской области (347371, Ростовская обл., г. Волгодонск, пер. Западный, д. 5; далее – Управление образования), ИП Поливода Д.С. (346630, Ростовская обл., г. Семикаракорск, 9 переулок, 58А, ИНН: 616612104874), ИП Кудрявцева Н.С. (346702, Ростовская обл., Аксайский р-н, ст. Ольгинская, пер. Новый, д. 7А, ИНН: 616612291102), ООО «Комбинат общественного питания № 1» (346702, Ростовская обл., Аксайский р-н, ст. Ольгинская, ул. Ленина, д. 161-А, ИНН: 6102062871)  ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Приказом Ростовского УФАС России от 15.02.2017 г. № 61 в отношении Управления образования,  ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцевой Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1» возбуждено дело № 225/04 о нарушении антимонопольного законодательства.

Нарушение выразилось в заключении между ответчиками соглашения, которое привело к ограничению конкуренции на рынке работ по оптовой торговле пищевыми продуктами для нужд образовательных учреждений в г. Волгодонске.

Определением Ростовского УФАС России от 02.03.2017 г. рассмотрение настоящего дела назначено на 04.04.2017 г. 

Определением Ростовского УФАС России от 04.04.2017 г. дело 225/04 было отложено в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств по делу, рассмотрение дела № 225/04 назначено на 02.05.2017 г.

02.05.2017 г. Комиссией по делу № 225/04 принято заключение об обстоятельствах дела № 225/04.

Согласно ч. 1 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» в случае принятия заключения об обстоятельствах дела, дело о нарушении антимонопольного законодательства подлежит отложению.

Копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее, чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела (ч. 4 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»).

В силу ч. 5 ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции» лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

Руководствуясь п. 3 ч. 1.1, ч. 5 ст. 47  ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

  1. Отложить рассмотрение дела № 225/04 .
  2. Назначить дело № 225/04 к рассмотрению на 17.05.2017 г. в 16 час. 00 мин. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 2/2, оф. 403, ком. 20.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                К.А. Коренченко

 

  

Члены Комиссии:                                                                           А.И. Пахальян

 

О.С. Ратникова

 

О.А. Изварина

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

об обстоятельствах дела № 225/04

 

02 мая 2017 г.                                                                                                            г. Ростов-на-Дону

 

Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии    Коренченко К.А. - заместитель руководителя –

                                              начальник отдела контроля органов власти;

 

         Члены Комиссии:               Пахальян А.И. – заместитель начальника

                                                       отдела контроля органов власти,

 

                                         Ратникова О.С. – главный специалист-эксперт  

                                         отдела контроля органов власти,     

 

                                         Изварина О.А. – специалист 2 разряда 

                                         отдела контроля органов власти,                         

                                               

рассмотрев дело № 225/04 по признакам нарушения Управлением образования г. Волгодонска Ростовской области (347371, Ростовская обл., г. Волгодонск, пер. Западный, д. 5; далее – Управление образования), ИП Поливода Д.С. (346630, Ростовская обл., г. Семикаракорск, 9 переулок, 58А, ИНН: 616612104874), ИП Кудрявцева Н.С. (346702, Ростовская обл., Аксайский р-н, ст. Ольгинская, пер. Новый, д. 7А, ИНН: 616612291102), ООО «Комбинат общественного питания № 1» (346702, Ростовская обл., Аксайский р-н, ст. Ольгинская, ул. Ленина, д. 161-А, ИНН: 6102062871)  ст. 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»),

в присутствии представителей Управления образования: ХХХХ,

в присутствии представителя ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцевой Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1»: ХХХХ,

в присутствии представителя ИП Васько А.Н.: ХХХХ,

руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

 

17.01.2017 г. в Ростовское УФАС России от ИП Васько А.Н. (вх. № 476), ООО «Цимлянский мясокомбинат» (вх. № 477), ИП Арженовского Е.С. (вх. № 480), ООО «Спутник» (вх. № 482) поступили заявления о нарушении антимонопольного законодательства Управлением образования, ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1», которые выразились в осуществлении согласованных действий, в результате которых хозяйствующие субъекты получили право осуществлять поставку продуктов питания в образовательные учреждения г. Волгодонска без участия в публичных процедурах.

19.01.2017 г. в Ростовское УФАС России из Управления Генеральной прокуратуры РФ по ЮФО поступила копия публикации из сети «Интернет», которая содержит информацию о том, что Управление образования понудило образовательные учреждения г. Волгодонска заключить без проведения публичных процедур договоры на поставку продуктов питания с ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1» (вх. № 616).

24.01.2017 г. в Ростовское УФАС России поступило обращение от Регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» по Ростовской области о неправомерных действиях Управления образования и образовательных учреждений г. Волгодонска, которые выразились в заключении без проведения публичных процедур 802-х договоров на поставку продуктов питания на 2017 год на общую сумму 191 млн. руб. (вх. № 844).

07.02.2017 г. в Ростовское УФАС России из Прокуратуры г. Волгодонска поступили материалы проверки на предмет соблюдения Управлением образования антимонопольного законодательства при организации питания в образовательных муниципальных учреждениях г. Волгодонска (вх. № 1593).

По результатам рассмотрения указанных заявлений, обращений и материалов в отношении Управления образования, ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1» возбуждено дело № 225/04 по признакам нарушения ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

В рамках рассмотрения настоящего дела установлено следующее:

С целью поставки продуктов питания в муниципальные бюджетные дошкольные образовательные учреждения и в муниципальные бюджетные общеобразовательные учреждения г. Волгодонска (далее – образовательные учреждения) на первое и второе полугодие 2016 года Управлением образования проводились совместные закупки в форме электронных открытых конкурсов по выбору поставщика продуктов питания.

Проведение алогичных закупок на первое и второе полугодие 2017 года  было запланировано образовательными учреждениями в планах-графиках размещения заказов.

Однако, 25.11.2016 г. Управление образования разослало руководителям образовательных учреждений телефонограмму (исх. № 412) о необходимости в срок до 29.11.2016 г. внести изменения в план-график размещения заказов, а именно, отменить закупки на поставку продуктов питания на 1е полугодие 2017 года (всего 21 позиция) по решению заказчика. Также в письме указывалось, что информация по размещению закупок на поставку продуктов питания будет доведена дополнительно.

29.12.2016 г. Управление образования телефонограммой (исх. № 449) вызвало руководителей образовательных учреждений в отдел по организации закупок для подписания договоров на поставку продуктов питания в образовательные учреждения, при себе необходимо было иметь печать учреждения и шариковую ручку. 

Так, между руководителями 56-ти образовательных учреждений (заказчик) и хозяйствующими субъектами - ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1» (поставщик) заключены договоры на поставку продуктов питания.

С ИП Поливодой Д.С. (г. Семикаракорск) договоры заключены на поставку молока и молочных продуктов (кефир, ряженка), на поставку молочных продуктов (творог, сметана, сыр), на поставку растительного масла и маргарина, на поставку консервированной продукции (томатная паста, кабачковая икра, зеленый горошек, повидло), на поставку фруктового сока, на поставку продукции мукомольной промышленности (крупы, мука), на поставку прочих продуктов питания (чай, сахар, соль, макароны и др.)

С ИП Кудрявцевой Н.С. (ст. Ольгинская Аксайский р-н) договоры заключены на поставку овощей, на поставку соленых овощей, на поставку фруктов.

С ООО «Комбинат общественного питания № 1» (ст. Ольгинская, Аксайский р-н) договоры заключены на поставку охлажденного мяса цыплят, на поставку рыбы, на поставку куриных яиц, на поставку хлебобулочных изделий, на поставку мяса (говядины) и мясных продуктов (говяжья печень, полуфабрикаты из говядины), на поставку вареной колбасы и сосисок.

Все договоры заключены на срок с 09.01.2017 г. по 31.12.2017 г.

Общая стоимость поставки по каждому договору не превышает 400 000 рублей, а по некоторым договорам - 100 000 рублей.

При этом, согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе…» (далее – Закон о контрактной системе) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков  или осуществляют закупки у единственного поставщика.

Конкурентными способами определения поставщиков являются конкурсы, аукционы, запрос котировок, запрос предложений.

В тоже время, ст. 93 Закона о контрактной системе предусмотрены исключительные случаи осуществления закупки у единственного поставщика.

Так, закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей, а также в случае осуществления закупки товара, работы или услуги государственной или муниципальной образовательной организацией на сумму, не превышающую четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Между тем, из представленных объяснений руководителей образовательных учреждений (заказчиков),  следует:

29.12.2016 г. в помещении Управления образования им предоставили на подписание вышеперечисленные договоры, на которых стояла дата 09.01.2017 год, уже подписанные хозяйствующими субъектами - поставщиками продуктов питания и заверены их печатями (ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1»), с указанием количества продуктов питания и цены договоров.

Поставщики при подписании договоров не присутствовали. Договоры подписывались руководителями образовательных учреждений массово.

При этом, ранее с данными поставщиками образовательные учреждения не работали, коммерческих предложений от данный поставщиков не получали.

Уже в январе 2017 года сотрудники Управления образования передали руководителям образовательных учреждений коммерческие предложения для того, чтобы задним числом провести обоснование выбора поставщика продуктов питания и сделать расчет цены договоров.

Кроме того, из письменных пояснений ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1» следует, что проекты договоров на поставку продуктов питания в образовательные учреждения г. Волгодонска с указанием количества товара, графика поставки, реквизитов Заказчика, им были направлены с электронной почты Управления образования, после чего хозяйствующие субъекты указали в данных договорах свои реквизиты, распечатали договоры, заверили их подписью и печатью, затем передали данные договоры курьером обратно в Управление образования.

Однако, согласно п. 3 ст. 3 Закона о контрактной системе закупка товара для обеспечения муниципальных нужд (далее - закупка) -  это совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика, закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Следовательно, именно заказчик должен совершить действия, направленные на заключение контракта с поставщиком, в том числе, действия по выбору конкретного поставщика исходя из предложенной им цены контракта, качества поставляемых товаров, деловой репутации поставщика и др.

Кроме того, согласно ст. 2 «Порядка взаимодействия Управления образования г. Волгодонска и муниципальных образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования г. Волгодонска», утвержденного Решением Волгодонской городской  Думы от 05.03.2008 г. № 35 (далее – Порядок), Управление образования осуществляет определение поставщиков на поставки товаров для нужд заказчиков (образовательных учреждений) путем проведения запроса котировок, запроса предложений, открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием двухэтапного конкурса, аукциона в электронной форме. Определение поставщиков для нужд заказчиков (образовательных учреждений) иными способами осуществляется самими заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе.

Из изложенного следует, что закупка продуктов питания у единственного поставщика, в том числе выбор этого поставщика, осуществляется заказчиком (образовательным учреждением) самостоятельно.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, решение о выборе поставщика продуктов питания, как элемент закупки, принималось не заказчиком (образовательным учреждением), а Управлением образования, поскольку именно Управление образования выбрало трех конкретных хозяйствующих субъектов - поставщиков продуктов питания (ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1»), направило им на подписание проекты договоров на поставку продуктов питания в образовательные учреждения и дало указание образовательным учреждениям заключить договоры поставки только с данными поставщиками.

Кроме того, в результате вышеперечисленных действий Управления образования ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1» получили преимущество перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на рынке поставок продуктов питания (ООО «Цимлянский мясокомбинат», ООО «Спутник», ИП Арженовский Е.С., ИП Васько А.Н.), поскольку получат прибыль от исполнения договоров поставки.

При этом, не достигнув устной договоренности с Управлением образования, данные хозяйствующие субъекты не получили бы указанного преимущества, поскольку мала вероятность того, что в экстренном положении (позднее доведение лимитов) заказчики заключили бы прямые договоры с ранее не известными им поставщиками, которые не подтвердили свою репутацию на рынке поставки продуктов питания в г. Волгодонске.

Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии соглашения между Управлением образования и хозяйствующими субъектами – ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1», которое направлено на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ по оптовой торговле пищевыми продуктами для нужд образовательных учреждений в г. Волгодонске.

При этом, ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, к ограничению доступа на товарный рынок.

При рассмотрении настоящего дела антимонопольным органом проведен анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения, в порядке, предусмотренном ч. 5.1 ст. 45 ФЗ «О защите конкуренции» и Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке».

Временной интервал исследования товарного рынка определен с 01.01.2016 г. по 02.05.2017 г.

Продуктовыми границами товарного рынка в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 г. № 14-ст являются работы по оптовой торговле пищевыми продуктами (46.3).

Поскольку договоры заключены на поставку продуктов питания образовательным учреждениям г. Волгодонска, географические границы товарного рынка определены границами г. Волгодонска.

Комиссия Ростовского УФАС России по рассмотрению дела № 225/04 о нарушении антимонопольного законодательства, учитывая совокупность имеющихся в деле доказательств, считает, что доводы ответчиков об отсутствии в их действиях нарушения антимонопольного законодательства являются несостоятельными и приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия  Управления образования, ИП Поливода Д.С., ИП Кудрявцева Н.С., ООО «Комбинат общественного питания № 1», которые направлены на ограничение доступа иных хозяйствующих субъектов на рынок работ по оптовой торговле пищевыми продуктами для нужд образовательных учреждений в г. Волгодонске, по ст. 16 ФЗ «О защите конкуренции».

 

 

Председатель Комиссии                                                                К.А. Коренченко

 

  

Члены Комиссии:                                                                           А.И. Пахальян

 

О.С. Ратникова

 

О.А. Изварина

 

 

                                                                                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны