Решение б/н Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательств... от 28 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение

 

  • часть решения оглашена: 21.03.2017г. город Ростов-на-Дону

В полном объеме решение изготовлено: 28.03.2017г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – Ростовское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Председатель Комиссии: Батурин С.В. – заместитель руководителя управления – начальник отдела информационно-аналитического и взаимодействия с полномочным представителем Президента РФ.

Члены Комиссии: Стрижакова Г.В. – главный специалист - эксперт отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

Варавва Е.Н. – старший специалист 3 разряда отдела контроля за соблюдением антимонопольного законодательства,

 

рассмотрев дело № 86/02 от 19 января 2017 года по признакам нарушения акционерным обществом теплоэнергетического предприятия тепловых сетей «Теплоэнерго» (далее – АО ТЭПТС «Теплоэнерго», 347900, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Ломакина, д. 23 а) п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), руководствуясь ст. 48.1 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Ростовское УФАС России поступило заявление муниципального унитарного предприятия «Таганрогэнерго» (далее - МУП «Таганрогэнерго», 347923, г. Таганрог, ул. Инструментальная, 23/2) о неправомерных, на его взгляд, действиях АО ТЭПТС «Теплоэнерго», выразившихся в нарушении п. 4 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции».

На деятельность АО ТЭПТС «Теплоэнерго» распространяются ограничения, установленные ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» ввиду следующего.

Согласно ч. 5 ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Статья 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147 – ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях») определяет, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Под понятием естественной монополии понимается такое состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи, с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

В ходе анализа состояния конкуренции на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии, проведенного Ростовским УФАС России в соответствии с Порядком, установлено, что АО ТЭПТС «Теплоэнерго» занимает доминирующее положение на рассматриваемом рынке в границах инженерно-технических сетей, принадлежащих АО ТЭПТС «Теплоэнерго».

Поскольку теплопринимающее оборудование потребителей подключено к сетям инженерно-технического обеспечения АО ТЭПТС «Теплоэнерго», а услуга теплоснабжения, оказываемая АО ТЭПТС «Теплоэнерго» не может быть заменена иной услугой, равно как не может быть заменена услугой других организаций, то на деятельность АО ТЭПТС «Теплоэнерго» на рассматриваемом товарном рынке распространяются ограничения, определенные частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ) в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 92 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 № 808 (далее - Правила № 808) в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии (мощности), теплоносителя, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем 1 период платежа, установленный этим договором, а также в случае нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 93 Правил № 808 установлено, что до введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения 2-го периода платежа или в случае неустранения нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также в случае несоблюдения установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок. При задержке платежей или неустранении нарушений в установленный срок теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя не менее чем за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и (или) снижения его температуры.

Исходя из п. 94 Правил № 808, если по истечении 5 дней со дня введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность или не устранены нарушения условий договора о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя и (или) нарушения режима потребления тепловой энергии, существенно влияющих на теплоснабжение других потребителей в данной системе теплоснабжения, а также установленных техническими регламентами обязательных требований безопасной эксплуатации теплопотребляющих установок, теплоснабжающая организация прекращает подачу тепловой энергии и теплоносителя, письменно уведомив потребителя не менее чем за 1 сутки о дате и времени полного прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

Между МУП «Таганрогэнерго» и АО ТЭПТС «Теплоэнерго» заключен договор энергоснабжения № 334 от 01.11.2008г.

МУП «Таганрогэнерго» допустило задолженность перед АО ТЭПТС «Теплоэнерго» за потребленную тепловую энергию в размере 9440 рублей за один платежный период.

АО ТЭПТС «Теплоэнерго» 25.11.2016 направило в адрес МУП «Таганрогэнерго» предупреждение об ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии, в котором также было указано на наличие по состоянию на 24.11.2016г. задолженности в размере 9440 и указано на то, что в срок не погашения задолженности в срок до 29.11.2016г. с 11.00 часов 30.11.2016г. будет введено ограничение режима потребления тепловой энергии на объекте по адресу ул. Свободы, 20. Также АО ТЭПТС «Теплоэнерго» предупреждало, что в случае непогашения задолженности в течение 10 дней после введения ограничения будет вынуждено полностью прекратить подачу тепловой энергии.

АО ТЭПТС «Теплоэнерго» ввело ограничение подачи тепловой энергии на объект МУП «Таганрогэнерго» по адресу: ул. Свободы, 20, путем установки ограничительного устройства, о чем составлен соответствующий акт.

Однако, АО ТЭПТС «Теплоэнерго» не соблюдена процедура введения ограничения и прекращения подачи теплоносителя, установленная пунктами 92-94 Правил № 808.

Кроме того АО ТЭПТС «Теплоэнерго» возобновило поставку тепловой энергии МУП «Таганрогэнерго» в полном объеме 08.12.2016г. то есть только после принятия Арбитражным судом Ростовской области определения о принятии обеспечительных мер от 06.12.2016г. по делу № А53-25912/13 которым АО ТПТС «Теплоэнерго» запрещено вводить ограничение и/или прекращение поставки тепловой энергии на объект МУП «Таганрогэнерго», находящийся по адресу: 343900, Ростовская область, г.Таганрог, ул.Свободы, 20.

Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2017г. определение Арбитражного суда Ростовской области о принятии обеспечительных мер от 06.12.2016г. по делу № А53-25912/13 оставлено без изменения.

В соответствии с ч. 5 ст. 271, ч. 1 ст. 266 и ч. 2 ст. 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Таким образом, вывод о неправомерности действий АО ТЭПТС «Теплоэнерго» подтверждается вступившим в законную силу судебным актом.

Из системного толкования ст. 10 ГК РФ и ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» следует, что для квалификации действий (бездействия) как злоупотребляющих доминирующим положением достаточно любого из перечисленных последствий (ограничение конкуренции или ущемление прав лиц).

Для состава указанного правонарушения необходимы следующие условия: доминирующее положение хозяйствующего субъекта на соответствующем товарном рынке, действие хозяйствующего субъекта и наступление одного из перечисленных последствий.

Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимся в постановлении от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» приведенный в ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» перечень запрещенных действий не является исчерпывающим. Оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст. 13 ФЗ «О защите конкуренции», и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Согласно п. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. В силу п. 4 ст. 1 ГК РФ никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

Таким образом, АО ТЭПТС «Теплоэнерго» нарушив процедуру введения ограничения и прекращения подачи теплоносителя, установленную пунктами 92-94 Правил № 808 в отношении МУП «Таганрогэнерго» совершило действия, являющееся недобросовестным поведением и нарушением п. 4 ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» в соответствии с которой запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствие с ч. 1 ст. 50 ФЗ «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необходимости выдачи АО ТЭПТС «Теплоэнерго» предписания об отзыве направленного в адрес МУП «Таганрогэнерго» предупреждения об ограничении (прекращении) подачи тепловой энергии от 25.11.2016г. № 4736.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать АО ТЭПТС «Теплоэнерго» нарушившим пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. На основании пункта 1 настоящего решения выдать АО ТЭПТС «Теплоэнерго» предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Передать материалы дела специалисту Ростовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АО ТЭПТС «Теплоэнерго».

 

Председатель Комиссии: С.В. Батурин

 

Члены Комиссии: Г.В. Стрижакова

Е.Н. Варавва

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Ростовской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны