Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 061/01/17.1-1988/2020 О НАРУ... от 8 октября 2020 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 061/01/17.1-1988/2020 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА К РАССМОТРЕНИЮ

 

08.10.2020                                                                                                              г. Ростов-на-Дону

 

Председатель Комиссии Ростовского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Ростовское УФАС России из прокуратуры Обливского р-на поступило обращение <…> (вх. № 17156 от 15.09.2020) о нарушении порядка предоставления муниципального имущества в аренду.  

Согласно представленным документам, между МБУЗ «Центральная районная больница» Обливского р-на (далее – ЦРБ) и ООО «ТТТ-Медсервис» по результатам проведения аукциона по извещению № 290818/22112203/02 заключен договор аренды нежилого помещения от 02.10.2018 № 486 (далее – Договор аренды), согласно которому в аренду передано муниципальное имущество, находящееся в оперативном управлении: нежилое помещение общей площадью 24,1 кв. м., включающее в себя помещения № 49, № 36 (1 этаж, литер: В, в), часть площадью 9,9 кв. м., которого является частью здания с кадастровым номером 61:27:0070118:91, часть площадью 14,2 кв. м. является частью здания с кадастровым номером 61:27:0070118:109, расположенных по адресу: Ростовская обл., Обливский р-н, ст. Обливская, ул. Луначарского, 8; целевое назначение: для размещения аптечного пункта. Срок действия договора составляет 5 лет.

Письмом ЦРБ от 18.02.2020 № 200, направленном в адрес ООО «ТТТ-Медсервис», выражено согласие о передаче имущества в субаренду.

05.03.2020 между ООО «ТТТ-Медсервис» и ООО «Медсервис+» заключен договор уступки прав (требований) и обязанностей по Договору аренды (далее – Договор уступки). ООО «ТТТ-Медсервис» уведомило ЦРБ о заключении данного договора.

Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества определены ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

В силу ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, перечисленных в данной статье.

Согласно ч. 3 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» в таком же порядке осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным бюджетным и казенным учреждениям, государственным органам, органам местного самоуправления.

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» без проведения процедуры торгов передается имущество в субаренду или в безвозмездное пользование лицом, которому права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества предоставлены по результатам проведения торгов или в случае, если такие торги признаны несостоявшимися, либо в случае, если указанные права предоставлены на основании государственного или муниципального контракта или на основании п. 1 настоящей части.

В соответствии с законодательством РФ перенаем - это сделка, по условиям которой осуществляется передача всех прав и обязанностей, содержащихся в конкретном договоре аренды. При заключении вышеуказанного договора о передаче (уступке) прав и обязанностей по договору аренды муниципального недвижимого имущества произошла замена стороны по договору аренды с переходом всех прав и обязанностей новому арендатору (цессионарию). Фактически произошло заключение нового договора.

Заключенный между ООО «ТТТ-Медсервис» и ООО «Медсервис+» Договор уступки невозможно приравнивать к договору субаренды или безвозмездного пользования, соответственно исключение, указанное в п. 16 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», применить при заключении указанного договора нельзя.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов, в том числе при предоставлении данных прав на такое имущество медицинским организациям.

Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (далее - Положение), установлено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Таким образом, передача государственного или муниципального имущества без проведения торгов возможна индивидуальным предпринимателям или организациям любой организационно-правовой формы, осуществляющим медицинскую деятельность в соответствии с перечнем работ (услуг), установленных Положением.

Вместе с тем фармацевтическая деятельность представляет собой деятельность, включающую в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, в том числе дистанционным способом, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов (ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).

Аптечное учреждение - организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами, изготовление и отпуск лекарственных средств. К аптечным учреждениям относятся аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные магазины, аптечные киоски.

Таким образом, аптечные учреждения не являются организациями, осуществляющими медицинскую деятельность.

С учетом вышеизложенного передача государственного или муниципального имущества лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность, в том числе аптечным пунктам, не подпадает под исключения, предусмотренные п. 6 ч. 1 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», и осуществляется в общем порядке, установленном ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции», - по результатам торгов (конкурсов, аукционов).

В соответствии с п. 2 ст. 615 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем) и передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем), если иное не установлено названным Кодексом, другим законом или иными правовыми актами.

Согласно п. 1 ст. 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.

В результате уступки требования происходит передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества от арендатора к другому лицу.

В соответствии с п. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Следовательно, заключение договоров переуступки права аренды в отношении государственного имущества также должно осуществляться в порядке, установленном ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Указанные выводы подтверждаются судебной практикой: постановление Президиума ВАС РФ от 17.04.2012 по делу № А40-102293/10-148-587.

В нарушение требований ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции» переход (уступка) прав арендатора от ООО «ТТТ-Медсервис» к ООО «Медсервис+» осуществлен без проведения конкурса или аукциона на право заключения такого договора.

Перемена лиц в договоре аренды направлена на получение ООО «Медсервис+» прав владения и пользования в отношении муниципального недвижимого имущества вне аукциона или конкурса и свидетельствует о предоставлении данному лицу преимущества перед другими хозяйствующими субъектами.

В нарушение установленного порядка переход права аренды на недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и принадлежащее на праве оперативного управления ЦРБ, произведен без проведения конкурса или аукциона.

Таким образом, в действиях ЦРБ, выразившихся в предоставлении ООО «Медсервис+» права пользования нежилыми помещениями без проведения торгов, усматриваются признаки нарушения ч. 3 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

На основании изложенного издан приказ Ростовского УФАС России от 07.10.2020 № 384 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ЦРБ ч. 3 ст. 17.1 ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь ч. 13 ст. 44 ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело № 061/01/17.1-1988/2020 к рассмотрению на 11.11.2020 в 11 час. 00 мин. по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 2/2, оф. 403, ком. 20.

Участие в рассмотрении настоящего дела можно принять в режиме видеоконференц-связи.

Для участия в рассмотрении дела участникам необходимо:

1) перейти по ссылке: https://fas3.tconf.rt.ru/c/7615101977

2) до даты рассмотрения дела направить на адрес <…> документы, подтверждающие полномочия лиц, участвующих в рассмотрении дела (доверенность, паспорт).

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заявителя – <…>

3. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве ответчика – МБУЗ «Центральная районная больница» Обливского р-на.

4. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве заинтересованных лиц – ООО «ТТТ-Медсервис», ООО «Медсервис+».

5. МБУЗ «Центральная районная больница» Обливского р-на представить в Ростовское УФАС России в срок до 02.11.2020 следующие документы (заверенные копии) и информацию:

5.1. Письменное мотивированное обоснование со ссылками на нормы законодательства предоставления ООО «Медсервис+» права пользования нежилыми помещениями без проведения торгов;

5.2. Представить действующие договоры, предусматривающие переход прав владения и пользования нежилыми помещениями, находящимися в пользовании учреждения (со всеми дополнениями, приложениями, в том числе платежные поручения и выписки с лицевого счета, подтверждающую оплату арендной платы), а также согласия собственника нежилого помещения на заключение указанных договоров;

5.3. Представить переписку с ООО «ТТТ-Медсервис» относительно передачи права пользования нежилыми помещениями иному лицу.

6. ООО «ТТТ-Медсервис» представить в Ростовское УФАС России в срок до 02.11.2020 следующие документы (заверенные копии) и информацию:

6.1. Письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем определении;

6.2. Указать причины и правовые основания заключения с ООО «Медсервис+» договора уступки прав (требований) и обязанностей;

6.3. Представить доказательства осуществления деятельности в нежилых помещениях, предоставленных по договору аренды от 02.10.2018 № 486, до передачи ООО «Медсервис+» указанных помещений.

7. ООО «Медсервис+» представить в Ростовское УФАС России в срок до 02.11.2020 следующие документы (заверенные копии) и информацию:

7.1. Письменные пояснения относительно фактов, изложенных в настоящем определении;

7.2. Представить доказательства осуществления деятельности в нежилых помещениях, предоставленных по договору уступки прав (требований) и обязанностей от 05.03.2020.

 

Предоставление информации возможно на электронный адрес: <…>.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны