Решение б/н Решение по делу от 23 сентября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 062/05/5-562/2020

 

Резолютивная часть оглашена «16» сентября 2020

В полном объеме изготовлено «23» сентября 2020

г. Рязань

Комиссия Рязанского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии – <…>,

при участии представителя ООО «Кристалл» - <…> (доверенность от 15.09.2020),

рассмотрев дело № 062/05/5-562/2020 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту размещения в сети Интернет недостоверной рекламы с заголовком: «Скоро в Дашко-Песочне появится дом, который изменит все»

УСТАНОВИЛА:

В адрес Рязанского УФАС России поступило заявление <...> от 18.06.2020 (вх. № 3489) о нарушении рекламного законодательства при распространении 15.06.2020 недостоверной рекламы c заголовком: «Скоро в Дашко-Песочне появится дом, который изменит все» в сети Интернет по адресам:

-<…> (на сайте ООО "Рязанские порталы");

-<….> (на сайте АО ИД «Комсомольская правда»);

-<…> (на сайте ООО «Медиа-Регион»).

Как указывает заявитель, на данных сайтах содержится информация о строительстве жилищного комплекса «Березка на Новоселов» с рекламой следующего содержания: «…самые выгодные цены на квартиры»; «Это уникальный дом с лучшим расположением в Дашково-Песочне. 0 метров до нового детского сада. 280 метров до школы на 1100 мест. 400 метров до поликлиники».

По мнению заявителя, данная реклама является недостоверной, вводит в заблуждение потенциальных покупателей, в связи с чем просит антимонопольный орган пресечь нарушение требований ФЗ "О рекламе".

При рассмотрении заявления Рязанским УФАС России осуществлен осмотр интернет-страниц по адресам:

-<…>;

-<…>;

-<…>, что зафиксировано протоколом осмотра сайтов от 29.06.2020.

Для установления рекламодателя Рязанским УФАС России направлены запросы от 30.06.2020 исх.№ 3839 в адрес АО ИД «Комсомольская правда»; исх. № 3837 в ООО «Рязанские порталы»; исх. №3872 в ООО «Медиа-Регион».

20.07.2020 вх. № 4244 в адрес управления поступил ответ ООО «Рязанские порталы», согласно которому между ООО «Рязанские порталы» и ООО «Кристалл» (ИНН 6215031345, <….>) заключен договор возмездного оказания услуг № 1-6/20 от 20.06.2020 на распространение указанной рекламы.

В соответствии с п. 3.1.4 данного договора ООО «Рязанские порталы» (Исполнитель) обязуется разместить рекламу ООО «Кристалл» (Заказчик), которая должна соответствовать ФЗ «О рекламе».

Согласно п.3.1.6 договора Заказчик несет полную ответственность за точность, правильность и достоверность размещаемой информации в соответствии с действующим законодательством РФ.

17.07.2020 вх. № 4243 поступил ответ ООО «Мастер Медиа Групп», согласно которому между ООО «Мастер Медиа Групп» и ООО «Кристалл» (ИНН 6215031345, <.>) заключен договор № 44 от 01.06.2020 на размещение указанной рекламы.

Согласно п.4.1 данного договора ООО «Мастер Медиа Групп» (Исполнитель) не несет ответственность перед третьими лицами за достоверность размещаемых информационных материалов (баннера) ООО «Кристалл» (Заказчик) рекламы.

На основании изложенного возбуждено дело о нарушении Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») в отношении ООО «Кристалл».

Определениями по делу № 062/05/5-562/2020 по признакам нарушения части 2, части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» у ООО «Кристалл» запрошены документы и сведения, необходимые для рассмотрения дела, в том числе мотивированное объяснение по факту предъявленного нарушения.

16.09.2020 в адрес управления поступило письменное объяснение ООО «Кристалл» (вх. от 16.09.2020 №5486), согласно которому спорная реклама разрабатывалась обществом самостоятельно по заключенным договорам с ООО «Рязанские порталы», ООО «Мастер Медиа Групп», ООО «Радио Интернешнл».

При рассмотрении дела 16.09.2020 представитель ООО «Кристалл» поддержала доводы, изложенные в объяснениях от 16.09.2020, и пояснила следующее.

При разработке текста указанной рекламы в части «самые выгодные цены» обществом «Кристалл» учитывались цены, установленные на объекты недвижимости под брендом «Капитал – Строитель жилья», в части «дом с лучшим расположением в Дашково-Песочне» руководствовалось данными проведенного опроса жителей указанного района. Но данные критерии не были указаны в распространяемой рекламе. При указании расстояний до школы и поликлиники учитывалось расстояние от границы земельного участка, на котором осуществляется строительство до забора школы № 75 и до входа в поликлинику; 0 метров до нового сада, который еще не построился.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Кристалл» сообщила, что в настоящее время рекламные материалы не распространяются.

Комиссия управления, рассмотрев и материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространяемая информация является рекламой, так как соответствует критериям рекламы, указанным в статье 3 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недобросовестной признается реклама, которая содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

В соответствии с частью 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В связи с этим, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один" должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.

Поэтому реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной как содержащая не соответствующие действительности

сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.

Использование в рекламе сравнительной характеристики посредством утверждений в превосходной степени без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, означает возможность проведения такого сравнения по любому критерию.

Распространяемая реклама с содержанием: «Самые выгодные цены», «дом с лучшим расположением» должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ "О рекламе" недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Указанный в рекламе новый детский сад не построен. Следовательно, реклама с содержанием «0 метров до нового сада» не соответствует действительности и противоречит требованиям п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».

Так как, в вышеуказанной рекламе присутствует информация сравнительной характеристики без указания конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение, это нарушает требования пункта 1 части 2, пункта 1 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункту 44 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, при установлении факта нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган в целях прекращения дальнейшего нарушения выдает лицу (лицам), обязанному (обязанным) устранить выявленное правонарушение, предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган обязан предпринять все зависящие от него действия, направленные на пресечение дальнейшего распространения ненадлежащей рекламы (пускай и в незначительно измененном виде, но содержащей тот же типовой объект рекламирования), в целях обеспечения реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, что обосновано статьями 1, 33, 36 ФЗ «О рекламе».

В дело ООО «Кристалл» не представлено документальных доказательств прекращения распространения рассматриваемой рекламы.

Предписание само по себе направлено на устранение нарушений, выявленных при рассмотрении конкретного дела, не является мерой ответственности стороны, исходит из выбранного уполномоченным органом способа защиты общественных отношений, исходя из положений Закона о рекламе, а также законных прав потребителей, конкурентов и иных заинтересованных лиц.

На основании изложенного Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи ООО «Кристалл» предписания о прекращении (недопущении дальнейшего) нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно размещения (распространения) рекламы, нарушающей положения ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Рязанского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать рекламу, распространенную 15.06.2020 под заголовком: «Скоро в Дашко-Песочне появится дом, который изменит все» в сети Интернет по адресам:

-<…>(на сайте ООО "Рязанские порталы");

-<...> (на сайте АО ИД «Комсомольская правда»);

-<…> (на сайте ООО «Медиа-Регион»)

недостоверной, поскольку в ней нарушены требования п.1 ч.2, п. 1,2 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

2. Выдать ООО «Кристалл» предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Рязанского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

<…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны